Еще о немецкой системе


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Еще о немецкой системе образования
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Еще о немецкой системе образования

Статья написана 10 июня 2008 г. 01:08

Резюмируя дочитанную мной монографию об образовании в странах ЕС, в частности, в Германии(если что не так, надеюсь, что Руслан меня поправит):

В Германии после четвертого класса учителя выдают родителям так называемый Empfelung — совет – какой тип школы ребенку больше всего подходит. Выбор делается из 3 типов школ Hauptschule, Realschule и Gymnasium. Престижным типом школы считается гимназия, т.к. по окончании гимназии ребенок может пойти в университет (высшее образование в Германии бесплатное). Нагрузка в разных типах школ разная. В гимназии детей загружают по полной программе в лучших классических традициях (мало того, после 19.00 детям нельзя гулять уже по улице), в Реальшуле материал преподносится в облегченной форме, и дети там не очень мотивированны к учебе. Но если ребенок хорошо учится в реальшуле, то его могут перевести в гимназию. Ну а в хауптшуле обычно вообще хаос.

Кстати бестолковые родители не зная, что они вправе решать куда пойдет ребенок, подписывают бумажку(Empfelung) что с советом согласны, и ребенок часто оказывается в школе не своего уровня.

Выбор школы -прерогатива полная родителя.

Как это всё работает:

Со второго полугодия четвёртого класса начальной школы проводятся собеседования (не менее двух) о дальнейшем обучении ребёнка. В собеседовании принимают участие учителя, родители, психолог и сам ребёнок. Педагоги высказывают своё мнение, психолог даёт свою характеристику, ребёнка спрашивают о его желании, а потом предоставляется слово родителям. Если родители не согласны с мнением учителей, они могут опротестовать его и отказаться подписывать «Empfelung». Как правило, учителя в оценке способностей не ошибаются, и родители с ними не спорят. Если всё же родители с завышенным уровнем притязаний настоят на определении ребёнка в более сильную школу, он всё равно там не задержится, т.к. не выдержит программы. Требования программы на каждом уровне разные, как и домашние задания.

Школа, (в отличии от российской ,де-факто) абсолютна бесплатна. Родители должны сами приобрести для ребёнка рюкзак и пенал. Всё остальное: учебники, тетради, карандаши, ручки и т.д. ученики получают в школе. Ручки им выдаются в зависимости от того, какой рукой пишет ребёнок, для правой или левой руки. Все школьные мероприятия, походы, поездки внутри округа, музей, театры оплачивает школа. Если время пути до школы занимает пешком более 15 минут, ученик получает бесплатный проездной билет, который действителен на всё время учебного года, кроме каникул.

На образование идут астрономические суммы.К примеру в 2006 г — 142,9 миллиарда евро, в 2005г -141,6 миллиарда евро. Доля расходов на образование составила 6,2 процента от валового внутреннего продукта! Этот показатель уменьшился на 0,1 процентного пункта. В 2005 году 76 процентов пришлось на государственные бюджеты (8 процентов – федеральный, 51 процент – земельные, 17 процентов – коммунальные), 24 процента – на частные инвестиции в образование, а также средства из-за границы.





165
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 01:25
несколько дополнений, насколько я помню, в Германии есть еще сеть «лесных школ» для умственно отсталых детей, если ты попал в реальшуле, то если в итоге идешь в университет, то оказываешься там на 2 года позже одногодок, которые заканчивали гимназиум.

PS в хаупшуле в данное время учится очень много турецких детей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 13:11
После реальшуле он в университет никак не попадет, так-как нет Абитура. Ждут места все, у кого низкий средний балл абитура, иногда ждут несколько лет.
В хауптшуле учатся не только турки, там много и русских переселенцев и местных немцев, которые не хотят или не могут учиться в другой школе.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 14:57
забавно, раз так, у меня у родственников как раз в такой школе училась одна из дочерей, они уверяли что в университет она поступит, просто не сразу...
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 15:07

цитата

у меня у родственников как раз в такой школе училась одна из дочерей, они уверяли что в университет она поступит
ей ничто не мешает перейти после реалшуле в гимназию и там сделать абитур, если потянет конечно, все-таки уровень в гимназии повыше будет.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 14:37

цитата

в Германии есть еще сеть «лесных школ» для умственно отсталых детей

Хотелось бы уточнить — Вы имеете в виду вальдорфские школы? Просто, когда я ездил по побмену, мы посещали как раз такую «вальдорфскую школу». И я бы не назвал тех, кто там учится, умственно отсталыми — скорее, это люди, которые по каким-то своим соображениям не желают проходить обучение в стандартной школе. Обучение там, надо сказать, весьма отличается от обычного — большое значение придаётся раскрытию творческих способностей, разностороннему развитию ученика. Учатся там 13 лет (так же, вроде, и в гимназии), правда вот насчет дальнейших перспектив не помню. Правда, обучение в такой школе платное, и весьма дорогое.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 15:02
да, они самые, они исторически создавались для умственно отсталых детей и детей крестьян, сейчас может быть не во всех так :-) Про творческие способности не могу ничего сказать, школа в СПб, с программой которой я был в общих чертах знаком, была направлена не столько на раскрытие творческих способностей, сколько на отсутствие абстракции в обучении, физика, химия даются большей частью через опыты и т.п. + система циклов.


