Волчий дождь дорога без


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Absolute» > Волчий дождь (дорога без начала и конца)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Волчий дождь (дорога без начала и конца)

Статья написана 4 сентября 2011 г. 22:51

Есть аниме, которые западают в душу — сразу и навсегда. Они могут не считаться шедеврами, их могут ругать, выставлять в не самом лучшем свете, а потом и вовсе забывать. Другие. Но не ты. Тот, кто понял. Тот, кто видит суть. Это нечто, схожее с резонансом — частота и тональность сериала совпадают с колебаниями твоей собственной души. И уже нельзя остаться равнодушным, нельзя отделаться ярлыками вроде «шедевр» или «мусор». Но, вот ведь в чём беда, и полностью высказать то, что чувствуешь, не получается. Это всё равно, что слепому объяснять, каков цвет неба, а глухому показывать на пальцах соловьиные трели и журчание горного ручья. Можно пытаться, можно потратить на это всю жизнь, но правда, которую поймёт слепой, будет отличаться от правды, которую знает зрячий. Это непонимание неустранимо, однако...

Я всё же попробую рассказать.

Про волчий дождь. Про безнадёжную мечту и несуществующий рай.

Что я могу сказать о сериале в первую очередь? Это — сказка. Тоскливая, печальная, заунывная, как волчий вой, но всё же сказка. И сказочных атрибутов мы видим превеликое множество: это и старейшина, вытаскивающий души из небытия и рассказывающий про сад вечности, и само индейское племя, почитающее волков, и книга луны с пророчеством, заканчивающимся пустыми страницами, и Аристократы с их «алхимией», и «райская болезнь», поразившая «спящую царевну», и человек, ставший драконом (волком), и многое-многое другое. Одновременно в сериале присутствуют элементы постапокалипсиса, что рождает сюрреалистическую картину «неправильного» мира.

Во-вторых, сам мир «Волчьего дождя» пробирает до костей своей леденящей кровь правдоподобностью. Эти картины всеобщего запустения, разрушенные города, погребённые под снегом, зелёные чащи, превратившиеся в Лес Смерти, пытающиеся поддерживать видимость нормальной жизни Аристократы... Особенно впечатлил последний город — город людей-роботов, которых не волнует ничего, кроме собственной шкуры. Которые не знают даже — зачем они живут и какой смысл в такой жизни. Особенно не по себе становиться, когда примеряешь эту картинку на реальный мир и понимаешь, что не сильно-то он и отличается... Грустно всё это. Тоскливо до жути.

В третьих, история, собственно и составляющая сюжет, заставила меня вспомнить «Тёмную башню» Кинга. Бесконечный цикл перерождений, сдвинутый мир, ошибка повторяемая раз за разом... И тот, кто идёт дорогой, не ведущей никуда. В поисках спасения. Рая. Лучшей жизни. Ведь мир умирает, что-то в нём сломалось, пошло не так, как надо. Он начал трескаться и ломаться, как упавший на пол бокал. Скоро он рассыпется прозрачными осколками льда, скоро вся земля окажется погребённой под холодной белоснежной коркой, скоро не останется ничего кроме снега и вечной зимы. А потом... Абсолютный ноль? Полная остановка жизни? Идеальное небытие? Идеально мёртвый мир... Но ГГ «Волчьего дождя» не хочет смириться. Не хочет превратиться в падших волков, вроде тех, что работают в роли тягловых собак, перевозящих буквально на своём горбу тяжеленные ящики. Несмотря на издевательства и смех, несмотря на неверие и злобу, несмотря на подбрасывающую подлые ловушки судьбу Киба упрямо идёт вперёд. Ползёт, даже когда не остаётся сил. И даже, когда тело отказывает — всё равно грезит раем. Ни разу не усомнившись — а есть ли рай вообще и стоит ли его искать.

