Будет не лишним предупредить, что в тексте рецензии содержатся спойлеры. Конечно, «Люси» вышла на экраны в 2014-ом, скорее всего, ее посмотрели все заинтересованные, тем не менее, если вы умудрились пройти мимо, то имейте в виду, ниже много чего будет сказано.
Завязка проще не придумаешь. Заглавная героиня, которую играет Скарлетт Йоханссон, в результате крайне неудачного стечения обстоятельств получила лошадиную дозу нового сильнодействующего наркотика. В результате ее сознание настолько расширилось, что она в буквальном смысле слова обрела божественные способности. Теперь она может читать мысли, щелчком пальцев усыплять людей, контролировать радиоволны... Полный перечень составить не получится, так как, наверное, даже Люк Бессон, который не только срежессировал «Люси», но и еще и написал сценарий, их все не назовет. В общем, теперь Люси нужно успеть сделать крайне важное дело. Успеть, так как, скорее всего, уже скоро в ней не останется ничего человеческого, ведь наркотик необратимо ее меняет. И для этого она летит из Тайваня в Париж, где собирается встретиться со знаменитым профессором Норманом (Морган Фриман). Туда же летят и те, по вине которых все это с Люси и случилось...
Фильм так же — проще не придумаешь. Это веселый экшн-аттракцион, в котором в паузах между перестрелками, погонями и прочими радостями жизни несут всяческую околонаучную околесицу. Снято все это бойко, дух захватывает, скучать не придется, благо хронометраж сравнительно короткий, всего-то полтора часа. Правда, сопереживать главной героине сложновато, чем дальше, тем более жесткой и жестокой она становится. Человеческие жизни в грош не ставит, но оно и неудивительно, учитывая, что с каждой секундой она теряет все больше человечности.
Критики сразу же невзлюбили «Люси». И давайте уж честно, за дело. Псевдонаучные объяснения происходящего ничего кроме растерянной улыбки вызвать не могут. У зрителя неминуемо должно возникнуть тупое чувство стыда, которое случается, когда хороший друг на ваших глазах порит какую-то чушь. Люк Бессон с поразительной наглостью загоняет про то, что мы, мол, используем всего десять процентов мозга, а вот если стали бы использовать его на полную катушку, то приобрели бы сверхспособности. Все это попахивает скорее какой-то эзотерикой, чем наукой. Но если бы только это, то критики, наверное, были бы поспокойней. В конце концов, на Моргана Фримана, который вынужден с наисерьезнейшим выражением лица произносить всю эту чушь, просто забавно смотреть. Прибавьте к этому дикое количество сюжетных дыр. Вот одна из них, например. Итак, главной героине вшили в живот пакет с очень дорогим, очень передовым, очень перспективным наркотиком. Она теперь сама по себе стоит заоблачных денег. При этом все это является частью операции настолько влиятельного бандита (Чхве Мин-Сик), что он может позволить себе убивать людей средь бела дня у входа в шикарный отель. И вот перед отправкой из Тайваня главную героиню отвозят в некий карцер, где ее собираются изнасиловать третьестепенные бандиты. А когда девушка оказывает вялое сопротивление, какой-то хмырь просто бьет ее ногой по животу. По животу, в котором — на минуточку! — содержится пакет с очень дорогим, очень передовым, очень перспективным наркотиком. Да, озабоченные бандиты могут и не знать о наркотике, но они не могут не знать, кто использует Люси, а это чрезвычайно влиятельный в местном преступном мире человек, которому лучше не переходить дорогу. И тем не менее, девушка оказывается в каком-то карцере, ее там избивают. Эти дурацкие бандиты не понимают что ли, какие последствия могут их ожидать? Наверное, просто тупые. Объяснение, конечно, так себе. Понятно, что Люку Бессону все это надо, чтобы в кровь Люси попал означенный наркотик. Но можно было бы и поинтересней все это провернуть. И такого тут навалом. Из плюсов, кажется, остается только зрелищность. Маловато будет. И если бы дело ограничивалось только вышесказанным, то данный текст и писать не стоило бы. К счастью, в «Люси» есть один компонент, который делает ее заслуживающим внимания фильмом.
Люк Бессон очень любит сильных и крутых женщин. И умеет про них снимать фильмы. Но круче, чем Люси в его фильмах героини еще не встречались. Люк Бессон явно в полнейшем восторге от того, что смог придумать такую сильную и крутую женщину. И этот восторг сложно не почувствовать во время просмотра. Люси — это центр фильма, ось, вокруг которой вращаются все события. Она постоянно в фокусе, остальные где-то сбоку, просто массовка, из который мы иногда выхватываем отдельные лица. И она не просто сильна и крута, она постепенно становится самой настоящей богиней. Люк Бессон зачарован этой метаморфозой, этим постепенным утрачиванием человечности. Люси идет сквозь фильм, сносит все на своем пути и с каждым шагом становится все менее самой собой. И то, как это показано, — любо дорого. Вот тут-то драматургия работает просто шикарно, даже вроде бы затасканный сентиментальный штамп со звонком родителям не вызывает отторжения. Ведь он работает на общий эффект. Обычная девчонка, которую угораздило оказаться не в том месте не в то время, в начале фильма тихо испуганно плачет в апартаментах криминального авторитета Тайваня, и она же через десять минут хладнокровно убивает своих обидчиков, но при этом все еще держится за свою самость. Уже скоро это перестанет быть возможным. И если уж зачем-то и смотреть этот фильм Люка Бессона, то только за тем, чтобы прочувствовать поразительный аффект расчеловечивания. Конечно, придумал его не сам Люк. Но переизобрел и убедительно показал в 2014 году именно он. Вроде бы никто пока его не переплюнул.
