История одной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > История одной семьи
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

История одной семьи

Статья написана 26 июня 2011 г. 12:03

Речь пойдет о фильме «Древо жизни» (2011) от Терренса Малика, чьи картины начиная с «Тонкой красной линии» неуклонно падают в рейтингах (по крайней мере, если верить сайту World-art.ru).

Предуведомление.

Как-то так получается, что современные европейские вкусы просачиваются на наши видеополки, может быть, неравномерно, и даже неадекватно, в лице картин француженки Брейя или немца Ханеке, параллельно со слухами о «голубизне» американских сенаторов и европейских гей-парадах. В этом странном компоте создается не менее странное впечатление о состоянии современных европейских вкусов, предпочтений.

Если принять все сказанное за начальные условия, то впечатление от картины, получившей главный приз в Каннах 2011 года, окажется печально предсказуемым.

Ремарка 1.

Все-таки имел место факт предварительных ожиданий. По правде сказать, если б не тема http://fantlab.ru/forum/forum5page1/topic6839page1 — не узнал бы я об этой картине раньше, чем года через два. Или вовсе бы она прошла мимо, потому что не имею я такой особенной привычки, следить за «открытиями» Каннского фестиваля. В итоге отзывы типа «Это потрясающий фильм, такая красота! Это не описать, это надо увидеть своими глазами!» вкупе с околоснобскими замечаниями и фейспалмами (мы-же тоже в своем роде естеты, тоже Кустурицу смотрим и Фон Триера, иногда),  пересилили все.

Ремарка 2.

Я не фанат ничего. Ни блокбастеров, ни артхауза как такового. Часто предпочту второе первому, бо блокбастерные штампы такую оскомину пробили, что от постоянного дежа-вю в киноформате икается. Артхаус хорош не сам по себе, а как противоположность блокбастерному Голливуду. Сам же по себе, он, как показывает практика, содержит дряни даже больше, чем масскульт. Причина проста: малобюджетный артхаус может снимать кто угодно. Любая курсовая работа студента режфака — артхаус по сущности своей. А ситуация с союзнописательским самиздатом в России мне тоже неплохо знакома. Явления одного порядка.

По существу.

Сюжет в картине «Древо жизни» присутствует, что явно не пошло на пользу фильму. Перед нами разворачивается история семьи, в которой после гибели одного из мальчиков происходит серьезный перелом и его последствия мы можем косвенно наблюдать (небоскребы, меж которых прогуливается персонаж Пенна), но сам по себе фильм строится вокруг раскрытия причин этого перелома в виде флешбеков главного героя (Пенна), когда он еще был маленьким мальчиком.

Итак, первые несколько минут фильма: рождение ребенка, второго... счастливая семья... страшное известие... похороны... В памяти сами собой всплывают эпизоды из повести «Смерть в середине лета» Мисимы, где герои (муж и жена) в один день лишаются двух своих детей. Возникает предположение, что дальше нам покажут переломную драму душевного возрождения или, наоборот, падения и вырождения (вспоминаем, «Куда приводят мечты»). Тем более, все громче произносится слово Бог.

Но — нет. Несколько минут видовых съемок. Вулканы. Динозавры. Галактики. Что навевает совсем уж иные мысли: ничтожность человечества по сравнению с миллиардам лет солнечной системы и сотнями миллиардов — Вселенной. Контраст между драмой одной человеческой семьи и величественностью и бессмертием космоса и природы.

И опять — нет. Потому что затем начинается вторая, главная часть картины: отношения в семье, поведение отца, изменение характера старшего мальчика и пр.

В итоге, фильм превращается в плохо подогнанную конструкцию, в которой самой высочайшей оценки заслуживают: операторская работа (11 из 10). Причем, интересна не только «видовая» часть съемок (которая не так уж далеко ушла от поминаемого в контексте «Фонтана» Аронофски), не только поля подсолнухов и леса динозавров (которыми можно насладиться в документальных сериалах BBC). В первую очередь — хороши съемки людей и быта, когда ближние и дальние планы выбраны таким образом, что показывают крупные поры, узор кожи, или, наоборот, искаженные перспективой детали обстановки или удаленные от центра экрана части тела — искажаются и словно начинают жить своей жизнью. Камера и звук — творят самую настоящую магию.

Второе, что следует отметить — подбор и игру актеров. Что вкупе с особенностями съемки: необычные планы лиц, фигур, обстановки, — работает просто превосходно.

Однако, камера, звук, актеры — всего лишь «материальная» база любого фильма, потому что без хорошего сценария любой фильм останется полуживчиком, пусть даже превосходного исполнения.

А вот со сценарием у фильма «Древо жизни» — имеются проблемы. Возможно, это как-то связано с «урезанием» полного метража картины в положенные для кинопроката 2 с лишним часа. Возможно, анонсированный 6-часовой полный вариант будет более удачен. Стану ли я его смотреть? Ой, не знаю. И сейчас мы можем оценивать лишь то, что имеем.

Серьезные недостатки фильма:

— закадровый голос, выдающий до пошлости банальные сентенции — вопросы к Богу: «почему мы? за что? как Ты мог?», — задают, с одной стороны, однозначность происходящего (лишают свободы толкования), с другой — придают фильму морализаторский оттенок, причем в отношении прописных истин, с третьей — создают впечатление, что режиссер считает зрителя недоумками, комментируя происходящее;

— пучок разноцветных лучей, или пламя, или плазма — символизирующий Бога в очередное свое появление на экране начинает вызывать икоту и раздражение;

— «видовые» вставки (вселенная, вулканы, динозавры) при всей своей красоте оказываются введены неудачно и словно «торчат» из общего полотна фильма. Например, самый спорный эпизод — с динозаврами: динозавр-хищник, по виду что-то вроде велоцираптора подбегает к умирающему травоядному, но вместо того, чтобы наброситься и пожрать, пару раз трогает лапой и бежит восвояси. Любые попытки понять символику этого эпизода, приводят к ощущению того, что режиссер слабо разбирается биологии и палеонтологии;

— отец, который в сознании мальчика должен представать «ужасным», на российского зрителя такого впечатления не производит, отчего оказывается не вполне понятным и все остальное происходящее (для сравнения можно еще вспомнить эпизод в самой картине, когда главный герой «подсматривает» поведение чужого отца в соседнем доме, по сравнению с которым его собственный отец вполне безобиден);

— три брата. Почему трое? Какую роль в фильме играет третий сын? Один мальчик — старший — главный герой, от его лица ведется повествование, второй — средний — светловолосый и романтичный, который погибнет, символизирует все положительное и божественное, хорошо раскрывается и несет основную символическую нагрузку, а третий — самый младший — зачем? Периодически присутствует в кадре, что-то делает, но не раскрывается и никакой особенной роли не играет;

— по поводу «лишних» эпизодов и деталей можно продолжать и дальше...

В итоге мы имеем картину, выполненную на превосходной бумаге, самыми лучшими красками, но такую, что сама по себе не представляет ничего особенного. В фильме довольно много противоречивых образов и моментов, которые должны бы дать пищу для ума, но не дают — размышлять и разбираться совершенно нет желания. Разжевано, морализовано, вся острота рафинирована до тепленького состояния.

Что же в итоге получается и почему такая высокая оценка у жюри Каннского фестиваля?

Если бы не было закадрового голоса вовсе, видовые эпизоды давались «как есть», оставляя зрителю свободу оценки происходящего, — тогда появилось бы ощущение многосмысленности, тем более, что актеры хороши и эпизоды отношений отыграны превосходно. А по поводу оценки жюри у меня имеется лишь ассоциативное сопоставление — популярность истории об извращенке-пианистке, некоторая известность порнографических работ Брейя, или вот, пальмовая ветвь банальной истории с видовыми BBC-вставками. Есть в этом что-то необъяснимо общее. Европа. Умом не понять... (Теперь даже опасаюсь смотреть предыдущий фильм-победитель историю «Дядюшки Бунми...», одно утешает — картина индийская, а не европейская)

Моя оценка 7 с учетом всех красот и достоинств.

ЗЫ. Никакого «древа» ни в физическом, ни в символическом смысле я в картине не обнаружил...





364
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 12:14
С каждым новым отзывом о фильме, всё меньше хочется его смотреть. В кинотеатре во всяком случае точно не буду, дождусь выхода на DVD.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 12:26
Он явно не дотягивает до статуса маст-си. 8:-0 Так что только если есть личная склонность к — можно сходить. Я в принципе — не пожалел, потому что обычно ходим в к-т на бастеры, тут хоть какое-то разнообразие.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 12:30
Склонности нет, но думаю позжее всё же посмотреть. Человек старался снимал кино:) Или дождаться режиссёрской версии?
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 17:13
Если на протяжении шести засов закадровый голос будет жаловаться и вопрошать к Господу — ну ее нафиг такую режиссерскую.8:-0
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 12:37

цитата rusty_cat

не пожалел, потому что обычно ходим в к-т на бастеры, тут хоть какое-то разнообразие.

