о литературной полемике


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > о литературной полемике. поучительное
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

о литературной полемике. поучительное

Статья написана 25 июля 2011 г. 10:37

Тихонько копаю библиографию Достоевского и не перестаю радоваться...

Складывается впечатление, что как мы сейчас сремся на форумах и блогах, так во времена ФМ срались на страницах литературно-общественно-политических журналов. И еще похлеще! Схема буквально следующая: 1) А. пишет креатиф и публикует его в журнале. 2) Б. пишет в другом журнале разгромную статью на креатив А. 3) А. отвечает Б., что он козел, урод и «спервадобейся». 4) Б. отвечает А., что молодо-зелено и не надо быть Пушкиным, чтобы знать, как правильно пишется слово «корова». пп.3) и 4) повторяются до бесконечности, пока участникам не надоест или пока издание не прикроет цензура, которой надоест вычитывать всю эту хрень

Вот вам живой пример, с участием, ни много ни мало, Достоевского и Салтыкова-Щедрина:


1) Журнал Достоевских «Время» публикует совершенно невинное письмо некоего пейсателя Скавронского по поводу путаницы из-за одинаковых фамилий двух авторов — Н. Скавронский и А.Скавронский. Авторы эти сто лет никому не нужны, конечно, но им тоже прилетело.


2) Салтыков-Щедрин в «Современнике» за январь-февраль 1863 г. начинает анонимный срач по поводу этой заметки «Времени» в заметке «Литературная подпись»:

«Г-н А. Скавронский взволнован; великий А. Скавронский скорбит. Он желает оправдаться, он ищет вывести публику из заблуждения. В Москве появился другой Скавронский, Н. Скавронский, который тоже пишет повести и которого, по сходству талантов, принимают за него, А. Скавронского.» негодуэ практически

«Нам кажется странным, что почтенная редакция «Времени» решилась напечатать письмо г. А. Скавронского. Во-первых, оно обидно для г. Н. Скавронского, который может справедливо сказать, словами г-жи Толстогараздовой (в комедии г. Островского «Не сошлись характерами»): «да что ж в этом есть постыдного, что я назвался Н. Скавронский?» во-вторых, редакция «Времени», если даже она и дорожит сотрудничеством г. А. Скавронского, все-таки обязана была внушить ему, что хлестаковщина в литературе допущена быть не может. Ведь «Время» очень хорошо знает, что не «Село Сарановка» и не «Бедные в Малороссии» составляют силу журнала — ну, и пускай бы себе шел г. А. Скавронский с своими протестами в «Сын отечества». (Названия реальных произведений бедного Скавронского изменены и обстебаны)


3) ФМ, естественно, молчать не стал и с воплем: «Какая дрянь задела лань?!» немедленно свалял в № 2 «Времени» за 1863 г. заметку «Йуный аффтар» «Молодое перо»:

«По поводу литературной подписи. «Современник», № 1 и 2

Брамбеус! решительно Брамбеус! Прочел с удовольствием. Фыркал, прыскал со смеху. Пыхтел, задыхался. Потел! Игриво. Молодое перо. Талант. Каратель пороков. Упование России... Игрун, визгун, танцует. Далеко пойдет. Молодец.*

И всё-то дело из-за г-д Скавронских. Г-н А. Скавронский поместил в декабрьской книжке «Времени» заявление о том, что подписью его злоупотребляет какой-то другой г-н Н. Скавронский, в Москве. Г-н А. Скавронский испугался, чтоб его как-нибудь не смешали с г-ном Н. Скавронским. Ну так вот, как смел г-н А. Скавронский испугаться и напечатать, что он А. Скавронский, а не Н. Скавронский? Он — простой, обыкновенный сочинитель. По крайней мере, если б был генерал от литературы, какой-нибудь Катков, а то — А. Скавронский! И туда же! Обличить, обличить скорее, неотлагательнее! Страждет литература, страждет общество. Надо карать, свистать, плевать. Даже непочтительность к старшим замечается. Если всё это спускать, так ведь что из этого выйдет?

Впрочем, дело ясное: Молодое перо. Надо было дать пищу сатирическому уму.»