Проблема «Люси» в том, что ее автор словно не понимает сильные и слабые стороны собственного фильма. Да, образ главной героини получился чертовски хорош. Он сильный, он запоминающийся, он выбивается из общего ряда. Но образ не может быть подвешен в пустоте, нужен подходящий для него фон. И вот тут и скрывается изъян всего фильма. Если бы это была привычная супергероика, то вопросов не возникло бы. Эх, если бы все супергерои "Marvel" были такими неожиданными! Но нет же, Люк Бессон вдруг перекидывается в Терренса Малика. Ему вдруг захотелось поговорить о Самых Важных Вопросах Бытия, без Большого взрыва не обошлось и, вообще, 42. Давайте уж честно, Малик тоже не сдюжил все эти темы, «Древо жизни» тому пример. А у Бессона, кажется, не было ни малейшего шанса. Мог хотя бы с иронией к этому отнестись... Так нет же, судя по интервью, Люк Бессон крайне серьезно относится и к скрытым возможностям мозга и к прочей псевдонаучной мути, которой он перенасытил «Люси». Но ведь смешно же все это звучит. И тем не менее... Люси, словно метеор, несется сквозь фильм, с каждой секундой она все менее человек, она стремится достигнуть полного максимума, не отвести взгляда, не оторваться, остается только вжиматься в кресло, надеясь, что тебя не размажет по ближайшим поверхностям. Ух!
К слову о супергероике. Люси в финале обретает то самое вожделенное всемогущество и уходит в какой-то полный астрал. В обычной супергеройской истории это было бы началом, стартом для развития истории. У Люка Бессона это финал. Вот посмотрите, оказывается, стоит стать практически богом, так и всякие человеческие страсти уже не беспокоят. Не надо никого порабощать, не надо уничтожать мир, не надо его и спасать, все становится по фигу, чем ни нирвана. Мораль ясна, но все равно кажется, что вся «Люси» является длинным зачином, завязкой для долгой истории. Масла в огонь подлил и сам Люк Бессон, сообщив, что планирует сиквел. Сиквел сиквелом, он уже восемь лет в планах, скорее всего, не случится (хотя неисповедимы пути киноделов). Но это не мешает пофантазировать на тему «А про что он был бы». Можно много чего придумать, но лично автору этих строк хочется вот чего. Прошло некоторое количество лет (ровно то, которое прошло бы между выходом первого фильма и второго), Люси не подает ни малейшего признака своего присутствия в мире, наверное, наслаждается бесконечным покоем растворенности по ту сторону реальности, все равно что эпикурейское божество. Но тут бывший полицейский Пьер Дель Рио (Амр Вакед), который после того, как помог Люси перехватить партию того самого волшебного наркотика, покинул службу, случайно узнает, что хитрые азиаты (русские, аргентинцы, не важно) снова его синтезировали и хотят сотворить собственного бога, надеются, что он будет их слушаться. И всякое такое. Пусть он будет мужчиной, хотя пол и не важен. Пьер Дель Рио сперва пытается сигнализировать Люси, хочет выйти с ней на контакт, ничего не получается. Тогда он решает самостоятельно сорвать преступный замысел, его может консультировать тот же профессор Норман. Периодически наш герой попадает в смертельно опасные ситуации, но всегда удивительным образом выживает. Иногда он думает, что ему помогает Люси. Иногда сомневается в этом. Но все его попытки помешать злодеям все же оказываются тщетными. Таким образом еще один человек достигает уровня способностей Люси. И... Когда кажется, все пропало, оказывается, что и ему все стало фиолетово. Не будет злого бога, сценарий полностью повторяется. И вот тут-то и должно выясниться, что Люси сознательно мешала сорвать этот проект, в чем-то его стимулировала просто для того, чтобы появился кто-то равный ей. Потому что, даже обладая суперспобсностями на максималках, все равно страдаешь от одиночества. Было бы интересно на все это посмотреть. Но пока сиквела, вообще, нет. И в нем может произойти все, что угодно. А вы только что прочитали неплохую, кажется, идею для фанфика. Далеко не после каждого просмотренного фильма у автора этих строк появляются подобные идеи. И это означает только одно: с точки зрения хотя бы одного человека у Люка Бессона получился интересный фильм.
