Шимун Врочек Рим Последний


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Крафт» > Шимун Врочек "Рим. Последний легат" (проект "Этногенез"): Хэппи-энда не будет?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шимун Врочек «Рим. Последний легат» (проект «Этногенез»): Хэппи-энда не будет?

Статья написана 30 июня 2011 г. 20:12


До настоящего времени все мои знания по миру «Этногенеза» ограничивались лишь возмущением Николая Горькавого в адрес первой «Маруси» – как я понимаю, вполне заслуженным – да ещё отличной обзорной рецензией коллеги ismagil. По большому счёту. Ибо регулярно-периодические... назовём это — обсуждения — в «уютненьких» и на форумах не в счёт. В силу их низкой информативности, повышенной экспрессивности участников, всепобеждающего офф-топа и т.п.

О непосредственном личном знакомстве с данным проектом в ближайшей перспективе и речи не было – как-то особо не тянуло. Но вчера произошло довольно неожиданное и стремительное совпадение сразу нескольких обстоятельств, приведшее к тому, что в мою «читалку» оказался загружен «Рим. Последний легат» Шимуна Врочека…

Трогать сюжет романа мы пока не будем — всё только начинается, перед нами одна лишь завязка (см. классификатор произведения с изря-а-адным спойлером). Давайте сосредоточимся на общих впечатлениях.

И самое первое, что приходит на ум, это слово «сценарий». Но не от слова «сцена». Никакой камерности, статичности. Действие разворачивается явно не на театральных подмостках. Здесь этот термин связан исключительно с экраном и кинематоргафом. Картинка, возникающая перед глазами при чтении, дышит динамизмом экшена – короткие эпизоды, резкая и быстрая смена планов, персонажей, места действия. Не в последнюю очередь такому ощущению способствует и фирменный авторский стиль Врочека, его лаконичный[1], но сочный «рублено-рваный» слог.

Второе впечатление кинематографичность текста только подчёркивает. Использование современного просторечного жаргона, молодежного сленга, стандартизованных — до клише — выражений применительно к миру Pax Romana – интересное ощущение. И сразу вспоминается, где я впервые столкнулся с таким приёмом – эдакий «Планкетт и Маклейн» в декорациях «Гладиатора». Осторожно пробуем на вкус: не перебрал ли автор? Вроде нет. Скорее наоборот, новая встреча кажется приятной. Возникает ощущение сопричастности происходящему, психологической близости персонажей. Постепенно эти впечатления закрепляются и начинают доминировать…

А третье не имеет чёткой привязки единственно к киноискусству, но относится к общекультурному багажу и эрудиции читателя.  По тексту рассыпан целый ворох явных и скрытых цитат, отсылок и маркеров-маячков – от мировой классики до соцреализма и масскульта. От «Распни его! Распни!», «Над всей Германией безоблачное небо» до «Врешь, не уйдешь!»  и «Вперед, обезьяны, или вы хотите жить вечно?!». Ну, а мимо такого Александрийского маяка не моргнув глазом пройдёт только очень далёкий от русской литературы (в смысле – недалёкий) человек: «В синем плаще с белым подбоем, шаркающей от бессонной ночи походкой, ранним утром четвертого дня до начала августовских календ в закрытый сад своего дома на Палатинском холме выхожу я…» – и – «Чтобы доказать, насколько смертен бывает человек. Внезапно смертен…»

Да, уж… Я осторожно отношусь к современной традиции к месту и не к месту использовать модное слово «постомодернизм» – ибо безобразно слаб  в теории вопроса – но если что-то такое эдакое в этом есть, то претензия нехилая. А не замахнуться ли нам на Михаила нашего, Афанасьевича? Ох! Поаккуратнее, а то один тут тоже «белый плащ с кровавым подбоем» у себя воткнул, так ему потом так навтыкали, шерсть-на-носу…

Мне не настолько хорошо знакома та историческая эпоха, чтобы оценивать достоверность литературного мира «Последнего легата» с точки зрения реалий повседневной жизни в Римской империи, правил построения нецензурных выражений в древнегерманских наречиях или особенностей климата Центральной Европы в начале первого тысячелетия нашей эры. Но пока всё прочитанное выглядит чертовски настоящим («Писать нужно либо о том, что…» (с)). С одной стороны, откуда бы у писателя без соответствующего образования глубокие познания в этой области? С другой – вроде, и на флоте тоже не служил, но в «Высоком прыжке» всё очень по делу получилось. Правда, морская часть в «Метро 2033: Питер» этот эффект сильно смазала. Так что тут и так, и этак может повернуться, однако учтём, что Врочек римской темой явно и раньше интересовался.

Поскольку уже известно, что со второй из трёх книг «Рима» мы встретимся не раньше декабря, читателей, знакомых с творчеством автора и попавшихся на крючок его нынешней сюжетной интриги, мучают только два вопроса. И это отнюдь не разгадки тщательно поддерживаемой, но не особо-то и глубокой детективной составляющей – все уважающие себя люди давно поняли, что «убийца – во-о-он тот дворник». В первую очередь, хочется знать, кого из многочисленных персонажей (кроме, разумеется, Марка Крысобоя) автор оставит в живых – хотя бы в общем и целом – к финалу повествования. А во-вторых – last but not least – не окажется ли этот финал разочаровывающее-обидно «слит».

А то ведь были прецеденты, знаете ли…

Оценка: 8




Примечания:

[1] Ох, как хотелось написать «лапидарный». Не сочтите за умничанье — здесь этот эпитет подходит больше. Во всех возможных смыслах – от происхождения до способов и случаев применения. Однако, «лаконичный, но сочный» — звучит ярче.

