Одно из лучших произведений


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кечуа» > Одно из лучших произведений русской Литературы? Нет, круче. Роман Достоевского.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Одно из лучших произведений русской Литературы? Нет, круче. Роман Достоевского.

Статья написана 31 августа 2012 г. 16:02

Прошу прощения перед теми, кто хотел бы видеть вместо данного отзыва новую часть рассказа или же рецензию на фантастическую книгу. И то, и другое ещё будет. Сейчас же мне просто надо было выговориться.

                      

                                                                                «Братья Карамазовы» Достоевского. Мои впечатления.

   Перевернув последнюю страницу «Братьев Карамазовых», задался вопросом: какой именно посыл Достоевский вкладывал в свой роман? Какую идею хотел донести до читателя? Однозначный ответ дать очень трудно. Боюсь даже, что невозможно. Отчасти это обуславливается тем, что в предсмертном творение Фёдор Михайлович попытался поднять совершенно различные по природе своей вопросы: место церкви в государстве, социальные проблемы общества, нравственные муки индивидуума, колеблющегося между верой и атеизмом, психология человека, Бог, необходимость всепрощения... — вот далеко не полный перечень того, чем автор хотел поделиться с читателем. Этим-то меня и поразил Достоевский; в отличие от большинства русских писателей 19 века он не ограничивает себя какими-либо рамками, не пытается через произведение раскрыть, обыграть одну единственную тему. Поясню: с помощью «Отцов и детей» Тургенев показал своё видение конфликта поколений, Грибоедов в «Горе от ума», равно как и Гоголь в «Ревизоре», сдёрнул занавес с нравственных пороков общества, обнажил всю порочность государственного аппарата. Для Достоевского же произведение, как мне показалось, является не средством для доказания чего-либо, а конечной целью. Писатель берёт за основу сюжета хоть и не совсем обычную, однако часто встречающуюся ситуацию и создаёт героев, которые более похожи на людей, нежели на актёров, пусть и безупречно, но, всё же, лишь играющих в спектакле, постановщиком которого является автор. У Достоевского же персонажи действуют на своё усмотрение, думают, переживают, а писатель  наблюдает за ними, подслушивает диалоги,  беспардонно копается в мыслях и записывает, записывает, записывает…

  Наверное, Вы уже поняли, что я такому подходу чрезвычайно импонирую. Ведь он позволяет гораздо глубже раскрыть психологию персонажей, полнее изобразить характеры. И всё же, у всего есть недостатки. Вот и тут: Достоевский создал целостных личностей, людей с глубоко проработанным внутренним миром. Но эти люди жили в девятнадцатом веке. И действуют они, соответственно, так же, как и люди, жившие в девятнадцатом веке. И думают тоже также. Шаблонная, но, однако, подходящая к большинству классических произведений фраза «времена меняются а люди нет»  по отношению к «Братьям Карамазовым» неуместна. Почему же она так актуально звучит в адрес других писателей? Думаю, дело в том, что в книгах таких авторов, как Гоголь, Пушкин, Чехов, Островский, Грибоедов, некоторые черты героев несколько утрированы. Тот-то был жадным, а этот-то щедрым. Тот – злым, этот – добрым. Здесь уже я, конечно, преувеличиваю. Это однако, не изменяет того факта, что Маниловы, Карандышевы, Хлестаковы или Чацкие навряд ли существуют или существовали когда-либо за пределом книжных страниц. Они – пародии. Пародии на различные человеческие качества, привычки. А качества, осмеянные перечисленными выше, не меняются уже на протяжении многих веков.