О трансформации образа из «Венецианского купца» в кинофильмах
«Дьявол по евангелию от Фрейда — не что иное, как гигантская совокупность нашего подсознания. Безличная. Безжалостная. Неприступная. Изгнание Фрейдовского дьявола так же невозможна, как сделка Шейлока — взять фунт плоти без капли крови».
Стивен КИНГ. Жребий Салема
Джентльмены
Чуть ли не каждый кинокритик, писавший о «Джентльменах» Гая РИЧИ, упоминает шекспировский «фунт мяса» в конце фильма. Это тот момент, когда Майкл Пирсон показывает Мэттью — предполагавшемуся покупателю его бизнеса — замороженного мертвого китайца «Сухой глаз», видео с их встречей, продемонстрировав тем самым, что знает, кто стоит за наездом на его марихуановую империю и говорит, что запрёт его в холодильнике и не выпустит, пока тот не выплатит ему компенсацию – 270 млн долларов. А потом добавляет:
- Меня не очень волнуют деньги. Но меня очень волнует тот факт, что подняли руку на мою жену. МОЮ ЖЕНУ! Этот проступок не оплатить всем деньгам на свете, Мэттью. Нет. За это мне нужен фунт плоти.
- Ф-фунт плоти?
- Мне не важно, из какой части твоей анатомии он будет взят. Если ты боишься это сделать это сам, наш Банни очень резво обращается с ножом, как видишь, он одет по погоде. Но меньше на пенни, меньше на грамм… дверь холодильника не откроется.
Венецианский купец
Выражение «pound of flesh» — из пьесы Шекспира «Венецианский купец».
Купец Антонио взял в долг три тысячи дукатов на три месяца у еврейского ростовщика Шейлок. Без процентов, но под условие, что если деньги в срок не вернутся, то:
- Фунт вашего прекраснейшего мяса,
Чтоб выбрать мог часть тела я любую
И мясо вырезать, где пожелаю.
На то была причина: Антонио ранее не раз публично оскорблял Шейлока за его ростовщичество, называя собакой, да и вообще «Он ненавидит наш народ священный/И в сборищах купеческих поносит».
Антонио не смог вернуть деньги точно в срок, и Шейлок потребовал залог. Суд при доже (не буду углубляться в хитросплетения сюжета) признал его право, но при условии, что при этом не прольется ни капли крови, о которой в договоре речи не было, и еще одном условии:
- Смотри, отрежь
Не больше и не меньше ты, чем фунт:
Хотя б превысил иль уменьшил вес
На часть двадцатую двадцатой доли
Ничтожнейшего скрупула, хотя бы
На волосок ты отклонил иглу
Твоих весов,- то смерть тебя постигнет,
Имущество ж твое пойдет в казну.
Выражение «pound of flesh» широко вошло в англоязычное словоупотребление. Как пишет Айзек Азимов в «Путеводителе по Шекспиру», «с легкой руки Шекспира выражение «фунт мяса» вошло
в пословицу: так называют маниакальное стремление к доскональному соблюдению всех условий сделки, какими бы жестокими и чудовищными ни были последствия».
Ряд словарей выдают аналогичное значение, но в Ютюбе есть пятнадцатичасовая беседа (разделена на 13 выпусков) живущего в России переводчика Уильяма Хэкетт-Джонса с Дмитрием Пучковым (Гоблином) где они анализируют диалоги в «Джентльменах» — рекомендую! – и где Хэкетт-Джонс обозначает свое понимание этой фразы как носителя языка:
- «Pound of flesh» – обычно это используется для того, чтобы объяснить. Что человек хочет что-то немножко чересчур, нечестное. Это такой наглый запрос.
Тайны профессора Мелвилла
Подтверждением понимания Уильяма Хэкетт-Джонса – фильм 2010 года «Pound of flesh». На русский его перевели как «Тайны профессора Мелвилла». Престарелый Малкольм Макдауэлл в главной роли профессора литературы Ноа Мелвилла ведет в колледже Барден курс по Шекспиру. И на восьмой минуте фильма мы видим начало его первой лекции в семестре с цитаты «Фунт мяса, что я требую, купил я/Не дешево; он мой, хочу его». То есть первое занятие посвящено «Венецианскому купцу». И больше мы про «pound of flesh» уже не слышим.
Этот фильм, который начинается со смерти девушки от выстрела из ружья и последующего расследования, — о том, что у профессора Мелвилла есть второе дно. Он предлагает девушкам, которым не хватает денег на недешевую учебу (подчеркнуто, что это весьма дорогой колледж), подзаработать первой древнейшей профессией. Есть даже круг клиентов, в который входят солидные люди города. Сам он в преподавании талантлив, в этом своем сутенерском стремлении – искренен: все довольны – и девушки, и клиенты – дело ведь добровольное. Тем более, что он – сторонник теории доктора Вильгельма Райха с его оргоном. Так продолжалось какое-то количество лет.
