День рождения Айзека Азимова


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > День рождения Айзека Азимова стал Национальным днём научной фантастики в США? -- Даёшь Международный день научной фантастики!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

День рождения Айзека Азимова стал Национальным днём научной фантастики в США? -- Даёшь Международный день научной фантастики!

Статья написана 3 января 2012 г. 23:42

Вчера-сегодня в американском сегменте Интернета в массовом количестве появились упоминания о том, что 2 января -- Национальный день научной фантастики. Все признают, что этот день, день рождения Айзека Азимова, был выбран в знак признания его заслуг как Mr. Science Fiction. Однако, сходу никто так и не смог назвать автора этой идеи. Поиски автора, проведенные разными энтузиастами, с разных концов привели к Гарднеру Дозуа; по крайней мере, так об этом пишет его друг-по-жизни Майкл Суэнвик.

И тут у меня возникло предложение к Фантлабу. 1) Поскольку американская инициатива быстро нашла поддержку десятков тысяч фэнов и писателей по всей Северной Америке и распростанилась по всему земному шару; 2) Поскольку в качестве дня научной фантастики выбран день рождения того из столпов фантастики, который родился в России, тем самым объединяя полушария и придавая празднику глобальный размах; ПРЕДЛАГАЮ: 1) Признать 2 января Международным днём научной фантастики на уровне Фантлаба, фэнских организаций России, национальных и местных фэнских организаций стран СНГ; 2) Выйти с законодательной инициативой в облсовет Смоленской области (родины Азимова) с целью признания Международного дня научной фантастики региональным праздником (или региональной памятной датой); 3) Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу с целью признания Международного дня научной фантастики общенациональным праздником (или общенациональной памятной датой); 4) Другие страны СНГ подтянутся по мере желания.

Пусть идею первые сгенерировали американцы (честь и хвала за это Гарднеру Дозуа), но именно инициатива России поможет сделать 2 января поистине международным праздником научной фантастики.

А заодно и 3 января Международным днём фэнтези. ;-)





874
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение3 января 2012 г. 23:48
Поддерживаю!
Тогда уж надо праздновать и наш Национальный день научной фантастики — день рождения Александра Беляева или Ивана Ефремова. Блин, даже не знаю, кого выбрать???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 2012 г. 23:52
Ну, я- ЗА!
PS А 4-е января будет днем эротического романа )8:-0
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 01:49
...и так далее.


Ссылка на сообщение3 января 2012 г. 23:57
Я — за! Третье и четвёртое — законные нерабочие тогда дни:-)))


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 00:05

цитата cat_ruadh

А заодно и 3 января Международным днём фэнтези.


В честь Дж.Р.Р.Т.?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 00:11
КАНЭШНА!!! ^_^
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 01:52
О! Точно! :beer:


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 00:47
Азимов — это полная фигня совсем не то что нужно. Предлагаю 22 августа — день рождения Брэдбери как одного из первых писателей-фантастов, перешагнувших за рамки бульварного чтива в большую литературу.
Хотя, по большому счету, международным днем нф надо признать др Жюля Верна — 8 февраля. Если кто и сделал самый большой вклад в жанр, так это его создатель.
P.S. Региональные дни НФ не нужны.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 00:54
Тут как раз его происхождение подчёркивает международный характер праздника (да и фантастики в целом). А его всемирная популярность и всемирный авторитет также играют на руку. Его даже на арабском издали -- в Египте, в 1980 году, сразу после Кэмп-Дэвидского соглашения, которое замирило Египет с Израилем.
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 02:18
А как же Уэллс? Герберт, пожалуй, заложил поболее Верна магистралей для развития НФ
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 13:30
уэллс был на несколько десятков лет позже верна. Да, его вклад наверно больше, но он творил в сформировавшемся жанре
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 13:52
Вы не правы. Он продолжал его формировать! Жюльверновские технические «чудеса и диковины» не трогали социальную сферу. Здесь первопроходцем был Уэллс.
Жюльверновская фантастика выполняла нелитературную функцию научпопа. Введя социально-психологическую составляющую, Уэллс сделал её в большей степени литературой.
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 16:42
Верно до единого слова! Правильная НФ — социальна.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 10:11

