Чери Прист


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Чери Прист «Костотряс»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чери Прист «Костотряс»

Статья написана 16 октября 2012 г. 18:01

В последнее время волшебное слово «стимпанк» сразу же обеспечивает пристальное внимание читателей к произведению независимо от его стиля, аудитории и поджанра. И зря, потому что подобные мелочи могут сильно повлиять на впечатления от книги. Например, как в случае «Костотряса». Чисто формальная альтернативность истории позволила писательнице по максимуму подстроить декорации и задник действия под свои нужды. Отрывочные известия о затянувшейся гражданской войне Севера и Юга Америки, разросшийся Сиэтл, невиданное развитие паровой техники и воздухоплавания. Но все это лишь гарнир, который нуждается в каком-то стержне, основном блюде, чтобы заинтересовать читателя. С этим-то у книги и возникают проблемы.

История с юным героем, отправившимся в рискованное путешествие, напомнила мне подростковые романы Буссенара. В «Костотрясе» также есть приключения, правда, в основном сводящиеся к блужданиям по туннелям, бегу от «тухляков» и встречам с местными жителями. Примечательны описания, которые нередко сводятся к перечислению мебели, разных предметов и зданий, попадающихся на глаза героям. Кстати о жителях мертвого города. Второстепенные персонажи получились довольно интересными и многообещающими, взять того же Руди, Иеремию, Анжелину или воздушных пиратов. Но сюжетные линии большинства или комкаются, превращая героев в скупые, плоские зарисовки, или вообще исчезают, оставляя читателей в недоумении. Хотя, как я понял, некоторые из этих персонажей будут раскрыты подробнее в следующих частях цикла.

Собственно, от стимпанка книга взяла только вкрапления диковинных механизмов и приспособлений, появляющихся по ходу действия. Если следовать классификации, приведенной в одной любопытной статье, то перед нами «эдиссоновский» тип стимпанка. Есть сложные паровые и пневматические механизмы и приспособления, электрические устройства и сам изобретатель. Правда, играющий не самую завидную роль. В остальном же, кроме приключений, перед нами предстает смесь загадок и психологии, причем для меня интереснее были первые.

Это и вороны, кружащие над городом и сидящие на зданиях, и китайцы, трудящиеся не покладая рук, и другие моменты, обозначенные, но, увы, не получившие должного развития. Их словно ввели на всякий случай, а потом бросили, сочтя лишними. Что касается психологии, она сводится к сложностям в отношениях сына и матери, которым посвящено начало книги, но так и не выходит за рамки банальных рассуждений. А затем психология вообще отходит на второй план до самого конца. Для финала Прист приберегла психологически сильный момент, но его сила лишь в неожиданности, поскольку с общим сюжетом он связан грубовато и не вполне естественно. Ведь на протяжении всей книги воспоминания Брайар о муже были весьма отрывисты.

Итог: средне динамичный, незамысловатый приключенческий роман с зомби и стимпанк-игрушками.





321
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 октября 2012 г. 21:22

цитата Green_Bear

Это и вороны, кружащие над городом и сидящие на зданиях, и китайцы, трудящиеся не покладая рук, и другие моменты, обозначенные, но, увы, не получившие должного развития.

Вороны не получили развития? Китайцы не получили развития? ???

цитата Green_Bear

Для финала Прист приберегла психологически сильный момент, но его сила лишь в неожиданности, поскольку с общим сюжетом он связан грубовато и не вполне естественно. Ведь на протяжении всей книги воспоминания Брайар о муже были весьма отрывисты.

О муже главной героини, а так же его судьбе, всю книгу говорится. Более того, самая главная загадка «Костотряса» с его личностью связана.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2012 г. 21:50

цитата Kuntc

самая главная загадка «Костотряса» с его личностью связана.

Только не понятно какая им была разница Левитикус это или нет. Вот типа «если это он, то мы поднимем бунт против него», а если нет...Какая людям за стеной разница, если надоел тиран, то надо свергать. Так нет же — вот им надо узнать???
 


Ссылка на сообщение16 октября 2012 г. 21:59

цитата gaid

Только не понятно какая им была разница Левитикус это или нет.