Но вот в ходе такого секса случилось то ли убийство, то ли самострел, при этом девушка, которая попала к клиенту при посредничестве профессора Мелвилла, на этот раз не является студенткой колледжа. Но практически в то же время неприятность произошла уже со студенткой первого курса, которой он предложил провести время с новым преподавателем, оказавшимся жестким садистом.
Фильм – конечно, не шедевр, и не является, как можно подумать, эротическим (практически единственная такого рода сцена — на начальных титрах под арию из "Тоски" Пуччини). Но название – удачное (не российское). Здесь «Flesh» — в том же смысле, что и в одноименном романе Филипа Фармера, а «pound of flesh» — как раз в том, о котором говорит Уильям Хэкетт-Джонс и иного варианта быть даже не может. Пусть даже и согласие было добровольное. Так что не без морали.
Фунт плоти
Гораздо более известен в России фильм 2015 года «Фунт плоти» с 55-летним Клодом Вам Даммом в главной роли. Это третья попытка режиссера Эрни БАРБАРАША проэксплуатировать былую славу героя боевиков. В 2011 году им были сняты с Ван Даммом «Игры киллеров», в 2012-м – «Шесть пуль». Все они оставляют желать лучшего.
В обозреваемом фильме «pound of flesh» дан в его первоначальном значении: приехавший в Манилу главный герой Дикон Лайл после ночного секса со случайной знакомой, просыпается в гостиничном номере без одной почки.
Морали в этом фильме как масляном торте. Дикон, бывший спецназовец, приехал в Манилу, чтобы отдать свою почку умирающей дочери брата. Поэтому ему необходимо срочно вернуть ее обратно. Пока ее кому-нибудь не пересадили. Поиски, погони, драки – все как у молодого Ван Дамма, но пожиже – все же человек без почки. Негодяи повержены, девочка спасена, а Дикон оказался не просто благородным человеком, а суперблагородным. Так все мило, что даже отметить что-либо в фильме хоть чуточку выделяющееся, хоть на миллиметр приподнимающееся над банальностью практически невозможно.
Как остроумно высказалась «Tribune»:
- Ван Дамм старой закалки, который все еще может выполнять трюки и все еще появляется в фильмах, где все, что вы замечаете, это трюки.
Другой кинокритик — Фред Топель – охарактеризовал фильм короче:
- Потяжелевший Ван Даммаж!
Семь жизней
Здесь же можно упомянуть о еще более высокоморальном и еще более занудном фильме «Семь фунтов» («Seven Pounds») 2008 года, в России названном «Семь жизней», с Уиллом Смитом в главной роли. Жалостливая драма о муках совести ГГ, из-за которого погибли в аварии семь человек, и он кончает с собой для того, чтобы семи другим конкретным людям (на протяжении фильма он со скорбным лицом под минорную музыку с ними встречается) передали его органы для их спасения. В одном из интервью Уилл Смит признался, что название является отсылкой к «Венецианскому купцу». То бишь, речь идет о семи фунтах плоти (фунт – это чуть меньше, чем полкило).
Семь
Я уже подробно анализировал ранее фильм «Семь» Дэвида ФИНЧЕРА. В квартире Дэвида и Трейси детективы смотрят фотографии с места смерти известного адвоката (грех «Алчность»), анализируя произошедшее:
- Гоулд был связан, правая рука осталась свободной. Он дал ему кухонный нож. А это весы.
Сомерсет (его играет Морган ФРИМЕН) сразу предполагает: «Фунт мяса?». «Да», — отвечает Миллз и передает напарнику листок с запиской убийцы: «Один фунт мяса. Не больше и не меньше. Ни кости, ни хряща. Одно лишь мясо. А после этого от долга он свободен».
«Венецианский купец», — говорит Сомерсет. «Не смотрел», — откликается Миллз. Адвокат попытался вырезать этот кусок в районе жировых отложений живота. И умер.
Пила-6
Там же в районе жировых отложений живота режет себе живот Эдди в начале фильма ужасов «Пила 6». Его вместе напарницей Симоной – они в прошлом выдавали людям нереальные для возврата кредиты и затем конфисковывали их имущество – поместили в камеру ловушку по две стороны решетки с весами и заставили играть в игру «Фунт мяса». На их головы надеты шлемы с винтами, которые ввинчиваются в череп. Выживет тот, кто за минуту сможет отрезать от себя часть с большим весом:
- Привет! Сыграем в игру. Устройства на ваших головах – это символ капканов, в которые вы ловили других. Вы раздавали в долг деньги, зная, что доходы должников ограничены. Вы надеялись обобрать несчастных до нитки. Вы – хищники. Но сегодня вы – в роли жертв. И вы расплатитесь сполна своей плотью (в оригинале – «я требую вашего собственного фунта мяса» — «pound of flesh»). Эти весы – единственный путь к свободе. Однако выйдет отсюда только один и только пожертвовав плотью. Кровоточащим мясом. Инструменты заточены и готовы вонзиться в плоть.