цитата cat_ruadh

Жюльверновские технические «чудеса и диковины» не трогали социальную сферу.
500 миллионов бегумы трогали социальную сферу меньше, чем «Машина времени»?
Когда Уэллс или Верн брались за названную Вами тему, то получались малопопулярные романы. В случае Уэллса это «Война в воздухе», «Тоно-Бенге».. . ему однозначно больше удавались локальные вещи, Верну — глобал-троттерские.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 16:34
Вы правы, была у ЖВ такая книга, но это была та самая первая ласточка, которая весны не делала, а у Уэллса социальная составляющая проходит сквозь все произведения с самого начала.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 16:59
Да не одна ведь. «Париж в ХХ веке» — чистая технократическая антиутопия. У Верна есть ряд нефантастических вещей — «Драма в Лифляндии», например, — посвященных этническим конфликтам, бедности, работорговле, восстаниям по всему миру, в т. ч., политически злободневным.
Уэллс, по сравнению с ним, как психолог перед журналистом. И выше классом как писатель, вот в чем, насколько понимаю, дело. Вот что Уэллс такое, социально-фантастическое, написал, кроме морлоков и лунных супермозгов?
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 17:24

цитата ааа иии

Вот что Уэллс такое, социально-фантастическое, написал, кроме морлоков и лунных супермозгов?

«Остров доктора Моро»
«Человек-невидимка»
«Война миров»
...и далее по списку.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 17:36

цитата Petro Gulak

«Остров доктора Моро»
Что же там социального? Где общество? Это совершенно другая тема, % животного и врожденного в человеке, чистый лабораторный эксперимент, вышедший из под контроля. Ср. «Собачье сердце».

цитата Petro Gulak

«Человек-невидимка»
Ну и где в этой деревне социальная фантастика, показывающая влияние науки и техники на общественные отношения?

цитата Petro Gulak

«Война миров»
«Война миров»? В которой после нашествия инопланетных вампиров всё становится как прежде до мельчайших деталей — социальная фантастика?
Хоть «Пищу богов» в пример привели бы, что ли, а то и говорить по Вашему списку не о чем.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 17:43

цитата ааа иии

Что же там социального? Где общество?

Ну, уж если и «Собачье сердце» — не социальная сатира...
Да одна сцена «чтения Закона» чего стоит!

цитата ааа иии

Ну и где в этой деревне социальная фантастика, показывающая влияние науки и техники на общественные отношения?

А, так вот в чем дело! Социальная фантастика — это такая фантастика, которая показывает особенности функционирования социума при помощи фантастического приема. Что Уэллс и делает как в «Невидимке», так и в «Войне миров». Не при чем тут ни наука, ни техника. Уэллс ими тоже интересовался, но социальный фантаст он — совсем не поэтому.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 18:01

цитата Petro Gulak

Да одна сцена «чтения Закона» чего стоит!
Недорого. Дешевле бандерлогов Киплинга или разговоров отарков у Гансовского.

цитата Petro Gulak

Ну, уж если и «Собачье сердце» — не социальная сатира...
Немного внимания — противопоставляю «Остров» «Сердцу». Потому что первый издевается над представлениями о Законе и Породе, а второй — именно над обществом.

цитата Petro Gulak

Социальная фантастика — это такая фантастика, которая показывает особенности функционирования социума при помощи фантастического приема.
Любопытная точка зрения. Значит, «Человек-амфибия» — в первую очередь социальная фантастика? У Верна есть «Пловучий остров» — тоже социальная фантастика? А разве на «Таинственном острове» не образовался социум? У «социальной» фантастики при таком раскладе вообще есть рамки?
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 19:52
Petro Gulak +100%
Я не стал бы вмешиваться в ваш спор, но необходимо привести такое соображение. В романе Человек-невидимка Уэллс полемизирует с модным в его время ницшеанством, развенчивает идею сверхчеловека. Недаром то, что Гриффит говорит и думает, созвучно многоголосому сонму последователей Ницше, особенно тех, кто как попало усвоил его философию.
В романе показан конфликт доморощенного сверхчеловека с социумом, а это -- в полный рост социальная фантастика.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 21:37

цитата cat_ruadh

В романе показан конфликт доморощенного сверхчеловека с социумом, а это -- в полный рост социальная фантастика.
ОК, убедительно.

