Вальтер Скотт «Талисман»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество ) | Ислам ) | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман В.Скотта «Талисман» является замечательным образцом исторического романа. Действие романа происходит во время третьего крестового похода 1189-1192 г. Писатель показывает драматическую схватку двух миров, столкновения европейской и арабской культур в эпоху средневековья. В романе действуют такие реальные исторические лица, как Ричард Львиное Сердце и Саладин.
Ричард Львиное Сердце, изнуренный болезнью, ведет свою армию крестоносцев к последнему решающему сражению в Святой земле, где каждый день приносит новую угрозу. Величественный султан Саладин, чей ум и честь вызывают восхищение даже у врагов, правит Востоком с благородной твердостью, уравновешивая меч и милосердие. В этой буре противостояний молодой шотландский рыцарь Кеннет попадает в водоворот опасных интриг и неожиданных союзов, где на карту поставлены не только судьбы людей, но и будущее крестового похода.
Входит в:
— условный цикл «Романы Уэверли» > цикл «Рассказы крестоносцев»
- /языки:
- русский (25)
- /тип:
- книги (22), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Н. Беловинцева (2), О. Василиади (2), С. Вольский (1), С. Майкова (1), П. Оболенский (9), Т.Л. Ровинская (9), В. Ровинский (9)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 17 октября 2024 г.
Тени креста и полумесяца
17.10.2024. Талисман, или Ричард Львиное Сердце в Палестине. Вальтер Скотт. 1825 год.
Ричард Львиное Сердце, изнуренный болезнью, ведет свою армию крестоносцев к последнему решающему сражению в Святой земле, где каждый день приносит новую угрозу. Величественный султан Саладин, чей ум и честь вызывают восхищение даже у врагов, правит Востоком с благородной твердостью, уравновешивая меч и милосердие. В этой буре противостояний молодой шотландский рыцарь Кеннет попадает в водоворот опасных интриг и неожиданных союзов, где на карту поставлены не только судьбы людей, но и будущее крестового похода.
Роман «Талисман» Вальтера Скотта — это выдающийся пример исторической прозы, где автор погружает в мир Третьего крестового похода, создавая сложное полотно рыцарской доблести, религиозных конфликтов и культурного взаимодействия.
Скотт отлично владеет языком, его описания насыщены подробностями, что придает повествованию атмосферность и реализм. Автор умело чередует яркие, детализированные сцены с диалогами, которые, хотя местами и кажутся затянутыми, раскрывают характеры героев и их внутренние противоречия. Например, уже в первых главах можно почувствовать напряжение между крестоносцами и их мусульманскими противниками, где диалоги часто становятся выражением фундаментальных разногласий между персонажами.
Тем не менее, именно стиль может стать как сильной, так и слабой стороной книги. Несмотря на богатство языка, некоторая архаичность и тяжеловесность фраз может отпугнуть современного читателя, замедляя развитие сюжета. Это особенно заметно в моментах, где описания, хоть и красивые, отвлекают от основного действия.
Кроме того, роман может показаться наивным современному читателю, особенно в том, как он трактует моральные и культурные конфликты. Герои выглядят чересчур идеализированными, что придает им черты статичных, почти мифологических персонажей. Помимо этого, романтическое возвышение рыцарских идеалов и акцент на возвышенной справедливости кажутся излишне черно-белыми в наши дни, когда литература часто стремится к более сложным, амбивалентным конфликтам. Теперь более привычно видеть в героях слабости, моральные сомнения и нюансы, а Скотт предлагает довольно прямолинейные образы, что ощущается как упрощение повествования.
Тем не менее, стоит помнить, что роман отражает дух своего времени. Его наивность в глазах современного читателя — это одновременно и очарование эпохи романтизма, где вера в высокие идеалы, рыцарство и честь являлись важными литературными ценностями.
Одной из центральных тем романа является конфликт не только военный, но и моральный. Скотт представляет Ричарда Львиное Сердце и Саладина как противников, которые, несмотря на разные религиозные и культурные фоны, обладают схожими представлениями о чести и достоинстве. Этот дуализм, проходящий через всю книгу, демонстрирует, что враги могут разделять общие ценности. Автору удается показать, что за внешними проявлениями войны скрываются глубокие внутренние противоречия, где каждый герой сталкивается с собственными сомнениями.
Особое внимание уделено мистическому элементу — талисману, который становится не только физическим объектом, но и символом веры и надежды. Его присутствие вносит в повествование элемент загадки, однако этот аспект не совсем органично вписывается в исторический контекст романа.
В целом, «Талисман» — это произведение, в котором глубина исторических размышлений сочетается с напряженным сюжетом, наполненным как философскими вопросами, так и романтическими линиями. Те, кто ценит классический исторический роман, найдут здесь много интересного.
URRRiy, 18 марта 2023 г.
Отмечу, что аннотация несколько искажает истину. Роман прежде всего является образцом авантюрно-приключенческого жанра в исторической окантовке, поскольку автор во главу угла поставил выдуманную романтическую рыцарскую историю, исказив реальные факты. В отличие, например, от «Айвенго», где вымышленные герои подчёркивают исторические обстоятельства.
Кстати, за эти искажения Вальтер Скотт даже подвергся серьёзной критике, относительно уместности таких придумок в отношении реальных исторических фигур.
Тем не менее, квест вымышленного шотландского принца инкогнито добывающего себе славу и вымышленную даму благородного происхождения, сделан «на славу».
Конечно, в стандартах рОманов того времени текст засироплен такими диалогами, что просто челюсти сводит, но! События, картинки, экстраваганции и мистификации вовремя исправляют впечатление. Только читатель мысленно возмутится: «люди так не говорят», как автор вовремя показывает интересное событие.
Тут и подлые карлики, и жестокие розыгрыши со стороны королевы над простодушным рыцарем, и страшное предательство, и таинственные персонажи с почти магическими способностями. И очень гармонично вписан такой сентиментальный элемент, как умный и благородный пёс, жертвующий собой ради своего хозяина.
В общем, роман небольшой, а сюжетных придумок немало.
С другой стороны, следует слегка разоблачить сеанс слишком вольного обращения с историей сэра Вальтера.
Родственница короля Англии Эдит не существовала, но имелась в наличии вдовая королева Сицилии Джоанна, сестра Ричарда со зверским сердцем. Именно ее сам Ричард и хотел сбыть Саладину (а не наоборот!). Флаг австрийского эрцгерцога (похоже какое-то проклятие висит над этой должностью!) Ричард сбросил не в лагере крестоносцев, а со стены Акры, типа недостоин. И конечно, речуг на объединение сил сей английский король не толкал, походу был к этому нерасположен. Собственно, не будь он таким альфа-зверем, а отнюдь не благородным христианским подвижником, результат третьего крестового похода мог быть совсем другим, и никакие интриги тамплиеров рояля сыграть не могли.
Как вывод: замечательный пример коммерческого продукта, где автор сознательно пожертвовал исторической правдой ради увлекательного сюжета и успеха у читателя. В этой области искусства автор показал себя истинным Скоттом, то есть, рациональным шотландцем.
kerigma, 9 сентября 2017 г.
Я пропустила в детстве тот период, когда все читали Вальтера Скотта, и теперь это очень забавно. С одной стороны, исторический антураж — крестовый поход, в главных героях — Ричард Львиное Сердце и Саладин, моя любовь. Собственно, из-за Саладина и взялась читать.
Сюжет совершенно дивен, если бы не слог и общий романтизм происходящего, все эти очевидные приметы 19 века, можно было бы подумать, что это роман про попаданца. Потому что главный герой, нонейм рыцарь, практически никто из ниоткуда, сначала чудесным образом встречается с таинственным сарацином, который потом сыграет большую роль в его судьбе, тут же обращает на себя внимание короля Ричарда, под занавес выигрывает крайне важный и почетный бой, оказывается (внезапно!) не ноунейм, а сыном короля Шотландии, и наконец получает руку недоступной девицы. Триумфальное шествие советской власти (зачеркнуто) юного героя, в общем. С другой стороны, истоки этого жанра лежат гораздо глубже, Скотт всего лишь использует классическую модель «юный безвестный герой — приключения — таинственный друг — победа — женщина» в традиционном для своей эпохи формате, с наложением исторического антуража.
Все-таки весь этот романтизм очень забавен. И сам герой, и король Ричард, и другие участвующие в похоже христианские правители, и Саладин, и остальные так искренне, эмоционально и по-детски реагируют на события-вызовы и их так просто выбить из колеи, заставить переменить кардинальным образом свое мнение и порядок действий. Такие люди, несомненно, есть, и идеалы рыцарства, несомненно, добавляют к этому, но я практически уверена, что столь непоследовательный и ненадежный правитель на троне долго не усидит.
Фигура Саладина в этом романе, конечно, прекрасна, и затмевает и героя, и Ричарда, и вообще всех остальных. Медведевич могла бы вдохновляться этой риторикой (если не вдохновлялась на самом деле) — Скотт влюбленными глазами описывает, какие у араба изящные руки, худощавая, но мускулистая фигура, и все в нем буквально изящно и прекрасно. Причем в романе Саладин выступает в роли бога из машины, который появляется в разных ипостасях строго в нужный момент и либо вытаскивает героя из передряги, либо дает герою повод показать свою доблесть молодецкую. Очевидно, других дел у Саладина нет)) С другой стороны, на фоне такого романтизированного изображения прекрасного собой, умницы и вообще душки Саладина крестоносцы выглядят, мягко скажем, малоадекватными необразованными громилами. Выделяются среди них только тамплиеры, которые к тому же еще и злодеи.
Очень забавное чтение, и сарацинский антураж придает роману особенную прелесть.
imon, 19 февраля 2013 г.
Современный взгляд на крестовые походы во многом сформирован в эпоху Просвещения. Мыслители того периода считали средневековое христианство вредным предрассудком, а крестовые походы — навалой фанатичных и корыстных варваров на более развитый мусульманский мир. Вальтер Скотт, будучи сторонником идей Просвещения, в значительной мере отобразил эти взгляды в книге.
«Талисман» переносит нас во времена Третьего крестового похода. Отправная точка романа в значительной мере соответствует историческим событиям того периода: между крестоносцами и Саладином заключено перемирие, Ричард Львиное сердце страдает от лихорадки, другие вожди похода суетятся, не веря в успех предприятия. Большинство героев книги — реальные исторические личности, но дальнейшее развитие сюжета имеет очень мало общего с действительностью.
Вальтер Скотт одним из первых европейски писателей изобразил мусульман в положительном свете. В первую очередь это касается образов Саладина и Ричарда. Король Англии показан нам несдержанным, жестоким, властолюбивым правителем. В противовес ему, Саладин — источник мудрости и благоразумия. Именно благодаря прозорливости султана истинные злодеи получат по заслугам. Тамплиеры в романе изображены в обычном для Вальтера Скотта ключе — надменными, корыстными гордецами. Понятие честь и совесть для них нипочем.
«Талисман» нельзя воспринимать как исторический роман в современном понятии этого слова. Но как художественное произведение он, безусловно, хорош. Здесь присутствуют и благородные рыцари, и прекрасные дамы, и подлые и коварные предатели, и торжество добра над злом. Созданная автором атмосфера погружает в мир средневековья с головой. Только жаль, концовка прогнозируемая. Но все же, несколько замечательных вечеров в духе крестовых походов прошли не зря.