4) Салтыков-Щедрин радуется, что срач удался, и в «Современнике» за март 1863 проходится в адрес журнала братьев Достоевских в заметке «Тревоги «Времени»:

«Я говорю: пусть каждый из нас выберет себе свою особенную язвочку! Пусть «Смрадный листок» говорит, что язвы можно лечить посредством доноса; пусть «Куриное эхо» утверждает, что язвы можно лечить, скрывая их, — в том расчете, что, может быть, и забудутся как-нибудь! пусть «Время», пусть «Наше время», пусть «Русский вестник»... пусть, одним словом, всякий свою капельку, — и я убежден, что соединенными нашими усилиями мы, наверное, принесем на грош пользы! Я говорю: пусть только останется запевалой г. Громека, а уж хор найдется! Подтянет М. М. Достоевский, из Москвы аукнет Н. Ф. Павлов...»

и

«Подобно этим бедным птицам, «Время» почему-то встревожилось. Все ему кажется, что кто-то его притесняет, кто-то хочет утянуть у него пару подписчиков. Кто тебя, душенька? кто тебя ушиб? топни, душенька, топни ножкой!

Вы ошибаетесь, «Время»: никто вас не ушиб. Никто вас не притесняет, никто даже не думает об вас. Занялся было вами одно время «Современник», предполагая, что из вас может что-нибудь выйти, но теперь, вероятно, и он оставит это занятие. Очень уж употребляете во зло то внимание, которое вам оказывается.»


5) ФМ, натурально, потирает лапки и в следующем, 3 номере «Времени» за 1863 выдает «Опять «молодое перо»:

«Впился-таки! Не выдержал самого первого натиска! Я и предрекал, что вопьется... О молодое перо! Какой визг из-за того, что вам отдавили ножку. А вспомните-ка, молодой, но блестящий талант, вспомните, как вы куражились в феврале над А. Скавронским за его «Литературную подпись»!* А вот как коснулось до вас самих, так и наполнили тотчас же вселенную своими воплями.

Вот потому-то сейчас и видно, что еще молодой талант, да еще без всякой дрессировки. А еще обижается за слово «молодой»!»


Эта, гм, полемика продолжается не один год. Есть даже монография на тему: Борщевский, «Щедрин и Достоевский», так и хочется дописать, «История одного срача» :-)))


Глядя на этих зайчиков, начинаешь думать, что наши инет-срачи еще на высококультурном уровне проходят  учитывая, что мы ни разу не классики русской литературы, между прочим))

На момент действа, кстати, Достоевскому 42, а Щедрину 37, а мозг так и не вырос



Тэги: quote


365
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 11:44
:-))) Добрая литературная традиция, оказывается!
«Две скрижали заповедей и триста — срача в комментах»...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 11:55

цитата Saneshka

«Две скрижали заповедей и триста — срача в комментах»...

Тора и Талмуд просто :-D
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 12:16
:-))) Хе-хе, ну да, ну да.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 15:07

цитата kerigma

Тора и Талмуд просто
:-))) евреи, блин!


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 15:07
спасибо за интересную информацию:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 15:08
Всегда пожалуйста :-)


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 15:13
Изумительно. И крайне поучительно. Спасибо большое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 15:14
:-)


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:02

цитата kerigma

Складывается впечатление, что как мы сейчас сремся на форумах и блогах, так во времена ФМ срались на страницах литературно-общественно-политических журналов.


Это не впечатление складывается, это так оно и есть на самом деле. В этих наших интернетах просто время отклика сократилось до минимума и доступ к участию в полемике получил каждый желающий. Сто тыщ комментов в час...

Но иллюстрация яркая и наглядная, спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:15
Но уровень полемики-то у нас не намного ниже. А еще говорят, мы бескультурные, ха! :-D
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:19

цитата kerigma

Но уровень полемики-то у нас не намного ниже.


Гм... Чтобы придти к этому выводу, сетевую полемику надо воспринимать очень избирательно. Здесь вижу -- здесь не вижу. Полагаю, и Достоевский, и Щедрин как минимум запятые правильно расставляли и «карову» правильно писали, через «а». ;-) Я уж не говорю о высоком риторическом мастерстве. А чё -- тырнет не бумага, все стерпит!
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:22
Я говорю о полемике, которая на ФЛ периодически ведется, например, в Камше-теме :-))) не о дваче, само собой)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:28
Тю! А какая ж без этого интернет-полемика? И на ФЛ этого добра полно, кстати.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:29
хорошо, что я дальше Другой литературы не хожу :-D а там обычно тихо)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:31
Есть нюанс: может, если бы ты ходила дальше, и там тише стало бы. :-D
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:38
это мне надо пару лишних часов в сутках ввести))
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 17:07
И мне не помешало бы...


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:06
А никто и не говорил, что писатели — умные, добрые и воспитанные люди. Были бы умными, добрыми и воспитанными — такую скукоту бы писали...
Хотя, в общем-то, и пишут...
Хотя, в общем-то, это на самом деле и не писатели...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:15

цитата Нил Аду

Были бы умными, добрыми и воспитанными — такую скукоту бы писали...

:beer:


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:40
:cool!::-))):-))):-)))
Спасибо)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:52
:-D


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 19:00
Достали в сети разжигатели срачей,
Позвольте, но в чём их вина?
Они лишь наследники и подражатели
Достоевского и Щедрина. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 20:25
браво!:-D
 


Ссылка на сообщение31 октября 2011 г. 14:10
Отлично!


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 20:52
Интересно, чем в итоге все кончилось? Научился ли Достоевский игнорировать срачи? Помнится, вскоре началось Польское восстание, неблагонадежных спорщиков, в том числе и «Время», закрыли, а Достоевский, промотавшись в рулетку, был вынужден стремительно работать на умирающую от чахотки жену.

P.S. Какие еще книги о жизни и творчестве Достоевского рекомендуете прочитать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 21:23

цитата SurmatMG

Интересно, чем в итоге все кончилось? Научился ли Достоевский игнорировать срачи?

Не знаю, честно говоря, я так далеко не копала) думаю, сошло на нет постепенно, когда им надоело.

цитата SurmatMG

Какие еще книги о жизни и творчестве Достоевского рекомендуете прочитать?

Да я и эту не могу сказать, что рекомендую, потому что сама не читала, просто увидела в комментариях, поскольку она посвящена конкретно этой теме.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 21:53

цитата kerigma

Не знаю, честно говоря, я так далеко не копала) думаю, сошло на нет постепенно, когда им надоело.


Если откопаете, слезно прошу поделиться — перечитываю Д., так что любые подробности биографии будут очень кстати. :beer:

цитата kerigma

Да я и эту не могу сказать, что рекомендую, потому что сама не читала, просто увидела в комментариях, поскольку она посвящена конкретно этой теме.


Тогда позвольте порекомендовать вам: Юрий Селезнев «Достоевский»(серия ЖЗЛ), если не читали, обязательно прочтите. http://bookfi.org/book/164617
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 21:58

цитата SurmatMG

Если откопаете, слезно прошу поделиться — перечитываю Д., так что любые подробности биографии будут очень кстати

Хорошо))

цитата SurmatMG

Юрий Селезнев «Достоевский»(серия ЖЗЛ),

О, спасибо!)) не читала, я вообще биографий редко читаю)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 23:00
Таки нашел про драчку, цитирую [Селезнев «Достоевский», Молодая гвардия, 1990]:

цитата

...полемика с «Современником», возобновилась сразу же после выхода первой книжки «Эпохи» (новый журнал Достоевского, заменивший «Время», прим. SurmatMG). На «Записки из подполья», в которых «Современник» не без основания заметил полемику Достоевского с автором романа «Что делать?», Салтыков пустил в ход фельетон о «Стрижах», под коими подразумевались и ехидно высмеивались, на что Михаил Евграфович всегда был большой мастер, сотрудники «Эпохи», а особенно злые насмешки, естественно, направлялись против «Стрижа четвертого, беллетриста унылого», то есть, конечно, самого Достоевского. Подключился и Антонович. Новая стычка журналов в значительной мере все более обретала характер уже не столько идейной, сколько личностной войны, доходящей до интимных намеков — на болезнь Достоевского, например («Да, я болен падучею, но к каким приемам вы прибегаете...» — отвечал он), до оскорбительных эпиграмм вроде «Самонадеянного Феди» и т. д. Естественно, не оставался в долгу и Достоевский, а потому нелегко приходилось и «Современнику», который к тому же вел еще одновременно серьезную полемику с «Русским словом» Писарева и Зайцева. Началась она с резко различных оценок «Отцов и детей» Тургенева, а затем уже нарастала как снежный ком. Салтыков-Щедрин выпалил «вислоухими» (намекая на фамилию Зайцева), «вислоухие» обвинили Салтыкова и в целом новых сотрудников «Современника» в отступничестве от идей Чернышевского, ссылаясь на действительно высказанные им скептические отзывы о романе «Что делать?». Писарев ударил статьей «Цветы невинного юмора», в которой сатирик характеризовался как беспринципный юморист, зубоскал, смех которого — «бесплодное проявление чистого искусства, подобное воздыханиям господина Фета». Откровения Варфоломея Зайцева по поводу «Современника» и самого Щедрина были еще хлестче, достаточно было прочитать хотя бы одно название его статьи: «Глуповцы, попавшие в «Современник». Напомнил Зайцев сатирику и его действительно произведший в обществе неприятное впечатление выпад против «Записок из мертвого дома» — в списке статей для очередных номеров «Свистка» среди других Щедрин назвал и следующую: «Опыты сравнительной этимологии, или «Мертвый дом», по французским источникам. Поучительно-увеселительное исследование Михаила Змиева-Младенцева». Варфоломей Зайцев тут же отпарировал за Достоевского не менее жестоко: «...смеяться над «Мертвым домом» — значит, подвергать себя опасности получить замечание, что подобные произведения пишутся собственной кровью, а не чернилами с вице-губернаторского стола».


В итоге драчка кипела до тех пор, пока:

цитата

Достоевский решает прекратить перебранку, ибо «с некоторого времени все труднее и труднее становится различать, что такое у вас идеи и что такое ругань.


Когда узнаешь, что столько замечательных людей: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Белинский, Некрасов, Чернышевский... практически все русские классики, потратили так много времени на бесполезные склоки, окончательно убеждаешься: форумное общение — зло. Если лучшие представители эпохи не смогли договориться между собой будучи знакомы в реальной жизни, то какие перспективы у интернета? Никаких, только канализация страстей и организация пьянок. :-(
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 23:10
Ага, спасибо))
У ФМ, как я понимаю, последняя статья была «Чтобы кончить. Последнее объяснение с «Современником», опубликованное уже в Эпохе в 64 г.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 23:12

цитата SurmatMG

Если лучшие представители эпохи не смогли договориться между собой будучи знакомы в реальной жизни, то какие перспективы у интернета? Никаких, только канализация страстей и организация пьянок.

Мне кажется, Вы слишком серьезно это воспринимаете)) Я лично уверена, что дело никак не в средствах общения, а в природе людей, которую еще Аристотель установил. И «сраться на форуме» мы заимствовали аж от древних римлян:-)))
К тому же наверняка те, кто этим занимался, не считали такое времяпрепровождение бесполезным.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2011 г. 09:37

цитата kerigma

Мне кажется, Вы слишком серьезно это воспринимаете))


Только подумайте сколько времени тратит завсегдатай фантлаб на бессмысленные споры в темах типа «Теизм-Атеизм», «Семья-Не семья», «Плохо-Хорошо», а ведь мог бы столько полезных книг прочитать за это время, стать лучше, умнее, а нас хлебом не корми, дай посраться в комментах. http://www.youtube.com... — вот тут очень хорошо, а главное с юмором отражена эта позиция.

цитата kerigma

К тому же наверняка те, кто этим занимался, не считали такое времяпрепровождение бесполезным.


В том то и проблема: срутся ради великого смысла много лет, а движения ноль (спорить Д. начал еще с 1845 года, в тусовке Белинского). Проходят годы, никто никого не понял, никто никого не переубедил. Уставшие, но не сломленные литераторы убеждаются в бесполезности таких споров и расходятся по домам журналам. Мне кажется, это урок — учить нужно тех, кто хочет учиться (Достоевскому повезло, и два года спустя он познакомился со Сниткиной, которая стала не только самой преданной его ученицей, но и женой).
 