В чётвёртых, сериал оставляет массу вопросов. Например, Аристократы — то ли они люди, получившие тайные знания. То ли они сверхлюди, изначально тайными знаниями обладавшие. То ли они волки, забывшие своё происхождение. То ли они люди, но напрямую произошедшие от волков. Те представители «высшего сословия», которые показаны в сериале не отвечают на вопрос «кто вы, Аристократы», а напротив, лишь запутывают следы, как ускользающий от погони заяц. Ведьма-Джагара, демон-волк Дарсия (который одним лишь своим присутствием натурально вырубил целый полк солдат)... а на другом полюсе — улетевшая в царство вечных грёз Хамона и беспомощный старик-покровитель города, в котором и началась история погони за призраком волчьего рая. Кто из них настоящий Аристократ? Почему одни сильнее других? Какие знания получили они от предков? Что такого страшного сделал первый Дарсия? Как он (человек) сумел запечатать мистический волчий рай? Вопросы без ответов — но это и к лучшему. Лёгкий аромат тайны придаёт сериалу особый «вкус» и даёт пищу для дальнейших размышлений. А разве это плохо?

В пятых, сам рай — крепкий орешек, который сложно до конца понять. С одной стороны, классическая концепция рая, как «награды для праведников». Некоторые моменты совпадают если не полностью, то с очень высокой степенью достоверности — например, следующий своей «вере» до самого конца «праведный» волк Киба и его проводник в лучший мир — «ангел» Чеза (дитя цветка). С другой стороны, этот рай — не совсем рай. Намёками нам говорят об этом на протяжении всего сериала. Тут и сад вечности, который вроде бы рай... Но рай только для одного — а значит и не рай вовсе. Почему? Чем плоха такая награда за «хорошее поведение» в земной жизни? Нет ответа, но зато становится кристально ясно — рай волков сильно отличается от христианского Эдема. Дальше картинка начинает проступать яснее — мир рушится, а легенда гласит, что спасение — в Раю, который могут найти только волки. Т.е. рай не награда — рай это путь к выживанию. Путь к продолжению существования. Не одного конкретного волка или человека — а всего мира. Жизни в целом. Немного похожая концепция встречалась у Дяченко в «Армагед-доме», но мифология «Волчьего дождя» всё же другая. Здесь мир проходит цикл за циклом — и выхода нет. Нет и не предвидится. И это не наказание «за грехи», как у Дяченок, это его естественное состояние. Состояние вечного падения в бездну...

В шестых, мне очень понравилось, как в сериале раскрыли концепцию вечного личного рая. Т.е. то, что здесь называется Садом Вечности. В самом деле, можно ли быть вечно счастливым, оказавшись в каком-то идеальном мире, созданном специально для тебя? Т.е. в мире, который от начала и до конца ПРАВИЛЬНЫЙ (с твоей точки зрения). И ответ этот, в отличие от лицемерных (на мой взгляд) попыток разных писателей, поэтов, философов изобразить себя бессребрениками и подвижниками, понятен и прост — да, можно. Ещё как можно жить в таком идеальном мире. И быть счастливым. Вечно... Если только тебя не беспокоит мечта, желающая непременно осуществиться. Мечта, которая не для тебя одного, а для всего мира. Мечта, слишком большая для личного рая. Мечта, безжалостно и неотвратимо разрушающая Сад Вечности... На самом деле, момент прощания Кибы с девушкой из Вечного Сада — один из самых трогательных в сериале. «Мы с тобой слишком разные», говорит она, имея в виду не столько физические отличия, сколько разницу в «потребностях». Кибе нужен волчий рай, нужен путь в новый мир — не личный мирок, а мир, где все смогут жить счастливо. И хотя он знает, что такого мира нет и быть не может, он всё равно стремиться к «волчьему раю». И Сад Вечности рушится, потому что не может стать совершенством... Потому что совершенства не существует.

В седьмых, музыка. Она восхитительная. Она создаёт незабываемую атмосферу. Она волнует. Она тревожит. Она вызывает печаль. Это ощущение распадающейся ткани бытия — наполовину заслуга музыки. Именно музыка создаёт ощущение нарастающей тревоги, накапливающихся «неправильностей». Иногда она будто ломается — в такт ломающейся реальности. Иногда она (как в опенинге) зовёт в перёд — бежать со всех лап в рай... Она очень разная, но каждый раз удивительно соответствует моменту. Она — безупречна.

В восьмых, картинка. Даже сейчас, по прошествии многих лет, она радует глаз. Без особых спецэффектов, предельно реалистично изображённые бои, люди, которые похожи на людей, а не на инопланетян с глазами на поллица, города, которые действительно «остатки былой роскоши», а не очередной плод безумной фантазии художника. Этот мир выглядит до ужаса реальным — и потому трещина, разломившая его плоть, ощущается при просмотре «Волчьего дождя» чуть ли не физически. Мир рушится — и зритель почти ощущает его боль, боль умирающей реальности, которая бьётся в агонии, понимая, что вот-вот и всё... Конец.

Очень не хочется говорить о минусах, но их таки есть. Эти минусы — четыре последних серии. Которые ОВА. Они, ну совершенно лишние. Сначала нам всё растолковывают от и до, не оставляя пространства для размышлений, разжёвывают мифологическую основу сериала, будто первоклассникам. Таким обычно страдает Голливуд и в аниме подобная тенденция, мягко говоря, не радует. Ещё больше не радует ДРАМА, развернувшаяся в последних трёх сериях. Герои как можно более трагично погибают, оставляя море пафоса и слёз. Зачем? Разве после 26 серии и так непонятно, какая судьба им уготована? Зачем это во всех подробностях зрителям подсовывать? Всё равно что взять красивый торт и разделить на части — в одну тарелочку крем, в другую бисквит. И всё, нет торта, есть слишком сладкий (без бисквита) крем и слишком пресный (без крема) бисквит. Зачем? В угоду фанатам? Даже если так — зря. Очень зря. Только всё впечатление смазали...

P.S. Оценка — 100 из 100. Шедевр. Смотреть и пересматривать.





805
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 23:02
Ну вот мы идождались:-) Копирайт не требуется, надеюсь?
Нда отзыв очень интересный.
От себя хотелось добавить, что «ложный» рай атм во многих местах показывают: рай дворян; рай в который Киба попадает во сне в пустыне (где общается с лисичкой)- это не рай, а скорее покой (если по аналогии с МиМ), мир в котором ничего не происходит.
Ну а ОВЫ? А как тогда вечный круг перерождения показать? Новый мир и город без купола, в котором наконец-то пошел теплый летний дождь?

Ну это так, в качестве ворчания. Здорово, если кто-то еще не смотрел, а теперь, благодаря отзыву, заинтересуется.

Ну и про музыку (я про нее всегда ворчу), очень мало традиционно-японского, но это плюс к оригинальности сериала. Йоко Кано на славу потрудилась. Cloud №9 и Heavens not Enough, не побоюсь этого слова — шедевры.


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 23:05

цитата Absolute

Разве после 26 серии и так непонятно, какая судьба им уготована?


Не знаю я, может я плохой зритель, но в 26 серии была какая-то позитивная атмосфера, город-утопия для дворян разрушен, вроде как, наоборот, есть намек на «вечный» путь. Что герои будут идти, но не погибнут трагически... Скорее легкая грусть, но не трагедия.

Может можно было последние серии подсократить до одной, это да.


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 23:14
фильм шедевр — примерно до 6-8 серии. дальше слитый сопливый штампованный финал. что крайне печально. ощущение примерно такое как от Кенсин второго сезона в Токио. должно быть грустно и тоскливо, а у меня раздражение на зубах скрипит от того, как можно размыливать штамповкой такую вещь. кроме того, довольно много лишних шахматных фигур, из-за чего внимание рассеивается и теряется фокус сюжета
в общем, до некоторой степени стандартная вещь
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 01:21

цитата rusty_cat

довольно много лишних шахматных фигур


Например? Все фигуры играют свою роль, имхо.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:29
Зачем нужны схватки между лордами, или как их там называли?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:38
Показать, что люди остаются людьми. Мир рушится, а они в войнушку играют. Это раз. Они искали рай для себя, для этого воевали за Дитя Цветка и (в случае с Джагарой) собирали волков, искали «катализатор». Это два.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 01:25