   Герои же Достоевского, как я уже говорил, вполне самодостаточны, не пародийны. Но тем сложнее нам понять их мотивацию к тому или иному поступку через полтора века после написания романа. Сейчас нет людей, так сильно переживающих в себе идею Бога, как Иван. Мало кто сможет любить и ненавидеть одновременно подобно Дмитрию. Да и, думаю, совсем немного таких, кто, также, как и Алёша, является верующим из-за своего реализма. Что уж говорить, измельчали нравы. Как там сказал прокурор? «А стал бы сегодняшний юноша, подобно Гамлету, думать о том, что ТАМ?». Боюсь, в наши дни большинство юношей, да и не только, также не стали бы разбираться и в тончайшем хитросплетение человеческих чувств, заставляющих героев Достоевского делать так, а не иначе. Не стали бы разбираться не потому, что глупы или черствы, а потому лишь, что с каждым поколением роль кого-либо из Карамазовых на себя примерить всё труднее и труднее. Мне почему-то кажется, что творение Достоевского ждёт незавидная учесть забытого шедевра. Был бы рад ошибаться.

Выше я писал, что невозможность разгадать посыл романа отчасти объясняется большим количеством проблем, затронутых Достоевским. Заметьте, лишь отчасти. В чём же заключается вторая причина? Думаю, в отсутствие авторского голоса. Яркий пример использования оного мы видим в «Мёртвых душах» у Гоголя. Гораздо в меньшей степени голос автора заметен у Пушкина, Тургенева. И, тем не менее, в произведениях этих авторов он угадывается: эпитеты, данные мимоходом характеристики, комментарии к репликам – всё это указывает на отношение писателя к своим героям. У Достоевского же весь текст абсолютно нейтрален. Читатель волен сам формировать мнение о персонаже. Более того, нам показаны кардинально противоположные точки зрения о Боге и религии, наилучшем пути развития России, правильном отношение к людям, необходимости реформ в государстве… Полагаю, сам Достоевский долго и тяжело переживал эти вопросы внутри себя, думал, как их разрешить, но не находил ответа. По-видимому, терзавшие автора проблемы нашли выход на бумаге. И поэтому-то различные мнения и выписаны так искренно, достоверно, и не возникает ощущения, что одной точки зрения писатель придерживался сам, а другую вписал для галочки. Лично меня это привело в восторг.

На этом, думается мне, лучше рецензию закончить. Конечно, очень хотелось бы побеседовать о героях Достоевского, о его философии, но, в таком случае, размер отзыва превысил бы допустимые границы. Да и, к тому же, главное я уже сказал.

P.S. Как это не странно, по уровню проработанности героев, по их реалистичности и некоторой устарелости их модели поведения, «Братья Карамазовы» мне напомнили «Войну и мир» Толстого. Странная, конечно, ассоциация, но всё же.






281
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:09
http://fantlab.ru/work2036
Рекомендую. По аналогии с Достоевским.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:19

цитата geralt9999


Спасибо за рекомендацию.:beer:

цитата

Вынесем классику за скобки, а то она может все оккупировать.

Вы, случайно, не Достоевского имели ввиду?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:25

цитата Кечуа

Вы, случайно, не Достоевского имели ввиду?

В том числе. Велик, недостижимо велик.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:30

цитата geralt9999

В том числе.

А ещё, наверное, Толстого. Угадал?

цитата geralt9999

Велик, недостижимо велик.

Насчёт недостижимо — это Вы, конечно, чересчур.
Как рецензия-то? Согласны с моим мнением, али нет?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:36

цитата Кечуа

А ещё, наверное, Толстого.

Совсем не люблю. У меня на него аллергия. Тут скорее Гоголь с Чеховым будут.

цитата Кечуа

Насчёт недостижимо — это Вы, конечно, чересчур.

Возможно.

цитата Кечуа

Как рецензия-то? Согласны с моим мнением, али нет?

Отличная рецензия, спорить не о чем:beer:
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:37

цитата geralt9999

Тут скорее Гоголь с Чеховым будут.
Пушкин ещё.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:38
А, так если еще и поэтов начать прибавлять, то никаких десяток не хватит.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:40
Да он не только поэт. Вспомни, «Дубровского» , . Не шедевр, но... Тоже круто. «Капитанская Дочка», вот ещё.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:42
Поэт в России больше чем поэт, ага.
Но в первую очередь — поэт.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:45
Всё равно Великий. Именно с большой буквы.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:46
Наше Все, без вопросов.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:59

цитата geralt9999

У меня на него аллергия.

На какое именно произведение?

цитата geralt9999

Гоголь

Мне у него очень понравился «Тарас Бульба» и «Петербургские рассказы». «Мёртвые души» — неплохо. «Ревизор» вообще не пошёл

цитата geralt9999

Чеховым

Отличный писатель. Некоторые рассказы — шедевры

цитата geralt9999

Отличная рецензия, спорить не о чем

:beer:
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:03

цитата Кечуа

На какое именно произведение?

«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» — ничего не идет.

цитата Кечуа

«Ревизор» вообще не пошёл

Бывает. Я его лет с семи люблю, больше всего — «Вечера на хуторе близ Диканьки».
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:06

цитата geralt9999

«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» — ничего не идет.

Я у него «Войну и мир» только читал. Очень понравилось. Шедевр. Но это, конечно, ИМХО, никому ничего не навязываю.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:08
Да и я против ничего не имею. Просто не на одной волне мы со Львом Николаевичем.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:10
Бывает. А как Вам проза у Пушкина? Нравится?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:12
Вполне.
Но как поэт — он лучше.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:03

цитата Кечуа

«Ревизор» вообще не пошёл
Шедевр. ИМХО.

цитата Кечуа

«Тарас Бульба»
Хорошо, но у него есть получше вещи.

цитата Кечуа

«Мёртвые души» — неплохо.
Вот, не читал. К сожалению.:-(

цитата Кечуа

Отличный писатель.
Чайка, очень неплоха. Рассказов читал очень мало.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:07

цитата Мэлькор

Хорошо

Я бы сказал, шикарно!

цитата Мэлькор

но у него есть получше вещи.

Не факт.

цитата Мэлькор

Рассказов читал очень мало.

Я где-то с десяток. Понравились почти все.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:09

цитата Кечуа

Я бы сказал, шикарно!
Местами, местами.

цитата Кечуа

Не факт.
«Ревизор», «Ночь перед Рождеством»...
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:11

цитата Мэлькор

Местами, местами.

Неа. C начала — и до конца. Без слабых мест.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:13

цитата geralt9999

Неа. C начала — и до конца. Без слабых мест.

Ага.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:15

цитата Кечуа

Ага.

Такое не часто встречается, на самом деле, чтобы полностью ровный роман.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:17

цитата geralt9999

Такое не часто встречается, на самом деле, чтобы полностью ровный роман.

Но роман, кстати, не шедевр. Ровный — это да. Есть очень сильные моменты. Но на десятку не тянет.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:19

цитата Кечуа

Но на десятку не тянет.

Надо перечитать, пожалуй. Я в этом совсем не уверен.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:14
Ну, не мог Андрий такое сделать! Логика хромает на обе ноги. Типа любовь вскружила голову? Не знаю, не знаю... Куда логичнее было просто сбежать вместе. Вот, это слабый момент, капитально. Не искренне получилось.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:13

цитата Мэлькор

Местами, местами.

Если ты читал в школьном учебнике, то, действительно, «местами, местами». Потому как там половина теста вырезана.>:-|

цитата Мэлькор

«Ночь перед Рождеством»

Не читал. Посоветуешь?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:15
Однозначно.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:32

цитата geralt9999

Да рассказ — :cool!:. Не пожалеешь. Отвечаю. Он прав.:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:37

цитата Мэлькор

Он прав.

