Лазарчук Спираль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Лазарчук "Спираль"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лазарчук «Спираль»

Статья написана 21 июня 2011 г. 15:26

Хороший пример недостатков «проектной» литературы, которые высвечиваются на фоне несомненно качественной работы автора.

Книга из проекта «Сталкер» — обновленная Чернобыльская зона (которая обросла еще и «филиалами», и стала как одноименной игрушке), в ней бандиты, военные, команды ученых. Главный герой («мне 25, а я до сих пор на знаю, чего хочу» (Гребенщиков)), устраивается на работу отчасти из-за любви, отчасти из-за поиска самого себя. Но вот его любовь — пропадает в зоне. Бросок на выручку, приключения и приз: его любимая девушка «о двух телах» — она и её страшненькая сестра теперь делят одно «вместилище духа», которое изрядно трансформируется при смене личности (как я понял).

Что хорошо:

— начало развития сюжета, сжатие пружины интриги. Отлично расставляются на доске новые фигуры;

— автор попытался аккуартно внести в речь героев новые жаргонизмы;

— описание зоны — будто снова игрушку на компе установил;

— политическая составляющая мира, созданного автором.

Что плохо:

— финал оставляет слишком много вопросов. Так полноценно не «выстрелил» тот мужик со слепой собакой, который стал предвестником посещения зоны, непонятно, чем отольется в итоге разборка с немцами, непонятно, что с оставленным раненым, «проглочены» последствия ограбления спящего героя;

— мотивации персонажей. Здесь отровенный перебор с фирменным приемом Лазарчука, когда подается какая-то покореженная, неясная эмоция, очень сложный мотив начинает вырисоываться, но не детализируется — однако читатли сами обо всем догадаются. Здесь педаль газа с надписью «любовь» дергается потоянно, но слишком уж хаотично. В результате чем ближе к финал, тем большими идиотами выглядят персонажи. Они так себя и называют, но  не идиоты же. Вероятно потому, что требовалась эскалация «режиссуры» — все более и более острый конфликт при ограниченной мотивации;

— фирменный лазарчуковский приём увязывания «онтологических» проблем и личных сложностей — работает очень слабо. Есть только намек, что в зоне каждый мог углядеть своё, но он не расшифровывается до конца. Что «за крапивой» тоже не разъясняется нормально. И тому подобное. Чтобы увязать одно с другим (да еще в заданных проектом рамках) требовалось куда больше работы...

Итог: наверно, автор мог бы вжиться в мир Сталкера куда как лучше. Может быть, ему удалось бы создать лучшую вещь всего цикла. Но зачем? Взят подряд, исполнена работа, при том что десятки людей уже создали что-то похожее и радикально выделиться наих фоне, скажем так, сложно. Все равно, что написать свой «Реквием» (в хорошем смысле), написать свою «Пьету». Но фантастика, она ведь требует оригинальных идей, зовет к глубинным разработкам.В результате слишком просто создать что-то твердое, добротное, но сероватое.

А этот текст — сероватый.





195
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх