Аластер Рейнольдс, Терминальный мир (2010)
Действие происходит в неопределенно далеком будущем (но не в «конце времен»), когда человеческая популяция сократилась до 30 с лишним миллионов. Из них подавляющее большинство проживает в одном огромном небоскребе Клинок, выстроенном на стилобате из неразрушимого темного материала неизвестной природы, корнями уходящего к ядру планеты, а шпилем центральной башни — в стратосферу. Граждане Клинка предпочитают называть его куртуазно: Богоскреб.
Как всегда, имеются и несознательные элементы, ведущие пиратский образ жизни на постепенно остывающей под непременным красным солнцем, почти безводной планете, чьи размеры непонятным образом сократились по сравнению с нашей эпохой, а период вращения заметно увеличился.
Богоскреб делится на зоны, постепенно расширяющиеся из некоторой исходной сингулярной точки далеко под стилобатом (она известна как Око Бога) и охватывающие, в конечном счете, не только здание, но и всю планету. Жители Богоскреба приспособлены к существованию только в пределах своей зоны — от самой нижней, где царит первобытнообщинный строй и не работает никакая техника, кроме кремневого оселка и лошадиной повозки, до самой верхней, где хозяйничают ИскИны и постлюди (которые предпочитают называть себя ангелами).
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Задачей первостепенной важности для всех ученых Богоскреба является поиск средства, способного предотвратить «зонную болезнь» — постепенное угасание всех функций организма, от физических до интеллектуальных, при переходе через границу родной Зоны. Технические устройства и мыслящие машины также постепенно выходят из строя, оказавшись по каким-то причинам низвергнуты с Небесного Шпиля в чрево Богоскреба.
Ну как? Где-то мы это уже видели, правда? Совершенно верно. Рейнольдс взял за основу концепцию Зон мысли Вернора Винджа и реализовал ее в пределах отдельно стоящего здания размером с континент.
Смелый и неоднозначный поступок, тем более что некоторые сюжетные ходы, от разумных киноидов до Великого шторма, возмущающего границы Зон, перенесены в Терминальный мир почти без изменений.
Вот только у Рейнольдса квест, за который немало пинали ВВ, есть занятие самопричинное и самоцельное, иногда только перемежающееся философскими экскурсами о судьбах человечества и устройстве мира, который все без исключения персонажи упорно, с постоянством, достойным лучшего применения, называют
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предусмотрен и отдельный миф о сотворении Терминального мира.
Уже хотя бы ради одной этой байки стоит пробраться сквозь странный гибрид стимпанка, космооперы, планетарного романса и НФ, который сам Рейнольдс определил следующим образом: «это такая странная НФ, ну совсем без звездолётов».
Но перед Винджем как-то неудобно. Ситуация отчасти напоминает казус с Отступниками Мартина Скорсезе и его гонкогским первоисточником — Дорогой без заставы aka Двойная рокировка, с той разницей, что премий автор римейка не получал.