Внимание: В тексте рецензии возможны спойлеры! Читайте на свой страх и риск.
«Прометей» Ридли Скотта, пожалуй, был одним из самых ожидаемых фильмов 2012 года. Нетерпение кинолюбителей мастерски подогревалось впечатляющими трейлерами и очень любопытными видеороликами, обещающими крайне приятное визуальное зрелище, а вот сюжет картины в основном держался в секрете, и не зря. Премьера ленты расставила все на свои места — в графическом плане «Прометей» действительно красив и безупречен, а вот все остальное оставляет желать лучшего.
Больше всего разочаровывает сюжет. Кучка идиотов, которых явно набирали из числа кандидатов на ежегодную премию Дарвина, на интересуясь целями полета и местом назначения, загружается на борт исследовательского корабля «Прометей» и отправляется куда глаза глядят на основе данных, предоставленных двумя «учеными» последователями Эриха фон Деникена. Сия парочка рассчитала координаты системы назначения на основе наскального рисунка, найденного в пещерах далекого шотландского острова. Придя к выводу, что неназванные создатели человечества приглашают своих детей в гости, герои выбивают финансирование для экспедиции и в кратчайшие сроки отправляются в путь. Найденная планета, к слову, оказывается то ли военной базой, то ли секретной лабораторией инопланетян, так что ссылки на нее в живописи древних цивилизаций обретает смысл — а вдруг пришельцы заблудятся в трех соснах и забудут адрес своей локации, которой явно не найти в гугле? Такое развитие событий вполне вероятно, герои фильма подтвердят.
На корабле, отправившимся на первый в истории контакт с представителями внеземных цивилизаций, практически отсутствует какое-либо оружие на тот случай, если инопланетяне окажутся не очень-то и дружелюбными и склонными к какому-либо общению. Единственного оказавшегося на борту сотрудника службы безопасности жизнерадостные ученые первым делом посылают куда подальше, после чего о ее наличии на «Прометее» можно и забыть. Исследование оказавшихся за первым же углом руин проводится без какой-либо предварительной подготовки, анализа, брифинга или разрешения непонятной стремной тетки, которая то ли руководит экспедицией, то ли нет. Вышеуказанные ученые, на первый взгляд отобранные для серьезного проекта профессионалы до мозга костей, на деле совершают кучу совершенно нелогичных, неадекватных, глупых и идиотских поступков и постепенно сокращают свою численность до близких к нулю чисел, доказывая, что по праву входят в список кандидатов на получение премии Дарвина. Единственным членом экипажа, показавшим хоть какое-то наличие интеллекта, оказывается капитан (все равно плохо кончил), а вообще самым разумным существом на корабле является местный андроид, по документации числящийся безэмоциональным киборгом.
Как бы не так! Не испытывающие эмоций киборги не могут так тонко и изощренно троллить всех членов экипажа, как это делает Дэвид. Точно также, как у них не может быть любимого занятия, фильма или актера, прическу которого ты наглым образом заимствуешь. С другой стороны, создается впечатление, что бесстрастным механизмом Дэвида считают только окружающие его люди (об уровне их интеллекта читайте выше), а сам киборг, чтобы не палиться, с хитрой улыбочкой соглашается со своими создателями, кивает и строит новые планы по захвату мира или о чем он там мечтает, оставаясь в одиночестве.
Говоря об актерской игре в фильме нельзя не упомянуть выражение «театр одного актера», которым является исполнивший роль Дэвида Майкл Фассбендер. Он настолько легко и непринужденно оставил позади всех остальных пассажиров «Прометея», что о них, если честно, и упоминать не хочется по указанным выше причинам. Все-таки играть роли не обремененных интеллектом картонных персонажей нелегко даже таким перспективным людям как Нуми Рапас. Разве что хочется отметить Идриса Эльбу, каждая сцена с участием которого превращается в небольшое представление.
Учитывая совершенно никакой характер сценария, даже как-то неудобно упоминать о каких-либо идеях, заложенных в фильм. Вполне возможно, что Скотт собирался поделиться с населением парой крайне умных философских мыслей о взаимоотношениях Создателя и его творений, об иронии судьбы, о вере, материнстве и сыновней любви, но на практике все это обратилось в пшик. Один только Дэвид действовал в четком соответствии с метко брошенной им же фразой о том, что все дети мечтают о смерти своих родителей. Но кто еще способен подписаться под такой фразой кроме бессердечного киборга, решившего поиграть в Создателя и лично сотворившего довольно упитанного кальмарчика?
Резюме: В графическом плане идеальный, но совершенно пустой во всех остальных сферах фильм. Следует смотреть исключительно в кинотеатре, отключив предварительно мозг и до краев загрузившись поп-корном и прохладительными напитками. Самую меткую характеристику «Прометею» подобрал Джо Аберкромби, назвавший картину такой же глупой и бессмысленной, как новая трилогия «Звездных войн» (спорно) и сравнивший Ридли Скотта с Джорджем Лукасом (а вот тут Джо истину глаголет) — оба режиссера, кажется, уже утратили хватку и самолично гробят свои же собственные вселенные. Ну Скотт хотя бы еще не докатился до многолетнего детского сериала, перечеркивающего всю серьезность и трагичность описанного в нем периода времени. Но о «Войнах клонов» мы как-нибудь в другой раз поговорим.
Все тот же Джо Аберкромби осуществил не менее значимое открытие, чем герои «Прометея» — Джо нашел сходство между расой космических жокеев и известным британским писателем Чайной Мьевилем. Кажется, Чайна что-то от нас скрывает.