Лион Фейхтвангер Гойя или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Лион Фейхтвангер "Гойя, или Тяжкий путь познания"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лион Фейхтвангер «Гойя, или Тяжкий путь познания»

Статья написана 22 октября 2012 г. 11:34

По большому счету, это такая «программная» вещь, что давно стоило ее прочитать, и хорошо, что книжная рулетка меня на это сподвигла. Интересна и сама тема (люблю Гойю, да, особенно Капричос), и то, как она раскрыта. Я тысячу лет назад читала «Безобразную герцогиню», и с того времени успела подзабыть стиль Фейхтвангера. У меня в голове он почему-то четко ассоциировался с тяжеловесностью и медлительностью Томаса Манна — но, как выяснилось, ничего подобного.

Фейхтвангер пишет, как бы это поточнее сформулировать, «по делу». В нем нет никакого растекания мысию по древу, и при этом он умудряется охватить очень широкий круг. Описывая события из жизни Гойи, Фейхтвангер не ограничивается им одним как героем, а периодически посвящает читателя в жизни других второстепенных героев, фактически вставая на их pov, которого Гойя, конечно, знать не мог. Помимо этого Фейхтвангер делает периодически (но не настолько часто, чтобы это надоело) своего рода срезы эпохи, упоминая происходящие в остальном мире исторические события — так, что становится понятно, о какой эпохе, собственно, шла речь.

Что касается изображения самого Гойи, его жизни, характера, мотивации, то тут, мне кажется, автору можно только апплодировать. Потому что он умудрился создать портрет человека, безусловно, очень талантливого, даже гения, но ни в одно мгновение у читателя не возникает ощущения, что между его любовными мелкими приключениями и созданиями шедевров расположена «магия-магия», которую не сумел объяснить автор. Напротив, Фейхтвангер строит повествование, опираясь во многом на историю создания отдельных картин (как, например, семья короля Карла), а в других случаях — придумывая эту историю и вписывая ее очень ловко в основной сюжет (как маха одетая и маха обнаженная). Отчасти поэтому лучше заранее более ли менее представлять себе картины Гойи, когда начинаешь читать — иначе изрядная часть будет неинтересна.

Биография Гойи, насколько я могу судить в меру скудных знаний, воссоздана настолько, насколько ее можно воссоздать. И при этом в романе нет ни одного белого пятна — напротив, Фейхтвангер очень четко, логично и достоверно изобразил не только характер Гойи, мотивацию его поступков, его мысли, но также характеры и мысли всех остальных участвующих лиц. Мои любимые герои, к слову, вовсе не Гойя, а стареющая королева Мария-Луиза, умница, которая не хочет выпускать из своих рук ничего. И неизменный друг и ученик Гойи Агустин Эстеве, на котором просто хочется немедленно жениться — настолько удивительный образец преданности он демонстрирует.

Все остальные герои и характеры (весьма многочисленные) в совокупности прекрасно отражают срез страны и эпохи в целом. Поэтому роман не просто биографический, но еще и вполне исторический. Понятны и общие направления испанской политики (особенно внешней, осложненной ВФР и Наполеоном), и подводные течения в ней, и отношения с церковью (последние ужасы инквизиции), и устройство верхов и низов испанского общества того времени. Получается очень красочная и объемная картина. По-моему, это идеальная форма таких исторических биографий, потому что для понимания мотивов действий и эмоций героя нужно еще и понимание эпохи, в которую он жил, и места, которое он занимал в обществе. Фейхтвангер отлично облегчает весь этот довольно тяжеловесный исторический объем легкостью подачи, разбивая текст, описывая происходящее с точки зрения разных героев и вставляя стихи послей главки. Получается легко и ненавязчиво.





226
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 октября 2012 г. 10:37
Заинтригован, надо будет прочитать. От «Безобразной герцогини», а уже тем паче антинацистской «Семьи Опперман» я в восторг не пришел, но, помнится, «Лисы в винограднике» читались в школе на -ура. М.Б. Фейхтвангер к зрелому возрасту стал писать лучше?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 октября 2012 г. 10:48
Герцогиня по моим ощущениям была поскучнее. А это — очень добротный и довольно легкий полуисторический роман.


⇑ Наверх