Ссылка на сообщение26 июля 2011 г. 10:43

цитата SurmatMG

срутся ради великого смысла много лет, а движения ноль

ну отчего же, вот в «Бесах» отлично движение показано. Так отлично, что лучше б его правда ноль был)

цитата SurmatMG

а ведь мог бы столько полезных книг прочитать за это время, стать лучше, умнее, а нас хлебом не корми, дай посраться в комментах.

А сколько времени человек тратит на сон и еду! А мог бы в это время поработать на благо общества и государства:-))) не-не, все должно быть гармонично.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2011 г. 11:44

цитата kerigma

А сколько времени человек тратит на сон и еду! А мог бы в это время поработать на благо общества и государства не-не, все должно быть гармонично.


Сон и еда — потребности суть природные, которые ничем не перебьешь. Литературные же драчки — потребности, по моему мнению, психические, обусловленные не столько реальной необходимостью, сколько пробелами в воспитании. Раньше я тоже верил в «гармонию» и «природу», но знакомство с А.С. Макаренко убедило меня в том, что большая часть наших потребностей и особенностей проистекает не из нас самих, а извне, и при желании поддается исправлению. Другое дело, что куда проще эти потребности и особенности оправдывать своей природой и вечным порядком вещей.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2011 г. 11:48

цитата SurmatMG

же драчки — потребности, по моему мнению, психические и обусловленные не столько реальной необходимостью, сколько пробелами в воспитании

Мне кажется, это очень идеалистический взгляд на вещи)) на литературные и не литературные драчки. Пробелами в воспитании может быть обусловлено только чрезмерно агрессивное поведение в конфликтное ситуации. Но человек, который не будет общаться с другими (в том числе вступать с ними в конфликт), а будет только сидеть в уголке и творить на благо общества, называется аутист, как ни крути.
Имхо, конфликты как таковые неизбежны и суть вещь неплохая, поскольку дают опыт (необходимый писателю, в частности) и позволяют отвлечься от других занятий, отдохнуть. Под вопросом только отдельные виды поведения в рамках конфликта.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2011 г. 13:33

цитата

Пробелами в воспитании может быть обусловлено только чрезмерно агрессивное поведение в конфликтное ситуации. Но человек, который не будет общаться с другими (в том числе вступать с ними в конфликт), а будет только сидеть в уголке и творить на благо общества, называется аутист, как ни крути.


Согласен, сидеть в сторонке и творить на благо общество, когда рядом бушуют страсти, и тебя самого того и гляди зацепят, нельзя — нужно отвечать, нужно говорить, но в разумных пределах — тратить годы на перепалку с упертым Щедриным, про характер которого все знаешь еще с заседаний у Белинского (познакомились они за 20 лет до обсуждаемых нами баталий), когда у тебя свой роман не писан, а кредиторы поджимают — глупо. Конечно, такой опыт может быть человеку полезен, но речь о том, что в жизни Достоевского этого добра и так хватало — в литературных драчках он разбирался прекрасно и цену этому спору знал, но, сука, все равно продолжал спорить до тех пор, пока обстоятельства не прижали, такая натура. То же самое повторилось и позднее, когда Достоевский отправился с последней женой в Европу, где подсел на рулетку: неистовство до самого конца, пока не прижмут обстоятельства, а потом, как всегда, раскаяние и... роман. Не могу простить автору, что столько времени потратил впустую, потому что сам еще хуже.
 


Ссылка на сообщение26 июля 2011 г. 13:35

цитата SurmatMG

тратить годы на перепалку с упертым Щедриным, про характер которого все знаешь еще с заседаний у Белинского (познакомились они за 20 лет до обсуждаемых нами баталий), когда у тебя свой роман не писан, а кредиторы поджимают — глупо

не думаю, что ФМ реально много времени на это тратил) С другой стороны, автор тоже человек, и терпение у него не казенное)

цитата SurmatMG

Не могу простить автору, что столько времени потратил впустую, потому что сам такой.

ыы, отлично сказано))
С другой стороны, как было сказано выше в каментах, был бы ФМ сам спокойным хладнокровным человеком — не мог бы написать тех вещей, которые написал, с теми страстями. А тут практически заглянул в зеркало — и вывел «Игрока», пожалуйста)


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 03:29
Подумал-подумал и решил вступиться за стариков.Не то чтобы это им сильно надо, а так — из нутряной своей вредности и любви к правде, коею любовь ни одно неправедное гонение не смогло истребить.

