Все хлопают и Стража входит


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «FixedGrin» > Все хлопают, и Стража входит. Идет меж кресел по ногам
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Все хлопают, и Стража входит. Идет меж кресел по ногам

Статья написана 25 июня 2012 г. 00:22

Глен Кук, Дракон не спит никогда (1988)

Неопределенно далекое будущее (летоисчисление, в полном согласии с релятивистской природой путешествий в космосе, возможно только относительным и обычно отсчитывается с момента постройки того или иного корабля; что касается VII Gemina, военного звездолета, на котором происходит основное действие, то его возраст около четырех тысяч стандартных лет). Человечество давно выбралось из Солнечной системы и прочно забыло о ее существовании, учредив колоссальную пангалактическую империю, переполненную тысячами разумных и неразумных видов — Канон (Canon). На всем протяжении романа Земля не упоминается ни разу, проскакивают лишь глухие намеки, что та или иная архитектурная достопримечательность либо построена в доканонические времена, либо реплицирована по созданному тогда шаблону. Кого это волнует? Для Валерены, наследницы торгово-феодальной корпорации Трегессеров, история начинается с ее рождения, и в этом она мало отлична от Стражников (Guardships).

Как и в Теневой линии, в основу сюжета положены мифы — скандинавские, греческие (Саймон Трегессер, вынужденный после покушения обитать в специальном модуле жизнеподдержки, панически страшится гибели от рук потомков, подобно Кроносу или царю Фив Лаю; у Валерены-то ли Клитемнестры, то ли Иокасты, очень мрачные и тяжелые отношения с сыном — то ли Орестом, то ли Эдипом), в какой-то степени японские (Ханавер Стрейт и его боевая подруга Джоанна Класс на изломе судеб странно схожи с японской парой прародителей человечества, вот только Класс, в отличие от Идзанами, сдюжила вернуться из царства мертвых — это Ханавер-Идзанаги туда ушел на покой). Сам же Канон представляется причудливой смесью порядков загнивающей Римской империи времен солдатских императоров и/или Галактической Империи Айзека Азимова (корабли-Стражники пронумерованы римскими цифрами и носят имена, созвучные названиям древних легионов), Культуры Йена Бэнкса (каждый корабль наделен патологически своевольным, не чуждым черного юмора, очень эффективным в военном отношении, а иногда и просто безумным искусственным интеллектом, являющим себя экипажу через промежуточную прослойку обитателей локальной сети — Обожествленных — и осуществляющим на борту адхократию), японского сёгуната времен Минамото-Ходзё (у Канона нет единого формального центра, а отдельными планетами под присмотром Звездной Стражи управляют Дома — крупные и средние наследственные корпорации, аналоги поместных феодалов-даймё). Есть оригинальные особенности: как уже сказано, в Каноне нет ни императора, ни центральных управленческих структур, имеется только общее и довольно расплывчатое представление Стражи о должном и воспрещенном. По сути, такой социальный строй правильнее было бы определить как анархокапитализм, но последнее слово, думаю, предусматривает хотя бы зачатки меритократических тенденций, чего Дома абсолютно чужды — управляют ими наглые, жадные, хитрые и жестокие идиоты, в том числе и потомки русских братков (Дом Волгодон). Основной статьей Канона выступает абсолютная монополия Стражи на космическую войну и средства массового поражения.

Поскольку в этой Империи Человека нет центра, куда следует стягивать ресурсы в случае опасности и откуда то и дело прибывают бесталанные управленцы, а стабильность внутренней идеологической платформы сохранять довольно просто — доктрина Стражи немногим отличается от инстинктов хищника выжженной лютым солнцем саванны на Старой Земле, где первыми слезли с деревьев, поднялись с четверенек и нашарили палку предки Homo galacticus, — дракон Канона эффективно бессмертен и превосходно защищен броней Стражи от внешних угроз. Технологический прогресс, как и, например, в Империи Коррино Фрэнка Херберта, искусственно заморожен на таком уровне, чтобы человечество сохраняло надежное превосходство над всеми инопланетными расами, а Стражи — над всеми планетарными общественными организациями. Градостроение и искусство полностью стандартизованы и унифицированы. Командование каждым Стражником осуществляют два военных консула — пара Диктатов, один из них при этом обычно находится в виртуальной реальности и контролирует корабельные сети в пределах, дозволенных ему самим кораблем. На каждом корабле, в отличие от планет, дозволено развиваться оригинальной культуре, хотя в конечном счете их можно перевести друг в друга конформным преобразованием. Скрепляет всю конструкцию Легион Мертвых, идея которого впервые позаимствована Куком из Старшей Эдды для Теневой линии 1981 г. — на корабле предусмотрен запас клонированных тел, а солдат периодически сохраняют на внешнем резервном носителе личности, откуда в случае их гибели копия и переписывается в подготовленное тело с сохранением почти всего жизненного опыта. Та же практика может применяться и к Стражникам: как у персидских Бессмертных, их всегда фиксированное число, а если тот или иной корабль гибнет в битве или сходит с ума, сокрытая в слепом пятне гиперпространственной Паутины ремонтная База через пренебрежимо малое по галактическим меркам время отстраивает его заново по заложенным в нее шаблонам вместе со всем экипажем.

Без сомнения, Канон необъятен (отсвет битв, отгремевших на окраине Людского Космоса, еще не дошел до Звездной Базы), с поломанными социальными лифтами (у кого нет миллиарда, может идти в... ©), а хотя бы и с исправными — омерзительно жесток (умри ты сегодня, а я завтра; брошенная своими же на враждебной планете любовница командира Стражи с VII Gemina прочувствует это на собственной шкуре), чудовищно несправедлив (немногие уцелевшие после войн человечества и иномирской цивилизации Ку, подобные идиранам Бэнкса в своем физиологическом бессмертии, воины подтвердят это со свойственной старости неумолимой объективностью), разъеден монополизмом (во всей обитаемой Вселенной только Дом Хоригава наделен исключительным правом торгового посредничества со Стражей), цинизмом (юный отпрыск Трегессеров не задумываясь расстреляет из бластера изжившего полезность двойника собственной матери) и клоновой чумой — в Совете Директоров Дома Трегессер под конец книги не останется ни одного оригинала, одни подделки, да и с начальником его службы безопасности Лупо Провиком не все так уж ясно.

Но тот, кто убьет дракона, сам становится драконом, как говаривали на Старой Земле во времена императора Англии Артура и его шефа безопасности Мерлина.

Слабые места Канона концептуально те же, что у Галактической Империи Азимова и Плана Селдона: создателями Канона сделано три важных, но в принципе опровержимых допущения.

Первое состоит в том, что ни одна цивилизация за пределами неустанно ширящегося Канона не может достигнуть технологического уровня человечества.

Второе — что контроль над искусственным разумом Стражника, даже обезумевшего, недоступен планетарным Домам.

Третье — что сеть гиперпространственных прядей, по которым перемещаются транспортные и военные суда Канона, предназначена именно для перемещения по Галактике, а не для чего-нибудь еще.

Кук занимается последовательной деконструкцией всех трех утверждений.

Наиболее очевидным кажется третье... вот только в чем засада: Паутина (the Web), соединяющая незримыми прядями обитаемые звездные системы, на самом деле больше похожа на Кулисы.

Зрители всех полов, люди и клоны, андроиды-Артефакты (Artifacts) и чужаки, в партере скучают в ожидании звонка к спектаклю, перебрасываются шуточками, болтают по телефонам, читают программки, прихорашиваются, сплетничают.

За Кулисами — за некогда прекрасным, богато расшитым и причудливо разрисованным, но все же истершимся, усеянным прорехами, пыльным Занавесом — профессиональные актеры выходят на Сцену. И за Кулисы же — направляются, откланявшись и покидая подмостки.

Но ведь театральный сезон, строго говоря, не бесконечен. Рано или поздно, как бы оглушительно ни гремели аплодисменты, театр закроется, кукол упакуют в коробки и отнесут на склад, костюмы развесят по шкафам, декорации размонтируют и разложат по ящикам.

А Занавес снимут да снесут в химчистку и на перетяжку.

* * *

Несмотря на суховатый, рваный стиль оригинала (роман разбит на 150 главок, иногда по две-три фразы в каждой), книга читается со всевозрастающим интересом. Об отвратительном русском переводе, сделанном не приходя в сознание, этого сказать нельзя.

