Ричард Морган Сталь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «geralt9999» > Ричард Морган "Сталь остается"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ричард Морган «Сталь остается»

Статья написана 8 октября 2011 г. 18:16

Рингил — герой кровавой схватки около Висельного Разрыва, легенда для всех, кто его не знает, испорченный извращенец для тех, с кем он знаком. Ветеран войн против ящеров, он зарабатывает себе на жизнь, развлекая усталых путников в таверне историями о своих подвигах. Но, однажды он оказывается вырван из своей жизни, и брошен вглубь рынка рабской торговли Империи. Там он раскрывает тайну, намного более опасную, чем торговля жизнями...

Аркет — прагматик, циник и инженер, последняя из своей расы — оторвана от своей работы по капризу могущественнейшего человека в Империи, и послана к дальним пределам Империи, чтобы исследовать вторжение демонов в пределы государства.

Эгар Гроза Драконов — кочевник, однажды бившийся за Империю, увяз в местечковой битве между здравым разумом и религиозным фанатизмом. Но в мире, что-то другое вступает в игру, намного более чуждое, чем мелкие боги его племени.

Антисоциальные, антигероические, и очень раздраженные, эти трое отправлены против воли в жестокий, решительный, и абсолютно ничего не подозревающий, фэнтези-мир. Призванные Империей, которая многим им обязана, но не дала им ничего взамен.

Дарк фэнтези. Опять. Я начинаю уставать.

Не то, чтобы у меня был огромный выбор. Как поклонник жанра, плюс памятуя о скором выходе продолжения, я должен был прочитать эту книгу.

Я слышал много хорошего, о творчестве Ричарда Моргана. Что меня настораживало, так это то, что большинство позитивных реакций получает его НФ-работы. Рецензии на «Сталь», в лучшем случае можно назвать смешанными. Были мысли, о том, что фэнтези для автора всего лишь халтурка. Конечно, знать мотивы Моргана наверняка мы не можем, но к сожалению, роману не удалось развеять мои опасения.

Сначала о хорошем (относительно).

Писать Морган умеет. Это не какой-нибудь МТА, он умело работает со стилем, авторский почерк есть. Ему хорошо удаются описания, в частности, сцены представления главных героев. Он прекрасно описывает реалии мира (не сам мир!), в котором происходит действие. Зажравшиеся аристократы, ради прибыли готовые разрешить торговлю рабами, корумпированное правительство, готовое закрыть глаза на любые ужасы творящиеся в стране, если им приплатят, забывшее ветеранов войны с Чешуйчатым Народом, вынудившее многих из них, просить подаяние, жить на улицах. Итак, пишет Морган хорошо, но вот, что он пишет — это другой вопрос.

Теперь, о не совсем хорошем.

Герои. Лично для меня, это во многом краеугольный камень любой книги. Они могут быть святыми или ублюдками, умницами или идиотами, красавцами или уродами, но они должны срезонировать со мной, чтобы я их почувствовал. И, самое главное, ни при каких обстоятельствах в них не должно быть картона. К сожалению, использования этого материала, Моргану избежать не удалось.

Рингил «Ангельские Глазки» (привет, «ХПЗ») Эскиат — главный герой романа, ему отведено больше половины глав. Герой войны, наркоман, гей. Сын папеньки-олигарха, по понятным причинам, с отцом не в ладах. В начале книги, заливает за воротник в местах боевой славы. Вроде бы, не плох персонаж, и его психологии Морган уделяет время, но чувствуется какая-то фальшь. Понимаете, если вы вводите в действие персонажа нетрадиционной ориентации, потрудитесь сделать это так, чтобы было ясно, что он там нужен. А так, создается впечатление, что Рингил — гей, только чтобы эпатировать публику. Есть какие-то невнятные мотивы, связанные с казнью любовника, но с тем же успехом, это мог быть лучший друг. Ах да, сцены секса с его участием, развивают сюжет. Честно, это можно было сделать по другому. Чтоб не так противно было. Но, в целом на фоне остальных персонажей, в Рингила еще можно поверить.