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 01:44
Опять вспоминаю нашу школу 8-)
Ну сбрасываемся на все, даже на учебники — это дело понятное ;-)
У кого-то в голове иногда там сверху постукивало и нам вводилось — 10-минутная зарядка каждый день перед первым уроком, бесплатное питание (хреновые макароны и рыбная котлета, иногда просто бутерброды. Раз в неделю, между уроками :-)))).
На счет транспорта. До 9-10 класса у нас был школьный автобус, который совершал довольно большой маршрут по окрестным населенным пунктам и который после школы еще и развозил! Правда пазика на такое количество детей нехватало и мы туда как шпроты утрамбовывались. Плюс к этому был бесплатный школьный проездной от школьной остановки до твоей. На нем так и помечалось. Выдавался на год. Классе в 10-м это все к чертовой матери отменили и сделали проездной ежемесячным за 160 р. кажется. Никогда его не брал. В 11-м даже уже и про него не помню, чтобы слышал.
Уже когда ушел из школы, откуда-то у них деньги появились и обставили они все кабинеты компами, электроннными досками (!!!), ксероксами... вот только бедных учителей пользоваться не научили как следует. Детей, кстати, даже в классном кабинете, собственная кл. руководилка к ксероксу не подпускает (при том, что эти самы дети умеют пользоваться всей электронщиной, а учителя — нет). Только вот учебники у них до сих пор износилованные не одним поколением школьников и в библиотеке не все книги есть из школьной программы по литературе. А если есть и новая, так сто пудов одна-две, на всю школу!
Не знаю даже — плакать или смеяться. Я то эту школу уже к счастью закончил, но вот сестра еще доучивается.
ЗЫ: Тут конечно больше размышлений не по делу, ну вот накопилось во мне :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 11:46
Почему же откуда-то? Деньги, большие причем, выделены по НП «Образование». Кроме ремонта школ, улучшения материальной базы и многих других мер, в этот проект вошло оснащение школ мультимедийными средствами образования, компьютеризация и подключение всех, в том числе и сельских, школ к сети Интернет.
Все эти меры в моем провинциальном городке осуществляются: конечно не в каждом классе, но в каждой школе мультимедийные классы есть, и они используются в обучении.
Проблемы с обучением кадров по части использования все этого вновь полученного добра, конечно, есть, но учителя справляются, на то у них мозг не закостенелый и привычка постоянно учиться.
И насчет учебников. Учебникмаи по стандартной программе обеспеченность есть на 100%. Другой разговор, если ты хочешь, чтобы твой ребенок занимался по какой-то другой, усиленной, методике, то учебный материал покупаешь сам. Старшая учится в гуманитарном классе, все учебные пособия по истории, литературе, русскому языку мы покупаем сами. В других профильных классах дело обстоит так же — покупаются только профильные учебники.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 14:24
На счет учебников — доспустим та же война и мир еще того времени, когда из нее только букву Ъ изъяли с концов слов :-D И все остальные книжки не в лучшем состоянии. Дети сейчас не читают, им наверное не нужно — наверное так решили. Другое дело, что учебники, по которым дети постоянно учатся — новые. Потому что родители на них сбрасывались. И кстати учителя до сих пор деньги собирают (может по инерции) на всякие нужды типа принтера, сканера, ремонта класса (!), хотя если бы у них на то явная необходимость была бы, то им деньги на это сама школа бы и выделила.
Да, и кстати, видел я примерно как работают эти мультимедийные обучающие проекты. Вырастет у нас поколение совершенно с отсутствующим воображением. То и смогут, что ручкой-указкой в доску-монитор тыкать и на калькуляторах считать :-)))
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 16:36
Конечно, сбрасываются. Ремонт класса — дело сугубо педагога, приписанного к нему. Хочет он образцово-показательный класс — выкручивается, как может. По государственной программе, дай бог, только краску оплатят:-(
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 16:48
Да нет, нашим выделяли на ремонт. И он капитальным был. Год назад. А сейчас вот опять вдруг захотелось.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 16:55
Ну, оформление класса же не только из стен-окон-полов состоит. М.б. на какие-то интерьерные работы? Спорить не буду, у нас в провинции все своими силами:)


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 02:02
Выглядит это все довольно странно, поэтому киньте, пожалуйста, ссылку на саму монографию — очень уж интересно.

