Прометей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Прометей
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прометей

Статья написана 11 июня 2012 г. 20:20

Премия Дарвина 2090


Внимание: В тексте рецензии возможны спойлеры! Читайте на свой страх и риск.

«Прометей» Ридли Скотта, пожалуй, был одним из самых ожидаемых фильмов 2012 года. Нетерпение кинолюбителей мастерски подогревалось впечатляющими трейлерами и очень любопытными видеороликами, обещающими крайне приятное визуальное зрелище, а вот сюжет картины в основном держался в секрете, и не зря. Премьера ленты расставила все на свои места — в графическом плане «Прометей» действительно красив и безупречен, а вот все остальное оставляет желать лучшего.

Больше всего разочаровывает сюжет. Кучка идиотов, которых явно набирали из числа кандидатов на ежегодную премию Дарвина, на интересуясь целями полета и местом назначения, загружается на борт исследовательского корабля «Прометей» и отправляется куда глаза глядят на основе данных, предоставленных двумя «учеными» последователями Эриха фон Деникена. Сия парочка рассчитала координаты системы назначения на основе наскального рисунка, найденного в пещерах далекого шотландского острова. Придя к выводу, что неназванные создатели человечества приглашают своих детей в гости, герои выбивают финансирование для экспедиции и в кратчайшие сроки отправляются в путь. Найденная планета, к слову, оказывается то ли военной базой, то ли секретной лабораторией инопланетян, так что ссылки на нее в живописи древних цивилизаций обретает смысл — а вдруг пришельцы заблудятся в трех соснах и забудут адрес своей локации, которой явно не найти в гугле? Такое развитие событий вполне вероятно, герои фильма подтвердят.

На корабле, отправившимся на первый в истории контакт с представителями внеземных цивилизаций, практически отсутствует какое-либо оружие на тот случай, если инопланетяне окажутся не очень-то и дружелюбными и склонными к какому-либо общению. Единственного оказавшегося на борту сотрудника службы безопасности жизнерадостные ученые первым делом посылают куда подальше, после чего о ее наличии на «Прометее» можно и забыть. Исследование оказавшихся за первым же углом руин проводится без какой-либо предварительной подготовки, анализа, брифинга или разрешения непонятной стремной тетки, которая то ли руководит экспедицией, то ли нет. Вышеуказанные ученые, на первый взгляд отобранные для серьезного проекта профессионалы до мозга костей, на деле совершают кучу совершенно нелогичных, неадекватных, глупых и идиотских поступков и постепенно сокращают свою численность до близких к нулю чисел, доказывая, что по праву входят в список кандидатов на получение премии Дарвина. Единственным членом экипажа, показавшим хоть какое-то наличие интеллекта, оказывается капитан (все равно плохо кончил), а вообще самым разумным существом на корабле является местный андроид, по документации числящийся безэмоциональным киборгом.

Как бы не так! Не испытывающие эмоций киборги не могут так тонко и изощренно троллить всех членов экипажа, как это делает Дэвид. Точно также, как у них не может быть любимого занятия, фильма или актера, прическу которого ты наглым образом заимствуешь. С другой стороны, создается впечатление, что бесстрастным механизмом Дэвида считают только окружающие его люди (об уровне их интеллекта читайте выше), а сам киборг, чтобы не палиться, с хитрой улыбочкой соглашается со своими создателями, кивает и строит новые планы по захвату мира или о чем он там мечтает, оставаясь в одиночестве.

Говоря об актерской игре в фильме нельзя не упомянуть выражение «театр одного актера», которым является исполнивший роль Дэвида Майкл Фассбендер. Он настолько легко и непринужденно оставил позади всех остальных пассажиров «Прометея», что о них, если честно, и упоминать не хочется по указанным выше причинам. Все-таки играть роли не обремененных интеллектом картонных персонажей нелегко даже таким перспективным людям как Нуми Рапас. Разве что хочется отметить Идриса Эльбу, каждая сцена с участием которого превращается в небольшое представление.

Учитывая совершенно никакой характер сценария, даже как-то неудобно упоминать о каких-либо идеях, заложенных в фильм. Вполне возможно, что Скотт собирался поделиться с населением парой крайне умных философских мыслей о взаимоотношениях Создателя и его творений, об иронии судьбы, о вере, материнстве и сыновней любви, но на практике все это обратилось в пшик. Один только Дэвид действовал в четком соответствии с метко брошенной им же фразой о том, что все дети мечтают о смерти своих родителей. Но кто еще способен подписаться под такой фразой кроме бессердечного киборга, решившего поиграть в Создателя и лично сотворившего довольно упитанного кальмарчика?

Резюме: В графическом плане идеальный, но совершенно пустой во всех остальных сферах фильм. Следует смотреть исключительно в кинотеатре, отключив предварительно мозг и до краев загрузившись поп-корном и прохладительными напитками. Самую меткую характеристику «Прометею» подобрал Джо Аберкромби, назвавший картину такой же глупой и бессмысленной, как новая трилогия «Звездных войн» (спорно) и сравнивший Ридли Скотта с Джорджем Лукасом (а вот тут Джо истину глаголет) — оба режиссера, кажется, уже утратили хватку и самолично гробят свои же собственные вселенные. Ну Скотт хотя бы еще не докатился до многолетнего детского сериала, перечеркивающего всю серьезность и трагичность описанного в нем периода времени. Но о «Войнах клонов» мы как-нибудь в другой раз поговорим.

Все тот же Джо Аберкромби осуществил не менее значимое открытие, чем герои «Прометея» — Джо нашел сходство между расой космических жокеев и известным британским писателем Чайной Мьевилем. Кажется, Чайна что-то от нас скрывает.





484
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 10:15
Ходил в кинотеатр с большой долей ожидания «нечта» глубокого и увлекательного. А в итоге получили зрелищное, но бессмысленное кино с сюжетом на любителя. Стоит ли говорить, что где-то ближе к середине фильма я и остальные зрители в кинозале уже фактически вздыхали от некоего разочарования — мало экшена, стройной сюжетной линии не чувствуется, взаимосвязи с первыми «Чужими» тоже, да и ляпы заметны (о многом тут уже писали). Если говорить жестко — то мне показалось, что фильму не хватило режиссерской работы (хотя кто знает, авось дождемся Director's cut версию) — в других фильмах про Чужих она была сильно заметна.
В целом фильм оказался, по-моему, слабоват даже для фэнов саги про Чужих, а непонятное возможное продолжение путешествия на планету титанов — не завораживает ;(


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 11:28
Дэникена не обижайте, пожалуйста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 11:50
Дэникена? Не, зачем его обижать, исключительно его последователей.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 12:26

цитата Aleks_MacLeod

Не, зачем его обижать, исключительно его последователей.

Ага.

цитата

Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 12:29
В конце августа желающие смогут пообщаться и с самим Дэникеном: он будет во Вроцлаве на «Полконе».
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 12:29
Спасибо, не знал.
Глядишь, реанимируют серию ШФ и издадут в ней Воспоминания о будущем. ВАЛИС же выпустили...
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 12:46
Так ведь окончательного решения о закрытии вроде бы не было.

Но в Дэникена там не верю: на постсоветском издательском пространстве он навсегда лег в нишу уфологии/эзотерики. «Клуб семейного досуга», кстати, его продает немаленькими тиражами; у меня отец собирает, книжек пять или семь вышло.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 13:24
Тогда можно Захарию Ситчина про пришельцев-анунахков в древнем Вавилоне пустить. И к нему комплектом, раз уже АСТ сливается в дружеских объятиях, исправленный перевод Лавины Стивенсона.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 13:30
Вот кстати: в связи со слиянием надо составить списки лонгселлерной фантастики «АСТ», которую неплохо бы отредактировать или перевести заново. Напишу-ка Дарк Эндрю об этом...
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 13:33
Навскидку Стивенсон, Виндж, Стросс, Нивен (что бы там ни писали про мошкитский цикл — редактуры в поддозорном издании никакой).
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 15:07
Гиперионы-Эндимионы?
 


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 19:25
Там все не настолько плохо.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 17:16
Там не плохо, там никак. Безумной энергетики оригинального текста нет и в помине. :-(:-(:-(
Я читал на английском, а когда в середине 90х вышел перевод, перечитал на русском...
За всё моё время пребывания на Фантлабе, я много раз говорил о необходимости нового перевода, но пока в АСТ был Науменко, это было бесполезным колебанием воздуха... :-(
(прошу прощения у Алекса за оффтоп... 8:-0)
 


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 17:29

цитата cat_ruadh

Безумной энергетики оригинального текста нет и в помине

Ну ладно, первую книгу, так уж и быть, переводите :-D
 


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 17:44
Я уж не говорю о том, что все вкусные неологизмы Симмонса спилили грубым напильником и заменили стандартным набором нф терминологии... А это уже по всем четырём книгам менять...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 17:54
Farcaster — это да, жалко его. Но мне сам цикл неприятен, так что пускай.

Вот в Конце вечности, советской цензурой кастрированном, все куда более запущено; у Азимова computer — это должность, а summator — это вычислительное устройство. В переводе возникли Вычислители и ЭВМ.

Перемещение во времени обозначается специфическими терминами upwhen, downwhen, somewhen и everwhen. В переводе их нет. Что-то похожее было у Стросса в Палимпсесте — там употреблялись слова uptime и downtime, но в русском тексте уже есть верховремя и низовремя (или концевремя, не помню).

Ну и купюры в Конце вечности очень солидные.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 19:29

цитата FixedGrin

концевремя
Это к Муркоку! :-)))

цитата FixedGrin

Ну и купюры в Конце вечности очень солидные.
Купюры -- да, об этом я знаю. Неужели в собрании Азимова в ОО этот же кастрированный перевод?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 19:40

цитата cat_ruadh

Неужели в собрании Азимова в ОО этот же кастрированный перевод?

У меня вот это издание
http://fantlab.ru/edit...
В нем перевод Эстрина, он содержит купюры.
В ОО и ШФ указан тот же перевод. Следовательно... фейспалм.


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 17:16
напитки лучше горячительные...


Ссылка на сообщение12 июня 2012 г. 17:30

цитата Aleks_MacLeod

В графическом плане идеальный, но совершенно пустой во всех остальных сферах фильм.
Довольно поверхностное резюме 8-) Несмотря на ляпы и несостыковки, Прометей несёт таки смысловую нагрузку. А если учесть, что сценарий безбожно резали, собирая из двух частей одну, то понятна становится и *лоскутность* сюжета. Фильм мог быть много лучше, да.

цитата

а вообще самым разумным существом на корабле является местный андроид, по документации числящийся безэмоциональным киборгом.
Документацию мы не видели, а Вэйланд называл его *почти сыном*. Возможно, это самосовершенствующаяся модель.

цитата Aleks_MacLeod

Не испытывающие эмоций киборги не могут так тонко и изощренно троллить всех членов экипажа, как это делает Дэвид. Точно также, как у них не может быть любимого занятия, фильма или актера, прическу которого ты наглым образом заимствуешь.
Он растёт, пытается обрести эмоции, и некоторые подвижки у Дэвида в этом плане есть: например, детский восторг при виде голографической модели звёздной системы. Почему-то ему симпатичен Лоуренс Аравийский — он выбирает для себя его модель поведения: отсюда и его отношение к родителям, и стремление к личной свободе (позывов к мировому господству я не усмотрела).


Ссылка на сообщение14 июня 2012 г. 17:25
За рецензию спасибо!
Пока смотрел, логические дыры в сценарии напрягали. Сонмы издевательских рецензий только подогрели интерес к тому, что же это всё-таки было... Интересная ссылка, которую запостил Пузий, стала расставлять всё на свои места. Кое-что из упомянутого там, я и сам подозревал, иногда интуитивно, но, возможно, это всё так и есть.
Однозначно, вторая часть расставит всё на свои места и особенно определит мотивацию Дэвида. А то, что Скотт с ней не торопится, тоже вполне оправдано: рецензии и обсуждения выявят те места, которые во 2й части нужно будет получше проработать.
Страницы: 12

⇑ Наверх