Я всегда прав.
It is known.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:38
Конечно, конечно. :-))) Забыл, что ли про Хайнлайна?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:41
Обьясняю на пальцах:
Пункт 1. geralt9999 всегда прав.
Пункт 2. Если geralt9999 не прав, то смотри пункт 1.
Capisce, amico mio?;-):-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:44

цитата geralt9999

Capisce, amico mio?
Забыл, что ли? Ты копаешь!:-)))

цитата geralt9999

Пункт 2. Если geralt9999 не прав, то значит Мэлькор его обскакал
Вот, так правильней будет.:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:47

цитата Мэлькор

Забыл, что ли? Ты копаешь!

Что забыл? Клянусь, ты меня местами пугаешь.

цитата Мэлькор

Вот, так правильней будет

Если это тебе поможет уснуть — ладно.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:48

цитата geralt9999

Если это тебе поможет уснуть — ладно.
Тебе, что трудно признать своё поражение?

цитата geralt9999

то забыл? Клянусь, ты меня местами пугаешь.
Ты ж Туко.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:51

цитата Мэлькор

Тебе, что трудно признать своё поражение?

По поводу Хайнлайна? Я ж тебе уже сказал спасибо.

цитата Мэлькор

Ты ж Туко.

Ты ошибаешься.
I'm the Dude, so that's what you call me. Or maybe His Dudeness, or Duder, or El Duderino if you're not into the whole brevity thing. (c)
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:54

цитата geralt9999

Я ж тебе уже сказал спасибо.
Я тебе указал на то, что ты тоже ошибаешься.:-)))

цитата geralt9999

I'm the Dude
Из какого фильма?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:56

цитата Мэлькор

Я тебе указал на то, что ты тоже ошибаешься.

Это ересь.

цитата Мэлькор

Из какого фильма?

Большой Лебовски.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:57

цитата geralt9999

Это ересь.
Истина, истина говорю вам! (с)

цитата geralt9999

Большой Лебовски.
Не смотрел.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 16:58

цитата Мэлькор

Истина, истина говорю вам!

цитата geralt9999

Если это тебе поможет уснуть — ладно.

цитата Мэлькор

Не смотрел.

Надо смотреть. Еще вчера.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:01

цитата geralt9999

Если это тебе поможет уснуть — ладно.
Отговорка проигравшего тебя. Ну, ладно.

цитата geralt9999

Надо смотреть. Еще вчера.
В смысле вчера?
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:04

цитата Мэлькор

В смысле вчера?

В смысле ты опаздываешь. Давно уже надо было оценить.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:19
А мне он ещё говорил, что договор дороже дружбы.:-))) Хе-хе.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:21
Страшный человек, страшный. Хорошо хоть ночами не снится:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:26
Если бы я тебе снился, тогда действительно бы запаниковал.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:27
Я бы сильнее запаниковал.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:21
Я не обещал. Не говори то, о чём не знаешь..
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:01

цитата geralt9999

Ты ошибаешься.

Вы все ошибаетесь. Потому что Блондинчик я.:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:04
I'm okay with that:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:09
It's good.
Теперь я понял, откуда у Мэлькора привычка вставлять английские фразы.:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:10
Не только. Латынь и французский уже мои придумки.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:10
Полагаю, что это действительно мое дурное влияние:-)))
Каюсь.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:15

цитата geralt9999

Каюсь.

Единственный ли это твой грех, смертный. Кайся, пока не поздно. :-[:-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:16
Мне все простят, я уверен.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:03

цитата Мэлькор

Тебе, что трудно признать своё поражение?

Раз уж развели такой бардак в моей колонке, так уж, хотя бы, разъясните, что такого произошло, связанного с Хайнлайном.


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:21
Я выключаюсь из диалога. Пошёл первый фильм «Долларовой трилогии» пересматривать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:22

цитата Кечуа

Пошёл первый фильм «Долларовой трилогии» пересматривать.

Только три подряд, только хардкор!
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:24
Надо будет как-нибудь попробовать. :-)))
 


Ссылка на сообщение31 августа 2012 г. 17:25
По сравнению с тремя частями ВК в режиссерской версии — это цветочки:-D


⇑ Наверх