цитата rusty_cat

в общем, до некоторой степени стандартная вещь


Когда мне нужна оригинальность — я перечитываю Гиперион. ;)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:27
Гиперион? Оригинальность? ;-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:37
В моей системе координат первые две книги серии Гиперион — очень даже оригинальны. А что же для вас оригинальность? ;)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:39
я просто по ряду причин не люблю Симмонса, поэтому все достоинства его романа в моем понимании компенсируются недостатками. Петухов ведь, тоже во многом оригинален. нет?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:40
Так речь сейчас не о шедевральности Гипериона, а о его оригинальности. Это разные вещи.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 19:49
Для знатока классической английской литературы Симмонс не столь оригинален, как для рядового любителя фантастики, тем более, что отдельные истории сильно цитированы из вполне известных источников: Гибсона, терминатора, «Кентерберийских рассказов» и пр.
Самая самостоятельная история — «Сири» — отдельное произведение автора, включенное в роман.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:02
Оригинальным я бы назвал сочетание историй. Саму концепцию. По отдельности, безусловно, эти истории много где встречались.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:03
Концепция взята из«Кентерберийских рассказов», «Декамерона» и других.
Оригинальность Симмонса — мир вселенной Гипериона.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:05
Ну если уж так подходить, то сразу уж в мифологию нужно идти.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:09
Т.е. позаимствовать историю Гибсона — это

цитата Absolute

По отдельности, безусловно, эти истории много где встречались.

А взять «Кентерберийские рассказы» в фант. антураже — и сразу оригинально?
Мне логика рассуждений не ясна.
Я говорю. Симмонс оригинален в целом конструкцией вселенной Гипериона. Волшебства, правда, не случилось, потому как стиль у него тот еще. Но чего не отнять, того не отнять.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:12

цитата rusty_cat

Я говорю. Симмонс оригинален в целом конструкцией вселенной Гипериона.


Я об этом же и говорю. Под концепцией я и понимал концепцию вселенной в целом.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:14
Подобное миротворчество делали до него и после него и излагали весьма хорошим стилем. А кстати, тебе как любителю «...Дождя» могу рекомендовать роман Белоусовой «Перекресток волков» — удивишься, пожалуй. А книга стоящая:beer:


Ссылка на сообщение4 сентября 2011 г. 23:18

цитата Absolute

аже если так — зря. Очень зря. Только всё впечатление смазали...

и при этом шедевр?

цитата Absolute

100 из 100. Шедевр. Смотреть и пересматривать.

;-)
вот jin-roh шедевр. а волчий дождь? — гм... очередное «получилось-как-всегда»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 01:21

цитата rusty_cat

и при этом шедевр?


Я последние серии не воспринимаю, как часть сериала.

цитата rusty_cat

вот jin-roh шедевр.


Вопрос вкуса. джин-ро хорош, но до волчьего дождя, имхо, не дотягивает. Я же написал в самом начале отзыва:

цитата

Есть аниме, которые западают в душу — сразу и навсегда. Они могут не считаться шедеврами, их могут ругать, выставлять в не самом лучшем свете, а потом и вовсе забывать. Другие. Но не ты.


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 08:35
rusty_cat
A 11 это много? Остальные- пешки их в расчет можно не брать)


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 10:34
Черт, отличная рецензия:beer:
Мне самой ВД очень понравился — одно из лучших постапокалиптических аниме, ИМХО. Да, и четыре последних серии — это кошмар какой-то. Всем знакомым, кому советую ВД, запрещаю смотреть эти ОVA, дабы они не испортили себе впечатление.>:-|
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 13:58

цитата Энкиду

Мне самой ВД очень понравился — одно из лучших постапокалиптических аниме, ИМХО.


Ага. Но лучшим был бы Блэйм... Если б его удосужились нормально экранизировать. 8-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 20:49
*громким шепотом, параноидально озираясь* на мой вкус, Гильгамеш будет лучшим. На мой извращенный вкус:-))) Я вообще-то фанат старого доброго постапокалипсиса, стараюсь смотреть все, что так или иначе к нему относится.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 23:06
А я скорее фанат старой доброй сайенс фикшн. А уж если она с мистикой и мифологией под ручку идёт — так вообще шикарно. ^_^


Ссылка на сообщение5 сентября 2011 г. 12:49
Мне все понравилось и ова и сериал 9/10. Особенно понравилось концовка овы.