Через полторы недели выходит «Меланхолия» ;-):-)))
За рецензию спасибо :beer: Только убеждаюсь лишний раз в мысли, что фильм — красивая пустышка по своей сути.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 17:09
:beer:


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 13:44
«Функция гипофиза разъяснена!» — слава богу, наконец-то вменяемый отзыв на кино. А то заладили разговоры, «немцы какие-то». Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 17:13
:beer:


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 21:12
Тоже не понравились закадровые банальности. Но, справедливости ради нужно отметить, что это не речь «от автора», а слова героев. В основном — голоса отца и матери, которые «борются» в главном персонаже всю жизнь. Так что наивность сентенций отчасти оправдана тем, что они обращены к ребенку.

А еще я не увидел там проповеди христианства. Малик, скорее, пантеист, отсюда этот пролог с зарождением жизни. Бог у него — вселенская гармония, а человек все норовит быть первым, подчинять, драться и т.п. По-моему, Малик попытался примирить теорию естественного отбора с такой позицией, отсюда сцена с динозавриками. Но как именно это примиряется, я не понял.

Объективно с оценкой согласен. Но фильм на любителя, мне невозможно понравилась вся семейная часть, и по сюжету, и, конечно, по исполнению. В остальном я признаю за режиссером высказывать свой взгляд на мир, даже если он достаточно прозаичный и однобокий. Так что я бы дал 9. 6 часов смотреть буду :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2011 г. 21:31
ну, я на христианском толковании и не настаивал. я тоже трактую Бога достаточно широко. и вот как раз примирения-то я никакого не увидел. в частности, эпизод с динозаврами совершенно бессмысленен. если это «сострадание» к поверженному со стороны сильного, то ничего кроме скептической улыбки оно вызвать не может — не те персонажи выбраны и не та биологическая эпоха

цитата RoofDancer

Так что наивность сентенций отчасти оправдана тем, что они обращены к ребенку.

может быть. но тут диссонанс уже возникает иного рода — видовой пафос (галактики, вулканы, динозавры, плазма-Бог) и такие наивные комментарии. неестественно. негармонично


Ссылка на сообщение27 июня 2011 г. 11:57
Спасибо! Не часто приходится читать такие аргументированные разборы :beer:

Ниже фрагмент моего отзыва, опубликованного в «Имхонете», может быть он окажется полезен и поможет вам глубже разобраться в этом кино.

Пересказ сюжета и доминанта «Древа жизни»

Повзрослевший Джек (Шон Пенн), старший из трех братьев, вспоминает свой путь к богу, к которому его привели брат и мать. Идут флешбеки мамы Джека (Джессика Честейн), где она вспоминает свое детство на ферме, семью, детей и мужа (Брэд Питт). Мать Джека, человек верующий и очень добрый, считает, что только человек следующий богу будет счастлив, и мы должны идти этим путем, сопротивляясь своему естеству (животной первооснове дремлющей в каждом нас). Она видит мир светлым и чистым, кажется, что в ее вселенной не существует зла, а в это время за окном проносится старая добрая Америка 50-х годов.

Дальнейшее повествование строится на контрасте с благодатью, показанной режиссером в начале фильма. Мы по-прежнему остаемся в воспоминаниях матери, но действие переносится примерно на 9 лет вперед (вероятнее всего в 1965 год). Дети повзрослели, семья пришла к успеху и живет в новом роскошном доме. Но начинается Вьетнамская война, и сыновей призывают на фронт. На войне средний сын умирает, а домой приходит извещение о его смерти. Безутешная мать в истерике хочет последовать за своим сыном, сейчас ее вере предстоит испытание на прочность.

