Буч Кэссиди и Санденс Кид


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «streetpoet» > "Буч Кэссиди и Санденс Кид" (1969)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969)

Статья написана 29 сентября 2011 г. 21:46

«Буч Кэссиди и Санденс Кид»

Режиссёр: Джордж Рой Хилл

Сценарист:Уильям Голдман

В главных ролях: Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Катарина Росс

60-е годы прошлого века — время больших изменений в киноиндустрии: во Франции балом правит «новая волна», по всей Европе набирает обороты авторское кино, в Америке зарождается «новый Голливуд»... Перемены затронули весь кинематограф, и даже такой старый, проверенный и традиционный жанр как вестерн. В историях о благородный стрелках, стойких шерифах и роковых красотках с Дикого Запада шестидесятые годы — время ревизионизма. Переосмыслению подвергаются не только художественная форма и визуальный стиль, но и моральные устои жанра. Вестерн, изначально заточенный под морализаторские истории о победе чести и совести над жаждой наживы, начинает показывать своих былых героев в более мрачном, прадоподобном стиле. Время Уилла Кейна и стрелка Шейна прошло.  Кумир Америки Джон Уэйн уступает своё место новым героям, нарисованным всеми оттенками серого.

Первым вестерном, покусившимся на канон, принято считать «Искателей» Джона Форда. Да, здесь режиссёр, возможно впервые в истории жанра, задаётся вопросом об оправданности ненависти к индейцам, другой расе, только за то, что они другие. Но всё же, разве может Джон Уэйн в глазах зрителя быть антигероем? Да бросьте. Ни зрители, ни критики фильм не оценили, и традиции вестерна спокойно продолжили своё существование ещё на несколько лет. Но с приходом революции хиппи, кризисом киноиндустрии, появлением новых тем и авторов меняться жанру-старичку таки пришлось.

Волна перемен, как и в остальном кино, пошла из Европы. А именно из Италии, где зародился спагетти-вестерн. Итальянские режиссёры, и прежде всего Серджио Леоне, с уважением отнеслись к эстетики вестерна, но его наполнение не могу не вызывать у них снисходительной усмешки. Именно на этой иронической, но не злой усмешке, и была построена гениальная долларовая трилогия Леоне. Герой Иствуда был не столько крутым парнем с Дикого Запада, сколько пародией на этих самых крутых парней из кино. В Голливуде же за дело принялись с гораздо большей жесткостью. Успех таких фильмов как «Бонни и Клайд» и «В упор» показал американским продюссерам, что зритель жаждет жестокости и крови. А среди режиссёров были люди, готовые эту жестокость выплеснуть в классический жанр. В 1969 году на экраны вышел наполненный жестокостью и ненавистью к романтизации былых бандитов шедевр Сэма Пекинпы «Дикая банда». Откинув все мифы о славных вольных стрелках Пекинпа выдал мрачную, реалистичную и даже натуралистичную картину, бал в которой правили бессмысленность и безысходность. И тем удивительнее, что в том же 69-м на экраны вышел «Буч Кэссиди и Санденс Кид».

Джордж Рой Хилл начал карьеру режиссёра с экранизаций пьес, комедий и мюзиклов, но успеха ему эти проекты не принесли. Продолжая менять жанры Джордж взялся за вестерн. «Буч Кэссиди и Санденс Кид» стал его шестым фильмом и первым успешным. Да не просто успешным, а принесшим режиссёру славу, деньги и дуэт Ньюмен-Редфорд для следующего фильма.

В противоположность царящим на экране мраку и потерянности Хилл снял ленту светлую и смешную. Да, Буч и Санденс чужие в новом мире и их ждёт неминуемый уход, но герои не льют по-этому поводу слёз, не обрушивают свою ненависть на окружающий мир. Им чужд подход Пайка Бишопа и Уильяма Манни, они даже и не стреляют при ограблениях. Но расставаться с этим миром жизнерадостные Буч и Санденс не хотят сильнее того же Уильяма Манни. Загнанные в угол американскими капиталистами, Кэссиди и Кид бегут от них в Боливию, и там продолжая грабить банки. Не из жадности (у Буча денег даже и не бывает, он всё проматывает и раздаёт мгновенно), просто по-другому они жить не умеют. Однако старый мир уходит, и своих героев забирает с собой. Но даже конец Буч и Санденс встречают с шутками.

«Буч Кэссиди и Санденс Кид» конечно не избежал влияний своего времени. Назвать его классическим вестерном язык не повернётся. Герои не прожжёные жизнью суровые стрелки, а пара шалопаев, предпочитающих ребячиться. Над устаревшей фактурой режиссёр посмеивается начиная фильм чёрно-белым немым роликом, а в середину вставляя слайд-шоу. Хилл показывает нам тот уровень техники, которому соответствовали классические истории о Диком Западе. А традиционно-печальный мотив о приходе техники режиссёр иллюстрирует не паровозами и телеграфом, а...велосипедами. Да, Хилл посмеивается над прежними вестернами, но посмеивается любя, по доброму. Таким же выглядит и фильм. Сочная, солнечная картинка и лукавый прищур Редфорда этому только способствуют.





154
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх