Садок вишневий коло хати


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» > "Садок вишневий коло хати" versus "Яблони на Марсе"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Садок вишневий коло хати» versus «Яблони на Марсе»

Статья написана 4 сентября 2012 г. 00:47

- очередная колонка Т. Кохановской и М. Назаренко: об украинской фантастике, карго-культе и о том, почему на фиг не нужна НФ.





208
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 04:13
ЗдОрово! Чего уж тут добавить...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 07:56
Спасибо. 8:-0


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 21:39
Спасибо, повеселело!
... низовой извод постмодернизма... Комплимент-не комплимент, а так можно и школу критики породить.
В итоге, когда в девяностые годы исчезли идеологические барьеры, в русскоязычной фантастике произошел мощный всплеск — любопытный пример полной слепоты к используемому понятию. Двум.
Мощная пост-лемовская школа польской НФ Школа? Там вправду школа?
Пример Урсулы Ле Гуин показывает, что культурная антропология «работает» и в мирах НФ («Левая рука тьмы»), и в мирах фэнтези («Волшебник Земноморья»), и в исторической прозе («Лавиния»). Обычно принято говорить о «проработке мира». И выражение «культурная антропология»... Массовая культура не генерирует, но фиксирует и транслирует общественные ценности, являясь средством социализации. И эти люди рассуждают об антропологии :-)))
И еще одно: для фантастики не так критично отсутствие героя, в ней иные отношения микро- и макрокосма, индивида и мира. Это место мог бы спасти пример. Бы. Но что-то, кроме романов-катастроф, в голову ничего не приходит.
Мы находимся на этапе выработки конвенциональных ценностей — хоть про Моисея и сорок лет не вспоминают, и то хорошо.
формирует национальную повестку, а не постимперскую, не демонстрируя симптомов невроза, обильно питающего российскую трэш-литературу, — комплекса утраченного величия.Держались-держались, но под конец, без ритуального плевка?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 22:42
Рад, что вы повеселившись.
Жаль, что в материале и терминологии ничего не понимаете.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 23:30
В материале — точно не понимаю, с украинской фантастикой не знаком, могу веселиться от чистого сердца. А вот терминология? Здесь разве она не своя, на скорую руку сочиненная? низовой извод постмодернизма — это кем-то уже употреблялось?
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 23:40
Нет, не своя и не на скорую руку.
Не помню, писали ли так о постмодернизме, но «низовое барокко» — общеупотребимый термин, здесь — перенесен по аналогии. Может, вы и о культурной антрополгии ничего не слышали?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 07:19
Ну. Сочетание низового из выражения низовое барокко, т.е., проникшее в слои уже близкие к народному творчеству, и извод, т.е. «редакция» в смысле «селективное копирование источника», намекающий на летописание, могут употребляться всерьез только в комических целях. А если кто-то это подхватит, будет школа критики. Очередная.
   С выражением «культурная антропология» знаком прекрасно и, по причинам, которые Вам вряд ли интересны, считаю его оксюмороном, возникшим в результате тупейшей попытки вестернизировать вывеску гуманитарных наук. Цитируемые авторы только подтвердили это мнение, заявив, что есть культуры, не генерирующие общественных ценностей.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 20:13

цитата ааа иии

могут употребляться всерьез только в комических целях

Как вам угодно.

цитата ааа иии

С выражением «культурная антропология» знаком прекрасно и, по причинам, которые Вам вряд ли интересны, считаю его оксюмороном, возникшим в результате тупейшей попытки вестернизировать вывеску гуманитарных наук.

Нет, не интересны.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:00

цитата ааа иии

формирует национальную повестку, а не постимперскую, не демонстрируя симптомов невроза, обильно питающего российскую трэш-литературу, — комплекса утраченного величия. Держались-держались, но под конец, без ритуального плевка?

Что ж теперь, чтобы кто-то в «ритуальных плевках» не обвинил, надо отворачиваться от прущей в глаза реальности?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:45
??? Отвернуться, если что-то прет в глаза, более чем естественно.
А совершающим ритуальные плевки вряд ли требуется реакция окружающих.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 22:12

цитата ааа иии

Отвернуться, если что-то прет в глаза, более чем естественно.

