Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 мая 2012 г. 11:44

"Любая книга ... похожа на остальные его книги."


Независимо от того, хотят признавать это некоторые люди или нет, Лукьяненко оказал и продолжает оказывать серьезное влияние на отечественную фантастику. Но если в начале своей творческой карьеры он занимался разрушением устоев такими неоднозначными произведениями, как "Мальчик и тьма", "Рыцари сорока островов", то впоследствии он больше сосредоточился на возведении новых. Тем более было интересно, какие же темы затронет Сергей Васильевич в новом романе, какие тенденции обозначит. Стоит отметить, что сама идея продолжения цикла "Дозоров" вызвала немалые споры среди читателей. Многие, и так плохо относящиеся к ней, получили повод порассуждать о коммерческой стороне вопроса. Таким образом некоторые люди сделали выводы еще до выхода книги.

На мой взгляд, поскольку произведение продолжает цикл, то и рассматривать его надо в сравнении с другими частями. И здесь немедленно проявляется существенное различие между "Новым дозором" и предыдущими. Оно вовсе не в масштабе происходящего, это-то как раз почти не изменилось, вовсе нет, действие по-прежнему масштабно. Отличие кроется в самой сути книги. Городецкий больше не бросается с шашкой наголо спасать мир, страну, город или свершать великие дела. Он делает это спокойно, мимоходом, как бы шутя. Конечно, я сейчас иронизирую, но смысл от этого не меняется. Наверное, пора признаться, что перечитывая ранние книги Лукьяненко, мы упрямо ждем новых произведений, где герой будет разносить в клочья виртуальные кварталы, сталкивать гигантские космические флоты, спасать человечество как расу и многое многое другое. А Лукьяненко так же упрямо заставляет героев класть пирожок всемогущества обратно на полку, как в "Спектре", так и в "Чистовике". Впрочем, на этот раз до всемогущества не доходит.

"Жил-был на свете Антон Городецкий,

Волшебницу Свету любил не по-детски,

Любимую дочь Надю воспитывал строго,

А может не строго... И что тут плохого?"


Но вернемся к бессменному герою цикла "Дозоров", а именно Городецкому, ставшему своеобразным отражением самого автора. Как правило сказки заканчиваются на свадьбе словами "и жили они долго и счастливо". Лукьяненко же останавливаться на этом не стал, сначала написав "Сумеречный", а потом и "Последний" дозоры. И в очередной книге семейной жизни Антона и Светы также уделяется достаточно внимания. Более того, наконец-то серьезно влияющим на сюжет персонажем становится дочь Городецкого, Надя. И это, как ни странно, придает действию определенную размеренность и спокойствие. Поэтому нет ничего удивительного, что изменился сам Городецкий. Нет больше пылкого, импульсивного молодого человека, готового сокрушать зло, или то, что им кажется, любой ценой. Его сменил осознавший сложность мира и трудность выбора зрелый мужчина, которому есть что терять.

Правда, полностью герой с этим еще не смирился, то и дело отпуская саркастичные, меткие комментарии. Комментарии, которые заставляют или улыбнуться, или задуматься, а то и поморщиться, если они относятся к тебе. Именно такие размышления и создают, по большей части, приятное впечатление от книги, поскольку в остальном ничего особого в ней нет. Деление на три части мне показалось скорее данью традиции, а не необходимостью. И если первая часть хороша в отдельности, то вторая и третья теряют всякий смысл в отрыве от романа. Сюжет, а точнее загадка, которую по-привычке пытаешься разгадать, меня особо не захватила, тем более, что объяснения, если и не противоречат предыдущим частям, то слабо сочетаются, напоминая грубые, притянутые заплатки. Впрочем, такое случалось и прежде, ведь цикл рос вместе с автором, далеко выйдя за границы первоначальных замыслов и планов.

"А как хотелось бы знать, правильно ли ты поступил.

Но никто и никогда не даст на это ответа."


Подводить итоги дело довольно неблагодарное, особенно тогда, когда многое зависит от личных предпочтений. Те, кто изначально предвзято относятся к циклу, вряд ли изменят свое мнение. Те, кто ждал чего-то в духе раннего Лукьяненко, также не найдут здесь искомого. Наверное лишь те, кто хотел приятного времяпрепровождения, вдумчивого, философского чтения, встречи со старыми героями, останутся довольны. "Новый дозор" — это не что-то новое и революционное в фантастике, не шедевр и не провал, это гладко и ровно написанное произведение, в котором нет накала эмоций, зато есть над чем поразмыслить. О доверии, о героизме, о выборе, о долге. Тем и поводов достаточно, было бы желание читателя.

Итог: пронизанная философскими, социальными и многими другими рассуждениями книга, с элементами загадки и приключений.


Статья написана 17 мая 2012 г. 19:10

«Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус»

Народный фольклор.

«Не нравится, не читайте!»

Вопль на литературном форуме.


По комнате разносилось сдавленное, совершенно неаппетитное чавканье. Мышь откусила очередной кусок, пожевала и тяжело сглотнула. Попятившись, отодвинулась назад и посмотрела на результат своих трудов.

От кактуса осталась едва ли половина. Левая сторона была почти полностью съедена, лишь чудом уцелевший выступ упрямо маячил перед мышью.

Мышь вздохнула. Слизнула коралловую капельку крови, выступившую на губе. Осторожно дотронулась кончиком языка до глубоко воткнувшейся иголки. Дернулась и вновь посмотрела на выступ.

Нерадивые хозяева частенько забывали поливать кактус. А за время удушающей жары ему и вовсе не перепало ни капли. Выступ давно высох, ломкие иголки уныло торчали из дряблой, съежившейся мякоти.

Мышь вздохнула. Прошлась вокруг кактуса и вновь остановилась напротив выступа. Нервно дернула хвостом.

От горьковатого сока скребло в горле. Выступ манил ее, манил сильнее, чем флейта легендарного Крысолова.

Мышь вздохнула. Медленно и обреченно направилась к кактусу, подчиняясь зову. Подобралась к выступу, на миг задержала дыхание и вгрызлась в него.

Хруст и чавканье наполнили пыльную, пустынную комнату, пугая жутковатой монотонностью сжавшихся за плинтусом тараканов.

Закрыв глаза, мышь самозабвенно отрывала жесткие куски, не обращая внимания на иголки. Чуть пожевав, торопливо глотала.

Мышь была счастлива.

P.S. Мескалин — психоделик, энтеоген, алкалоид из группы фенилэтиламинов. Систематическое название — 2-(3,4,5-триметоксифенил)-этиламин. В небольших количествах содержится в кактусах рода Lophophora (Lophophora williamsii) и Эхинопсис (Echinopsis pachanoi, Echinopsis peruviana), синтезируется искусственным путём из галловой кислоты, также может быть синтезирован из ванилина. В большинстве стран производство и распространение мескалина запрещено законом (в том числе в России). Википедия

P.P.S. Если кому любопытно, с чего мне пришла в голову эта картинка, то знайте, так подействовали на меня "Заклинатели" Пехова.

P.P.P.S. Миниатюра в базе Фантлаба.


Статья написана 16 мая 2012 г. 11:20

Что я ценю в книгах больше всего? Оригинальность и необычность? Или атмосферу и описания? Яркие характеры героев? Закрученный и непредсказуемый сюжет? Все это верно, но, в первую очередь, мир должен быть настоящим, живым. Не грубой поделкой, не ярко раскрашенной фальшивкой, а настоящим, продуманным, прожитым. Казалось бы, про пиратов написано немало книг, начиная с "Одиссеи Блада". Увы, не читал Хобб, но знаю, что и у нее есть цикл про живые корабли. Или возьмем скрытое противостояние кланов, обладающих особыми способностями, где только не встречается оно. Но в дебютном романе Осояну "Невеста ветра" любая деталь обретает свое, особое звучание, которое гармонично сливается с общей мелодией мира.

Мир раскрывается перед нами постепенно, внезапными скачками резко расширяя кругозор, распахивая все новые и новые горизонты. Сюжет, словно живая лодочка, сперва невелик, потом разом вырастает до шхуны, а концу книги по бездонному морю страниц плывет прекрасный и величественный фрегат. Целительница, крылан, корабельный мастер, — каждый новый взгляд поворачивает сюжет, заставляя его то окунаться в прошлое, стряхивая пыль с воспоминаний, то возвращаться в настоящее, подбрасывая новые загадки, то тонко намекать о будущем, как и положено — неясно и расплывчато.

Загадок в "Невесте ветра" множество, как крохотных, личных, затрагивающих лишь одного, от силы двух людей, так и глобальных, от которых зависят судьбы целых королевств и империй. Но кто может заранее предсказать, к чему приведет героев поиск разгадки, как это повлияет на замерший в ожидании потрясений мир. Кланы, император, принцесса, пираты, каждый плетет свои интриги, туго переплетающиеся между собой, приводящие, подчас, к неожиданным результатам, когда множество сюжетных нитей сплетаются воедино.

Старые, высушенные морским ветром и просоленные брызгами воды легенды, казавшиеся вымыслом, вдруг обретают силу и мощь. Восстают словно феникс из пепла, впрочем, так можно сказать про каждого из главных героев. Все они что-то потеряли, чего-то лишились в прошлом, но упорно двигаются вперед, вновь находя смысл и цель жизни. Здесь и в помине нет бездушных статистов или картонных персонажей, каждый живет своей жизнью, мечтает, надеется, верит.

И эти надежды и мечты выплескиваются в песни, плавно несущиеся над морской гладью, качающиеся вместе с кораблем на волнах. "Мы выбираем путь, не зная горя", — поют матросы. Может, горе они и знают, но когда ты не один, а часть команды, когда корабль и капитан всегда незримо рядом, а вокруг плещется Бескрайний океан, полный опасностей и загадок, все выглядит иначе. И подходя к концу книги, понимаешь, что плавание еще только начинается, и никто не знает, что же случится дальше...

Многое остается неясным, недосказанным, но благодаря пестрой, яркой стилистике мира, поражающей воображением своим богатством идей и образов, это не раздражает. Наоборот, лишь еще сильнее влюбляешься в книгу, с головой окунаясь в нее. И начинаешь читать все быстрее, в надежде, что все тайны скоро раскроются, отдельные фрагменты сложатся, и мы узнаем, какой секрет скрывает старая карта.

Итог: отличный, детально проработанный мир, морские легенды и сказания, атмосфера и дух плавания, которые по достоинству оценят не только любители моря, но и ценители фэнтези.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 15 мая 2012 г. 09:13

Эта зима выдалась богатой на неплохие новинки. Вышли новые книги сразу нескольких известных авторов, были опубликованы некоторые любопытные переводы, так что, несмотря на уверения, что книжная индустрия погибает, совсем без книг читатели не остались. Без хороших книг, разумеется, поскольку шлака сейчас много, как никогда.

Стократ
Стократ
Ловцы удачи
Ловцы удачи
Невеста ветра
Невеста ветра

Пожалуй стоит начать с хорошего. Так, супруги Дяченко опубликовали новую книгу, относящуюся к путевому фэнтези. "Стократ" собран из отдельных новелл, многие из которых отменно удались соавторам. Главный герой чем-то напоминает сразу нескольких известных персонажей: Геральта, Волкодава, Людвига, но при этом и отличается. Им движет не долг, не месть, а любопытство, которое заводит его в самые разные места и ситуации. Правда, далеко не всем роман понравился, и тем не менее он стоит того, чтобы его прочли.

Другая долгожданная новинка — "Ловцы удачи" Пехова, своеобразный приквел к повести "Особый почтовый". На этой книге я не стану задерживаться, подробнее сказано в рецензии. Просто замечу, что книга получилась простой и линейной, поэтому главное в ней не сложный запутанный сюжет, а приключения и антураж.