Напомню, что цикл фильмов «Пила» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый кассовый хоррор-киносериал всех времен. Однако из восьми первых фильмов меньше всех заработала как раз шестая «Пила», которая стала режиссерским дебютом Кевина Гротерта — монтажера пяти первых «Пил». Фильм действительно сделан без азарта, сюжетно слаб и запутан.
Джентльмены
Фильм Гая РИЧИ «Джентльмены» — остроумен, сюжетно закручен, умен, но чрезвычайно не политкорректен. Там звучат шутки в том числе и матершинные в адрес негров и китайцев (даже Гоблин в своем переводе порою сдерживался). Надо полагать, то, что фунт мяса собираются вырезать именно у еврейского бизнесмена, – из того же ряда: режиссер сознательно переворачивает ситуацию с Шейлоком в обратную сторону.
При этом расизма, как ни странно, не чувствуется — его нет в подложке. Ясно, что это игра с запретами, с табуированной темой, сознательная провокация, удавшаяся (пока еще) попытка пройти по лезвию бритвы на границе наступающей тотальной толерантности.
Ведьмы из Сугаррамурди (Las brujas de Zugarramurdi), Испания, Франция, 2013
***
Скрываясь от полиции Мадрида, незадачливые грабители попадают в Сугаррамурди – город, где в 17-м веке инквизиция раскрыла один из крупнейших ведьмовских ковенов. Как выяснилось, всех ведьм тогда не сожгли, и в наши дни им даже прятаться особо не приходится. Вскоре и преступники, и преследователи оказываются в полной их власти…
***
Что надо знать потенциальному зрителю перед просмотром «Ведьм из Сугаррамурди»? Это чёрный юмор, это комедия ужасов, это гендерный срач. Если по каким-либо причинам кому-то неприятен даже один из пунктов, то позвольте предупредить: вынести все три разом будет гораздо, гораздо сложнее. Испанцы – народ суровый, а их сатира и гротеск напоминают здесь доведённую до абсурда инквизицию. Я предупредил.
Всё началось с того, что Иисус, игрушечный американский солдатик и мультяшки по типу Минни и Губки Боба грабят ломбард посреди бела дня в Мадриде. Не они, конечно, а люди в костюмах и гриме. Христос при этом не постеснялся взять на мокрое дело своего сына-младшеклассника, который с удовольствием включился в увлекательную «игру», не обращая внимания на адресованные отцу негодующие комментарии жертв и подельников.
В самый что ни на есть ответственный момент Иисусу на мобильник звонит жена и начинает выносить ему мозг. Настолько качественно, что Христу проникаются сочувствием все мужчины в радиусе поражения её глотки. Глубоко загнанное в подсознание недовольство женской тиранией вспыхивает, подобно восстанию Спартака, и набирает сторонников. Ограбление же продолжает развиваться в лучших традициях Болливуда: стрельба, погоня, ссора.
Не будет большим спойлером сказать, что на пути бегства банды подкаблучников от полиции и чрезвычайно разгневанной я-же-мать миссис Христос попался городок, полный ведьм – Сугаррамурди. Три из них уже сварили некое зелье в прологе картины, охотясь на энергетику тысяч украденных обручальных колец из ломбарда и некоего Избранного. Теперь они с нетерпением ждут и того, и другого, а члены банды об этом даже не подозревают…
Далее зрителю встретится множество разнообразнейших фриков и монстров, сцепившихся без разбору своих и чужих в бредовом карнавале ужасов. Семейка Аддамс. Сортирный Монте-Кристо. Обитель зла от заката до рассвета. Гиперсексуальная мужичка с неотразимой улыбкой и склонностью к БДСМ. Действительно огромные титьки, которые почему-то не вызывают ни зависть, ни вожделение. Древние культы и человеческие жертвоприношения.
Основная стилевая установка фильма – театр абсурда. Логики и правдоподобия, соответственно, здесь на первый взгляд нет. От американского продукта того же сорта «Ведьмы…» отличаются меньшей пошлостью и большим смысловым подтекстом. В частности, эротические сцены тут в белье, а фрагменты тел и кетчуп почти отсутствуют. Зато диалоги персонажей избыточно откровенны и актуальны для современной клинической психологии.
Целевую аудиторию фильма я бы определил как преимущественно мужскую. Дамы, способные смеяться над этим, вызывают моё искреннее восхищение. Одни из них – традиционные женщины, изначально оградившие своё естество от моды радикального феминизма. Другие – бывшие пацанки, «свои парни с сиськами», которые смогли перерасти сию заразу. И тем и другим мой лайк и похлопывания. Приятного просмотра!
«Быть или не быть», или Выбор между любовью и местью/ Попытка бегства от судьбы
Юный принц Амлет искренне любил своего отца — Короля боевого ворона. Не дивно, что после жуткого злодеяния – убийства повелителя его братом, мальчик любой ценой решил исполнить обет "отомстить".