цитата cat_ruadh

полемизирует с модным в его время ницшеанством, развенчивает идею сверхчеловека.
o_O Прошу прощения, но судьба Гриффина полностью вписывается в концепцию непризнанного гения, вплоть до предательства и смерти от рук толпы. Этакий Караваджо оптики ;-).
Воспринимаю ЧН скорее как изыскание на тему «гений и злодейство», возникшую задолго до Ницше. И, еще раз, не настолько очевидно как в случае «Открытия Раффлза Хоу», но — да, социальную фантастику.

цитата cat_ruadh

Petro Gulak +100%
Что суть «плюс сто процентов»?
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 21:45

цитата ааа иии

Недорого. Дешевле бандерлогов Киплинга или разговоров отарков у Гансовского.

Это свифтовской силы сатира на пресловутую «тонкую пленку культуры», которая отделяет нас от животных. Это разговор об человечестве как системе — напрямую (у Булгакова — о вмешательстве в естественную социальную эволюцию).

цитата ааа иии

Значит, «Человек-амфибия» — в первую очередь социальная фантастика?

Плохо помню роман, но, если не ошибаюсь, Беляева социум не особо интересует.

цитата ааа иии

А разве на «Таинственном острове» не образовался социум?

«Таинственный остров» — классическая просветительская утопия. Без всякой фантастики («Наутилус» выносим за скобки). Именно микросоциум Верн и описывает.
 


Ссылка на сообщение6 января 2012 г. 22:15

цитата Petro Gulak

Это свифтовской силы сатира
Силу преувеличили. Свифтовской, да... самой слабой и мизантропической части про благородных и чистых от природы гуингмов.

цитата Petro Gulak

Это разговор об человечестве как системе — напрямую
Нет. Не о человечестве, а о конкретной его части, принадлежащей к конкретной религиозной системе. Звери слишком английские. В «Это было в каменном веке» аналогичный прием производил впечатление приятной шутки.
[q=Pe

цитата Petro Gulak

Именно микросоциум Верн и описывает.
Именно в слове «микросоциум» смысл «Острова доктора Моро», не так ли?
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 02:25

цитата ааа иии

Вот что Уэллс такое, социально-фантастическое, написал, кроме морлоков и лунных супермозгов?
Антиутопию «Когда спящий проснётся», например.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 09:08
Это остановка на полпути «Машины времени».
«Джентельмен, одетый в шелк», который еще помнит демократию, спускается в подземелья и т.д.
(Кстати, у Суэнвика в «Оловянном болоте» в шелк одеваются нищие старатели).
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 16:38
Вы не правы. Уэллс сделал научно-фантастическую литературу той НФ, которую мы знаем и любим.


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 01:21

цитата cat_ruadh

Другие страны СНГ подтянутся по мере желания.

Это один из шагов на пути к мировому господству?:-)))


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 03:21
«Ансибль» сообщает:
75 Years Ago, on 3 January 1937, that first sf convention as we know it was held in the Leeds Theosophical Hall.
Так что не миновать этой даты: день SF&F.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 03:27
Ой, не миновать!
Тут и Изя, и Профессор, и Новый Год как символ приобщения к будущему!
Кстати, в Лидсе по-прежнему проводят коны: Истеркон 2009 и Истеркон 2013...


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 07:43
А 3 января — день рождения Толкина. И ему как-никак уже 120. Это я так, к слову.
Если бы я выбирал — то днём научной фантастики сделал бы день рождения Ивана Антоновича Ефремова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 10:50

цитата lord_lex

А 3 января — день рождения Толкина. И ему как-никак уже 120. Это я так, к слову.