Не совсем понятно, чем именно школы так отличаются и мотивы родителей, отдающих ребенка в самую легкую. СКладывается впечатление, что родители не в курсе своих прав из-за относительной новизны такого порядка.
Есть и еще вопросы — существуют ли в СО Германии специальные школы для детей с нарушением интеллекта ( как медицинский диагноз). Если нет — то, такая сортировка в чем то оправдана. К 4 классу определить серьезные нарушения интеллекта не представляет особой трудности, и может для таких детей и созданы хауптшулы?

И непонятно, в университет могут поступать дети только после гимназии? Если да, то распределение детей после 4 класса просто абсолютно неадекватно. Дело в том, что высшие интеллектуальные операции, которые и являются необходимыми для полноценной научной работы, и которые могут служить некоторым основанием для деления детей, в традиционной СО ( к которой относится и СО Германии) появляются в 12-14 лет, не раньше. И потом еще какое-то время активно развиваются под воздействие обучения ( это настолько известные факты психофизиологии и собственно психологии, что сомнения вроде давно уже не вызывают). У меня лично есть знакомые — явные троечники-лодыри по обычным меркам, легко поступившие на физматы известных ВУЗов. Это как раз к тому, что собственно о каком-то уровене в первом приближении можно говорить только ближе к окончанию школы, а зачастую и позже.
Есть и еще одна довольно серьезная причина скептически относиться к делению детей по школьной успеваемости — индивидуальный темп развития. Мозг активно растет до 14 лет, и рост этот не только и не столько количественный, сколько качественный. То есть по мере вырастания определенных областей появляются новые интеллектуальные возможности ( не будем сейчас говорить о форсировании таких возможностей,т.к. в традиционной системе они не используются). Эти новые возможности дальше развиваются до заданного биологией минимума. А вот процесс обучения их переводит на качественно иной уровень, то есть позволяет очень значительно отойти от уровня биологии .
Если ребенок в школьной программе сталкивается с задачами, до которых физиологически еще не дорос ( ну, не выросли еще какие-то участки), его успеваемость будет низкой. И он будет казаться именно тем «тупым, до которого не доходит». При этом при аналогичном обучении через год проявлять чудеса интеллекта.
Кстати, именно в связи с такой проблемой по активным требованиям психологов возраст начала школьного обучения у нас опять был поднят до 7 лет . Результаты обучения шестилеток в целом оказались просто ужасными.

И еще одна причина настороженно относится к указанной системе. Как уже упоминал Пупсяра, по результатам ежегодных международных исследований результатов образования ( ПИЗА) Германия далека от лидирующих позиций и уж скорее ближе к нам. Есть ли смысл у нее учиться?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 14:47

цитата

по результатам ежегодных международных исследований результатов образования ( ПИЗА) Германия далека от лидирующих позиций

Вот поэтому мы серьезно думаем об отдаче нашего ребенка в частную школу, по крайней мере начальные классы.
В Университет можно поступать действительно только имея абитур(аттестат гимназии), но его можно также и вечерне/заочно позже получить.


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 14:32

цитата

Школа, (в отличии от российской ,де-факто) абсолютна бесплатна. Родители должны сами приобрести для ребёнка рюкзак и пенал. Всё остальное: учебники, тетради, карандаши, ручки и т.д. ученики получают в школе. Ручки им выдаются в зависимости от того, какой рукой пишет ребёнок, для правой или левой руки. Все школьные мероприятия, походы, поездки внутри округа, музей, театры оплачивает школа. Если время пути до школы занимает пешком более 15 минут, ученик получает бесплатный проездной билет, который действителен на всё время учебного года, кроме каникул.
На образование идут астрономические суммы.

Откуда такие данные? Я со школой не сильно знаком, дочь идет только на следующий год в школу. Но насколько я знаю, кроме учебников ученики(их родители) все приобретают сами. Школьные мероприятия бесплатные, а вот насчет бесплатного проездного билета очень сильно сомневаюсь. Льготный да, но не бесплатный.


Ссылка на сообщение10 июня 2008 г. 14:40

цитата

Если всё же родители с завышенным уровнем притязаний настоят на определении ребёнка в более сильную школу, он всё равно там не задержится, т.к. не выдержит программы.

Не всегда так, брат жены учился в 7 или 8 классе реалшуле, и его не хотели брать в следующий класс и рекомендовали его в хауптшуле. Тогда его родители перевели его в гимназию, где он 12,5 классов проучился(один раз правда оставался на второй год), до последнего полугодия его не допустили и он сейчас делает годовую практику и затем может пойти учиться в институт(но не в университет). Так что для него решение родителей было намного лучше рекомендации учителей. Непонятные перспективы малооплачиваемой работы после хауптшуле или учеба в институте, разница очевидна.


⇑ Наверх