В этот момент внимательный зритель вспоминает, что эпиграфом к фильму Малик поставил Иов 38—4 (Ветхий Завет): «Где был ты, когда я полагал основание Земли… при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?». Легенда об Иове такова:

Давным-давно, в Земле Уц, что на Ближнем Востоке, жил Иов. Иов был самым праведным человеком из всех, живущих в этой земле. Он был очень богат и пользовался большим уважением у своего народа. Узнав это, сатана позавидовал ему, и начал поносить Иова пред лицом Бога. Сатана говорил, что Иов только потому праведен, что успешен и богат, что если отнять у него богатство, здоровье и семью, природа человека даст знать свое и святой превратится в животное. Эти слова опечалили Бога, и, чтобы посрамить нечистого, он разрешил сатане испытать Иова. В течении года Иов потерял свое богатство, слуг и детей. Он заболел проказой, был предан обструкции, а его лучшие друзья унизили его. Но вера Иова была крепка, и ни на секунду не усомнился он в справедливости господа бога. В награду за терпение Бог наградил Иова двухкратным богатством, новыми слугами и детьми, с которыми Иов прожил еще 104 года. Суть этой истории проста: не надо думать, что хорошие дела избавляют от проблем. Как говорил Форрест Гамп: дерьмо — случается. И надо уметь его терпеть. Это и есть доминанта фильма: нужно всегда видеть прекрасное, ведь независимо ни от чего нам светит Солнце, дует ветер, а над нашей головой расстилается бескрайнее синее небо. Возникает вопрос: как выработать в себе такое видение мира? Об этом рассказывается в остальной части фильма

Действие переносится в наши дни, повзрослевший Шон Пенн просыпается у себя дома, в постели с любимой женой. Сегодня годовщина смерти брата, но надо ехать на работу. Он одевается, идет на кухню и зажигает свечу в память о брате. Волна воспоминаний захлестывает его, но это только разминка.

Тот же день, некоторое время спустя. Шон Пенн приезжает на работу. Начало дня, годовщина смерти брата, столько всего сразу навалилось и в голову закономерно начинают лезть неприятные мысли. Еще один серый день в мире, где почти не видно Солнца. Звонит отец (Питт) и спрашивает помнит ли Джек (Пенн) про годовщину, Джек конечно любит отца, но это слишком, хандра усиливается. Огромные металлические конструкции держат героя словно сети, а за ними такая красота и простор. Хочется вырваться и плыть на волю. Об этом размышляет Джек (Пенн), а кругом унылые коллеги со своими проблемами и бесконечной работой. Герою кажется, что он бродит по пустыне, а кругом ни травинки, ни ручейка. Ему звонит ребенок, похоже он задумал бросить учебу или работу, Пенн пытается его увещевать, но в итоге понимает, что разговаривает со стеной. Как похоже на него самого в молодости! Злой и разочарованный он едет в лифте в свой офис.

В офисе ему предстоит выслушать еще один скучный отчет, и, вконец удрученный, он отправляется на ленч. И тут начинается то, за что одни полюбили этот фильм, а другие возненавидели. Сейчас нам объяснят как правильно смотреть на мир. За стеклом перехода Пенн видит дерево, точь-в-точь похожее на то, что росло у них во дворе, когда он был ребенком. Мелкая рябь видений посещает героя, и, вдруг, он слышит голос своего брата: «Найди меня».

Стартует самая красивая часть фильма. На протяжении 20 минут перед нами разворачиваются картины зарождения и развития вселенной. Появляния жизни на Земле. Эволюции. Конца света. Масштабы происходящего потрясают воображение, а между ними, яркой вспышкой, проносится короткая жизнь простой американской семьи. Тут свои взлеты и падения, радости и горести, открытия и разочарования. Но масштабы происходящего здесь, на Земле, и там на просторах всей Вслеленной не сопоставимы, зритель понимает, что все людские проблемы тщета, и что главное в нашей жизни не шашлыки и комплексы (лучшего слова, увы, не нашел), а непрерывная связь всего и вся во вселенной. Она как цепь соединяет нас с первыми минутами большого взрыва и последними секундами угасающей вселенной. В этом ракурсе наша жизнь на планете Земля представляется, лишь маленьким звеном бесконечной цепи, имя которой Бог (или просто жизнь, ведь фильм называется «Древо жизни»).

Из-за ограничения объема отзыва за бортом остается проблематика центральной части фильма, но ее прекрасно раскрыли другие зрители. А мы идем дальше.

Финальные кадры символизируют нашу жизнь. Люди часто блуждают в пустыне своих убеждений и проблем, и не видят той красоты, что окружает их. Ключ к выходу один — любовь, ибо только любовь дает возможность радоваться и удивляться, а это и есть настоящая жизнь.