Но это всё произведения известных писателей, которые обсуждаются подолгу и со вкусом разбираются по косточкам. Не всем авторам настолько везет. Так дебютная книга Наталье Осояну "Невеста ветра" провалилась в продаже по загадочным причинам, хотя роман этого совершенно не заслуживал. Отличный, детально проработанный мир, морские легенды и сказания, атмосфера и дух плавания. Множество сюжетных нитей, сплетающихся в одну. Яркие персонажи, непохожие друг на друга со своими жизнями и характерами. Смело можно рекомендовать всем любителям моря.

Имя ветра
Имя ветра
Дикие карты
Дикие карты
Властелин знаков
Властелин знаков

Бывает и по-другому. Берешь в руки обсуждаемую, расхваленную на все лады книгу и понимаешь, что все далеко не так радужно, как написано в отзывах и рецензиях. Что есть немало моментов, которые серьезно портят впечатление. На мой взгляд, "Имя ветра" не заслужило такой известности. Да, Ротфусс постарался на славу, но темп сюжета то скачет, то замирает на месте. Действие то вертится вокруг загадочных чандриан, то бросает их и перескакивает на Денну, то метается к Университету, к суровому быту и студенческим шалостям Квоута. И на историю мира, на легенды, на основную часть сюжета почти не остается времени. И это в толстенной-то книжище! В общем, если вы не готовы мириться с пространными описаниями жизни и быта героя, то лучше пройти стороной.

Уже длительное время я поглядывал на зарубежные антологии и решил, наконец, свести знакомство с мозаичным романом Мартина "Дикие карты". Увы, нашлось лишь несколько жемчужин среди прогнившей шелухи. То ли всему виной сжатый формат каждого отрывка — рассказа, то ли изначально предназначенный для поклонников приключений супергероев сюжет, то ли обилие чернушных сцен, любителем коих я не являюсь. Но общее впечатление оказалось отрицательным. В рассказах почти не встречается какой-нибудь серьезной идеи, лишь приключения ради приключений.

Из книг, прочтенных пробы ради, когда ничего не знаешь про писателя, а аннотация и отзывы ничего не проясняют, любопытной вещью оказался "Властелин знаков" Марушкина. Красочные, поражающие воображение декорации с лихвой искупают первоначальную порывистость сюжета. А затем автор будто входит во вкус, темп замедляется, и характеры персонажей постепенно начинают раскрываться. Но в целом, прекрасный калейдоскоп рас, антуража, механизмов и природы искупает все просчеты и недостатки произведения.

Путь демона
Путь демона
Противостояние
Противостояние

Долгое время меня удивляли высокие оценки у Глушановского. Но после знакомства с его творчеством удивление стало еще больше. Такое ощущение, что автор писал книги навеселе, не особо затрудняя себя объяснениями, мотивами и логикой. Главное, чтобы все выглядело смешно и забавно, а то, что мозг при чтении придется выключать, его совершенно не беспокоило. Впрочем нет, высокие оценки объяснимы, ведь многие как раз такое и любят, чтобы вмиг отключиться и превратиться в могущественного и всесильного героя. В общем-то ничего плохого в этом нет, равно как и хорошего. Но тем, кто любит хорошие, умные книги, написанное Глушановским вряд ли понравится.

Нередко люди сожалеют, что практически нет хорошего эпического отечественного фэнтези. Хорошего и впрямь маловато, но время от времени встречаются достойные вещи. Причем, как ни странно, зачастую о них почти никто не знает. Так, например, цикл Воронина "Несущие свет" мало известен, несмотря на приятный стиль, хороший сюжет и интересных персонажей. Интриги, плетущиеся на фоне быстро разгорающейся войны между двумя государствами, личная вражда, испытания, которые предстоит преодолеть героям на своем пути, все это искусно распределено на протяжении всех трех томов цикла вместе с любопытными рассуждениями. Огромный плюс книги — широкое поле зрения, так как автор не забывает ни о экономике, ни о быте, ни о политике мира.

Пилот вне закона
Пилот вне закона
Очевидец
Очевидец

О чем еще стоит упомянуть? Продолжается цикл "Завтра война", в новой книге Зоричей "Пилот вне закона" стало чуть меньше романтики трудовых космических будней и больше приключений, перестрелок и погонь. Недавно вышедший сборник "Очевидец" Чекмаева собрал под одной обложкой рассказы за добрый десяток лет. Миниатюры, наполненные городской мистикой, несколько пробирающих до дрожи, психологических рассказов. Красивые, необычные концовки, казалось бы, довольно обыденно начинающихся рассказов, мало кого оставят равнодушными.