Не нужно играть словами. Специалист, отслеживающий литературный процесс, должен не отворачиваться брезгливо от тенденций, а регистрировать их.

цитата ааа иии

А совершающим ритуальные плевки вряд ли требуется реакция окружающих.

Ну, во-первых, требуется. А во-вторых, в данном случае плевок существует только в вашем воображении.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 23:22

цитата zarya

Не нужно играть словами.
Почему?

цитата zarya

Специалист, отслеживающий литературный процесс, должен не отворачиваться брезгливо от тенденций, а регистрировать их.
Хм. Что ж, займемся регистрацией. Пристальное внимание издателей к какому-либо жанру или теме приводит, во-первых, к господству формата и, во-вторых, к снижению общего уровня. — и как же оное внимание загубило американский хоррор? Британский детектив? Попаданческую тематику? Книжки про то, что слепой стреляет без промаха? Путеводители? Как-то считал, что невнимание издателей куда более губительно. Причины возвышения городского фэнтези очевидны: оно помогает преодолевать невроз урбанизации через эстетизацию новой среды обитания. ... психодиагноз, огульно поставленный читателям фэнтези, отнюдь не указывает на профессионализм. Кто-то проводил опросы среди страдающих «урбанистическим неврозом» масс? Им точно полегчало от «Дозоров»? А от ПЛиО какой терапевтический эффект — другой? Красивые слова, вот и всё.
Нужно заметить, что ни российские, ни русскоязычные украинские опыты в этом направлении, ни тем более англо-американские не оказали сколь-нибудь заметного влияния на украинских писателей. Следующий абзац Издатель старательно замаскировал роман под «Сумерки» Стефани Майер, а между тем — это классическое городское фэнтези
но, пройдя через огрубляющий фильтр кино, западные тренды дошли до наших авторов как общий контур типа «раскрась сам»
Кстати, нет у нас и ретроутопий Конечно, здесь выдается желаемое за действительное: национальный миф — миф о козаках как защитниках веры и о несостоявшемся золотом веке гетманской Украины. Козачество здесь, мягко говоря, идеализировано, да и сама Гетманщина (Гетманат Хмельницкого) — противоречивый период даже для поборников украинской государственности. Но вспомним, чем стал миф о короле Артуре для Британии.
Достаточно? Никоим образом не специальная научная работа, а легкое, местами даже задиристое, журнальное эссе обзорного характера, имеющее целью (насколько ее понял), довести до русскочитающих: на Украине наконец-то есть истинно-украинская фантастика. Автономная от Запада и России. У нас — не как у вас, и есть чем похвастать.
А что нашли в этом тексте Вы?
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 00:37

цитата zarya

Не нужно играть словами.

цитата ааа иии

Почему?

Довольно пустое, по-моему, времяпрепровождение.

цитата ааа иии

как же оное внимание загубило американский хоррор? Британский детектив? Попаданческую тематику? Книжки про то, что слепой стреляет без промаха? Путеводители? Как-то считал, что невнимание издателей куда более губительно.

«Снижение общего уровня» ведь неравнозначно «загубило»? Особенно если вместо «общего» подставить «среднего», что подразумевается. А «господство формата» можно с тем же успехом обозначить как «ускоренное жанрообразование». Перечисленные жанры и поджанры все консолидировались с исключительной скоростью.

цитата ааа иии

психодиагноз, огульно поставленный читателям фэнтези, отнюдь не указывает на профессионализм. Кто-то проводил опросы среди страдающих «урбанистическим неврозом» масс?

«Невроз» здесь упомянут, как мне кажется, отнюдь не в клиническом смысле, а, скорее, в гносеологическом, как разновидность футурошока. Чтобы констатировать напряжение в психике, создаваемое всё более удаляющейся от естественности средой, не надо быть нервопатологом.

цитата ааа иии

Никоим образом не специальная научная работа, а легкое, местами даже задиристое, журнальное эссе обзорного характера

Ну да. Но это не значит «дилетантское» .

цитата ааа иии

А что нашли в этом тексте Вы?

