Уход в проекты конец


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Уход в "проекты" -- конец "цветной волны"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уход в «проекты» -- конец «цветной волны»

Статья написана 13 июня 2011 г. 20:31

Кратенько обосную тезис, заявленный в заголовке, потом где-нибудь разверну.

Что такое «издательский проект»? Это конвейерное производство, сборка конечного продукта из готовых деталей. На одной линии собирают «Лексус», на другой -- «Ладу-Калину», на одной -- АКМ, на другой «узи», на одной «Вархаммер», на другой «Этногенез». Где-то работают пьяницы и раздолбаи, где-то сознательные пролетарии, но принцип остается неизменным. Границы заданы, вектор предопределен -- за работу, товарищи! По большому счету, это справедливо для всей массовой литературы, т.е. для подавляющего большинства фантастических произведений. Но только в «проектах» этот принцип легитимизирован, узаконен. Ничего не имею против сознательного пролетариата, но если ты встал к станку -- распрощайся с амбициями инженера, изобретателя, творца. Отныне и вовек ты исполнитель, более-менее толково реализующий чужие замыслы. Мудро поступил Константин Рыков, убрав нафиг с обложек серии «Этногенез» фамилии конкретных авторов. Какое дело чуваку, рассекающему на «Калине», Петя или Ваня устанавливал коленвал, Зоричи или Волков писали очередной роман? Торговая марка -- вот что важно!..

Для т.н. «цветной волны» (пока она существовала) была характерна фигура чудака, изобретателя-одиночки, фрилансера, «свободного художника», независимой творческой единицы. Этот образ невольно ассоциировался у читателя с образом автора, который «гуляет сам по себе». И этим «цветноволнисты» выгодно отличались от подавляющего большинства наших фантастов, верных «формату». Отказавшись от творческой индивидуальности, согласившись стать не самыми важными участниками производственного процесса, перейдя в разряд рабочих у конвейера, Шимун Врочек, Карина Шаинян, Дмитрий Колодан и другие поставили на сложившемся образе жирный крест. Работу в «проекте» (чисто для поддержания штанов) иногда может позволить себе автор сложившийся, у которого уже есть в активе два десятка романов. В свое время и в котельных нищие поэты отсиживались, и в сторожах, и в дворниках... Но если «на конвейер» уходит писатель, только-только выпустивший первый роман, это как правило дорога в один конец. Слишком уж велик соблазн. Прекрасно понимаю, что на пустой желудок нетленку не сотворишь, но не лучше ли вагоны разгружать или колонки в «глянец» пописывать? Возможностей-то сейчас масса, чай не 1984 год... Да и чисто по-человечески, по-читательски обидно: персонажей, готовых за хорошую денежку постоять у конвейера, среди фантастов сегодня полно, в очереди давятся, а вот тех, кто способен сочинять нечто авторское, неформатное, арт-хаусное -- днем с огнем не сыщешь.





305
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 10:29
Безо всякого осуждения в сторону авторов и какого-либо уничижительного контекста.
Касаемо взаимоотношений читатель-писатель.
Я вот с большим интересом и часто с удовольствием читал упомянутых авторов. А проекты их я читать не буду. Не потому, что плохо, позорно, предосудительно и прочая лабуда, а потому как мне это не интересно.
Я вот отслеживал ситуацию с Лазарчуком, ибо я сам давний его поклонник и у меня множество друзей, разделяющих мое увлечение. И выясняется, что прежнему читателю (разумеется я говорю не в абсолютных категориях) не очень интересно читать его проектные вещи. Т.е. Лазарчук помаленьку теряет своего читателя, который был с ним эти годы. А вот приобретает ли он другого — это вопрос. Бааальшой вопрос.
Предвижу тут упрек: очевидно, что читатель этот не смог автору обеспечить должный уровень жизни. А проект очевидно смог.
Т.е. тут возникает «смена читателя». В проектах он несколько другой, а прежний читатель в их числе скорее исключение. На обложках Этногенеза даже вон фамилии автора не пишут.