Прошли годы и возмужавший Амлет, ставший могучим воином, получает возможность сдержать свою клятву. Но будет ли простым выбор между добротой и ненавистью?
«Трагическая история о Гамлете, принце Датском» гостила на помостках и экранах бесчисленное количество раз. Однако мятущийся принц не был взят Вильямом нашим Шекспиром из ниоткуда. А по некоторым данным вдохновлен историей Амледа из средневековых скандинавских легенд, в частности «Деяний данов» 12 века.
Этот парень изрядно отличается от привычного нам датского принца, именно он становится главным героем нового фильма постановщика «Ведьмы» и «Маяка» .
Роберт Эггерс создал любопытное и атмосферное полотно, наполненное атмосферой тех далеких времен.
Оригинальное название фильма — «Северянин» либо же «Норманн» — «северный человек» — название скандинавов примерно с 7 по 11 века. Локализаторы решили использовать термин «варяг» – так чаще всего называли северян в Киевской Руси. Что не слишком правомочно – ведь на Руси происходит лишь малюсенький кусочек действия картины.
По слухам съемочная группа с большим тщанием отнеслась к воссозданию жизни норманнов, и смотрятся результаты их старания неплохо.
Низкое, темное северное небо и мрачный свинцовый океан. Ночная тьма, рассеиваемая редкими источниками света типа факел или очаг. Жилища, мужская одежда и женские наряды, вышивки – усердно завлекают нас в раннее средневековье.
Быт исландской фермы со строительством оград, стиркой, уходом за животными.
Праздники типа Купала с венками, хороводами, кострами, ухаживаниями, солеными шутками и закономерными любовными союзами на одну ночь (или нет?).
Похороны воина с трупом в ладье/драккаре, тоскливыми песнями, жертвами: конь и женщина.
Жесткий местный спорт типа кровавого регби с битами.
Нелегкий быт рабов.
Аутентичненько.
Дополняется впечатление частыми картинами исландской природы – прекрасной, но суровой. Оператор с огромным удовольствием показывает блуждания героев по Стране льдов – месту ветреному, называемому «бесплодной пустошью», но буквально приковывающему взгляд лаконичностью равнин со скальными выступами, горными вершинами и пылом вулканов.
Немаловажную часть в киноописании от Эггерса жизни северян того времени занимают различные обряды и ритуалы. Напоминаю: народ был богобоязненным и твердо уверенным в существовании хеля, валгаллы, колдовства, ведьм, богов, валькирий и прочих мистических сущностей.
Этот пласт передан «на ура». Волчий ритуал посвящения наследника. Подготовка берсерков. Пророчество ведьмы. Беседа с ведьмаком. Все как полагается – экзальтированное, или измененное состояние сознания, воздействие растительных препаратов, воскурения, дым, гипнотические лица шаманов.
На видениях, пророчествах и галлюцинациях построен изрядный кусок ленты. ГГ, мягко говоря, не слишком здоров психически, и частенько видит то, чего на самом деле нет. Скорее всего (а может есть?). Исчезающая безглазая ведьма с ее пророчеством. Видения дерева. История с обретением меча и поединком. Ехидный ведьмак и прозорливая голова.
Хотя есть моменты, которые на «галюны» не спишешь. Те же вороны в качестве гуманитарной помощи в сложную минуту.
Сюда же примыкает линия «именного» меча – «оружия достойного его мести». Как и полагается таким клинкам, он имеет собственную волю, накладывает на носителя определенные ограничения, вступает не просто орудием убийства, а полноценным участником действа.
Еще один обративший на себя внимание момент – повсеместное использование персонажами ярости в качестве оружия. Причем не только берсерками, которым по должности положено, но и обычными воинами, и даже дамами. Герои переполнены скрытой жаждой смерти врагам, ненавистью, злостью, которую когда нужно, они с удовольствием выпускают наружу, подпитывая собственные силы и даже переламывая ситуацию на поле боя. Этим создатели ленты активно намекают на звериность времени. Не поспоришь – время не самое дружелюбное и миролюбивое.
Что забавно – другая сторона звериности – кровожадность, беспричинная жестокость по отношению к чужакам и рабам – передано целомудренно и скромно. Сравните, то что нам показали Эггерс и Ко с любым слешевым хоррором или чернушной версией средневековья типа Скифа или Викинга. После тех вариантов The Northman – прям сказка для среднего школьного возраста.
«Норманн» и в целом гораздо оптимистичнее творения Великого Барда, проходящего под девизом «в общем, все умерли», настойчиво намекающего о тлетворности мести для всех причастных и просто оказавшихся рядом. Эггерс, напротив, говорит о том, что месть дело вроде как нужное, и лишь она позволяет уцелеть тем, кого ты по-настоящему любишь. С одной стороны – некая сермяжная правда в этом есть, с другой – трупов все равно немало, и потери даже среди как бы непричастных неизбежны. Да и с моральной точки зрения утверждение небесспорное. Особенно для нашего времени, которое официально стремится порвать с тяжелым прошлым и научится решать такие вопросы другими методами.