Если Левитикус — тогда людей можно объединить, его все ненавидят. Если не он — не факт, что что-то выгорит.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2012 г. 22:01
Но тем не менее они вполне удачно в конце романа штурмовали его «резиденцию», не имея представления кто он.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2012 г. 22:16
Другой повод нашелся. Главное — толчок нужен был.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2012 г. 08:12
Да, не получили. Потому что сидят себе эти китайцы, работают с насосами и все. Зачем? Что их держит? Почему они до сих пор не ушли? Что их волнует? Загадка.
А о Левитикусе говорится, конечно же. Только, как я указал, отрывисто и непонятно. Все вертится вокруг, нарочно он угробил пол города или нет. Но при этом он остается картонным пугалом. Безжизненным и мутным. И понять, что же он был за человеком, удается только в финале и то не до конца. Потому что там его делают безмозглым болванчиком автора.
Что касается загадки..., секрет Полишинеля.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2012 г. 21:35

цитата Green_Bear

Зачем? Что их держит? Почему они до сих пор не ушли?

Зачем? Чтобы закачивать чистый воздух.
Почему не ушли? Потому, почему и другие люди остались.

цитата Green_Bear

Но при этом он остается картонным пугалом. Безжизненным и мутным.

В чем конкретно это проявляется?
 


Ссылка на сообщение18 октября 2012 г. 07:44

цитата Kuntc

Зачем? Чтобы закачивать чистый воздух.

Угу, филантропы прям, узкоглазые. Будь это автоматы, я бы не спорил, но ведь это люди! А автор их превратила в какие-то придатки насосных станций. У других-то есть веские причины оставаться в городе.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Руди — дезертир и наркоман. Анжелина — месть.

цитата Kuntc

В чем конкретно это проявляется?

Нет, это вы ответьте мне, так каков же Левитикус? Что он любил, что для него самое ценное? Какой у него характер? А-то в последнем абзаце нам предлагают простенькую отговорку:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вот, дескать, Левитикус какой нехороший, он все заранее спланировал, а потом собирался бежать. Но! Он ведь не дурак и понимал, какие будут последствия (я о гибели людей), так чего же он медлил? И какие мотивы подвигли его на это воровство? Просто жадность? А как же «гений и злодейство вещи несовместные»?
 


Ссылка на сообщение18 октября 2012 г. 23:12

цитата Green_Bear

Угу, филантропы прям, узкоглазые. Будь это автоматы, я бы не спорил, но ведь это люди! А автор их превратила в какие-то придатки насосных станций.

Угу. А куда им идти? Становится придатками на железной дороге или где-то в шахте? Один черт.

цитата Green_Bear

У других-то есть веские причины оставаться в городе.

Кроме Руди и Анжелины там еще еще чертова прорва народа.

цитата Green_Bear

Что он любил, что для него самое ценное? Какой у него характер?

Какой в этом смысл?
 


Ссылка на сообщение19 октября 2012 г. 06:40

цитата Kuntc

Какой в этом смысл?

Ровным счетом никакого, если герой — просто картонная декорация, и автор не претендует на большее.

цитата Kuntc

Кроме Руди и Анжелины

Ага, однорукая трактирщица, привязанная к Миннерихту, как и многие другие. Но китайцы, вроде, с ним договоров не заключали.

цитата Kuntc

А куда им идти? Становится придатками на железной дороге или где-то в шахте?

Но там не будет тухляков, Миннерихта и Руди с ножиком.


Ссылка на сообщение16 октября 2012 г. 21:54

цитата Green_Bear

Чисто формальная альтернативность
Очень приличная альтернативность. Формальная — это у Чабона.

цитата Green_Bear

невиданное развитие паровой техники и воздухоплавания. Но все это лишь гарнир, который нуждается в каком-то стержне
Гарниры не нуждаются в стержнях:-).
Более того, судя по аннотации, продолжение — «гарнирное». Про дирижабли и никак с зомбятиной не связано. Его-то и жду.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2012 г. 08:20
Тогда пусть этого гарнира будет больше, без временами нудноватой психологии. И чистые приключения.
Если продолжение такое, как вы говорите, то тоже буду ждать. Потому что почитать про «Клементину» будет, наверное, интереснее.
Формальной же я назвал альтернативность, потому что серьезно на ход событий это не влияет. То есть, не знай я историю США, то и не понял бы, что здесь что-то не так. История и ее изменения не настолько ярки, чтобы говорить, что это главная идея книги.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2012 г. 13:52
Про «Клементину» там есть вбоквельная повесть.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2012 г. 14:46
Вы имеете в виду этот роман? Или что-то еще?
 