Проблемы отступают назад, и наш герой закончив рефлексировать отправляется домой, к своей семье. На его устах улыбка, а в сердце бог. Небоскребы не кажутся больше ужасными сетями, но лишь продолжением неба. Кадры с мостом символизирует жизнь, которая ведет нас к Богу, тому огню с которого начался и которым закончился фильм. Это фрактал, детка.

С полной версией отзыва можно ознакомиться в моем профиле на Имхонете.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2011 г. 14:31

цитата SurmatMG

Но начинается Вьетнамская война, и сыновей призывают на фронт. На войне средний сын умирает, а домой приходит извещение о его смерти.

Вот это совершенно ускользнуло. Не помню я такого в фильме.
Эпизод с динозавром все равно не находит объяснения.
:beer:
 


Ссылка на сообщение27 июня 2011 г. 16:10

цитата rusty_cat

Вот это совершенно ускользнуло. Не помню я такого в фильме.


Малик любит намекать на войну («Пустоши», «Дни жатвы»), но редко говорит о ней буквально («Линия»). Кстати, рекомендую посмотреть «Пустоши» (всего 1,5 часа и никакого BBC).

цитата

Эпизод с динозавром все равно не находит объяснения.


А что, если охотник был сыт? Как мы помним велоцераптор (или кто это был) пришел на водопой и заметил утконоса совершенно случайно. Как водится, решил проверить, что это за зверь и когда утконос приподнялся, рефлекторно придавил его ногой, чтобы избежать опасности. Заканчивается сцена тем, что велоцераптор продолжает путешествие по лесу. Никакого глубинного смысла. Только факты, как в той сцене с метеоритом. Такое поведение автор наблюдал у собственной кошки, которая играла, но не убивала мышей, пока была сыта. Т.о. животные теряют интерес к пищи, когда сыты и уверены в ее изобилии.

P.S.Если вы не доверяете мне, можете посмотреть Дискавери про тех же львов, а лучше про прямых родственников динозавров — крокодилов, которые повторяют поведение велоцераптора из фильма.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 09:21
а как быть с теми кошками, которые убивают мышей, но не едят их, а приносят и кладут в кровать к хозяину? ;-)
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 10:28
Так же как с кошками, которые сыты.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 12:26

цитата SurmatMG

Такое поведение автор наблюдал у собственной кошки, которая играла, но не убивала мышей, пока была сыта. Т.о. животные теряют интерес к пищи, когда сыты и уверены в ее изобилии.

я привел контрпример. т.е. не всегда сытое животное ведет себя миролюбиво. отчего мы опять возвращаемся к разного рода толкам вокруг эпизода с динозаврами. и та же самая играющая кошка в конце концов может «задавить» мышь, все-таки зубы, это не пушистая перчатка, при всем миролюбии и сытости
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 13:01

цитата rusty_cat

я привел контрпример. т.е. не всегда сытое животное ведет себя миролюбиво. отчего мы опять возвращаемся к разного рода толкам вокруг эпизода с динозаврами. и та же самая играющая кошка в конце концов может «задавить» мышь, все-таки зубы, это не пушистая перчатка, при всем миролюбии и сытости


Вот именно, что только может, ни о каком универсальном правиле речи не идет. Тут все зависит от характера конкретной кошки. Поэтому эпизод с велоцераптором мог иметь место в реальной жизни: он сыт, игр не любит, и хозяина которому можно похвастать добычей у него нет — вот и оставляет утконосого в покое, благо тот болен и вероятно загнется.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 13:05

цитата

отчего мы опять возвращаемся к разного рода толкам вокруг эпизода с динозаврами
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 13:14
Наш спор посвящен рецензии, а в ней написано:

цитата

Например, самый спорный эпизод — с динозаврами: динозавр-хищник, по виду что-то вроде велоцираптора подбегает к умирающему травоядному, но вместо того, чтобы наброситься и пожрать, пару раз трогает лапой и бежит восвояси. Любые попытки понять символику этого эпизода, приводят к ощущению того, что режиссер слабо разбирается биологии и палеонтологии;


Что, как мы только что выяснили, не совсем верно.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 13:37
Верно, что не совсем верно. Но тут мы приходим ко второму вопросу. Есть кошки, убивающие мышей, и кошки, мышей отпускающие. Режиссер показывает кошку второго типа (положим также, что показывает он ее зрителю, всю жизнь наблюдавшему кошек первого типа). В чем символика этого эпизода? И в чем символика эпизода для данного гипотетического зрителя?
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 14:09

цитата rusty_cat

В чем символика этого эпизода? И в чем символика эпизода для данного гипотетического зрителя?


В том, что Малик, тащемта, дико котирует троллинг СПГСов: с точки зрения фильма этот эпизод не играет существенной роли, и всерьез рассуждать о интенциональном значении велоцерапторной символики в творчестве Терренса Малика не стоит, ибо здравый смысл.

Как говорил Фридрих наш Ницше: Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, существуют часто не в книге автора, а в голове читателя.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 14:24
этак вы, батенька, любому болвану руки развяжете (мол, парадоксы существуют лишь в мозгу моего читателя). ужно сколько раз я слышал подобные аргументы в защиту слабых произведений, слабых авторов и тэпэ.
продолжая же анализ конкретно «Древа жизни», точно в те же парадоксы мы обязаны записать наличие: 1 велоцираптора (или, вероятно, дайнониха, но это пусть останется на совести Крайтонов-Спилбергов), 1 лишнего брата (того самого третьего), 1 закадрового голоса, 1 сияющего пламени (появляющегося в разные времена), 1 эпизодического Шона Пенна и пр.
так и запишем
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 14:39
Мне кажется, что наш случай о деревьях, за которыми не видно леса: мы только, что разобрали, что трактовать эпизод с велоцераптором можно по-разному, так что зачем возвращаться назад?

цитата rusty_cat

1 лишнего брата (того самого третьего)


Лишнего только потому, что его почти не показывают на экране, а сюжет держится на старших. Думается, здесь есть ошибка: в реальности младшие братья часто оказываются в тени старших, тем более когда им 7-8 лет, а старшему 12-13. Скажите, сколько у вас родных братьев?

цитата rusty_cat

1 закадрового голоса,


Большинство людей мыслит вербально, и трансляция таких мыслей давно стала авторским приемом Малика, чем плох этот метод? Он активно используется в литературе уже сотни лет, почему бы не задействовать его в кино.

цитата rusty_cat

1 сияющего пламени (появляющегося в разные времена)


%-\
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:05
так я и говорю, записать в парадоксы:-))) потому что на любую «багу» автора найдется человек, который будет кричать «фича».
1. вот злосчастный динозаврик. Малик мог показать, что раптор сожрал зверюшку. мог. такое бывает. мог показать, что не сожрал. такое, вероятно, тоже случается. для чего он выбрал не первое?
2. у меня вообще нет братьев. но я анализирую с позиций сюжета, где любые лишние сущности — нежелательны.
3. в конкретно данном фильме (не могу вспомнить ничего про ТКЛ, которую смотрел, но довольно давно) закадровый голос вызывает ассоциации не с голосом автора, а с проповедником-морализатор ом. что в этом плохого? искусство и морализаторство — вещи несовместимые.
4. о! это вообще песТня. я долго пытался понять, что эта сияющая плазма символизирует. причем, один и тот же кусок видео, повторенный. Бога что ли? скорее уж свечка под микроскопом, чем Вседержитель:-)
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 12:39

цитата SurmatMG

Малик любит намекать на войну («Пустоши», «Дни жатвы»), но редко говорит о ней буквально («Линия»). Кстати, рекомендую посмотреть «Пустоши» (всего 1,5 часа и никакого BBC).

кстати, я ничего не имею против ВВС. и при просмотре вначале мне показалось, что режиссер поставил своей целью возвести видовые съемки в ранг высокого кинематографа, это было бы интересно, жаль не вышло


Ссылка на сообщение3 июля 2011 г. 22:16

цитата rusty_cat

Любые попытки понять символику этого эпизода, приводят к ощущению того, что режиссер слабо разбирается биологии и палеонтологии;

На самом деле, это прямая полемика с эпизодом из «Космической одиссеи 2001», когда обезьяна берет в руки палку и наносит первый удар по своему одичавшему собрату, что по мнению Кубрика олицетворяло начало ее эволюции в человека. А своими динозавриками Малик пытается подчеркнуть миролюбивость живой природы, мол, все хорошее — от нее, все плохое — от человека. Кубрик в своем фильме изначально их не разделял: человеческие пороки являлись порождением той самой природной дикости, которую он более подробно рассматривал в последовавшем за «Одиссеей» «Заводном апельсине». ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 09:20
:-)
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 10:30

цитата fox_mulder

А своими динозавриками Малик пытается подчеркнуть миролюбивость живой природы, мол, все хорошее — от нее, все плохое — от человека.