Идейная сторона ленты на уровне. Постановщики ставят протагониста перед нелегким выбором между исполнением клятвы и обычной жизнью с избранницей. Между добротой и ненавистью. Между следованием пророчеству, предначертанием и свободным выбором. Между предназначением, подчинением судьбе и новым началом. Между местью и любовью. Показывая, правда, что с судьбой тягаться бесполезно и даже любовь в результате лишь помогает исполниться тому самому предначертанию фатума.
Есть в фильме несколько неоднозначных моментов. Амлет не ищет легких путей, отступая, когда появляется возможность убить врага раньше положенного, в ночи. Идет на смену социального статуса, невозможную для подавляющего большинства современников – добровольно принимая на себя рабскую метку. Становится прямым виновником страшного преступления – уничтожая собственную кровь. Странновато воспринимается боевой клич «За Валгаллу». Возможно глюк перевода и имеется в виду нетерпеливое ожидание встречи со Всеотцом? Ведь для воина лишь смерть в битве достойна и гарантирует место на пиру Одина.
Боевки в ленте немного, но та, что есть, поставлена на уровне. Запоминается бой за славянскую деревню, курганная стычка в стиле Конана, и звериный, первобытный, «обнаженный» поединок в отсветах лавы.
Большинство проявлений воинского мастерства связано с главным героем.
Амлет (Скарсгард ). Огромный, фактурный, мускулистый детина. Великолепный воин-берсерк, способный пренебрежительно уворачиваться от стрел, перехватывать копья в полете, вырывать глотки зубами. Медведеволк с «сердцем из холодного железа» и предопределенной судьбой. Выказывающий истинно самурайское пренебрежение к смерти и неплохую эволюцию образа. Понимающий, что кроме мести есть что-то еще. Пытающийся измениться, обыграть фатум, начать новую жизнь. Скарсгард не самый многогранный лицедей, но этот образ сидит на нем как влитой.
Подбор актеров в ленте неплох, однако подвигов они не совершают.
Ольга (Ани Тейлор-Джой ). Юная славянская ведьма, обращающая на себя внимание всех мужиком поголовно. Прилагающая все силы, чтобы потягаться с судьбой и отстоять любимого, ведь «она с ним еще не закончила».
Главгад Фьелнир (Банг ) с которым далеко не все так просто, как кажется. Свершивший гнусное злодеяние, предавший брата и короля. Влюбленный мужчина, уступивший мольбам женщины, сражающийся за счастье своей семьи.
Королева (Кидман ). Холеная ледяная стерва, одним монологом в корне меняющая картину происходящего. Впрочем, сколько в том монологе правды?
Отец-король (Хоук). Мистический повелитель, загодя заботящийся о воздаянии за свою смерть. На первый взгляд – хороший отец, заботливый супруг. Однако, есть нюансы.
И даже в минутных, третьестепенных ролях в ленте встречаются звезды типа Бьорк, или Дефо, которому особенно удался образ головы.
Да, размаха фильму откровенно не хватает, а предсказуемость очевидна, однако такого «принца датского» мы еще, пожалуй, не видели.
Эрго. «Гамлет» раннего средневековья. Аутентичный, мрачный, кровавый, яростный, звериный, первобытный. С недурным главным героем, размышлениями о мести, судьбе и попытках ее обыграть.
Режиссер: Роберт Эггерс
В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итэн Хоук, Аня Тейлор-Джой, Густав Линд, Эллиотт Роуз, Уиллем Дефо, Фил Мартин, Эльдар Скар
Вышедшими в прокат в декабре 2019 года «Джентльменами» Гай РИЧИ вернулся к свои истокам и прежде всего – к «Картам, деньгам, двум стволам» (1998 год). Уже тот, первый его фильм, упрекали в подражании «Бульварному чтиву», что нисколько не мешало и до сих пор не мешает восприятию зрителем «молодого и рьяного» драйва, буквально льющегося с экрана.
В стилистическом отношении «Джентльмены» куда изящнее «Стволов…». Это как поздние произведения Урсулы Ле Гуин, которые мудрее, умелее, тоньше, но что-то эдакое в них потеряно. Не знаю даже что. Может быть, непосредственность, азарт… А может, если перефразировать Льва Выготского, совершенство противопоказано художественному произведению: обязательно должно быть некоторое несовпадение, недостаток (как там у Аркадия Райкина: "ты купил, я купил, мы его не любим — он тоже купил. Все купили. Все ходим скучные, бледные, зеваем"), непонимание (причем, непонимание самого автора – энергия заблуждения).
На этапе предпродакш фильм назывался «Toff Guys». У нас это переводили, как "парни-аристократы" или «богатеи». Почти так же – «Toff Guy Films Limited» — называется студия Гая Ричи, продюссировавшая «Револьвер» и «Рок-н-рольщик».
