Провал во времени 戦国自衛隊


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Barros» > "Провал во времени" / 戦国自衛隊 (1979)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Провал во времени» / 戦国自衛隊 (1979)

Статья написана 27 апреля 2012 г. 13:27

Это стоило посмотреть хотя бы ради фантомной ностальгии — с эпохи видеосалонов мне об этом фильме говорили, но я его так и не видел. Общий контур сюжета как-то не будировал — ну, проваливается современное подразделение сил самообороны Японии в эпоху самураев, ну, ввязываются они с танками и автоматами в разборки между даймё — и что? Фрейдистская популярность сюжета о "попаданцах" у отечественной публики тоже как-то не стимулировала к просмотру.

В общем, ожидался адский трэшак, но кино внезапно оказалось не без достоинств и даже не без некоторой философической глубины. Откровенных и очевидных сценарных и постановочных глупостей это не отменяет (в числе которых не только неисчерпаемость бензина и боеприпасов в эпоху Сэнгоку, но и сверхзатянутость основного боевого эпизода). Тем не менее, над жанровой бездной фильм всё-таки держится, каким-то киношным чудом в неё не сваливаясь.

Возможно, ключевую роль в этом сыграла не слишком-то "попсовая" мотивация персонажей. Как оказалось, для очень многих из них связь с современностью иллюзорна, мир XX века их мало чем привлекает и удерживает. Кровавая эпоха Воюющих Царств куда вернее соответствует натуре лейтенанта Ёсиаки Иба, чем время вегетарианских манёвров против условного противника и ядерный пепел совсем не условной Хиросимы в памяти. Личных привязанностей у него нет, обязательств перед родной эпохой он не чувствует (и это всерьёз давит ему на психику), а за его спиной почти зримо маячит тень Мисимы. Для трэшака такие навороты, согласитесь, сложноваты, чисто жанровое кино обычно играет по более простым правилам.

Так или иначе, лейтенант решительно вмешивается в события эпохи Сэнгоку — сначала уговариваясь тем, что хамский "антиисторический" демарш вынудит духов времени выправить явную кривизну и вернуть его подразделение в XX век, но затем всерьёз ставит на "чёрный передел" истории и принимает на себя миссию по её решительному перекраиванию.

Фильмом хорошо иллюстрировать выморочность идеи "футорошока" — история подтверждает, что японцы издавна любую пришлую новинку перенимали влёт, — что конницу, что огнестрел, — почему бы им не "ассимилировать" точно так же танк, вертолёт или джип? Знание, даже поверхностное, японской истории XVI века тоже здорово способствует восприятию сюжета: подоплёка отношений великолепного Кагеторы (то есть, Уэсуги Кэнсина) с не менее великолепным Такэдой Сингэном и известные по хроникам эпизоды их столкновений обыграны в фильме довольно прозрачно (Сингэн, кстати, вообще скрупулёзно "списан" с собственных портретов), что придаёт внешне простому сюжету пару дополнительных измерений.

И хорош, конечно, финал, который выглядит более чем традиционным и закономерным и для японского киномейнстрима, и для эпохи Сэнгоку, но совершенно чужероден для жанрового "трэшака". Добавим к этому совершенно ясные ниточки, которыми в фильме связаны образ современной девушки, ждущей возвращения одного из солдат, и образы прорывающейся в XX век традиционной Японии...

Букет противоречий и камелий, однако. Но — интересно.



«Провал во времени»
1979, Япония
фантастика, боевик, приключения
режиссёр: Мицумаса Сайто, сценарий: Тошио Камата, Ryo Hanmura
в ролях: Сонни Чиба, Дзюн Это, Моеко Езава, Рё Хаями, Фумико Хонма, Кодзи Иидзука, Масаси Исибаси, Toshitaka Itô, Харуки Кадокава, Такудзо Кадоно

Действие фильма начинается в конце 70-х годов ХХ века в Японии. Во время учений японской армии, группа военных, ночью, во-время передислокации попадает в аномальную зону, после чего попадает во времена самураев, когда япония была в состоянии междуусобных войн, шел передел территорий. Командир одного...






