Феминизм в аниме часть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Russell D. Jones» > Феминизм в аниме - часть 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Феминизм в аниме — часть 2

Статья написана 28 мая 2012 г. 21:49

Продолжение темы.

Чтобы продолжить разговор об сильных женщин в аниме, следует сразу уточнить: традиционная культура знакома с таким образом. Это упомянутая «глава рода» – бабушка, которая рулит семьёй (и не обязательно после смерти мужа).

Как не хотелось бы видеть в таких персонажах предтеч современных «стальных леди», это в чистом виде носители устоявшихся правил, против разрушения которых они протестуют не меньше мужчин. И даже больше, потому что достижение женщиной уважения и обретение своего места в обход цепочки «замуж – роди сыновей – вырасти и воспитай – состарься – правь родом» роняет тень на их собственные достижения.

Такие непреклонные старухи нередко выступают в роли антагонистов: они мешают счастью главных героев, плетут интриги и старательно поддерживают устоявшийся канон «правильного поведения».


Вообще отношение к женщинам – надёжный показатель положительности персонажа (если, конечно, это не эротические жанры и не комедийно-пародийные боевики). Что вовсе не означает, что в аниме сплошь кисейные барышни.

Разрушать образ традиционной тихони и красавицы в аниме начали очень рано. Хулиганки и бунтарки появлялись в сериалах всех возрастных категорий ещё в 60-е года XX века.


Современные традиции школьного и повседневного аниме могут шокировать малоподготовленного зрителя: девочки нередко дерутся (причём больше всего шишек достаётся их избранникам), что касается спортивных достижений и оценок, то порой хочется пожать руку японским аниматорам.

Вне зависимости от темперамента и целей (которые колеблются от романтических до спортивных), положительные женские персонажи демонстрируют строгое следование феминистическим правилам: честно своими силами добиваться своего в выбранной стезе и не требовать уступок «потомучтоядевочка».

Кокетничающие красотки – это антагонисты, которые рано или поздно терпят позорное поражение.


Можно возразить, что сериалы, предназначенные подросткам, должны содержать мораль, поэтому там все такие «правильные». Но правильность всеми понимается по-разному. Аниме не первый год разрушает стереотипы в отношении женщин (именно школьные истории растиражированы наиболее широко – пресловутый хентай, как и положено порнографии, предназначен взрослым), предлагая юным зрительницам разные модели поведения – можно быть милой и мечтать о семье, можно посвящать себя спорту или искусству, можно осваивать мужские роли.


Ещё в 1967-м году вышел анимационный сериал – экранизация манги (комикса) про принцессу-рыцаря. Которая, между прочим, носила мужскую одежду, фехтовала и выручала из беды своих друзей и возлюбленного принца. Автором этого «феминистического безобразия» был признанный классик Тэдзука Осаму.


Возвращаясь к вопросу насилия, можно сказать со всей определённостью: разрушение «женской» колеи сопровождается в аниме разрушением традиционных мужских ролей. Ситуация, которую любят поминать антифеминисты: девочке можно драться, а мальчику – нет.

Пара «тихоня + драчунья» существует не первый десяток лет и давно уже стала штампом. Как это повлияло на японское общество? Надо понимать, что порнография никуда не делась, и сексистские образы воспроизводятся, благо потребители есть. Ровно как и традиционная модель мужского мачизма и женской покорности (на это работают культурные традиции).

С одной стороны, японскому обществу нужны образованные и целеустремлённые женщины-профессионалы, а не нимфетки. С другой, профессионалу зачастую не до детей. Так что ситуация далеко от идеала.

А вот в аниме нормально, когда голенастые отличницы дубасят своих «принцев» (в начале истории — а в конце всё кончается хорошо).

Возможно, таким образом компенсируются столетия унижения, возможно, это попытка подольстить «тряпкам», как называют закомплексованных и робких подростков, которые нередко становятся героями, спасающими мир.

Возможно, влияет образ принца Гэндзи из классического романа Мурасаки Сикибу, жившей, минуточку, в XI-м веке (кстати, много авторов-женщин этого времени мы вообще знаем?)