Вернутся ли они потом? Ой, не знаю. НЕ знаю. К кому возвращаться? К читателю, который их не может прокормить? В «куда»?
Ждем, смотрим.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 13:34
У проекта другой читатель -- тот, который не на имена ориентируется, а на брэнды. Нормальный процесс, переход от ремесленного к мануфактурному производству. А представь, что будет, когда к индустриальному этапу перейдем! :-D
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 15:31

цитата vvladimirsky

У проекта другой читатель -- тот, который не на имена ориентируется, а на брэнды.
Вы не совсем правы сказал Лёша доставая с полки проектный роман Успенского.:-)
Да и сами писали что он вроде как усидел на двух стульях.
Или ему уже можно самозакапываться? Или он потом раскопается?
Я во-первых не стал бы «хоронить Карину и Диму заранее.
Я оба романа планирую прочесть и решать по факту.
Я бы еще сказал что средние вещи пишут и писали практически все, за исключением быть может Стругацких. Так что все нормально.
И еще знаете на сытый желудок о душе как-то лучше думается. Может покушав тот еще шедевр учудят.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 15:41
Я тоже планирую прочесть «этногенезовские» романы Шаинян, Колодана и Врочека, «сталкеровский» роман Владимира Березина и т.д. Как прочитал «прометрошный» роман того же Врочека, «сталкеровские» романы Успенского и Лазарчука... Речь немножко о другом. О том, что участие в «проекте» = утрата самости, уникальности. Ну, я лично против «Макдональдсов», «крупнейшей в мире сети бесплатных туалетов», не имею. С удовольствием там перекусываю, когда нет времени. Добротно, качественно, единообразно.


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:43
И снова эти волны в тазике.
Над всей Швецией безоблачное небо...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 13:51
Глеб, ну хоть ты-то читай внимательно. Цитирую:

цитата vvladimirsky

Для т.н. «цветной волны»
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 13:55
Ы? Что я не понял?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 14:15
«Так называемая», название в кавычках... Ладно, проехали.


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 15:35

цитата vvladimirsky

Отказавшись от творческой индивидуальности, согласившись стать не самыми важными участниками производственного процесса, перейдя в разряд рабочих у конвейера, Шимун Врочек, Карина Шаинян, Дмитрий Колодан и другие поставили на сложившемся образе жирный крест.
Это уже прозвучало в комментариях ранее, но присоединяюсь к уже высказанному недоумению: «ШО ТАКОЕ???» Какой «крест»?
Елена Хаецкая пишет в надцать проектов и своё прекрасно успевает сделать. Быть Хаецкой она не перестала, хотя пишет за Д.Брайана, В.Ленского и ещё за кучу людей;-)

Читаешь пост, и недоумеваешь: что, Колодан, Шаинян и Врочек подписали кабальные контракты (5 романов в год в рамках проекта) на 50 лет вперёд?? Сомневаюсь.

Что такого произошло? Ну, написали люди по книжке, подзаработали, дальше — свобода воли и действий. Захотят писать своё — будут писать своё. Не захотят — значит, никакие они не писатели, а так, баловство одно.

Но я почему-то уверена, что Колодан будет писать о своём и дальше.8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 15:42

цитата Veronika

Читаешь пост, и недоумеваешь: что, Колодан, Шаинян и Врочек подписали кабальные контракты (5 романов в год в рамках проекта) на 50 лет вперёд??


Не знаю, как конкретно Колодан и Шаинян, а вообще в «Этногенезе» пишут по 3 романа. За 1,5-2 года в среднем. А там и новые проекты созреют... Вот, один автор вроде бы зарекся после участия в «Метро» писать под проекты -- однако, как сообщают дображелатели, впахивает сейчас на «Этногенез» как миленький.

Гонорары и тиражи, тиражи и гонорары. Соблазнительно.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 16:09

цитата vvladimirsky

Гонорары и тиражи, тиражи и гонорары. Соблазнительно.
А большие гонорары? Не в курсе?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 16:11
Не в курсе. Но уж всяко на порядок больше, чем за издание в каком-нибудь неформатном издательстве.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 00:54
300 тыс = книга
приличную часть дают авансом
срок написания 10 ал = 3 мес