Я бы сформулировал основной посыл примерно таким образом: фантастика в Украине есть, она живая, она развивается, и хотя в целом тенденции в её развитии совпадают с общемировыми, в то же время некоторых «болезней роста», свойственных близкородственной и влияющей российской фантастике, удаётся избежать.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 07:44

цитата zarya

«Снижение общего уровня» ведь неравнозначно «загубило»?
Оно равнозначно заявлению, что до внимания издателей, когда ничего не издавалось, было куда лучше. См. также отсылку к временам По.

цитата zarya

«Невроз» здесь упомянут, как мне кажется, отнюдь не в клиническом смысле
Возможно. Однако, на фоне всех этих комплексов, загниваний, фобии и ритуалы и, особенно реваншистского невроза... источник терминологии явно не гносеология, а банальное желание заменить исследование объекта исследованием мотивов и подсознания субъекта. Чтением в сердцах.

цитата zarya

и хотя в целом тенденции в её развитии
Утверждение о независимости и автономности от всего на свете как раз очень четко, красной нитью. Вплоть до межжанровой поэтики, ковергентной эволюции и т.п.

цитата zarya

Ну да. Но это не значит «дилетантское
Согласен, с этой точки зрения — да. Наверно, слишком высокую поставил планку. Статья вполне на уровне размышлизмов Переслегина, Геворкяна и Володихина.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 14:14

цитата zarya

и как же оное внимание загубило американский хоррор?
UPD Именно усиленное издательское внимание сначала раскрутило американский хоррор в 80е, а затем если не погубило и извело, то сильно снизило его качество и даже количество в 90е.
Очень показательным примером является выделение категории «Horror» из «Fantasy» на премии Локуса в 1989 году, затем преобразование её в «Dark Fantasy & Horror» и окончательная ликвидация этой категории в 2000 (несмотря на то, что за 10 лет её автономного существования лауреатами становились Симмонс 4 раза, Кинг 2 раза, Шепард, Пауэрс, Райс и Хэмбли по 1 разу). С тех пор такие книги снова номинируются в категории фэнтези, да только что-то ни одна из них премию не получала. Издательство Tor примерно тогда же, в конце 80х, сделало отдельные логотипы для НФ, фэнтези и хоррора, а потом в конце 90х хоррорушный логотип ликвидировало. А всё почеиу? Насколько я понимаю тенденции развития, жанр хоррора в Америке был и до Кинга, только очень маргинальный. Феномен ошеломительного успеха Кинга в 70е заставил издателей обратить внимание на других авторов. А тут очень кстати обнаружились Страуб и МакКаммон, а также целое сонмище авторов попроще, плюс британцы. Начался издательский бум хоррора -- издатели наперебой выбрасывали на рынок хоррорушные книги, из которых некоторые были весьма состоятельны литературно, что повышало респектабельность жанра. В разгар этого бума и была открыта новая категория на премию Локуса, содана ассоциация Horror Writers of America, учреждена Bram Stoker Award. Позже, в 90е, хоррор диверсифицировался, возникло более попсово-трэшевое направление (образец: Лорел Гамильтон), его серьёзный коммерческий успех привел к форматизции издательского поля. Авторы более традиционного хороора или сплаттерпанка тягаться в продаваемости с форматом не могли и уходили в малые независимые издательства. Это привело к общему снижению литературного качества книг и даже их количества. На это Локус отреаггировал ликвидацией соответствующей номинационной категории. Логичным итогом форматизации жанра явился феномен Стефани Майер, совсем беспомощной литературно, но раскрученной издателями до какого-то совсем уж неприличного уровня.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 20:42
В целом справедливо, однако США и сейчас главный поставщик хоррора. И еще небольшое примечание — Лейбер с Кольером вряд ли так уж маргинальны.
В приведенном примере, по моему мнению, сказалось не внимание издателей как таковое, не конкуренция и таланты на стероидах, а всё та же самая мимикрия дамской прозы, как гарантирующей бест   селл, под нечто другое. По каким-то причинам, лавбургер, подобно молю любого газа, занимает весь предоставленный объем — с известными последствиями. Здесь можно бы провести аналогию с массовым и ремесленным производством — но, наверное, не стоит.