[2] Хотя, одну «блоху» я всё-таки вроде бы поймал – казнённый германец не мог оказаться в Вальхалле, где пируют с Одином лишь воины, павшие в бою. Впрочем, при желании всё можно списать на трудности перевода.





242
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 20:20 цитировать
Главный герой книги — Марк Крысобой?! Это даже не «замахнулся», это «дал маху», называется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 21:05 цитировать
Ну, не то, чтобы главный... Просто — персонаж. Легат 17-го с ним однажды встречается.

И было ему в Гефсиманском саду возле публичного дома видение...


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 20:44 цитировать
Именно из-за этой книги подал заявку на электронный вариант этой серии.
Пока ещё не получил этот мегадокумент :-(
Как придёт — поставлю в очередь на прочтение (давненько уже про Рим ничего не читал).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 21:06 цитировать
*с интересом* А почему именно из-за этой? Почему не Шаинян, Бенедиктов или Колодан?
 


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 23:18 цитировать
Честно скажу — никого из этих авторов не читал 8-] (пока, но скоро наверстаю), а эта книга заинтересовала именно своей темой.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 21:56 цитировать
На неназываемых библиотеках они давно (с рассылки) выложены.


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 21:57 цитировать
Крафт а как общее впечатление от книги, по сравнению с предыдущими его же? Можно чуть подробнее, а то сам бренд Этногенеза слишком смущает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2011 г. 22:59 цитировать

цитата Green_Bear

а то сам бренд Этногенеза слишком смущает...

А я на него абсолютно не завязан. Ибо не имею ни малейших личных впечатлений.
А у Вас уже есть печальный опыт?

цитата Green_Bear

...а как общее впечатление от книги...

цитата Крафт

новая встреча кажется приятной. Возникает ощущение сопричастности происходящему, психологической близости персонажей. Постепенно эти впечатления закрепляются и начинают доминировать…


цитата Green_Bear

...по сравнению с предыдущими его же?

Шаг назад (в смысле — вверх) после «Метро». В общем-то, ничего нового — всё то же, всё то же:

цитата Крафт

Война и всё связанное с ней всегда интересовали меня — я ж мушщина всё-таки, что бы там Юркин не болтал… А война на планете Земля была и остаётся любимым развлечением мужчин всех времён и народов. Исключения современной исторической науке не известны.

Врочек не только не хочет проходить мимо, он явно тяготеет к этой сфере человеческой деятельности, проявляя, по моему скромному мнению, недюжинные познания в военном деле. Почитателям «мущщинской» прозы предлагается широкий выбор описаний законных, полузаконных и вовсе незаконных способов массового уничтожения себе подобных — от нашей Реальности до Миров меча и магии, от Древнего Рима до далёкого Будущего, от мечей и парусных галеонов до торпед с термоядерными боеголовками и космических крейсеров. Но это только для тех, кто скользит по поверхности, кто читает книги, освоив метод скорочтения по диагонали. Внимательному и вдумчивому Читателю «в нагрузку» достанутся зашитые во вроде бы нехитрых сюжетах сложнейшие психологические этюды, поднимающие из пыльных мешков нашего подсознания вопросы из разряда «вечных». Что есть Любовь? Что такое Добро и Зло, Ложь и Истина? Как определить, кто друг, а кто — враг? Где проходит грань между ними?

«Хмурое стекло» «Рим. Последний легат» — из этого ряда, хотя рассказ роман никакой не фантастический, а, скорее, исторический. Просто — Хороший Рассказ. (А вот тут с оценками пока не будем торопиться))) — А.К)

Источник: http://fantlab.ru/blogarticle7878


Ссылка на сообщение1 июля 2011 г. 00:01 цитировать

цитата Крафт

Использование Врочеком современного просторечного жаргона, молодежного сленга, современных стандартных, вплоть до клише, выражений применительно к миру Pax Romana — интересное ощущение. И сразу вспоминается, где я впервые столкнулся с таким приёмом — эдакий «Планкетт и Маклейн» в декорациях «Гладиатора».


Кстати, этот приём очень удачно использовали Зоричи -- в «Карле, герцоге» и «Римской звезде». Первый -- про средневековую Бургундию, второй -- вот как раз про античныя времена (главный герой -- Овидий). Очень рекомендую!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июля 2011 г. 00:12 цитировать
Охохонюшки, грехи мои тяжкие. Где бы ещё время и силы найти всё читать?

Но за рекомендацию — спасибо. Учту.
 


Ссылка на сообщение1 июля 2011 г. 00:15 цитировать
Рекомендации -- это всегда пожалуйста; а времени -- не дам, самому не хватает! :-)))


Ссылка на сообщение24 июня 2012 г. 01:30 цитировать
Рискну показаться вульгарным, но «белые плащи с кровавыми подбоями» — совершенно проходили мимо сознания.
В том смысле, что на колесо основного сюжета воду не льют. Тот же Август — да, старый, уставший калькулятор. Можно поверить, что этот станет сокрушаться «Вар, верни легионы»? И можно поверить, что он ОСТАВИТ Германию?
Почему с галлами получилось, а с германцами нет? И ведь при Калигуле получится с обитателями Туманного Альбиона. Что тут такого особенного?
Для меня кинематографичность, увы, заслоняет намеки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2012 г. 02:35 цитировать
Там в отзывах timonya по исторической части романа от души прошёлся. А я уже говорил, что не настолько хорошо разбираюсь в эпохе, чтобы подвергать такст серьёзному разбору с этой стороны.

А на Ваш вкус, как я понял, «кинематографичность» скорее в минус, чем в плюс пошла?
 


Ссылка на сообщение24 июня 2012 г. 03:14 цитировать
+или — так сразу не скажешь.
Убрать «картинку» — роман очень много потеряет. Слишком много.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2012 г. 04:42 цитировать
У Врочека всегда так...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх