Илья Тё прогулки с красным


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» > Илья Тё: прогулки с красным мамонтом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Илья Тё: прогулки с красным мамонтом

Статья написана 23 мая 2012 г. 11:22

(Решил выложить на Фантлаб интервью с Ильёй Тё, вышедшее в мартовском номере петербургского бизнес-журнала «The Chief». С учётом специфики журнала — не все вопросы интервью касаются литературы, но, думаю, в целом этот материал может быть интересен любителям фантастики.)

Успешным бизнесом сегодня никого не удивишь. Пусть даже и созданным с нуля. Земля Российская богата бизнесменами, чей жизненный путь похож не на обычную биографию, а на героическую сагу. Коммерчески успешные авторы массовой литературы — детективов, фантастики, дамских романов — тоже не редкость. Но успешный предприниматель, являющийся при этом коммерчески успешным автором, известным фантастом — явление не рядовое. О том, как совмещается литература и бизнес, журналу The Chief рассказал Илья Тё, писатель, генеральный директор компании «Красный мамонт».

Железнодорожник, юрист, преподаватель, музыкант — и наконец успешный бизнесмен. Путь непростой, но интересный. Что это было — поиск себя, своего места в жизни? И завершен ли он?

Мне кажется, каждый человек обязан завершить свой поиск с созданием семьи. Если есть дети – их надо вырастить. Не скажу, что разлюбил музыку или испытываю на четвертом десятке стойкую антипатию к РЖД и гражданскому праву, просто изменились приоритеты. Вообще, бусидо говорит: дорога завершается со смертью. Мой путь, надеюсь, далёк от завершения. Просто теперь он более прямой.

Почему ваша компания называется «Красный мамонт»? «Красный богатырь», «Красный треугольник», «Красная Бавария» — здесь всё понятно, это наследство эпохи. Но почему «Красный мамонт»?

На самом деле получилось случайно. Мы с коллективом (привлекались студенты местного института искусств и несколько ящиков с пивом) набросали свыше 300 вариантов названия. Старое название было банально-традиционным для России – «Стройсервис». Приглашенный титулованный маркетолог остановился на «Красном мамонте», мотивировав выбор тем, что это название «яркое и большое».

Единственное, чем горжусь в этом плане – словосочетание «красный мамонт» (а также «белый мамонт» и «красный слон») придумал я лично.

Магазины вашей компании есть по всему Зауралью — во Владивостоке, Хабаровске, Уссурийске, Находке, с недавних пор — в Новосибирске. Сеть будет расширяться дальше? Что насчет выхода из-за Урала в европейскую часть России?

Пока есть планы только на зауралье и точечно — Санкт-Петербург. Центральные регионы, увы, — не для дальневосточников.

Однако имя Илья Тё куда шире известно в другой сфере, не в бизнесе — в литературе. Как вы пришли к мысли сочинять художественные романы? И почему именно фантастику?

Если честно, я всегда графоманил, причем сочинял именно фантастику. Первые перлы появились ещё в школьные годы. Конечно, об этих попытках никто не знал. После тридцати, когда жизнь немного устаканилась и необходимость зарабатывать, скажем так, отступила на шаг назад, решил превратить свои ранние наброски в нечто связное – в готовый роман. Получилось. Собственно, всё.

Как вам удаётся совмещать бизнес с творческой деятельностью? И то, и другое требует изрядного приложения времени и сил.

У каждого человека есть хобби. Кто-то увлекается дайвингом, кто-то водкой. Я вот – графоман. А вообще, совмещать очень тяжело. Пишу быстро, однако больше романа в год — не реально. Книги первого цикла создавались на основе студенческих набросков и идей – только поэтому за два года вышли целых шесть романов. Теперь, хотя я прилагал фантастические усилия, чтобы писать быстрее, больше книги в год не получается.

Как сказывается писательская известность на имидже бизнесмена? Может быть, стоило бы подписывать книги псевдонимом?

Да. Стоило. Это я понял, когда подрядчики стали приходить за автографом, вместо того чтобы приносить традиционный поздравительный коньяк (кстати, на работе никто не знал, что я пишу книги, как-то просочилось). Увы, первые тексты уже вышли, так что менять торговую марку сейчас тяжело.

Можно ли в условиях современной России достойно зарабатывать сочинением художественной литературы? Вообще — может ли писательство быть прибыльным делом?

Зарабатывать сочинением художественной литературы можно. Но скромно. Даже титулованный автор не получит столько, сколько способна принести в нашей стране при тех же усилиях  любая иная сфера деятельности. Подчеркиваю – любая иная, от проституции до государственной службы. Речь даже не о бизнесе – о наёмном труде. Работая таксистом, менеджером, полицейским или официанткой, вы гарантированно заработаете больше за то же время. Российские литераторы – психи. Но, собственно, что с того? Это не причина, чтобы не писать фантастику, согласитесь.

Как бы вы — и как бизнесмен, и как писатель — оценили состояние российской книготорговли и книгоиздательства? У этой отрасли есть будущее, или Интернет в ближайшее время её похоронит?

Будущее есть. Очень тёмное, в багрово-красных тонах. Россия считается вторым книжным рынком в мире после США (Китай, Индия, Бразилия и Канада почему-то отстают). Но даже при этом перспективы печальны.

Действительно – вытесняет Интернет, отвратительное законодательство (вернее, его отсутствие) против пиратов, скромные гонорары авторов, низкое качество основной массы текстов, но главное – отсутствие у российского потребителя интереса к литературе как таковой. Я думаю, дело даже не в Интернете и пиратах. Молодежь не читает в принципе. Исправить это можно в долгосрочном плане корректировкой программы образования с акцентом на отечественную литературу и историю (чего, естественно, не будет), а в краткосрочном — развитием отечественного кинематографа, способного популяризовать наиболее удачные книги российских авторов.

Саму отрасль в ближайшие десятилетия ждёт уход в премиум-класс. Книжные магазины превратятся в салоны, где станут продавать тома в дорогих переплётах на дорогой бумаге для состоятельных коллекционеров. Это печально. Ведь львиная доля литературы, в том числе фантастики, всегда адресовалась подросткам.

* * *

Илья Тё родился 4 декабря 1975 года во Владивостоке. Окончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета. Работал юрисконсультом на оборонном заводе, в ООО «Стройсервис», в юридическом отделе Владивостокского отделения ДВЖД, в НП «Центр правовой помощи». С 10 апреля 2002 года — генеральный директор ООО «Красный мамонт». В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Смертная казнь в современной Японии». Автор более десяти фантастических романов. Лауреат литературной премии «Старт» Европейско-азиатского фестиваля «Аэлита» (2010), литературной премии «Лучший дебют» конвента «Интерпресскон» (2010).

(Беседовал Александр Петров.)





327
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 мая 2012 г. 08:26


Ссылка на сообщение26 мая 2012 г. 10:00
С интересом прочитала.


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 05:48
Спасибо за интервью! Прочёл с интересом, увидел автора ещё и с другой стороны, и порадовался за него!


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 18:08
Отец, привет! Ты можешь со мной связаться?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 18:52
Привет. Кто из отцов должен связаться, интервьюер (я) или интервьюируемый (Илья)? Если Илья, то лучше написать ему приватным порядком, вот: http://fantlab.ru/user26573


⇑ Наверх