В британском английском сленге toff — это стереотип для кого-то с аристократическим прошлым или принадлежащего к землевладельцам, особенно для того, кто источает атмосферу превосходства. Впрочем, в другом англоязычном словаре сленга существует иная интерпретация: toff — стильно одетый, модный человек, особенно тот, кто является или хочет считаться представителем высшего класса.
Само словосочетание, возможно, было создано режиссером по аналогии с «tough guys» — «жёсткие», «крутые парни».
Что касается джентльменов, то, если принимать это слово в его английском общеупотреблении – культурный, воспитанный человек с безупречными манерами – не обязательно аристократ, то по гамбургскому счету ими в фильме являются, прежде всего, Микки Пирсон (американизированным именем Микки над ним иронизирует в своем рассказе частный детектив Флетчер, но на званном приеме в начале фильма его называют, естественно, Майкл, так же к нему обращается предполагаемый партнер Мэтью) и его консильери Реймонд Смит. Своего мистера Хайда они вынуждены проявлять, только когда собеседники не внимают их вежливым просьбам. Микки мечтает легализоваться, оставив свой темный криминальный душок в прошлом. «Если хочешь быть джентльменом, мало просто вести себя как джентльмен, нужно быть им» — перефразирую слова, с которых начинается и которыми заканчивается фильм.
Забавно, что это его стремление дважды спараллелено. Разве Лорд Джордж, судя по прозвищу, не стремиться вести себя как из высшего общества, заявляя, что у него всего лишь один грех: азартное смотрение скачек по телевизору? Героин, проституция и прочее – это всего лишь бизнес и ничего более. А Флетчер? Он ведь тоже хочет продать плод своего труда и выйти на покой — то же стремление, но в несколько травестийном виде, чему способствует и акцент (прошло 110 лет со времени Элизы Дулиттл, но в Лондоне кокни по-прежнему неистребимо выдает твое происхождение).
С другой стороны, помните анекдот про «джентльмены верят друг другу на слово» и «тут мне начало фартить в картах»? Наверное, единственный, кто в этом фильме за базар отвечает, — это Микки. Когда он расстается, полностью расплатившись, с дегенерирующими аристократами (как правило, они – джентльмены уже по факту рождения, так как манеры в этих семьях шлифовались поколениями), каждый из них толсто намекает, что у меня есть еще такая проблема, то есть просит что-то сверх.
Ассоциации с «Долгой страстной пятницей» возникли у меня задолго до прямой цитаты в финале с Микки, севшим в захваченный автомобиль. Гарольд Шенд тоже очень хотел легализоваться и стать добропорядочным британским бизнесменом, но…
Как гласит теория менеджмента, каждая организация в своем развитии достигает пределов своего роста. Его и достигли криминальные империи Гарольда Шенда и Микки Пирсона. А сами они следующим этапом хотят вписаться в общество, в средний класс.
Обратите внимание на интересную деталь: когда Мэтью подарил Микки золотой миниатюрный пистолет (это уже вторая ссылка на Джеймса Бонда), супруга последнего говорит:
- Он купил тебе пушку. Милый подарочек. Пять лет тюрьмы в одной коробочке.
И это говорит жена владельца криминальной империи, который при ее создании положил, надо полагать, немало трупов! И второе, когда цветная молодежь из секции Тренера грабит подземную плантацию Микки, там оказалось немало охранников, но никто из них не был вооружен.
То есть, Микки нарушая выращиванием «травки» одну статью уголовного кодекса, все же стремится блюсти закон и не нарушать статьи другие. Но при необходимости…
В фильме немало мелких деталей доброй старой Англии, и сам Микки стремится ассимилироваться в эту самую Англию, и даже бизнес-империя его устроена с учетом традиций страны. Но, очень похоже, последняя очень быстро меняется. В отличие от «Карт, денег, двух стволов», где тоже молодое лондонское беспардонное поколение напирает снизу, в «Джентльменах» новые напирающие уже отнюдь не белой масти, по поводу чего в фильме масса неполиткорректных шуток.
О «Джентльменах» у нас писали много, не хочется повторяться. Во вдвое большем объеме можно было порассуждать, что это кино о кино (как и у Тарантино в «Однажды в Голливуде»): весь фильм — рассказ Флетчера о его сценарии на основе расследования деятельности Микки. Отсюда – сочные диалоги, монтаж, колоритные персонажи, киноклише. Например о частном сыщике, который из окошка машины снимает конечно же огромным объективом, или о промышленных холодильниках, в которых частенько происходят финальные разборки, или о молодом негре, забегающем в гараж, где на преследователя выхолит целая толпа афроамериканцев (то бишь афровеликобританцев) с ножами. Из этой же киносферы и ситуация с ютюбом и повсеместными айфонами, за подростками-владельцами которых пришлось изрядно погоняться (травестия традиционной погони).
P.S. Честно говоря, я собирался писать совсем другой текст на другую тему, лишь отталкиваясь от «Джентльменов», которым намеревался посвятить абзаца два. Но эти два абзаца выросли до вышестоящих непритязательных заметок. Так что продолжение следует.