цитата cat_ruadh

и уходили в малые независимые издательства. Это привело к общему снижению литературного качества книг
Вот это многими оспаривается. Существует мнение, что именно малое число жанровых издательств в России не дает расцвести всем цветам (ну, знаете эти песни сторонников печати по требованию). И потом

цитата cat_ruadh

сначала раскрутило американский хоррор в 80е
— раскрутило же. Когда завершился переход от поп-литературы журнальной, к литературе книжной? Когда тот же Желязны удивился явлению многотомных саг о кудесниках? В 1980-е...

цитата cat_ruadh

Логичным итогом форматизации жанра явился феномен Стефани Майер
ь Не думаю, что это конец.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2012 г. 12:10

цитата ааа иии

однако США и сейчас главный поставщик хоррора
Британцы м здесь их оттеснили и заняли свою долю рынка. Причём британский хоррор весьма своеобразен, а Баркер вообще и швец, и жнец...

цитата ааа иии

Лейбер с Кольером вряд ли так уж маргинальны.
Кольера не знаю, а для Лейбера хоррор не был основным в его творчестве. И скорее это была dark fantasy. 8-)
Не знаю, было ли падение количества и качества в 90е следствием выдавливания традиционного хоррора и сплаттерпанка в малые независимые издательства, но фактом является то, что это происходило одновременно.

цитата ааа иии

Не думаю, что это конец.
Куда уж гаже? :-(:-(:-(
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2012 г. 14:13

цитата cat_ruadh

Кольера не знаю

Я бы Кольера к хоррору — не относил бы б.
Юмор, правда, черноватый, есть мистика — не во всех, финалы а ля О.Генри.
Рассказы — действительно хорошие.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2012 г. 21:07

цитата cat_ruadh

Британцы м здесь их оттеснили и заняли свою долю рынка.
Серьезно? Эта доля больше 20%? Что творится. что творится... Офигеваю и верю специалисту. Особенно в связи со вторым предложением.

цитата cat_ruadh

а Баркер вообще и швец, и жнец...
Не люблю его сильно, но пример хороший. В аспекте кругом-формат-всё-загубил и-проклятые-издатели. Кстати говоря, фэнтези и НФ Стивена Кинга отнюдь не снизили общий уровень. А вот визиты Симмонса в детектив / триллер — не подняли точно.

цитата cat_ruadh

для Лейбера хоррор не был основным в его творчестве
Брэм Стокер за заслуги перед жанром ему он обеспечил.

цитата cat_ruadh

Куда уж гаже?
Зато слюнявей можно. В то, что хоррор сгинет, как вестерн, верится с трудом, а, значит, возможен второй виток.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2012 г. 17:32

цитата ааа иии

Серьезно? Эта доля больше 20%? Что творится. что творится... Офигеваю и верю специалисту. Особенно в связи со вторым предложением.
Не думаю, что это доля намного больше 20%, но на американском рынке, жёстко ориентированном на свой литературный продукт, даже это очень немало. И это не только Баркер.
Я не считаю себя особым спецом по хоррору. Всего лишь читатель. Однако я плотно общаюсь с одним спецом, с которым познакомился на Фантлабе, и многое от него усвоил.

цитата ааа иии

Кстати говоря, фэнтези и НФ Стивена Кинга отнюдь не снизили общий уровень.
Не совсем понял. Вы считаете, что пока Кинг пишет фэнтези и НФ, это снижает общий уровень хоррора как жанра?

цитата ааа иии

А вот визиты Симмонса в детектив / триллер — не подняли точно.
Насколько я помню новости из Локусов десятилетней давности (тогда я выписывал бумажный Локус), детективщики выдвигали Симмонса на свою жанровую премию (Эдгара). Получил он её или нет -- дело восемнадцатое. Главное, что заметили и признали своим.

цитата ааа иии

В то, что хоррор сгинет, как вестерн, верится с трудом, а, значит, возможен второй виток.
Главное, осознать опасность! Пока люди пугаются непознанного и верят в сверхъестественное, хоррор в том или ином виде останется. Но угроза вымирания или мутации в нечто совсем несъедобное всё ещё нависает...
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2012 г. 19:55

цитата cat_ruadh

Я не считаю себя особым спецом по хоррору
По рынкам и премиям ориентируетесь куда лучше моего. Явно.