Как обычно у Кука, пышным цветом цветет ретрофутуризм: Ку пользуются для космонавигации бумажными картами, а Лупо Провик, покидая вражескую штаб-квартиру, предусмотрительно забирает из плейера видеокассету.





353
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 09:02
Что касается перевода, то ситуация = «Пламени над бездной», т.е. он плох, но при этом от книги ты всё равно получаешь море удовольствия.


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 18:57
книга мощнейшая.
перевод унылый.

Кстати, слой непредсказуемо себя ведущих инопланетян имеется — как водорододышащие со своим странным культом, так и раса телепатов. То, что Стражники их не читывают — добавило хаоса в ситуацию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 20:54

цитата Shean

Кстати, слой непредсказуемо себя ведущих инопланетян имеется — как водорододышащие

А в русском переводе они часом не метаном дышат?
PS. Я правильно понял, что в финальных эпизодах

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Провик тоже клон, а оригинал где-то погиб? Майфель вроде бы ему об этом недвусмысленно намекает.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 21:05
не, я так поняла что с ним какая-то другая фигня, альтернативная...
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 22:00

цитата Shean

не, я так поняла что с ним какая-то другая фигня, альтернативная...

Гм, ну вот смотрите, как в оригинале написано:

цитата

«Can't you?» Turtle eyed Provik narrowly.

Provik was startled. And understood. «How long have you known?»

«Since they tried to kill you, Blessed, and Valerena. They did kill you. It was on that tape. But it was you who brought the tape, and a female with impossible reaction times.»

«And you never used that.»

Майфель не говорит, что они покушались на клонов. Именно на оригиналов.
И эту-то пленку Провик забрал из плейера — я о ней в последней строчке упоминаю.

* * *
сравним, кстати, с переводом

цитата

– И ты не можешь? – Панцирь смотрел прищуренными глазами.

Провик удивился. Потом понял.

– Как давно ты знаешь?

– С тех пор, как пытались убить тебя. Блаженного и Валерену. И тебя убили. Это было на ленте. Но ленту принес ты и эта женщина с невозможно быстрой реакцией.

– И ты никогда этим не воспользовался.

brought в данном случае не принес, а отнял.
Правда, чуть выше есть вообще поистине прекрасное:
оригинал

цитата

«It's over, Valerena. We blew it. They came earlier than we expected. VII Gemina. XXVIII Fretensis. XII Fulminata.»

«Three? But...»

«Three. We got XII Fulminata and VII Gemina. But XXVIII Fretensis finished us. Your father didn't get out.»

Shock. She felt lightheaded, numb. Her brain closed up shop.

«Valerena? You hear me? Simon is dead. You're the Chair."


перевод

цитата

– Все кончилось, Валерена. Мы провалились. Они пришли раньше, чем мы их ждали. «Джемина-7». «Фретензис-28». И «Фульмината-12».

– Три сразу? Но ведь…

– Три. Мы победили «Фульминату-12» и «Джемину-7». Но «Фретензис-28» нас добил. Твой отец не выбрался.

Как удар обернутой в вату дубины. Голова закружилась. Мозг закрыл лавочку.

– Валерена, ты меня слышишь? Симон мертв. Теперь Кресло – это ты.


^_^ Кресло — оно бы ладно, а дубину зачем присочинять? Лавочку нешто нельзя было передать идиомой по смыслу?

@ ааа иии

Fretensis на солдатской латыни «происходящий из пролива», Fulminata — «опоясанная молниями», Gemina — «близнец», что как бы намекает. Ежели вам этого недостаточно, то вот хотя бы Другая Вика
Левин, или кто там подписывается этим псевдонимом, контекста не ловит катастрофически.


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 21:33
FixedGrin Неудачно.

цитата

в какой-то степени японские

Насчет мифов в творчестве Кука это ОЧЕНЬ сильное преувеличение. Но распространенное. Кук иногда поддается прямому влиянию произведений искусства (Теневая линия, Рейд, Гаррет) или эпох, но мифологическое — это к Биглю, Ле Гуин, Вулфу, Желязны. А здесь — опера.

цитата

Сам же Канон представляется причудливой смесью порядков загнивающей Римской империи времен солдатских императоров и/или Галактической Империи Айзека Азимова .... Культуры Йена Бэнкса... японского сёгуната времен Минамото-Ходзё

Про Культуру верно, остальное несерьезно. Важнейший образ с Верхним и Нижним городом на ниточке пропадает.

цитата

на самом деле больше похожа на Кулисы.

Театрального в «Дракон не спит никогда» нет.

цитата

пышным цветом цветет ретрофутуризм:

Это не ретрофутуризм, а очень известная фишка — быстрые расчеты, если компьютеров нет, а мозги есть? По графикам и диаграммам. Использовано, например, Холом Клементом. Кстати говоря, наблюдал лично, что ветеран на логарифмической линейке считал массу материала быстрее, чем студент на ручном калькуляторе. Учитывая, как укоренилась мания все распечатывать с приходом безбумажных технологий... какой там ретрофутуризм.
А кассета — там разве говорится, какой она была формы?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 21:52

цитата ааа иии

Насчет мифов в творчестве Кука это ОЧЕНЬ сильное преувеличение

Почитайте еще раз мою заметку по Теневой линии, там все прямым текстом со ссылками расписано. :-)))

цитата ааа иии

Про Культуру верно, остальное несерьезно.

Про Римскую империю вы предпочли скипнуть, а зря. Список легионов с ихними когноменами прочли до половины?

цитата ааа иии

А кассета — там разве говорится, какой она была формы?

Пленка там была. В плейере.

цитата ааа иии

Театрального в «Дракон не спит никогда» нет.

Дык космоОПЕРА жеж.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 22:13

цитата FixedGrin

Почитайте еще раз мою заметку по Теневой линии, там все прямым текстом со ссылками расписано
Тоже не катит. Не надо покупаться на внешние эффекты.

цитата FixedGrin

Дык космоОПЕРА жеж.
:-))) Может и антракт есть? Космоантракт.

цитата FixedGrin

Список легионов прочли до половины?
Боюсь, что полностью, у Уотсона8-). Ни малейшего сходства с кораблями Кука.
К тому же, Вы писали о порядках загнивающей Римской империи :-)
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 22:15

цитата ааа иии

Боюсь, что полностью, у Уотсона

Сходите по ссылке у Другой Вики, пожалуйста.

цитата ааа иии

Может и антракт есть? Космоантракт.

Есть, как же ж без него. Провисает сюжет в середине, атака кло(у)нов начинается.

цитата ааа иии

Тоже не катит.

А доказать слабо?
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 22:16

цитата ааа иии

К тому же, Вы писали о порядках загнивающей Римской империи

Легионы образовались в разное время и просуществовали около 400 лет, в среднем. У Вики окончание ранней Империи датируется 250 г. н.э., это поздновато, на мой взгляд, я бы уже после Марка и Коммода провел временную границу.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 07:35

цитата FixedGrin

Легионы образовались в разное время
8-] Порядки-то где? Литургии? Бегство с должностей? Госрелигия? Император? Преторианцы? Хлеба и зрелищ?

цитата FixedGrin

Сходите по ссылке у Другой Вики, пожалуйста.
А давайте ссылку, схожу. Хотя всё и так очевидно. Какой-то намек бы был, если бы Кук повторял хотя бы порядок — но у него даже номер идет после названия. Так что...

цитата FixedGrin

Провисает сюжет в середине, атака кло(у)нов начинается.
Провисание сюжеты Вы зовете антрактом? И как после этого что-то доказывать?
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 13:07

цитата ааа иии

Какой-то намек бы был, если бы Кук повторял хотя бы порядок — но у него даже номер идет после названия.

... в русском переводе. На самом деле перед названием.
... с вами невозможно дискутировать, опираясь на оригинальные источники, я это еще по теме Херберта понял, когда вы упрямо цитируете системный русский перевод начала 1990-х даже в тех местах, где для разрешения коллизий достаточно свериться с исходным текстом.

цитата ааа иии

А давайте ссылку, схожу.

Я уже давал, вы ее не заметили. :-[
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 20:56

цитата FixedGrin

в русском переводе. На самом деле перед названием
Важное замечание.
Но дело в том, что даже упоминание линкора «Марата» еще не повод рассуждать о якобинских порядках в книге.
Это старая фишка США, у них не только Цинцинатти и т.п. (над чем неплохо посмеялся Шекли в «Хождении Джоэнисса»), но даже у морской пехоты, и то девиз на латыни. А «южные» имена из Тита Ливия? Империализм ищет свои корни-с.