Аркет Индаманинармал (дал же Бог фамилию!) — последняя из народа Кириат. Все остальные эльфы (которые тут, конечно же негры) уплыли на Запад. Ладно, если серьезно, то свалили в неизвестном направлении, но это дела не меняет. Пребывает в постоянной депрессии, по поводу того, что ее бросили — ведь она полукровка. Наркоманка, лесбиянка. (Все видимо, из-за депрессии) Советница императора. Ненавидит/любит людей (меняется в зависимости от настроения). Не люблю эльфов. Не могу воспринять ее как реального человека.

Эгар Гроза Драконов — варвар. Вождь племени. Бухает. Не наркоманит (!).  Пользуясь своим статусом вождя, трахает несовершеннолетних (к счастью, только девочек). Пребывает в депрессии (как и все в этой книге). Хочет вернуться на Юг, в Империю. Из-за своих привычек, враждует с шаманом.  Самый нормальный герой в книге, и как назло, самый непроработанный.

Теперь о совсем нехорошем.

Мир. Вроде бы типичный средневековый фэнтези-мир, но все происходящее в нем, можно преобразовать в НФ. Проблема не в смешении жанров, проблема в том, что сделано это неуклюже и коряво. Там где к Лоуренсу, создавшему мир в подобном ключе, у меня были претензии к непроработанности мира, здесь у меня претензии, к тому, что автор даже не пожелал, хоть чуть-чуть обьяснить принципы работы мира. Там где Лоуренс, дал понять, что его мир постапокалиптичен, Морган оставляет белое пятно. Мира нет. Законы по которым он работает, нам не обьясняются совершенно.

Теперь о совсем плохом.

Сюжет. Ну, он есть. Это самое лучшее, что о нем можно сказать. Дело не в том, что Рингил занимаясь поисками кузины, по просьбе матери, натыкается на Ужасное Зло. Не в том, что Аркет исследуя причины нападения пиратов на имперский порт, обнаруживает все то же Ужасное Зло. Даже не в том, что Эгар после половины книги, исчезает до самого конца, где играет роль deus ex machina. Все эти элементы, несмотря на их вторичность, можно использовать, так что читать будет интересно. Проблема в том, что большую часть книги идет неторопливая экспозиция, а к концу, как будто чувствуя какой-то лимит, Морган срывается, быстренько телепортирует героев куда надо, чтобы они разобрались с Ужасным Злом. Как будто, издатель ограничил его в количестве страниц, а Морган расписался, и когда опомнился пришлось быстренько подрезать.

Резюме — говоря откровенно, я немного придрался. Многое можно было простить. Придрался, потому что, чувствуется потенциал автора. И возможности которые он не использовал. Я буду ждать сиквел, я буду читать его НФ-работы, и я надеюсь, что «Сталь остается» останется, для меня самым слабым его произведением. Оценка — 6

P.S. Чувствую, сейчас полетят тапки.





235
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:31
Согласен со всем, но оценка 8. Хотя второй половину у книги просто нет) Бац! и финальный махач)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:39
Я колебался от 8 до 6. С моими придирками, восьмерка выглядела бы странно.


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:44

цитата geralt9999

Чувствую, сейчас полетят тапки.

не полетят;-) вы очень точно передали мое впечатление от книги; надеюсь второй том у нас переведут
как ни странно, я понял (более-менее) что к чему в книге только после прочтения рецензии Aleks_MacLeod'а до этого же мало что было понятно из-за сумбурности повествования, создавалось впечатление, что книга составлена из плохо пригнанных кусков, которые к концу все же попытались объединить в нечто вменяемое, но не вышло:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:46

цитата Metternix

создавалось впечатление, что книга составлена из плохо пригнанных кусков, которые к концу все же попытались объединить в нечто вменяемое, но не вышло
Абсолютно согласен:beer:

цитата Metternix

надеюсь второй том  у нас переведут
Куда они денутся.

цитата Metternix

не полетят

Щас придут фанаты и полетят.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:50

цитата geralt9999

Куда они денутся.

зная эксмо, могут и забросить:-(

цитата geralt9999

фанаты

а они у сего опуса имеютсяo_O
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:54

цитата Metternix

а они у сего опуса имеются
Ирония? Это хорошо:-)))

цитата Metternix

зная эксмо, могут и забросить
Ну я верю в лучшее.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:53

цитата geralt9999

Куда они денутся.

