Олди появились в моей жизни в далеком 1998-м году. Наверное, каждый мальчишка в пятнадцать лет впервые задается вопросом: «Куда идти дальше по жизни?»
«Иди куда хочешь» — ответили мне Олди, и… исчезли на пять лет. До тех пор, пока ко мне в руки не попала вся трилогия о Черном Баламуте. Робин Хобб, Роберт Говард, Джордж Мартин – все это было гораздо позже, и не менее увлекательно, но именно сэру Генри Лайону я говорю «Спасибо!» с большой буквы. Надо ли пояснять, за что? Думаю, нет.
Итак, собственно, о сборнике, а точнее, о впечатлениях от первой его части, «Венок касыд», я и хотел бы сейчас поведать.
На тему восточной поэзии можно говорить и спорить сколь угодно долго – пусть этим занимаются специалисты; я же хочу сказать, что Олегу Ладыженскому удается потрясающе сочно и ярко, а главное, безупречно четко передать читателю «картинку происходящего», он буквально «живет» в своих касыдах, отдавая нам частичку самого себя.
«О гроза, гроза ночная, ты душе – блаженство рая,
Дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой,
Дашь ли быть самим собою, дарованьем и мольбою,
Скромностью и похвальбою, жертвою и палачом?»
(Касыда о ночной грозе)
Кто даст ответы на эти вечные вопросы? Есть ли они вообще?
В следующей Касыде о величии поднимаются не менее важные вопросы, автор делает попытку понять, в чем же оно — истинное величие и достоинство человека? Финал по-восточному красив и немного печален:
«Дождусь ли ответа, покуда живой: величье – ты средство иль цель?
Подарок судьбы на пороге пути? Посмертная слава в конце?»
(Касыда о величии)
Крик души, гневный протест, и… красной нитью по всей Касыде о бессилии мысль: «Побежден, но не сломлен!»
«В глотке клокочет бессильное олово. Холодно. Молотом звуки расколоты.
Тихо влачу покаянную голову в дар палачу.
Мчалась душа кобылицей степною, плакала осенью, пела весною, —
где ты теперь?! Так порою ночною гасят свечу».
(Касыда о бессилии)
Сильная вещь, несмотря на название.
Читая одну из самых сильных в этом сборнике касыд, о взятии Кабира, я буквально утонул в образах – непроизвольно возникло ощущение, что я был там, видел все своими глазами. Браво, Маэстро!
Те из нас, в чьем сердце все еще жива память о безответной любви, думаю, с удовольствием прочитают великолепную Касыду о последней любви, в которой можно цитировать каждую строчку…
«Миновала давно моей жизни весна.
Кто из нас вечно зелен? – одна лишь сосна.
Нити инея блещут в моей бороде,
Но душа, как и прежде, весною пьяна ».
(Касыда случайной улыбки)
Очень и очень в стиле Хайяма! Кто знаком с его творчеством, знает, о чем я. Получил колоссальное удовольствие от прочтения. Любителям двойных, тройных смыслов и подтекстов, данная касыда должна понравиться.
Касыда противоречий, несмотря на толику юмора, очень и очень серьезна. Слабо взглянуть на мир по-другому?
Касыда сомнений депрессивна на первый взгляд, каждый отыщет в ней что-то очень личное, запрятанное глубоко в сердце, но...
«Кашель, боль, хрустят суставы, на пороге ждет усталость,
«Встань!» — не стану. «Встань!» — не встану. «Встань!» — встаю. «Иди…»
(Касыда сомнений)
...поверьте, иногда полезно вспомнить, что ты все еще жив…