цитата FixedGrin

Я уже
Хмм, почти уверен, что в Вашем вечернем сообщении ссылок не было. Видимо, был невнимателен. Постараюсь сосредоточиться сейчас: так что там с порядками загнивающей Римской в «Дракон не спит»?
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 21:22

цитата ааа иии

. Постараюсь сосредоточиться сейчас: так что там с порядками загнивающей Римской в «Дракон не спит»?

Канон держится не на авторитете центральной структуры, а на том, что каждая боевая единица — Guardship — есть боевая единица сама в себе, сама себе законодатель и исполнитель закона. В поздней Римской империи это отражалось появлением великого множества солдатских императоров-самозванцев в разных концах государства (притом что в Риме всегда или почти всегда имелся носитель этого титула; может, он и в галактике Канона есть, просто Кук не счел нужным о нем сообщить — настолько это малозначительно для сюжета 8-)), классический пример — восстание Максена Вледига в Британии, от которого потом пошли по воде круги легенд об Эскалибуре и Граале.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 23:28

цитата FixedGrin

сама себе законодатель и исполнитель закона. В поздней Римской империи это отражалось появлением великого множества солдатских
Удивили, слов нет. Императоров было до черта — римское право было одно. Не такое стройное, как после Юстиниана, но, тем не менее, не зря Лициний считал ораторское искусство чумой.
Самое же важное, что отличает ситуацию (пусть будет условный император, хотя его точно нет) — Стражи не штурмуют Базу. Битв при Мурсе просто нет. Пропаганды нет.
Пирога, подлежащего дележке, центра собирания награбленных в бесконечных войнах сокровищ, которым был Рим, нет. Стражи автономны, владеют значительно более продвинутыми технологиями и богатыми ресурсами, чем планетные Дома, всё, что им интересно от них получить — парочку бунтов, размяться.
Важную роль в сюжете имеет то, что их законы — расистские (видистские), а Рим четко держался понятия гражданина — что и сделало возможным сирийские и иллирийские «тронные сериалы», не считая всяких прочих даков и арабов. В Риме вымирало население — тут вымирает войско. Римские легионы несли культуру, вытесняющую местную — Стражам невозможно подражать. Рим дороги строил — Канон пользуется чужими и разрушает оные.
   Власть Стражей имеет гораздо большее сходство с дипломатией канонерок.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 23:32

цитата ааа иии

Императоров было до черта — римское право было одно.

У Канона тоже одно.
Впрочем, я не отрицаю, что сходство ненавязчивое и непоследовательное. Помимо легионов.

Насчет пирога могу заметить, что База большая, а есть у нее еще и форк (= Константинополь).
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 23:42

цитата FixedGrin

что База большая
А Космос бесконечен. Константинополь — торговый центр даже сейчас, а База... туда, если память не изменяет, и доступ-то имел только один союзник. Если это и Рим, то века девятого, когда туда никому, кроме паломников и попов, ехать не хотелось.
Театральность обсуждать будем?
 


Ссылка на сообщение27 июня 2012 г. 00:57

цитата ааа иии

Театральность обсуждать будем?

Не стоит. Licentia poetica.


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 06:32
в общем, коллеги, римские аллюзии есть, и от них не отвертишься; другое дело, что Кук явно не ставилл свое целью воспроизводство исторических реалий. Стиль, мощь, неотвратимость нанесения добра и причинения справедливости — это выполнено имхо блестяще.

За момент с Провиком не скажу — я-то только перевод читала, и ощущение мутности есть. Быть может, вы и правы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 13:08

цитата Shean

в общем, коллеги, римские аллюзии есть, и от них не отвертишься; другое дело, что Кук явно не ставилл свое целью воспроизводство исторических реалий.

Вот и славненько, потому что создается впечатление, что некоторым важно спорить ради спора.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 14:10
нет, мне просто именно эта книга очень нравится. Я про Кеза Маэфеля даже сны иногда смотрю.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2012 г. 20:57

цитата Shean

римские аллюзии
Вот, это правильное слово.


⇑ Наверх