Запросто могут куда-нибудь деться.
Сейчас вон скажут: издали в ЧФ Меченосца Кука (2 слабых ранних романа, интересных только поклонникам), Креса (с весьма противоречивыми отзывами), Гаррета Кука (который в этой серии вообще не понятно что делает) — все плохо продается, серию закрываем.
Эксмо такие, они могут.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:56
А Бэккер? А Абыр? Вроде на продажи этих не жаловались. У нас в магазинах на полках постоянно стоит только Крес, остальные исчезают быстро.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 19:13
Ну и что? Это ни о чем не говорит, потому что Бэккера следующего уже довольно долго не издают, и с Абрекромби нешибко торопятся.
Ну, Аберкромби-то так или иначе точно издадут. Но доживет ли серия до издания CC, сильно сомневаюсь. И возьмутся ли его издавать? Нам ведь не известно, как «Сталь» продавалась.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:36
Сорри, что влезаю. Да ещё через год практичски.:-)))
Ситуация та же самая. Кресс, Полански и Куков Гаррет, вот ещё. И Кларк вот с Диком стоят.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:42
Кларк с Диком вряд ли имеют отношение к ЧФ:-))) Кларка много стоит разного, на самом деле.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:43

цитата geralt9999

Кларк с Диком вряд ли имеют отношение к ЧФ
Ой.8:-0
Кстати, там ничего про новый роман Абыра не слышно. А то ЧФ грозилось издать, сейчас опять притихли.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:45

цитата Мэлькор

Кстати, там ничего про новый роман Абыра не слышно.

Я инсайдерской информацией не обладаю.
Очередное, не столь давнее обещание гласит — осенью.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:46

цитата geralt9999

Я инсайдерской информацией не обладаю.
Ты похож на замаскированного шпиона.:-)))

цитата geralt9999

е столь давнее обещание гласит — осенью.
Всё осенью сделали.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:47

цитата Мэлькор

Ты похож на замаскированного шпиона

Хде?

цитата Мэлькор

Всё осенью сделали.

Лучшее время для продаж.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:48

цитата geralt9999

Лучшее время для продаж.
ЧЕГО???

цитата geralt9999

Хде?
Очки нацепил. :-)))
 


Ссылка на сообщение23 августа 2012 г. 15:49

цитата Мэлькор

ЧЕГО???

Того. Летом очень мало покупают по понятным причинам.

цитата Мэлькор

Очки нацепил.

:-)))


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:49
Я в своем кратеньком отзыве озвучил недовольство теми же моментами. Но воспринимаю роман только как введение, потому оценка выше.
В принципе, у того же Аберкромби первый том его трилогии тоже напоминает больше именно введение, а не самостоятельный роман.
Больше всего напрягли сцены гей-порно, необходимость в которых действительно неочевидна.
Самый большой плюс — Морган умеет писать, за это я могу ему простить многое.
Так что в целом роман понравился, надеюсь, у нас таки издадут продолжение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:52

цитата Inspector

В принципе, у того же Аберкромби первый том его трилогии тоже напоминает больше именно введение, а не самостоятельный роман.

Но у него-то все складно было:-) книга и воспринималась как введение, а тут плохо собранная кривоватая мозаика

цитата Inspector

Больше всего напрягли сцены гей-порно
скорее не они, а некоторые неприятные подробности

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

типа упоминания запаха дерьма

цитата Inspector

надеюсь, у нас таки издадут продолжение.
:beer: вдруг оно расставит все на свои места
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:54
В любом случае, Морган умеет писать, а это в наши дни не так уж часто встречается.
Несмотря на некоторые моменты, читал я все же с интересом.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:53

цитата Inspector

В принципе, у того же Аберкромби первый том его трилогии тоже напоминает больше именно введение, а не самостоятельный роман.
Согласен. Тут уже вопрос личностного восприятия.

цитата Inspector

Самый большой плюс — Морган умеет писать, за это я могу ему простить многое.
Я многое простил Лоуренсу, потому что он дебютант. А Морган — матерый писатель, поэтому к нему я отнесся построже.
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:56
ЗА умение писать я все все готов прощать. :-)))
 


Ссылка на сообщение8 октября 2011 г. 18:57

цитата Inspector

ЗА умение писать я все все готов прощать.
У меня ощущение, что Cold Commands будет посильнее — ведь автор уже освоился на фэнтези-поприще.