Так и мы ж об этом: http://fantlab.ru/blogarticle1818... ;-)
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 16:40
Поразмышлял и тоже пришёл к выводу, что Ефремов, а не Беляев. Здесь та же вилка, что и с Верном-Уэллсом.
В общем, я за Ефремова:-)


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 11:33
Вообще-то, некоторые давно уже, не одно десятилетие, празднуют Всемирный день фантастики в «лунный день 31 июня» (точнее, в ближайший к нему выходной). Инициативы североамериканского фэндома — это неплохо, но у нас и свои традиции имеются. Что до законодательных инициатив — начните, пожалуйста, с Верховной Рады, а там поглядим :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 13:12
Блин, я сам праздную 31 июня! Хорошая традиция. Но, скорее, фэндомская.
А тут идея с самого начала предполагает охват пошире.
Что до законодательных инициатив -- я предложил Смоленщину и Россию именно как фактическую родину Азимова. Именно там было бы логично пытаться что-то сделать. (Получится ли -- вопрос отдельный.) Если бы он был родом из Украины, мы давно бы уже пытались что-то сделать сами, даже без американских инициатив. У нас и инструмент для этого есть: ВОЛФ.
В Люксембурге фэндом совсем крохотный, но они очень хорошо помнят, что Хьюго Гернсбек родом оттуда. И к его юбилею, например, провели полный комплекс мероприятий, включая выпуск монеты и почтовой марки с его портретом.
 


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 14:08
Так и со 2 января именно североамериканские фэны и носятся. Все то же самое. Только отмечать 2 января у нас будет нельзя: в отличие от стран с преобладанием протестантского и католического населения, где главный праздник 25 декабря отмечают, в странах СНГ Новым годом все только начинается. И 2 января многие только глаза продирают. А православные, напротив, постятся и готовятся к Рождеству. И кто отмечать будет? Три с половиной энтузиаста? Нельзя механически перемещать на нашу почву такую тонкую вещь, как памятная дата, ИМХО.
Что касается Азимова, то факт его появления на свет в нынешней Смоленской области, конечно, очень трогателен. И мемориальная доска была бы уместна (если есть на что ее повесить). Только писателем он стал не потому, что родился на Смоленщине, а скорее потому, что его оттуда в раннем детстве увезли и «фактической его родиной» стали США. Азимов — замечательный автор, один из самых моих любимых. Но это американский фантаст, во всех возможных смыслах слова. И потому Верховная Рада имеет на него столько же прав, сколько Смоленская областная дума. А у вас есть инструмент — ВОЛФ. Ну так действуйте :-)))


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 02:44
А в чем тромбл (то бишь проблема?)? Праздновать, так праздновать!
Или у нас слишком много праздников?
А тов. Айзек Азимов вообще наш, хоть и «робот»...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 02:52
В незапамятном 1990 году один из самых интересных американских фэнзинов того времени, FOSFAX, опубликовал альтернативно-энциклопедическую статью:
«АЗИМОВ, Исаак Самуилович (1920-1949) -- русский советский писатель-фантаст.»
Стиль -- точно энциклопедический. Скупыми фразами сказано о серии рассказов о роботах и серии Foundation, как если бы он их написал в СССР. Арестован по «Делу космополитов» и расстрелян в 1949 году.
Если мне удастся разыскать в архиве этот номер, то непременно переведу для Фантлаба.
Обратите внимание: это было опубликовано ещё при жизни Азимова!
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 02:59
Ой, как надо найти!
Очень интересно. Как говорят, весь дьявол в деталях....
Прямо пните меня в ссылку!
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 04:25
А вы подпишитесь на мою колонку, тогда сразу поймаете.