Все-таки ихнюю агрессивную стилистику следует оценивать исходя из собственных стилистических особенностей той эпохи. А уж стили у них весьма острые, весьма ругательные, но они не дотягивают до той жесткости, которой славна была английская пресса с их карикатурами на грани фола. Ну жестко они все оценивали, очень и выраженьица подбирали на зависть (вспомним хотя бы улюлюканье об «Отцах и детях» и «Некуда»).

И опять же: это ведь 60-е, как любили писать в свое время «эпоха больших событий», «терпкое время».
Спорит «Современник» с «Временем», «красные» с «почвенниками» — они ведь не могут на страницах обсуждать тонкости построения социализма, комунны, или, прости господи, последние статьи из «Колокола» — Сибирь большая. Вот и создается впечатление, что грызуться из-за пустяков, хотя под спудом идет такая идейная борьба от которой тошно становится.
Конечно, там замешиваются еще и «личности», но почему они не сошлись, это во многом вопрос идей того времени: тут тонкости трактовок: чей социализм лучше — Фурье или Чернышевского, или вообще «община».

Нет, зря Вы так — это «идейная борьба» под цензурой, это время, когда «направление», «политика» определяло практически все, в том числе и «личные» конфликты. Не даром все, кто хоть выдавался из «направлений» был тогда «болотом», «амфибией».

В общем, глыбже надоть смотреть, в контексте любую блоху знать надоть.

цитата kerigma

На момент действа, кстати, Достоевскому 42, а Щедрину 37, а мозг так и не вырос


Зря вот это вот. «Переделать бы надо, а то как бы чего ни вышло»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:06

цитата Kniga

из нутряной своей вредности и любви к правде, коею любовь ни одно неправедное гонение не смогло истребить.

:-D

Мне кажется, Вы как-то очень серьезно к этому относитесь)) Я пошутила, все посмеялись. Даже если за этой полемикой действительно скрыты «глубинные подводные течения эпохи», и называя друг друга нехорошими словами, авторы сублимируют коренное несогласие по поводу мировой революции — оно все равно смешно само по себе. И опять же, в данном конкретном случае у меня как-то ничуть не складывается впечатление идейной борьбы, а только локальной грызни двух конкретных человек. Интересно бы, конечно, монографию на эту тему прочитать...

цитата Kniga

ихнюю агрессивную стилистику следует оценивать исходя из собственных стилистических особенностей той эпохи

Создается впечатление, что стилистика была агрессивной всегда. Ну вот когда не была, скажите?) Другое дело, что у людей, учившихся в советских школах, какие-то более романтизированные представления об этим персонажах, что ли, вот и выглядит их ругать как-то внезапно)

цитата Kniga

Зря вот это вот

Это опять же расхожее и ошибочное мнение, что с возрастом прибавляется если не ума, то сдержанности. Впрочем, это я тоже в шутку и для информации исключительно.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:23

цитата kerigma

Мне кажется, Вы как-то очень серьезно к этому относитесь)) Я пошутила, все посмеялись.


Профанация. Да, я ригорист.

цитата kerigma

Даже если за этой полемикой действительно скрыты «глубинные подводные течения эпохи», и называя друг друга нехорошими словами, авторы сублимируют коренное несогласие по поводу мировой революции — оно все равно смешно само по себе.


Даже Набоков, в итоге, пожалел и восхитился личным героизмом Чернышевского. Отсмеявшись, он сделал шаг очень интересной оценки — поместил Чернышевского в контекст.

цитата kerigma

Другое дело, что у людей, учившихся в советских школах, какие-то более романтизированные представления об этим персонажах, что ли, вот и выглядит их ругать как-то внезапно)


Вы могли заметить, что у меня вообще проблемы с пиететом к кому бы то ни было. И у меня нет «романтического» представления о персонажах, просто даже исходя из каких-то знаний. Фактически, проследить «идейную», «социально-общественную» полемику куда сложнее, и Вы схватились за верхи.

И это смешно, Вы правы, я просто попытался разъяснить, что это всего-лишь видимая часть, «процензурированная», «популярная».
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:29

цитата Kniga

Даже Набоков, в итоге, пожалел и восхитился личным героизмом Чернышевского.

