Про мистических


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Про мистических писателей
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Про мистических писателей

Статья написана 17 октября 2008 г. 23:10

Мой хороший товарищ, писатель и журналист Игорь Дудинский, высказал одну небезынтересную мысль, которой мне хотелось бы поделиться с моими коллегами-фантлабовцами.

Разговор у нас шел о моде на всяческую мистику, без которой уже не обходится практически ни одно мало-мальски заметное литературное произведение. Порой создается такое впечатление, что писатели не могут даже слова сказать «в простоте». Дудинский сказал мне примерно следующее:

  В один прекрасный день писателю становится скучно копаться в вечном возвращении, и он задает себе вопрос: «А не пора ли мне замахнуться на Господа понимаете ли нашего Бога?» И сам себе отвечает: «И замахнусь, и замахнусь». Я, конечно, утрирую, но  подавляющее большинство писателей не понимают одной простой вещи. Чтобы «замахиваться» на высшие сферы, надо быть как минимум посвященным в них, реально причаститься их тайнам.  Кого, кроме Мамлеева, можно назвать «посвященными»? Надеюсь, ты понимаешь, что такое посвящение и ценой каких титанических усилий оно достигается. Недаром все крутые мистические авторы кончали трагически. А если человек пишет «эзотерическую» прозу и ходит в фитнес клуб, где усиленно заботится о своем здоровье, то дальше можно не продолжать...

Кстати, моя горячо любимая «Тайная история» Донны Тартт именно об этом.





42
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 октября 2008 г. 23:19
В корне не согласен. Дудинский отталкивается от определенного понимания мистики, но оно ни в коем случае не единственное. Совершенно не учитывается восточный опыт, шаманские практики и т.п.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2008 г. 23:56

цитата Pickman

не учитывается восточный опыт, шаманские практики и т.п.

Но и шаманских практиках, и в различных проявлениях восточных традиций также существует инициация, обряд посвящения, приобщения адепта к области сакрального.Можно, конечно, поиграть в шамана или, например, в брахмана... Только подобные игры, как правило, очень печально заканчиваются. Об этом, кстати, тоже есть роман — нашего отечественного автора В. Шаманова «Ассистент».
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 00:20
Сакральное можно познать через искусство. Да что там — всего лишь раскрыв глаза в определенный момент... Все дело в восприимчивости; эзотерическое знание пытается расписать пустоту извилистыми узорами, но пустота остается пустотой...
P.S. Спорили как-то два кота... :-D


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 00:20
Писатель всегда должен «играть» на грани фола, фактически заступая за отведённую Богом черту, разделяющую нас, принимающих созданное, и Его вотчину, мастерскую Творца. Писатель сам фактически становится Творцом, когда пишет; он прописывает причинно-следственные связи, мысли, характеры и проч. подчас не согласуя их с реалями, но «на выходе» выдавая картинку, в которую читатель (принимающий созданное) верит.
(Это не только к мистике относится.)
Поэтому писатель в чём-то оккультист. Только один автор может держать в себе эту мастерскую Творца, другой же возьмётся и за внешнюю форму — антураж, который сделает/преобразует соответствующим образом и имидж, и быт писателя. И часто «замахиваются на Господа нашего» без особого успеха ;) именно «легковесы»- третья группа, привлекшиеся на антураж и так не создавшие ту самую Мастерскую внутри себя. Вот они-то легко могут пойти качать пресс в спортзал (дабы совсем стать сексуальным вампирчиком;-))...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 00:21
Мне близка твоя точка зрения!
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 00:46
Приятно слышать такое от писателя. Ангажировано жду твоего книжного дебюта:beer::-)
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 01:02
Я тоже :-)))
Но, думаю, дождемся в конце концов :beer:
Спасибо за поддержку!
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 22:18
А как определить, что писатель «держит в себе» именно мастерскую Творца, а не кого-то еще? Так сказать, противоположного Творцу? Мне часто вспоминается присказка известного русского искусствоведа Владимира Вейдле: «Творить, творить... Можно и бед натворить...»
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 22:41

цитата baroni

«Творить, творить... Можно и бед натворить...»

Я делал им свет в конце тоннеля, а потом что-то пошло не так и оказалось, что мои милые людишки бегут на встречу скоростному поезду =)

baroni, а как понимать «противоположность Творца»: в сакральном смысле, сиречь лукавый, или в житейском, т.е. бездарь?
 


Ссылка на сообщение18 октября 2008 г. 23:20

цитата VuDu

сиречь лукавый,

Да, я именно это и подразумевал. Хотя тут присутствует один тонкий момент:лукавый ведь не может быть Творцом. Его не случайно называют «обезьяной Господа». и , можно сказать, что все исходящее «от лукавого» — лишь имитация творчества. Так что если с этой стороны посмотреть — то в бездари как раз и можно найти инфернальное начало.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2008 г. 00:13
Самый лёгкий ответ в таком случае --- писатель возводит внутри себя типовую мастерскую (стандартный набор молоточков, кусачек, зажимов и т.д.), но что ковать он будет: то ли Страшное Зло, то ли Всепобеждающее Добро? Т.е., если ты «настоящий» (не легковес) творец, то та самая мастерская у тебя уже имеется по факту, ты как бы стоишь на нейтральной территории и куда поползёт твоя Мастерская, содрогаемая от ударов молота о наковальну, на сторону Света аль Тьмы, зависит от тебя, как и то, что ты выкуешь.
Только правильный ли это ответ? Не знаю. И останется ли Мастерская именно той самой Мастерской, когда она всё же сползёт на земли лукавого? Ведь вы правы: дьявол антипод Творцу, он разрушитель и само понятие созидания ему чуждо (хотя в фильмах и книгах любят поиграть с этим вопросом, часто выдавая дьяволу некие созидательные черты).
Тут есть ещё один интересный момент -- положение тела (или точка отправления). Кто точно определит -- происки лукавого здесь и сейчас происходят или же исключительно наоборот? Возьмём нас: вы настроены отрицательно к сегодняшнему положению вещей в стране, я — положительно. Вы для меня проявления лукавого, что хочет заморочить мою голову, или Божий перст указующий? А я для вас кто? Или мы вовсе не в этой системе координат, а всё сложнее, как в случае с матерью, что потеряла ребёнка в Чечне и не знает кто в ответе за это -- дьявол или Бог (хотя внешние признаки говорят только лишь о присутствии Зла, но стоит сместиться с точки положения матери, как можно заметить, что тут вполне себе мог действовать и Бог, давая всем остальным некий знак).


⇑ Наверх