информация из вторых рук
головой не ручаюсь, но близко к реальности
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 01:07
Ну, нормально. А книга -- это имеется в виду три по 10 а.л., или каждая по отдельности?
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 03:48
1 книга 10 ал
за каждую по 300
возможно, звезды получают больше
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 04:12
Ну и нафига при таких гонорарах придумывать какие-то объяснения?
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 04:18
Никаких объяснений кроме того, что платят. А зачем оправдываться? Литературе-то всё равно. :)
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 04:38
Да, я тоже резко захотел написать «Этногенез». :-D Это в три раза больше, чем я за год зарабатываю. А главное -- не разгрузкой вагонов, а написанием какой-то фигни. :-D
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 15:28
лучше писать фигню, чем её разгружать, поверь :)
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 16:11
Да я в курсе, если что. Поэтому всегда с долей иронии воспринимаю высокопарные писательские рассуждения о трудоемкости литературного труда...
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 16:14
Я тоже.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 20:46
Зато и жизнь расцвечивает, согласись. Идешь этак по Гороховой на очередной шабаш литературных фриков, а там мужики ломами асфальт ковыряют. Посмотришь на них, и понимаешь, что жизнь в режиме «ненормированный рабочий день между компьютером и диваном» сама по себе чудесна -- несмотря на скромные доходы 300-400 тысяч деревянных в год. А потом послушаешь жалобы какого-нибудь писателя-популяризатора, как его утомили бесконечные интервью, заодно и повеселишься. :-D
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 20:56
400 тыс в год? да ты жируешь!
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 21:18
В Питере, в моем возрасте и с моей, пардон за пафос, квалификацией можно втрое больше зарабатывать. Как минимум раза в полтора, если в офис пойти, мудрые книжки о лечении мочой выпускать.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 21:40
Жируешь-жируешь, не оправдывайся. Нет, чтобы к нам в провинцию, заниматься делом...
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 21:43
Лучше уж вы к нам... Фигнёй маяться. ;-)
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 10:23

цитата Buhrun

300 тыс = книга
Ну это всего 4 % от рознечной цены. «Хакеры» тираж 30000, цена 270 рублей в среднем.
Так что еще вопрос кто кого имеет.o_O
Или я что-то путаю?
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 11:40
Никогда роялти не начисляются с розничной цены. Если только с отпускной цены издательства, а она может быть и в 3, и в 4 раза ниже того, что вы видите в магазине.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 15:02

цитата breg

Никогда роялти не начисляются с розничной цены. Если только с отпускной цены издательства, а она может быть и в 3, и в 4 раза ниже того, что вы видите в магазине.
Я в курсе, но у нас в отличие от запада гонорары писателей являются великой тайной, и народ теряется в догадках по этому вопросу.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 17:00
Они и на западе не особо афишируются. А те что афишируются идут как часть компании раскрутки.
«Ах, за эту рукопись выплатили 12 000 000 аванса!» И всем сразу интересно.
А так на Западе законы финансовой тайны куда круче наших.


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 17:02
У меня складывается такое эмпирическое ощущение:
Мы все где-нибудь да работаем. Кому работа нравится, кому нет. Но мы работаем, потому как это дело, которое нас кормит.
Так и проект. Работа, которая кормит.
Не более того, но и не менее.
Мало кто меняет сто тысячную зарплату на МРОТ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 20:50

цитата Karavaev

У меня складывается такое эмпирическое ощущение:
Мы все где-нибудь да работаем.


Это ощущение в целом верное, но обобщать не стоит. Кто-то сидит на шее у жены/мужа, кто-то на пенсии, кто-то с огорода кормится, пара моих знакомых (писателей) живет на доходы от сдачи квартир, еще пара (не писателей) выгодно вложили деньги... Многое зависит от уровня запросов. Ну и от того, что для тебя важнее: куча бабла или персональный психологический комфорт.


Ссылка на сообщение29 июня 2011 г. 19:00
сначала показалось, что ты паникуешь. читнула «Пангею» и «Рим». много думала... и продолжаю думать :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2011 г. 19:16
Ну, думать -- это всегда полезно.

А я не паникую, я провоцирую. Мысль взбадриваю. Чтоб шыбче двигалась.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2011 г. 19:52
готовишься к круглому столу? нет чтобы плюшками и ватрушками запастись :beer:
 


Ссылка на сообщение29 июня 2011 г. 19:53
Плюшек и ватрушек мне и так хватает. Мне скучно, бес... (ц)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2011 г. 19:57
и бес кого ж тебе, бедняге, скучно? :-))) кстати, плюшек может не хватать некоторым участникам, которые еще не продали душу диаволу за ночь с тобой скромный гонорар!
Страницы: 12

⇑ Наверх