Набокову нужен был второй герой, не исключительно комический. Не говоря уж о том, что в изрядно комической фигуре Чернышевского найти трагическое, имхо, не слишком сложно.

цитата Kniga

Фактически, проследить «идейную», «социально-общественную» полемику куда сложнее, и Вы схватились за верхи.

Я не задавалась целью проследить социальную полемику, упаси бог!)) Тем более, это за меня уже делали не раз и лучше, чем я могла бы. Я хотела просто дать повод посмеяться себе и читателям, не более того.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:33

цитата kerigma

Я хотела просто дать повод посмеяться себе и читателям, не более того.


Ну все правильно:
Хорхе оказался прав, а Вильгельм ошибся :-)))
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:39

цитата Kniga

Хорхе оказался прав, а Вильгельм ошибся

напомните цитату?)
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:48

цитата kerigma

напомните цитату?)


Я скорее вообще их спор взял, в конце. Хорхе говорил о разрушительности смеха (надо думать Эко держал в уме и критику «иронии» Кьеркегора), Вильгельм говорил о ее крутости 9просвещенец, чего с него взять).
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 13:50

цитата Kniga

Хорхе говорил о разрушительности смеха

О, я кретин, я подумала про автора, а не персонажа почему-то. Тогда понятно.


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 16:59
Кстати, вдруг вспомнилось.
Было бы логичней если бы Вы взяли «обмен любезностями» между Достоевским и Лесковым, вот там идеологии уже трудно проследить, а вот личных трений (Достоевский должен был денег Лескову) поболе. Да и Лесков задел «религиозно-мистическое» чувство нашего пророка.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:01
А у них с Лесковым есть такой милый обмен статьями? Я у ФМ только одну статью про Лескова видела вроде...
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:04
Ага есть, он не такой интенсивный и грубый, но есть. Причем все старательно прячутся под псевдонимами, как всегда.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:06
А что за статьи?)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:13
Точно не помню:
первая была отзыв на «запечатленного ангела» ФМД, а потом ответ Лескова и понеслось


а статья ФМД -«Смятенный вид», но я тут понял что там уколы и оскорбления довольны тонки, нет там «срача» нету — так шпильки двух дам в салоне: пойму «только свои»
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:18
Надо мне поискать, мерси, что напомнили))
С другой стороны, с кем ФМ только не срался, похоже... :-))) Вот еще, например: http://www.fantlab.ru/...
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:22
А если подумать, полемика ФМД-Лесков: вот пример литературной полемики классиков, где идеология почти не включена, где о ней не спорят.

цитата kerigma



О спасибо, не читал! Но тема известная, хорошая — Тургенева было всем забавно тролить.

цитата kerigma

С другой стороны, с кем ФМ только не срался, похоже...


Ну блин, люди за «судьбы России» «срались», идеологических недругов громили! Да все под безмозглыми ребятами из цензуры — лихое время было. Но не забывайте, что Достоевский еще и по обязанности «срался» — редактор, «срачи» вон Суворина или Буренина надо многотомниками выпускать.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 17:29

цитата Kniga

Тургенева было всем забавно тролить

что, он велся?)

цитата Kniga

Достоевский еще и по обязанности «срался» — редактор, «срачи» вон Суворина или Буренина надо многотомниками выпускать.

Чувствую, можно было сделать школьную программу *гораздо* интересней :-)))
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2011 г. 01:16

цитата kerigma

что, он велся?)


«Тургенев испугался и в ту же ночь уехал в Баден-Баден»
Я видно не верно новый для меня термин применил («троллинг»): он «велся» хорошо, но дело в том, что для тех времен у него весьма уязвимая позиция, да и уж больно он «мятущийся».

цитата kerigma

Чувствую, можно было сделать школьную программу *гораздо* интересней


Само собой, но не этим.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2011 г. 10:10

цитата Kniga

«Тургенев испугался и в ту же ночь уехал в Баден-Баден»

Да, такого грех не обижать, в общем:-)))

цитата Kniga

Само собой, но не этим.

Этим тоже, если дозированно. А то все наши «исполнины» на людей не похожи в исполнении программы, один Пушкин выбивается.
Страницы: 12

⇑ Наверх