Заметки на полях Общий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > Заметки на полях: Общий уровень "ЖЗЛ"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Заметки на полях: Общий уровень «ЖЗЛ»

Статья написана 28 декабря 2011 г. 20:20

Пару раз защитники и противники книги Володихина и Прашкевича о Стругацких упоминали некий «общий уровень серии «ЖЗЛ» «. И вот подумалось мне: а как люди получают о нём представление, об этом «общем»? В год в серии выходит немало книг -- неужели есть те, кто читает хотя бы львиную их долю? Я, к примеру, покупаю только те, которые мне интересны, и уровень их очень разный, начиная от редактуры/корректуры и заканчивая умением связано излагать факты и наличием/отсутствием фактических ошибок. Можно ли в случае с «ЖЗЛ» говорить вообще об общем уровне? (Причём тут же нужна поправка: «общий уровень «ЖЗЛ» последних лет», -- иначе всё будет совсем тяжко; там ведь и художественно-публицистические книги выходили, по сути, биографические романы).



Тэги: ЖЗЛ


178
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 10:35
Уровень жзл-овских книжек, действительно, очень разный. Слежу за серией, регулярно ее покупаю, от каких-то книг о временем избавляюсь. Скажу так: у серии есть своеобразные «полюса». На одном, со знаком плюс, отличные работы, написанные специалистами, людьми «в теме», да вдобавок к тому еще и людьми талантливыми, литературно одаренными. На этом полюсе такие книги как «Махно» Голованова, «Сергей Прокофьев» Вишневецкого, «Мао Цзедун» Панцова, «Бродский» Лосева, «Достоевский» Сараскиной. На условном «минусовом» полюсе — книги совершенно позорные, которые лучше было бы просто не печатать (подчеркну — я говорю об уровне текста, а не о персоналиях, коим эти книги посвящены). Таких книг мало — и слава Богу! А вот между двумя полюсами лежит настоящее болото, которое и определяет пресловутый «общий уровень ЖЗЛ».
Нужно ли читать «львиную долю»? Наверное, нет. Мы ведь прекрасно знаем, что представляют из себя группа «прикормленных» редакцией авторов: Варламов, Рыбас, Быков, Чертанов... Понятно, что Варламов может написать неплохую книгу о Пришвине, но вот Булгаков — Платонов... ну, не его масштаба авторы. Получается унылая серая гладкопись, немногим лучше школного учебника по литературе. Мы что, не читали книги/публицистику Володихина, чтобы не догадываться какая у него получится книга о Стругацикх?. Я никак не отношу себя к числу поклонников творчества Стругацких, у меня нет личной обиды к Володихину за то, что он «испортил» биографию моих любимых писателей. Ничего личного. Просто констатирую — книжка получилась унылая, школярская, с пропусками и умолчаниями, которые свидетельствуют либо о некомпетентности, либо об ангажированности. «Без божества, без вдохновенья» — уж простите за банальность.
А «общий уровень серии» задают авторы. Других писателей у нас нет. Вернее, есть, но в данном издательстве и в данной серии — они редкие гости.
Все мои слова, разумеется, относятся к современым отечественным авторам ЖЗЛ. Иностранцы, «классики» вроде Лосева, — тема отдельного разговора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 12:20
Спасибо; вот и у меня приблизительно такие же ощущения, но сам я настолько внимательно серию не мониторю.

С иностранцами, по-моему, другая беда: редактура/корректура перевода и комментарии.

цитата baroni

Мы что, не читали книги/публицистику Володихина, чтобы не догадываться какая у него получится книга о Стругацикх? Я никак не отношу себя к числу поклонников творчества Стругацких, у меня нет личной обиды к Володихину за то, что он «испортил» биографию моих любимых писателей. Ничего личного.


«Презумпцию невиновности» никто не отменял, тем более «Дети Барса» мне в своё время понравились. Но по итогам того, что обильно цитировали коллеги, да того, что я сам увидел в файлике, -- ну, скажем так, мне эта книга точно не нужна. Авторы имеют право на любую трактовку творчества своих героев до тех пор, пока эта трактовка не противоречит фактам и здравому смыслу. И это одно дело. То, насколько все эти попытки рассуждать о литературе адекватны в рамках серии «ЖЗЛ», -- другое. Но количество фактических ошибок и ужасный язык -- на мой взгляд, просто даже в рамках заявленной концепции («популярно о Стругацких») делают книгу неудачной.


⇑ Наверх