Как стать 1


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Как стать №1?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как стать №1?

Статья написана 4 июня 2008 г. 22:29

В начале 90-х годов, когда я только начинал серьезно читать фантастику, я наткнулся на предисловие к одной из книг Хайнлайна, в которой утверждалось, что именно Хайнлайн — величайший из американских фантастов, первый обладатель звания гранд-мастер, обладатель четырех «Хьюго», в общем — несомненный номер один. Эта информация меня изрядно удивила. Моим любимым автором среди американских фантастов был Саймак. На второе место я ставил Брэдбери, а Хайнлайна я хоть и прочел с интересом, но за душу он меня не слишком зацепил. С тех пор прошло немало времени. Мои литературные вкусы хоть и изменились, но не так уж сильно. Саймак и Брэдбери до сих пор остаются моими любимцами. Хайнлайна же я перечитал почти всего и, хотя и люблю его меньше, готов согласится с его первенством.

В чем же дело? На мой взгляд, для того, чтобы стать «первым номером», лидером в негласной иерархии , автор должен соответствовать нескольким критериям:

1. Писать стабильно. У любого писателя есть более и менее удачные произведения. Какие-то книги пользуются большим интересом у читателя, какие-то меньшим. Но настоящий мастер даже в худших своих произведениях не опускается ниже определенного, достаточно высокого уровня. Стоит написать одну-две явных халтуры — и «царь горы» немедленно будет сброшен со своего пьедестала, тем более, что читательское  внимание и требования к нему соответствующие. И именно Хайнлайн был, пожалуй, самым стабильным из блестящей плеяды американских писателей 40 — 70-х. Пожалуй, лишь в последних своих романах, в глубокой старости он стал писать слабее.

2. Писать сильно. Писатель, не может быть назван лучшим за одно, пусть блестящее произведение. Только тот, кто создаст по крайней мере несколько шедевров, может претендовать на звание лучшего автора. Тот же Хайнлайн получил свои награды за «Двойника», «Звездный десант», «Чужака» и «Луну-суровую хозяйку». Я бы согласился с «Двойником» и «Чужаком» и добавил бы к ним «Дверь в лето» и «Кукловодов». А ведь есть еще и «Гражданин Галактики» и «Пасынки Вселенной» и «Свободное владение Фарнхэма» и блестящие рассказы. Так что творчество Хайнлайна — не одна вершина, а целая горная цепь.

3. Писать систематически. Публика быстро забывает своих недавних кумиров. Стоит автору взять достаточно долгую паузу, и его популярность стремительно падает, а помнят его лишь самые преданные поклонники. При этом не ограничиваться рассказами. Ведь самые блестящие рассказы не принесут автору звание лучшего. Поэтому, например, блестящий рассказчик Брэдбери не пользовался в Америке такой уж большой популярностью. За первые 25 лет своей писательской карьеры Хайнлайн написал 25 романов и в следующие 20 добавил еще семь.

4. Писать разнообразно. Как ни странно, это условие представляется мне едва ли не самым сложным. У очень многих авторов есть привычка — написав удачное произведение, строчить к нему сиквелы до тех пор, пока у читателей не выработается стойкий рвотный рефлекс. Тогда автор меняет мир, имена героев и эпоху и начинает новую многотомную опупею. Заработать себе на кусок хлеба таким образом можно, стать великим — никогда. Настоящий мастер пишет произведения, разнообразные как по сюжету, так и по стилю и даже по заложенным в них идеях. Тот же нежно любимый мною Саймак достаточно однообразен. Большинство его произведений сюжетно похожи друг на друга. Начав читать новый роман, вы можете не смотреть на обложку и без всякого лингвоанализатора определить — перед вами Саймак. А вот творчество Хайнлайна очень разнообразно. Трудно поверить, что один и тот же человек написал хипповского «Чужака в чужой стране» и жесткий «Звездный десант», лиричную «Дверь в лето» и мрачнейшее «Свободное владение Фарнхэма». Вот это и есть настоящее мастерство.

Попробуем посмотреть, как эти принципы применимы к отечественной фантастике. В 60-80-х годах лидерство братьев Стругацких было неоспоримо. Именно они лучше всех соответствовали вышеупомянутым принципам, порадовав нас множеством шедевров, написанных в совершенно разной манере.

А вот после смерти Аркадия Натановича «трон» лучшего отечественного фантаста опустел. За право быть первым напротяжении нескольких лет боролись Лазарчук, Головачев, Громов, Лукин, Михайлов. А победил в этом соперничестве Сергей Лукьяненко. Именно ему лучше всего удалось сочетать в своем творчестве принципы СССР (писать сильно, стабильно, систематически и разнообразно).

Лукьяненко — один из самых плодовитых авторов, написавший за 15 лет свыше двадцати романов и множество рассказов. Очень долгое время он удерживал стабильно высокий уровень творчества и локальные неудачи (например, «Лорд с планеты Земля») не были столь провальными и не портили общий имидж автора. Лукьяненко писал весьма разнообразно. «Рыцари сорока островов», «Осенние визиты», «Лабиринт отражений», «Линия грез», «Холодные берега» — все это весьма разноплановые произведения. Сергей не брался за длинные сериалы, ограничиваясь дилогиями, максимум трилогиями.

