Вот тебе и

Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Вот тебе и массаракш

Вот тебе и массаракш

Статья написана 31 октября 2011 г. 23:06

По наводке Виктора Кропанина, одного из старейших фэнов страны, известного у нас на сайте как тессилуч, покажу историю развития одной любопытной идеи колонизации космического пространства.

Вот такой рисунок был помещен на всей обложке журнала «Техника-Молодёжи» № 10 за 1965 год, художник —  А.Соколов (как поправляю в комментариях  — не космонавт, но известный по своим совместным живописным работам с космонавтом А.Леоновым).

Рисунок напоминает описание гигантского инопланетного корабля из великолепного романа гениального Артура Кларка «Свидание с Рамой» (1973; «Хьюго»-1973, «Небьюла»-1974) (кстати, надо отметить, что перевод «Рамы» К.Сенина — это перевод сделанный О.Битовым под псевдонимом; наверное в нашей базе этот момент надо где-то прописать, ибо К.Сенин много книжек перевел).

Опять ли цейлонский мечтатель Кларк заимствовал идею из советского журнала, как это было с проектом космического лифта Ю.Арцтютунова?

Но сначала небольшой экскурс в историю.

В 1952 году Вернер фон Браун, известный немецкий инженер, создатель реактивных ракет Фау-2, на элементной базе которых строилась как советская, так и американская космические программы, опубликовал в журнале «Колльерс» цикл великолепных, красочных иллюстраций к своей статье о проекте экспедиции атомных космолётов на Марс. Надо сказать что «Колльерс» — это типа нашего современного «7 дней», или «ТВ-парка» — мегапопулярный журнал для всех. (Там печатались Хемингуэй, Воннегут, а в самом начале ХХ века в журнале печатались «разгребатели грязи» — сообщество публицистов, писателей и литераторов, озабоченных коррупцией во власти и делавшие всё возможное чтобы США стали свободной и великой страной — до такого творческого союза наши деятели культуры пока еще не доросли). Представляю если б Сергей Павлович Королёв напечатал бы что-то такое космическое ну например в «Огоньке». Ага, бывший зэка, враг народа, при живом Сталине (1952 год, врачи — вредители!) — допустить такого человека в центральную прессу рассказывать о сверхсекретных военных проектах? да еще и с цветными картинками? В США эмигранту, даже не гражданину страны (гражданство он получил через 10 лет после сдачи в плен, в 1955), офицеру СС это сделать позволили, и не надо думать что американцы плохо знали преступления нацистов — архивы Нюрнбергского процесса, а это десятки тысяч томов, ни одной стране после войны не понадобились, только в Штатах нашлось место для их хранения и изучения.

(кстати, Браун родился на территории современной Польши, так что бело-красные ура-патриоты могли бы бахвалиться и считать космические успехи обоих сверхдержав — своими)

цитата

22 марта 1952 года  главный редактор журнала «Колльерз» начал публиковать цикл статей, посвященных будущему освоению космического пространства. Группа из 23 ученых во главе с Вернером фон Брауном представила на суд читателей свое видение развития космической техники. На протяжении этого цикла статей рассказывалось о космических аппаратах, скафандрах, планетологии, орбитальных станциях и проработанных в деталях планах пилотируемых лунных и марсианских экспедиций. Статьи были написаны доступным языком и, кроме этого, иллюстрировались превосходными рисунками, выполненными небольшой командой художников во главе с Чесли Бонестелом. На протяжении двух лет журнал опубликовал восемь статей.

И понеслась космическая гонка с переменным успехом, неуспехами, удачами, поражениями.

Через пару тысяч лет вряд ли кто вспомнит какая страна человека в космос запустила — таких наций уже даже и существовать не будет на Земле, ведь никто сейчас не вспомнит того финикийца который изобрёл мореплавание. (Вообще финикийцев кто-нибудь помнит? В курсе древней истории в школе в пятом классе их хотя бы поминают мельком? А ведь они побольше полезного для человечества сделали, чем тупые египтяне со своими ужасными надгробиями для царей).

Это заметка Г.Покровского о гигантском корабле, из того же номера «ТМ», 1965-10, стр. 10-11, в которой он пересказывает проект американца Дэндриджа Кола. Искусственная сила тяжести внутри создается посредством вращения, солнечное освещение внутрь поступает по системе зеркал. Проект очень напоминает поздний проект  О'Нила, но нигде в статьях об  О'Ниле отсылок на Д.Кола я не нашёл.

А это цилиндры проекта О'Нила «Остров III», датируется 1974 годом — по публикации в журнале «Физика сегодня»

Схематичный разрез цилиндра

Устройство поселения, по версии французского журнала «Пиф» (перевод дан по журналу «ТМ», 1979-11)

цифрами обозначены:

1 — жилые коттеджи для населения колонии

2 — административно-торговые центры

3 — линия магнитного монорельса

4 — искусственные ландшафты (холмы, покрытые лесом)

5 — озеро с небольшой пристанью для катеров и лодок (!)

6 — гигантские иллюминаторы, сквозь них станцию освещает солнце

7 — сельскохозяйственный пояс

8 — небольшой пассажирский ракетобус

9 — планета Земля

10 — заводы для производства в условиях невесомости

11 — бассейн с уменьшенной тяжестью

(Проекты орбитальных поселений «Остров I»  и «Остров II» — вращающиеся сферы диаметром 0,5 и 1,5 км с жилой экваториальной зоной. На них студенты О'Нила оттачивали свои расчёты, чтобы блеснуть в превосходном проекте «Остров III»).

-===============