Статья написана 28 апреля 2012 г. 12:29

Миры Фэнтези продолжают хорошую традицию проведения литературных конкурсов на портале "Миры Фэнтези" конкурсом фантастического рассказа и поэзии "И пришел Дракон..."

Драконы — неотъемлемая часть вселенной фантастики и фэнтези. Это загадочное мифическое животное присутствует почти во всех культурах мира от Японии до Великобритании. Наш литературный конкурс посвящен Дракону во всех его ипостасях и проявлениях.

Правила конкурса «И пришел Дракон…»:

I. Жеребьевка

1. Участники прозаического конкурса выбирают один из 100 номеров, отправляют выбранный номер в личные сообщения (ЛС) организаторам и скачивают запароленный архив. По окончании жеребьевки получают пароль и узнают свою тему.

2. Участники поэтического конкурса выбирают одну из 100 тем по своему усмотрению, сообщают ее организаторам в ЛС, а организаторы просто убирают ее номер из общего списка.

3. Если автор собирается участвовать в обеих ветках конкурса, он отдельно выбирает тему для поэтического турнира и отдельно номер темы в прозе и все это отправляет в ЛС организаторам.

4. Заявка считается принятой после того, как автор получит ответ от организатора.

5. Жеребьевка проводится 28.04.2012 – 1.05.2012 включительно.

II. Конкурсные произведения

1. Объем от 5 000 до 40 000 тысяч знаков с пробелами по счетчику Word для прозы, от одного катрена и до 40 000 знаков по счетчику Word – для поэзии.

2. Дракон в любом виде – сказочном, фантастическом, метафорическом – должен присутствовать в произведении.

3. Произведение должно содержать элементы ФиФ

4. Произведение должно соответствовать полученной в жеребьевке теме.

5. На конкурс принимаются только произведения нигде ранее не публиковавшиеся. Если рассказ или стихотворение были ранее опубликованы где-то в сети или на бумаге, это нарушает правило анонимности.

6. Законченные произведения присылаются на почтовый ящик с указанием ника на форуме МФ и желаемого ника для анонимного конкурса. В поэзии – еще и с указанием номинации.

7. В прозе от одного автора принимается не больше 2 рассказов, в поэзии – не больше двух стихотворений в каждой номинации.

III. Голосование и определение победителя

1. Все участники будут поделены на равные группы. Группы голосуют друг за друга по кругу. В первом туре голосования каждый участник должен выставить оценки всем в соседней группе. Причем оценки от 1 или 2 до (зависит от количества участников в группе), которые не должны повторяться. То же касается и читателей и критиков. Их оценки будут приняты лишь в том случае, если они проголосовали за всю группу и выставили всем разные оценки.

2. По одному участнику из каждой группы выйдут в финал (независимо от количества групп), во втором туре голосования на тех же условиях примут участие не только конкурсанты, но и читатели и критики. Опять же, каждый голосующий должен выставить всем финалистам разные оценки от 1 до (количество финалистов).

IV. Сроки

1. Жеребьевка – 28.04.2012 – 1.05.2012

2. Написание – 2.05.2012 – 15.05.2012

3. Первый тур голосования – 16.05.2012 – 24.05.2012

4. Второй тур голосования – 25.05.2012 – 1.06.2012

V. Дополнения

1. После публикации на конкурсе автор не может вносить изменения в свои произведения, но вычитка со стороны критиков приветствуется.

2. Автор не имеет права открыто признавать свое авторство или недвусмысленно на него намекать во время обсуждения. Читатели и критики, если им доподлинно известен автор того или иного произведения тоже не имеют права разглашать эту информацию. В противном случае произведение будет дисквалифицировано.

3. Для общего развлечения и пущей неразберихи будет открыта тема угадайки.

Все подробности в теме форума.





  Подписка

Количество подписчиков: 287

⇑ Наверх