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:33

цитата geralt9999

Дарк фэнтези. Опять. Я начинаю уставать.
Мода пошла, а?

цитата geralt9999

Герой войны, наркоман, гей.
Насильника и чокнутого не хватает.

цитата geralt9999

Ладно, если серьезно, то свалили в неизвестном направлении, но это дела не меняет
Железная логика у Моргана, получается.

цитата geralt9999

Это самое лучшее, что о нем можно сказать.
Н-ддаа
После твоего вдохновлённого отзыва книгу так и хочется отнести к «шедеврам«! :-)))
З.Ы. Герои Аберкромби после перечня вверху выглядят невинными заиньками! ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:38

цитата Мэлькор

Мода пошла, а?
Есть такое дело. Но мы об этом вроде уже говорили.

цитата Мэлькор

Железная логика у Моргана, получается.
Это реально не суть важно.

цитата Мэлькор

После твоего вдохновлённого отзыва книгу так и хочется отнести к «шедеврам«!
Ты прочитай сначала. А то опять мне поверишь:-)))

цитата Мэлькор

Герои Аберкромби после перечня вверху выглядят невинными заиньками!
Вот, кстати, тут не прав ты. Герои Моргана гораздо меньше зафиксированы на собственном благополучии, они мир спасают. Интереса им это не добавляет, но они-таки более положительны.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:45

цитата geralt9999

А то опять мне поверишь
Ты обманщик? :-)))

цитата geralt9999

Герои Моргана гораздо меньше зафиксированы на собственном благополучии, они мир спасают.
Фэнтези без спасения мира это не фэнтези. Редко когда без команды спасателей обходятся. :-)))

цитата geralt9999

Интереса им это не добавляет, но они-таки более положительны.
По-твоим словам персонажи Моргана-де не шибко проработаны, в-отличие от Аберкромби.

цитата geralt9999

Ты прочитай сначала.
Мне твоего отзыва хватило. ;-) К тому же ни шибко я люблю дарк.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:47

цитата Мэлькор

Ты обманщик?
Ты ж сам заметил, что расходятся вкусы порой.

цитата Мэлькор

Фэнтези без спасения мира это не фэнтези.
Вообще да. Но мотив тут имеет значение.

цитата Мэлькор

По-твоим словам персонажи Моргана-де не шибко проработаны, в-отличие от Аберкромби.
Так и есть. Но более положительны.

цитата Мэлькор

К тому же ни шибко я люблю дарк.
Тада не читай. Ибо он тут нарочитый.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:52

цитата geralt9999

Ты ж сам заметил, что расходятся вкусы порой.
Угу.

цитата geralt9999

Но более положительны.
Ничего ни могу сказать ибо не читал. :-)))

цитата geralt9999

Тада не читай. Ибо он тут нарочитый.
Хорошо. К тому же если когда нибудь заинтересуюсь дарком, то продолжу Аберкромби читать ибо парень знакомый.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:53

цитата Мэлькор

К тому же если когда нибудь заинтересуюсь дарком, то продолжу Аберкромби читать ибо парень знакомый.
Вообще, это только одна сторона дарка. Есть еще Майкл Ши, Танит Ли, Даррел Швайцер — но до них мне еще предстоит добраться.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:55

цитата geralt9999

Вообще, это только одна сторона дарка.
А ты с ней знаком. Или так теоретически. ;-)
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:56

цитата Мэлькор

А ты с ней знаком
Морган, Абыр, Эриксон, Лоуренс — с этой стороной знаком. Вот только Кука почитать.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 19:57

цитата geralt9999

Вот только Кука почитать.
Чёрный отряд? Я в библиотеке детской видел. На ночь отличная сказка. :-D
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 20:00

цитата Мэлькор

Я в библиотеке детской видел
Ты сделал мой день:-)))
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 20:02

цитата geralt9999

Ты сделал мой день
Рассмешил то есть? 8-)
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2012 г. 20:04
Верно:-)))


⇑ Наверх