490
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 апреля 2012 г. 17:18

цитата Barros

Кровавая эпоха Воюющих Царств куда вернее соответствует натуре лейтенанта Ёсиаки Иба, чем время вегетарианских манёвров против условного противника и ядерный пепел совсем не условной Хиросимы в памяти

Я бы дал сноску, что это Вторая Эпоха Сражающихся Царств. Дабы не путать с куда более отдаленной во времени эпохой Чжаньго в Китае.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2012 г. 17:21
Если речь идет о Японии, двусмысленности не возникает, по-моему.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2012 г. 19:45

цитата Barros

Если речь идет о Японии, двусмысленности не возникает, по-моему.

Не от всех, кто смотрит подобные фильмы, ожидается подготовка в дальневосточной древней истории...
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2012 г. 22:50
Тем более странно ожидать, что они, не имея такой подготовки, будут осведомлены и о Сэнгоку, и о Чжаньго шидай настолько, что окажутся в состоянии их спутать. Впрочем, бывает, конечно, самая необычная эрудиция. 8-)


Ссылка на сообщение27 апреля 2012 г. 23:11
Рецензия крайне завлекательная8-) Мне вообще постоянно чего-нибудь хочется качественного про путешествия во времени, а с качеством в данной теме дела так себе обстоят.
Тем паче самурайская Япония!Тем паче Сэнгоку Дзидай! Спасибо за наводку, будем смотреть)


Ссылка на сообщение28 апреля 2012 г. 01:53
Ну, не знаю. Видимо, на восприятии Сергеем «Провала» сказалось то, что увидел он фильм только сейчас. И дело даже не во взгляде с высоты прожитых лет, прочитанных книг и просмотренных картин. Фильм как раз опередил своё время. Для меня он стал заблаговременно поставленным жирным крестом на самой попаданческой идее. И если уж им что и можно иллюстрировать, так именно несостоятельность этой идеи.
Никогда человеку из нашего времени не стать болярином. Даже если он попытается принять условия нового для себя мира, вжиться в него, как почти удалось лейтенанту Иба. Всё равно, принимая любое решение, ему придётся тратить долю секунды, чтобы напомнить себе, что это другой мир, с другими законами. За это время беззащитная с виду девушка успеет кольнуть его какой-нибудь спицей, ребёнок — прокусить руку,а уж что сделает настоящий самурай — это отдельный разговор.
Ну, допустим, он даже великий воин, но у любого правителя таких наберётся ещё с десяток. И мысли каждого видны как на ладони. А этот — чужак. Поди разберись, что у него на уме. Естественно, что его, как любого наёмника, первым бросают в битву, а если выживет — в следующую. И так до тех пока он сам не погибнет, не пропадёт надобность в его услугах, или он не станет слишком опасен. А дальше его просто убирают. И никакого коварства или малодушия со стороны Кагеторы здесь нет — ему объяснили,что так будет правильно, и он согласился.
Лейтенант Иба почти усвоил кодекс самурая, но кодекс правителя — это совсем другое. Его простому солдату не понять. Наверное, как раз современные политики легко бы приняли правила этой игры, но кто ж их в эту игру пустит? Убьют ещё раньше, чем солдата.
Но,вероятно, авторы и любители жанра этого фильма в своё время не смотрели, или смотрели как-то не так, или их вовсе не интересует жизненная правда.
Что же касается затянутости батальной сцены — ну а как, скажите, ещё передать это чувство безнадёги, бесполезности войны против истории? Уже не одну тысячу покрошили, а эти всё лезут и лезут. (Стволы давно должны были расплавиться — тут действительно с правдой как-то не очень, но как художественный приём, на мой взгляд, работает). И безумие происходящего в этой сцене передано замечательно.
В общем, прошу прощения, но этот фильм заслуживает немного большего, чем снисходительное похлопывание по плечу.


⇑ Наверх