Вообще архив англоязычных бумажных фэнзинов за начало 90х годов у нас огромен. Не менее 2 ящиков из-под мониторов, возможно и на 3й наберётся. Вообще за последнее десятилетие бумажный фэнзин стал краснокнижным зверем -- все ушли в Интернет. Не скажу, что это плохо, но часть субкультуры со своими традициями безвозвратно ушла в прошлое.
Сейчас это уже изучают. Западники ещё в то время серьёзно занимались изучением фэнзинной субкультуры, а теперь уже и МГУ этим занимается. Эх, если бы у нас в Украине кто-то занялся этим, мы бы с радостью наш архив передали.
На мой взгляд, самое ценное, что было в упомянутом мною FOSFAXе на протяжении 90х -- это серия статей Джозефа Т. Мейджора о подростковых книгах Хайнлайна. Потом эти статьи вышли отдельной книгой, которая номинировалась на Хьюго. Также на Хьюго неоднократно номинировался и сам этот фэнзин, и Джозеф Т. Мейджор, и другие авторы фэнзина.
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 04:41

цитата cat_ruadh

Эх, если бы у нас в Украине кто-то занялся этим, мы бы с радостью наш архив передали.


Был бы я в ИнЖуре, можно было бы наладить писание дипломных, по истории того или иного фэнзина... Если б ты хотя бы описал/каталогизировал свои залежи, было б ясно, кому предложить и что с ними делать. ;)
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 04:55
Не только я, но и Worder. Архив совместный. Всё это получено на клуб, пересечения и повторы составят не более 15%. Часть хранится у него, часть у меня и моих родителей.
Каталогизировать это -- изрядный кусок работы. Конечно, это необходимо для того, чтобы предлагать архив кому-либо.
А в ИнЖуре в принципе кто-то фэнзинами интересовался? Хотя бы местными?
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 04:58
Ну, ты ж вот понимаешь сам: иначе куда его? Да и может оказаться, что часть материалов уже оцифрована, кстати. ;)

Завтра обсудим, что с этим всем, хотя бы в первом приближении, можно было бы сделать.
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 05:13
Думаю, что часть этих фэнзинов есть в сети. Возможно, фэнзины не целиком, а только наиболее интересные материалы. Западники сохранением этого пласта для истории озаботились раньше нашего...
Кстати, ещё один из вызывающих белую зависть проектов: канадский фэнзин Opuntia на протяжении многих лет из номера в номер публиковал историю канадского фэндома. Причём началось всё с обсуждения на страницах фэнзина, как её писать. Решили вспоминать и записывать историю на уровне клубов и локальных групп, потом координировать написанное на уровне провинций. Потом это всё публиковалось по провинциям, и по мере этого, дописывались материалы о взаимосвязях между фэндомами разных провинций, особенно что касалось проведения общеканадских мероприятий. (Национальные коны делаются всей страной, но ядро оргкомитета всё равно местное, из города проведения и его окрестностей.) О методологии, конечно, можно спорить, но поднять историю фэндома немалой страны вглубь лет на 50, это что-то!
Эх, говоря об истории фэндома, меня поражает, насколько хорошо всё было задокументировано. На днях здесь уже упоминали о самом первом в мире НФ коне. Сколько фотографий! Где ещё увидишь фотографии молодых Артура Кларка и Эрика Фрэнка Рассела? А также основателей британского фэндома, имена которых на слуху, но их я уже не застал...
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 07:10
Присоветуйте, нечто жуткое. Мне некая суть интересна. Не получается писать, по-моему, страшно. Но толика мистики все ж нужна.
А как, к примеру, мутным лесом пугать?
Давайте, только без балды.
Ну, не катит нынче — лес стоял загадочный. Тебя любой спросит — что стоит? что загадывает?
А отвечать нам, волшебникам?
— Отвечаю, лес я заколдовал. Виза солд не принимает. Только снимать.
Живи как МИДАС!
 


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 06:59
Вы не он? :-)
Но давайте, хоть я и жуткий автор
Но кишки не моё:cool!:


Ссылка на сообщение5 января 2012 г. 12:11
Давайте я за:cool!:
Страницы: 12

⇑ Наверх