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 00:17

цитата Duran

Особенно понравилось концовка овы.


Вот то-то и оно:beer:

И всем противникам ОВы, без нее, имхо, аллюзии с буддистской трактовкой пути выглядит какой-то необоснованной. И недосказанность в концовке так же присутствует)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 10:08

цитата Lion0608

И недосказанность в концовке так же присутствует)


Она нужна. Чтобы был выбор. А ОВА выбора не оставляет.


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 10:11

цитата Absolute

А ОВА выбора не оставляет.


А какой выбор может быть — сами же написали, и так все ясно — старый мир погибнет. Сами себе противоречите. Недосказанность в том, что после перерождения — перед нами абсолютно новый мир. И назвать новых героев Кибой или Чезой можно только условно — это лругие герои, они пришли в мир. А вот встретяться ли он на новом круге снова — пойдут ли к раю — вот Вам и недосказанность.
В других аниме недосказанность Вы разбиваете в пух и прах)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 10:45

цитата Lion0608

А какой выбор может быть — сами же написали, и так все ясно — старый мир погибнет.


Я не об этом. Никакого противоречия нет.

Я о том, что нам не должны были показывать «визуально» дорогу к «раю», нам не должны были показывать сам «рай», не должны были показывать смерть героев. Ну и то, что Дарсию сделали обычным психом... Весь шарм загадочности и мистичности с него сразу слетел. Т.е. вся атмосфера 26 серии — насмарку.

Но я так понимаю, что вам обязательно нужна такая разжёванность... А мне она мешает. Потому что всё равно люди не способны нормально замкнуть систему такого уровня. Приходится спускаться на уровень вниз — соответственно возникает дисгармония. Т.е. первые 26 серий на голову сильнее последних 4. Зато последние ближе к «норме», поэтому понятнее «человеку из толпы».


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 10:57
За человека из толпы, спасибо, я оценила) Я на большее не претендую) То есть Вы сразу себя выдвигаете на роль избранного, и тем самым отгораживаете от Высших материй этого «шедевра».
Сразу оговорюсь, мне абсолютно параллельно — разжевали там что-то — не разжевали. На сюжет я смотрю достаточно условно. Были бы 26 или меньше серий, хуже от этого фильм бы не стал.
Сразу скажу, Все намного проще) Вам, как 100% писателю и рассказчику всегда интересны именно сюжетные ходы, расстановка сил и правила игры. Это похвально, это демонстрирует, насколько серьезно Вы подходите и к своим и к чужим произведениям.

Но только шедевр — это не только сюжет. Если иногда еще прибегать к анализу характеров с чувственной стороны, со стороны психологии... Клевер на пунктов 10 выше Дождя. И не бросайтесь защищать Ваше любимое аниме, я уже упомянула — фильм хорош, не спорю..
Вот только характеры, помимо задумок авторов, в глазах зрителя не растут и не развиваются. Что Киба стал острее понимать окружающий мир? Герои всего-то усвоили в своем походе пару неприложных истин — «Один в поле не воин (Тсуме), «Рай для одного — это не рай» (Киба). Герои очень поверхностные, хотя и сильные и хорошо проработанные.

Шедевр не измеряется объемом философских идей, которые авторы удосужились впихнуть в повествование. Как, например, можно сравнивать космооперу с одним маленьким рассказом Бунина или Чехова. Хотя уровень первой мы не можем не признать)

Этот комментарий надо вначале написать.

Извините за резкость)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 11:03

цитата Lion0608

Шедевр не измеряется объемом философских идей, которые авторы удосужились впихнуть в повествование.


Эм, я кажется в самом начале написал:

«Это нечто, схожее с резонансом — частота и тональность сериала совпадают с колебаниями твоей собственной души» (c)

Шедевр — понятие глубоко субъективное. Шедевр, он для конкретного человека.
Страницы: 12

⇑ Наверх