Но вот в последнее время позиции Лукьяненко заметно пошатнулись. Началось все с цикла «Дозоры», который автор не смог вовремя прекратить. В результате последний роман оказался явно слабее. Затем последовал цикл «Функционал», который тоже не произвел впечатления на многих читателей. Еще одна-две неудачи — и Лукьяненко может ждать судьба Головачева. Книги автора продолжают успешно продаваться, но настоящие ценители фантастики в основном невысокого мнения об авторе.

Интересно сможет ли Сергей удержать за собой лидерство в русскоязычной фантастике? А если нет, то кто придет ему на смену?





454
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение9 июня 2008 г. 11:14
Достаточно интересно, но вопрос кто первый достаточно не уместен.
Все упирается во вкус читателя, которй меняется из поколения в поколение.
Насчет бездарности Головачева — опять же дело вкуса, мне лично не нравится как он пишет, но я помню вкус первых прочитанных его книг — таких как ««Черный человек» и про «демона» — прошу прощения не помню названия, понравилось очень сильно, потом его не смог читать, но все дело вкуса, знаю людей которые собирают все книги этого автора.

Лукьяненко — ну прекрасный писатель, хорошие произведения, может и номер 1 в нашей стране, но можно утверждать что сущетвует большое количество писателей которые отвечают Вашей классификации.

Как и предидущий автор хотелось бы отметить что в Вашей классификации не хватает позиции где учитывались бы тиражи автора и премии, лучший показатель популярности автора — это как его читают, и если тиражи книг зашкаливают, оттеснять автора с первых строчек достаточно нелепо. Хотя в целом где-то я с Вами согласен.


Ссылка на сообщение9 июня 2008 г. 20:01
В принципе согласен с автором статьи, где он говорит о американской фантастике. Хайнлай был действительно разнообразен и приведённые произведения это доказывают, как и то, что под конец он начал писать слабее.
Саймак много где обыгрывал заложенное в «Пересадочной станции» и т.д.
... А вообще трудно судить о фантастике с которой мы не очень то знакомы, ведь во время расцвета этих авторов их соперников у нас практически и не знали в силу многих причин. А когда сейчас перечитываешь иных (их современников), ощущение ведь уже не то. В одну реку ведь дважды не зайдёшь.
О современных наших судить не берусь.


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 22:18
Единственное, с чем согласен в этой статье — Хайнлайн и Лукьяненко похожи, как аверс и реверс.
Попробуйте-ка доказать, что Силверберг написал меньше, писал реже, менее разнообразно и менее стабильно. Причем его-то поздние вещи гораздо лучше ранних, в отличие от мистера Х.
Считаю, что популярность этого американца и коммерческий успех базируется на умении находить дорогу к читателю разных поколений и дудеть в популярную в этом поколении дуду. Сравните умонастроения той же «Луны» и «Звездного десанта», «Дороги должны катиться» и «Фрайди». Плюс 100% штатовец, в отличие от того же Гаррисона, а под звездно-полосатым флагом это ценят.
Остальные выводы статьи сводятся к тому, что лучший фантаст много пишет и его много покупают. Ну, что тут скажешь... Толкин минус, Херберт минус, Покровский минус, Рэй Олжридж минус. Зато подходит Петухов.
И почему автор опустил имя Булычева, единственного соперника Стругацких в 80-х? Абсолютное СССР, а по числу работ и временному диапазону опережает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 22:23
У того же Силверберга при бешеной плодовитости большая часть написанного в ранний период совершенно не читаема и сильно напоминает раннего же Фармера. Порнуха порнухой, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Хотя у него есть и настоящие шедевры.

цитата

Зато подходит Петухов.
:-))):-))):-))) Без комментариев.
Что касается Булычева — то я рассматривал современных русскоязычных фантастов. Булычев, все-таки — другая эпоха.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 22:35

цитата

Порнуха порнухой
Не согласен

1. это внедрилось позже периода многописания,

2. Про то, что номер один должен быть целомудрен и высокоморален, в статье слова нет

3. Фрайди, пропаганда нудизма хайнлайновские — это что?

цитата

Булычев, все-таки — другая эпоха.
как и Хайнлайн и Стругацкие, если серьезно.

