Чей код Да


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «FixedGrin» > Чей код? Да Винджа
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чей код? Да Винджа

Статья написана 6 августа 2012 г. 03:11

Аластер Рейнольдс, Терминальный мир (2010)

Действие происходит в неопределенно далеком будущем (но не в «конце времен»), когда человеческая популяция сократилась до 30 с лишним миллионов. Из них подавляющее большинство проживает в одном огромном небоскребе Клинок, выстроенном на стилобате из неразрушимого темного материала неизвестной природы, корнями уходящего к ядру планеты, а шпилем центральной башни — в стратосферу. Граждане Клинка предпочитают называть его куртуазно: Богоскреб.

Как всегда, имеются и несознательные элементы, ведущие пиратский образ жизни на постепенно остывающей под непременным красным солнцем, почти безводной планете, чьи размеры непонятным образом сократились по сравнению с нашей эпохой, а период вращения заметно увеличился.

Богоскреб делится на зоны, постепенно расширяющиеся из некоторой исходной сингулярной точки далеко под стилобатом (она известна как Око Бога) и охватывающие, в конечном счете, не только здание, но и всю планету. Жители Богоскреба приспособлены к существованию только в пределах своей зоны — от самой нижней, где царит первобытнообщинный строй и не работает никакая техника, кроме кремневого оселка и лошадиной повозки, до самой верхней, где хозяйничают ИскИны и постлюди (которые предпочитают называть себя ангелами).

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Задачей первостепенной важности для всех ученых Богоскреба является поиск средства, способного предотвратить «зонную болезнь» — постепенное угасание всех функций организма, от физических до интеллектуальных, при переходе через границу родной Зоны. Технические устройства и мыслящие машины также постепенно выходят из строя, оказавшись по каким-то причинам низвергнуты с Небесного Шпиля в чрево Богоскреба.

Ну как? Где-то мы это уже видели, правда? Совершенно верно. Рейнольдс взял за основу концепцию Зон мысли Вернора Винджа и реализовал ее в пределах отдельно стоящего здания размером с континент.

Смелый и неоднозначный поступок, тем более что некоторые сюжетные ходы, от разумных киноидов до Великого шторма, возмущающего границы Зон, перенесены в Терминальный мир почти без изменений.

Вот только у Рейнольдса квест, за который немало пинали ВВ, есть занятие самопричинное и самоцельное, иногда только перемежающееся философскими экскурсами о судьбах человечества и устройстве мира, который все без исключения персонажи упорно, с постоянством, достойным лучшего применения, называют

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Землей.

Предусмотрен и отдельный миф о сотворении Терминального мира.

Уже хотя бы ради одной этой байки стоит пробраться сквозь странный гибрид стимпанка, космооперы, планетарного романса и НФ, который сам Рейнольдс определил следующим образом: «это такая странная НФ, ну совсем без звездолётов».

Но перед Винджем как-то неудобно. Ситуация отчасти напоминает казус с Отступниками Мартина Скорсезе и его гонкогским первоисточником — Дорогой без заставы aka Двойная рокировка, с той разницей, что премий автор римейка не получал.





263
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 03:37
Перевод на русский планируется?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 04:36
Нет, не слышал ©


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 13:24

цитата FixedGrin

премий автор римейка не получал.

Знаменитый десятимиллионный контракт стоит любой премии. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 14:27
А, уже десять миллионов? Вроде же только один, оттого-то и обидно. Футболисты средней руки, за всю жизнь прочитавшие от силы рекламную брошюрку, за год контракта столько получают, а тут ему за десять расписали.

http://www.guardian.co.uk/books/2...
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 18:50
Хм, видимо, я ошибся. Не только у страха глаза бывают велики...

цитата FixedGrin

обидно. Футболисты средней руки, за всю жизнь прочитавшие от силы рекламную брошюрку, за год контракта столько получают, а тут ему за десять расписали.

С другой стороны, большинство писателей могут о таком контракте лишь мечтать, а среди них есть и помасштабнее Рейнольдса.
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 18:57
Бэнкс (как раз тот случай, когда помасштабнее Рейнольдса) без кабальных контрактов как-то обходится :-)))
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 20:24
Как сказать. Хотел вот дать себе отдохнуть, писать по роману не за год, а за полтора. Так грянул развод, пришлось возвращаться к прежнему ритму... Тоже обязаловка своего рода. Нам-то, правда, от этого только выгода. :-)
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 23:07

цитата zarya

Так грянул развод, пришлось возвращаться к прежнему ритму... Тоже обязаловка своего рода. Нам-то, правда, от этого только выгода.

А мне одному показалось, что в образе Чейелезе Хифорнсдоухтир из Surface Detail Бэнкс вывел свою первую жену, которая, не успев воспользоваться отступными при разводе, умерла?


Ссылка на сообщение7 августа 2012 г. 19:55

цитата

Ну как? Где-то мы это уже видели, правда? Совершенно верно. Рейнольдс взял за основу концепцию Зон мысли Вернора Винджа и реализовал ее в пределах отдельно стоящего здания размером с континент.

Пирамидальный мир Фармера. А ещё напоминает Blame!.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 августа 2012 г. 20:15
Еще «Шпиль» Голдинга и Вавилонскую Б.


Ссылка на сообщение11 августа 2012 г. 15:23
Это только одному мне напомнило до некоторой степени Безатказнае Арудие Бэнкса?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2012 г. 21:22
Город-космический лифт? В какой-то степени да. Но у Рейнольдса нет виртуальной реальности, да и действие куда раньше происходит (у Бэнкса пара миллионов лет как минимум, солнце уже успело забраться в газопылевое облако).
 


Ссылка на сообщение12 августа 2012 г. 13:49
Не столько в этом, сколько в том, что общество совершенно чуждое нынешним людям -- всё равно, что писать об инопланетянах.


⇑ Наверх