Ссылка на сообщение19 октября 2012 г. 20:41
Да, но это повесть; см. количество страниц. ;)
 


Ссылка на сообщение17 октября 2012 г. 20:09

цитата Green_Bear

Тогда пусть этого гарнира будет больше
Аминь.

цитата Green_Bear

Формальной же я назвал альтернативность, потому что серьезно на ход событий это не влияет.
То, что царское правительство (!) заказало машину (!!) для разработки недр (!!!) своей второй и последней колонии? Еще как влияет.

цитата Green_Bear

не знай я историю США, то и не понял бы, что здесь что-то не так.
Могу согласиться.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2012 г. 07:49
ааа иии вот если бы нам рассказали, что привело к таким изменениям, и продемонстрировали все различия в культуре, технике, политике, я бы не назвал ее формальной. Но она, являясь неотъемлемой частью сюжета, играет лишь декоративную роль.
А на счет царского правительства, в 1863 году Аляска еще принадлежала нам, так почему бы, при таком невиданном прогрессе в технике, ему бы и не заказать этот механизм? Если разработка недр, как можно понять из книги, перестала быть фантазией. Проекты по освоению существовали всегда. Просто ими не занимались.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2012 г. 20:55

цитата Green_Bear

так почему бы ... ему бы и не заказать этот механизм?
Так это как раз и есть альтернативка. Царская Россия ведет геологическую разведку и вкладывается в инновационнейший механизм, не имеющий отношения к оружию — да не бывало такого николи. И, главное, зачем ей это? Рыть Аляску? Еще в Сибири можно было с поверхности земляное маслице подбирать практически руками.
И что же там такое произошло, раз исчезли все факторы, приведшие к, вроде бы, совершенно неминуемому захирению и последующему радостному упразднению Русской Америки? Не знаю, может, Прист и не разбирается в Российской империи — но попала она в яблочко. Как контрпример — такая лажа, как паровой пулемет Пулмана «Тень «Полярной звезды».
 


Ссылка на сообщение19 октября 2012 г. 06:50

цитата ааа иии

И, главное, зачем ей это? Рыть Аляску? Еще в Сибири можно было с поверхности земляное маслице подбирать практически руками.

Так тут ведь золото! Про ценность нефти, как ни странно, еще не знают. Зато заветное слово золото хорошо знакомо всем.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2012 г. 20:34

цитата Green_Bear

Так тут ведь золото!
Так ведь это царская Россия. Какие там машины... с поверхности, с 20-30 Ленских метров, из Желтугинских ручьев подбирать не успевали.
А доходы получать можно и другим способом. Без инвестиций. Знаете, как Александр II, «Освободитель», поступил в 1855 году? Тиснул указ, что всё алтайское горное хозяйство немедленно в том виде, в каком ныне состоят, со всеми чинами, людьми, крестьянами, золотыми в их округах промыслами, лесами, земельными угодьями, строениями, всякого рода материалами, инструментами, машинами, разными запасами, денежными суммами и проч переходит его Кабинету без всякого за имущество оных платежа
http://new.hist.asu.ru...
 


Ссылка на сообщение22 октября 2012 г. 12:36

цитата ааа иии

Знаете, как Александр II, «Освободитель», поступил в 1855 году?

Вот это национализация, так национализация! :-)))
В общем, мне кажется, что все эти чудеса с Россией связаны с тем, что автор — американка и не очень хорошо представляет наши реалии. Иначе, там было бы не царское правительство, кто-нибудь другой.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2012 г. 21:27

цитата Green_Bear

Вот это национализация
Приватизация.

цитата Green_Bear

американка и не очень хорошо представляет наши реалии
Тем ценнее результат :-)


⇑ Наверх