Думается, что это не так: вспомните эпизод с плезиозавром и акулами.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 14:48

цитата SurmatMG

Думается, что это не так: вспомните эпизод с плезиозавром и акулами.

Я имел ввиду, что экземпляры дикой природы не убивают представителей общего с собой биологического вида (хотя мы из курса биологии прекрасно знаем, что это не так, но такова художественная метафора Малика). По-моему, эта мысль довольно очевидна.;-)
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:08

цитата fox_mulder

Я имел ввиду, что экземпляры дикой природы не убивают представителей общего с собой биологического вида (хотя мы из курса биологии прекрасно знаем, что это не так, но такова художественная метафора Малика).


Мне кажется, что здесь попахивает СПГС: по ходу фильма Малик выступает объективистом, с беспристрастностью ученого показывает возникновение жизни на земле, и вдруг противоречие с школьным курсом биологии! Как может отличник, объективист и просто преподаватель Оксфорда спорить со здравым смыслом? Случайность тут исключена: Малик работал над фильмом 30 лет, монтаж занял 2,5 года, такой эффектный эпизод он, вероятно, обрабатывал не один раз, поэтому предложенная метафора высосана из пальца.

Думается, что эпизод показывает зарождение в животных все более сложных программ. Первичные формы только кушали и испражнялись. Затем появились те, что могли вдобавок строить жилища. Потом кто-то научился создавать стаи..... И вот наконец в голове одной рептилии, вспышкой промелькнуло что-то похожее на сострадание. Но на то, чтобы эта программа стала доминантной потребовались миллионы лет и смена вида-носителя программы. Такова передовая теория, которую поддерживают многие крупные ученые. Гуглите C. Owen Lovejoy, например.

Учитывая интеллект Малика второй вариант вероятнее.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:14

цитата SurmatMG

Мне кажется, что здесь попахивает СПГС: по ходу фильма Малик выступает объективистом, с беспристрастностью ученого показывает возникновение жизни на земле, и вдруг противоречие с школьным курсом биологии! Как может отличник, объективист и просто преподаватель Оксфорда спорить со здравым смыслом? Случайность тут исключена: Малик работал над фильмом 30 лет, монтаж занял 2,5 года, такой эффектный эпизод он, вероятно, обрабатывал не один раз, поэтому предложенная метафора надумана.

Думается, что эпизод показывает зарождение в животных все более сложных программ. Первичные формы только кушали и испражнялись. Затем появились те, что могли вдобавок строить жилища. Потом кто-то научился создавать стаи..... И вот наконец в голове одной рептилии, вспышкой промелькнуло что-то похожее на сострадание. Но на то, чтобы эта программа стала доминантной потребовались миллионы лет и смена вида-носителя программы. Такова передовая теория, которую поддерживают многие крупные ученые. Гуглите C. Owen Lovejoy, например.


Очевидно, Вы полагаете, что я сейчас ринусь рвать на себе рубашку, что-то яростно доказывать и опровергать? И зря, потому что если 3 с половиной года пребывания на данном сайте меня чему-то научили, то лишь тому, что любая точка зрения заслуживает право на уважение. Однако, одно дело уважать, а другое — разделять. Я уважаю. ;-)
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:25

цитата fox_mulder

Очевидно, Вы полагаете, что я сейчас ринусь рвать на себе рубашку, что-то яростно доказывать и опровергать? И зря, потому что если 3 с половиной года пребывания на данном сайте меня чему-то научили, то лишь тому, что любая точка зрения заслуживает право на уважение. Однако, одно дело уважать, а другое — разделять. Я уважаю.


В таких случаях следует писать короче: мне нечего сказать по-существу. А лучше не писать вообще.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:31

цитата SurmatMG

В таких случаях следует писать короче: мне нечего сказать по-существу. А лучше не писать вообще.

Спасибо, Отче. В следующий раз, непременно учту Ваши наставления.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:33

цитата fox_mulder

Спасибо, Отче. В следующий раз, непременно учту Ваши наставления.


Обязательно ставить точку? :-D
 


Ссылка на сообщение4 июля 2011 г. 15:34

цитата SurmatMG

Обязательно ставить точку?

Правила пунктуации русского языка обязывают. ;-)


⇑ Наверх