Мне кажется, одновременно действует несколько факторов. И тому подтверждением – регулярное упоминание тяжёлого положения женщин в исторической Японии.


Особенно показателен в этом смысле сериал «Mononoke» про таинственного Аптекаря, который занимается изгнанием злых духов из тех домов, где была совершена несправедливость.

Жертвой всякий раз оказывалась женщина – обманутая, преданная, сломленная. И даже когда сюжет перенёсся из средневековья в новое время, история вновь повторилась. Только вместо проститутки, жены или похищенной рабыни (шаблонные роли – продажа женщин очень долго оставалась в Японии распространенным явлением) возник образ XX века: журналистка, которая предпочла пожертвовать своей жизнью ради правды. И которую обливали ложью, поминая устоявшиеся антифеминистические стереотипы.


Отдельно хотелось бы прокомментировать образ девушки-ниндзя, который часто мелькает в масскульте. Безусловно, это пример перенесения реалий и психологии XX-го века в прошлое. Если рассматривать этих персонажей в отрыве от истории, то они вполне подходят под определение сильных и независимых женщин, ровню мужчин. Но только в развлекательном фэнтези.

В реальности участь женщин-ниндзя была незавидной. Они умели пользоваться оружием и были способны убивать. Но их главным инструментом оставалось собственное тело. А расправлялись с ними не менее жестоко, чем с пойманными ниндзя мужского пола (попытайтесь представить, что значит «жестоко» для культуры, в которой самурай мог убить любого простолюдина за одно лишь прикосновение к своему мечу).

В качестве примера «традиционной женщины-бойца» можно вспомнить Сару из сериала «Samurai Champloo» – слепую исполнительницу, а по совместительству – наёмную убийцу.

Образ утрированный (убийцы такого рода обходились оружием простым типа отравленных игл), но что точно – так это обстоятельства: слепые музыканты не имели права вступить в брак, а рождённых детей у них отнимали…

Продолжение





389
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 22:16
И снова спасибо, интересно.

цитата Russell D. Jones

можно вспомнить Сару из сериала «Samurai Champloo»

Потрясающая серия.

цитата Russell D. Jones

экранизация манги (комикса) про принцессу-рыцаря.

А в отрыве от исторического значения на сколько интересно, на ваш взгляд?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 23:13
Тэдзука Осаму плохо не делает )))
Но непривычно — просто потому что его находками воспользовались все, кому не лень.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 08:16
Ясно, спасибо :beer:


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 08:21
Спасибо, с большим удовольствием читаю Вашу колонку.


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 11:17

цитата Russell D. Jones

Кокетничающие красотки — это антагонисты, которые рано или поздно терпят позорное поражение.
Хммм...
Фудзико Минэ, прописавшаяся в долгоживущем даже для Японии цикла о Люпине,
Ведьма Юко xxxHolic, продукта безусловно феминной группы CLAMP,
и замредактора(?) Кадзи Hatarakiman, изначально нацеленного на молодых женщин блока Noitamina... Поражений отнюдь не терпят. Именно в силу своих кокетства и красоты.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 11:53
Преобладающее число барышень, нацеленных только на чары, это антагонисты.
Посыл однозначный.

Минэ Фудзико в цикле о мошенниках — кривой пример, искать в комедийном нуаре, где все не очень хорошие, можно только если есть желание сказать против. Зачем передёргиваете?

Юко — в первую очередь ведьма, и только потом обольстительница.

Вам так хочется поспорить?


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 12:37

цитата Russell D. Jones

Преобладающее число барышень
... и центральный персонаж, безусловное воплощение правильного (ну, или завидного) поведения. Тут можно поспорить, кто кого перевесит.

цитата Russell D. Jones

Минэ Фудзико в цикле о мошенниках — кривой пример
Просмотрел статью до конца — Вы так старательно избегаете упоминания образа женщины-вамп... например, из Ковбоя БиБоп привели дальнобойщицу, а Фэй Валентайн, сделавшую саму себя из мечты, добившуюся кое-чего в жестоком мире и т.п. обходите молчанием. Не это ли называется

цитата Russell D. Jones

передёргиваете


⇑ Наверх