Павел Крусанов Укус


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Павел Крусанов "Укус ангела"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Павел Крусанов «Укус ангела»

Статья написана 7 мая 2012 г. 11:30

сабж

Вещь на любителя, но я лично прочитала ее на одном дыхании и осталась в совершенном восторге. Очень жаль, что текст так быстро закончился — кажется, тексты подобного рода я готова читать бесконечно. Крусанов пишет одновременно красиво *и* интересно, что редко встречается вместе. К примеру, прекрасные магреалисты в духе Павича и Петровича — они пишут красиво, с этим не поспоришь, но красота слога подчас подменяет сюжет, и уж точно не имеют никакого значения и характера персонажи и их поступки — они не действуют самостоятельно, а являются лишь дополнительными «средствами художественной выразительности». Напротив, у Крусанова есть одновременно и «средства», и герои — пусть они полуреальны, а полумифичны, все равно их можно различить по характерам и лицам, от каждого можно ждать своих поступков и речей.

В этом романе объединено все, что я люблю в литературе в принципе — прекрасный слог, необычный, быстрый и жесткий сюжет и (да, мне стыдно) альтернативная история Великой России. Ну то есть там не так называется, конечно, но общая идея соответствует. Что из себя представляет текст, очень сложно внятно объяснить, на самом деле. Если отойти на максимальное расстояние и попытаться кратко описать, о чем эта история — то это будет история о становлении героя и обретении им верховной власти. Что, конечно, передает только один из аспектов текста — это еще и, если можно так выразиться, исторический магреализм, в котором описывается судьба империи, ее прошлые и будущие властители, каждый из которых велик и ужасен по-своему. Впрочем, и величие, и ужасность определяются, по сути, как раз стилистическими надстройками, метафорами, образами, гиперболизацией («сто тысяч голов под ноги революции» в изложении Крусанова: привлеченные на сторону властителей мистические силы, знамения природы, сверхъестественные способности). С другой стороны, чисто литературное баловство — многочисленные периоды «чистого текста» различных жанров и форм, но больше всего напоминающих достопамятный гон Курехина и Шолохова про «Ленин — гриб» — так же проникновенно и так же смешно. В целом становится понятно, что автор стебется и гонит, не знаю, как выразить это более литературными терминами. Но делает это настолько здорово, что невольно проникаешься; тот, кто не смог проникнуться тонким издевательством над Гумилевским пафосом, потерял половину удовольствия от романа.

Чем мне еще нравится Крусанов — в отличие от плюшевых магреалистов типа Петровича (которого я нежно люблю, но все равно он плюшевый), автор — не кисейная барышня, и у него где война, там жестокость. Детальная, хоть и не очень продолжительная, и не очень задевающая за живое — как не задевает за живое информация из старых летописей о том, как монголо-татары пировали в 1224 на помосте, установленном на еще живых (в начале пира) русских пленниках. Жестокость Крусанова — примерно такого типа, он констатирует факты, не смакуя их, но придавая им некую литературно-историческую окраску. И не скажу, что у него смертей и крови на единицу текста больше, чем, скажем, в отдельных вещах Борхеса. В целом «Укус ангела» похож чем-то на «Титуса» Теймор — жутковатый, красивый и отчаянно яркий, только Крусанов менее пафосен и еще находит отдельные страницы для невинных литературных игр.

По итогам — это едва ли не лучший пример фантасмагоричного от и до романа, что я читала — идеален по замыслу и по исполнению. Мало что так привлекает меня лично, как сочетание привычного быта и истории с совершенно необычными или нелогичными деталями — «в Байкале крокодилы», а у Крусанова это отлично получилось сделать.





107
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 13:00

цитата kerigma

И не скажу, что у него смертей и крови на единицу текста больше, чем, скажем, в отдельных вещах Борхеса.
Вещи Борхеса — в студию8-)!! ГДЕ??
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 13:15
«Хаким из Мерва» и вообще вся «Всеобщая история бесчестья».
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 13:22
Единственный такой цикл у Борхеса (и очень небольшой, к счастью), но и там всё более отстранённо как-то.
Кстати, самый нелюбимый мной цикл;-).
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 13:26
Так и у Крусанова отстраненно, к тому же не так концентрированно.
А мне как раз «История» очень нравится.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 13:47

цитата kerigma

В целом становится понятно, что автор стебется и гонит,
Да, только мне почему-то стало не смешно, а тошно. Хотелось одного: книгу выкинуть, текст забыть, и побыстрее. Книгу отдала знакомой, текст ещё не совсем забыла, но на верном пути:-)

цитата kerigma

тот, кто не смог проникнуться тонким издевательством над Гумилевским пафосом, потерял половину удовольствия от романа
Наверно, не смогла. Вы про Николая Гумилёва или Льва?

цитата kerigma

но больше всего напоминающих достопамятный гон Курехина и Шолохова про «Ленин — гриб» — так же проникновенно и так же смешно.
Кстати, сначала Курёхин насмешил, но тоже быстро надоел и стал крайне неприятен.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 13:57

цитата Veronika

мне почему-то стало не смешно, а тошно

ну, это чисто вопрос вкуса, а не качества текста)

цитата Veronika

Вы про Николая Гумилёва или Льва?

Льва.

цитата Veronika

сначала Курёхин насмешил, но тоже быстро надоел и стал крайне неприятен.

такие штуки должны быть в меру и не часто, согласна) Ту же Нашу Рашу и прочие программы я видеть не могу, притом, что у них есть смешные шутки, но несмешных гораздо больше.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 14:22

цитата kerigma

цитата Veronika
Вы про Николая Гумилёва или Льва?


Льва.
У Льва я не всё читала. «Этногенез...» , «Конец и вновь начало», «Поиски вымышленного царства». «От Руси к России» ещщё не прочла. Над чем именно стебался Крусанов? Над идеей пассионарности вообще или какой-то конкретной работой?
 


Ссылка на сообщение13 мая 2012 г. 18:40
Скорее вообще над общими идеями Гумилева, а также общими идеями о том, что Гумилев якобы писал и думал.


⇑ Наверх