 


Ссылка на сообщение13 июня 2008 г. 00:37
И вот опять я слышу имя Петухова. И вновь в ключе «Петухов=графоман». И решил я посерфить по инету, да полюбопытствовать. Наткнулся на его сайт, на фэн-сайт и по мелочи. Оказывается Петухов сильно невзлюбил Стругацких, а след нарвался на дружный отпор фэн-деятелей, например, Арбитмана и прочая. И вот Петухов стал дурнем и графоманом в умах любителей фантастики. Я тоже так считал, даже не зная об авторе ничего кроме имени и фамилии.
Почитал выдержки из статей о Петухове. Некто Гопман закидал Петухова гнильём, ещё какие-то робятки) с подобными фамилиями дюже ругали Ю.П. Но попадалось и такое:

цитата

«... новая книга Юрия Петухова «Вечная Россия, это четвёртая книга талантливого прозаика и публициста.... пример выверенной позиции и гражданского мужества, пишет ли автор о «прорабах отречения», продолжает ли дискуссию о русофобии, размышляет ли о таких именах, как Бронштейн, Гроссман, Стругацкие, П.Карп и т.д.... страстность книги позволяет без сомнения рекомендовать её читателям... гонорар автор перевёл в Фонд восстановления Храма Христа Спасителя»

                                «Литературная Россия» №4(1460) 25.01.91г.
И вот я в сомнениях. А так ли плох Петухов? Хотя бы деньги на Храм передал. Интересно, гопманы так могут?
Пока решил для себя Петухова (вот фамилия и впрямь неказистая)) графоманом более не считать. Прочту пару книжек (когда только?) и уж от этого плясать буду.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2008 г. 09:54
Ни слова о качестве работ Петухова сказать не могу. А о количестве — могу, полку в магазине видел своими глазами, сравним с Лукьяненко. Отзывы только подтверждают стабильность, так что вполне подходит Петухов, по критериям комментируемой статьи, на роль фантаста номер один.
К литературным воспевалам отношусь спокойно. Работа у них такая.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2008 г. 11:28
Когда Петухов только-только появился ан масс (по-моему, чуть не за свои печатался) он сразу занял нишу радикала и русофила. Ничего особенно непотребного в нём не было. Кроме крайней тупизны сюжетов и отвратительного литературного уровня — как тогда казалось. Теперь всего этого в литературе в избытке и с привеском, на новом фоне он уже не радикал и не графоман и не бездарь. Пройдут годы, он, пожалуй, и классиком станет.:-(
 


Ссылка на сообщение13 июня 2008 г. 13:06
А вот мне в свое время одна из книжек Петухова попалась в руки. На протяжениии первых нескольких сот страниц главный герой непрерывно бился с различными инопланетными монстрами и вступал с ними в половые контакты в разных формах. Кровь и сперма лились рекой. Беглое пролистывание оставшихся пятисот страниц показало, что дальше идет то же самое. С тех пор, имя Петухова стало для меня нарицательным в плане качества литературы.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2008 г. 21:37

цитата

И вот я в сомнениях. А так ли плох Петухов? Хотя бы деньги на Храм передал. Интересно, гопманы так могут?
Пока решил для себя Петухова (вот фамилия и впрямь неказистая)) графоманом более не считать. Прочту пару книжек (когда только?) и уж от этого плясать буду.

Уважаемый Вуду! Прежде чем наезжать на Гопмана, лучше бы разобрались в истории конфликта, отчего это порядочнейший человек Гопман вдруг «опустился» до этой полемики. Что же до приведенной вами цитаты — впрочем, вы не поймете, не то поколение — не в плане наезда на ваши личные качества — ни в коем случае! — а в плане того, что ту люденовско-петуховскую полемику невозможно воспринять без знания и чувства атмосферы того времени.
Деньги он на храм пожертвовал, оборжаться.
Желаю вам насладиться мастерством Петухова по полной. Надеюсь пары книг будет достаточно. Дерьмо еще то.
ИМХО.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2008 г. 22:12
Так пролейте свет на это «таинство», а вдруг пойму без привязки к аутентичности временного отрезка. Выглядит история неоднозначно...

«Прежде чем наезжать на Гопмана...»
Священная корова наш Гопман? Его уже нельзя упомянуть в посте?
 


Ссылка на сообщение16 июня 2008 г. 07:14
Я бы пролил -только это очень старая история наездов на братьев Стругацких со стороны весьма одиозных персон — того же Медведева и Петухова. Я посмотрю — нет ли у меня материалов по этому флейму. история давняя, надо нурныть в архив, в бумаге у меня точно что-то было.
Гопман вовсе не корова. Просто упоминание его в контексте храма и прочего мне показалось некорректным, ибо я крайне высокого мнения о Гопмане и отвратительно низкого о Петухове. Упоминать безусловно можно, отчего же нет?
 


Ссылка на сообщение16 июня 2008 г. 07:59
Конечно, плохо, что в цифре инфа не имеется. Но ежель найдётся на бумаге... можно (особо не торопясь) забацать) статейку в ваш блог. Интересно будет не только мне. Плюс полемика, возможно жаркая:-) (разговор неспешно переходил к забитию стрелы:-)))).


Ссылка на сообщение17 октября 2008 г. 02:32

цитата kkk72

В чем же дело? На мой взгляд, для того, чтобы стать «первым номером», лидером в негласной иерархии , автор должен соответствовать нескольким критериям:

Самая удачная формулировка требований к автору № 1. полностью поддерживаю. В том числе и по отношению к творчеству С. Лукьяненко. Помимо вкусовщины есть и некоторые объективные факторы. Стабильность — да, вот оно!
Страницы: 12

⇑ Наверх