цитата cat_ruadh

Не совсем понял.
Наоборот — не снижает никоим образом.

цитата cat_ruadh

Главное, что заметили и признали своим.
Читая, удивлялся — Симмонса не узнать. Плоско.

цитата cat_ruadh

Но угроза вымирания или мутации в нечто совсем несъедобное всё ещё нависает...
Есть ниша — будет зверь, плевать на вымирания, утверждают экологи. Надо только подождать, малую долю геологической эпохи :-) или инвазий, на фоне которых авторы заглавной статьи будущего для НФ на украинском не видят.
   Насчет мутации в несъедобное — маловероятно. Уж как у нас хоронили «фантастику ближнего прицела» — а пришел Доктороу и все путём.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2012 г. 23:13

цитата ааа иии

Читая, удивлялся — Симмонса не узнать. Плоско.
Не знаю, его детективов не читал. Мне только Бритва Дарвина попалась (весьма недурно), но это скорее триллер, чем детектив.

цитата ааа иии

Уж как у нас хоронили «фантастику ближнего прицела» — а пришел Доктороу и все путём.
Есть немалая разница: советская фантастика ближнего прицела была насквозь технократической при незыблемой руководящей роли КПСС >:-| («шаг влево, шаг вправо -- попытка к бегству; стреляю без предупреждения»). Стагнация имманентно присуща ей с самого начала. 8-) А Доктороу остросоциален, :cool!: и тем выгодно отличается. И это надолго обеспечит живучесть его произведений.
Возвращаясь к исходной статье, отмечу: авторы считают, что при нынешнем порядке вещей перспективы развития украиноязычной НФ весьма печальны, но ведь ситуация может измениться. Они не хоронят НФ, но только констатируют проблему.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2012 г. 23:55

цитата cat_ruadh

советская фантастика ближнего прицела была насквозь технократической при незыблемой руководящей роли КПСС
Не знаю, откуда технократия при власти КПСС.
Технократия — это Хайнлайн, «Дороги должны катиться» и т.п.

цитата cat_ruadh

Они не хоронят НФ
Ну отпевают, не велика разница.


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 21:49
Спасибо! Статья весьма интересная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 22:43
Спасибо.


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 22:09

цитата

Почти не пишут и совершенно не издают книги о магических мирах, нет эпического фэнтези а-ля Джордж Мартин или хотя бы Толкиен
http://book-ye.com.ua/shop/product_40... — а как Вы эту книгу классифицируете?
http://illat.net — это сайт автора, есть отрывки из романа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 22:43
Честно скажу — не читал. Интересно будет посмотреть, хотя отрывки не впечатляют. В любом случае, пока что это исключение.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 23:04
Там очень сложная система разумных рас и магии, я прямо с приложений стала читать.
Если не жалко времени и некрупной суммы денег — посмотрите в бумаге.
В оффлайновой «Книгарне Є» этот кирпичик дешевле 40 грн.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2012 г. 23:27
Времени не жалко, а вот денег, признаюсь... (Или наоборот?)
В общем, фрагменты не внушают доверия.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 00:14
Там неплохой эпилог;-).
Ну, Вам виднее, конечно.
Хотя это именно редкая птица долетевшая до середины Днепра — эпическое фэнтези, возможно, попытка дать «нашу відповідь Дж.Мартіну».


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:04
Насчёт НФ-возрождения — замечательно.

цитата

у нас была великая страна и мы летали в космос; значит, если мы снова будем летать в космос… хорошо, если мы будем писать книжки о том, как летают в космос, у нас снова будет великая страна!

Но при этом часть возрожденцев — с Украины...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:44
Гусаков, рассуждающий о том, что наш язык — это всего лишь диалект, на котором разве что юмористические книжки писать? врущий о том, что Гоголя у нас предают анафеме за то, что он стал русским писателем? Ну, вот есть такой Гусаков — но при чем тут Украина?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:50
Дак ещё ж и Хорсун есть.
Не читал его ничего, но он — тоже из лидеров возрожденцев. Где-то натыкался на список из четырёх имён: Первушин, пара соавторов и Хорсун.
И по-моему он — тоже местный, вроде бы.
Хотя, это может я чёй-то путаю...


⇑ Наверх