Ясон и Аргонавты


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» > Ясон и Аргонавты
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ясон и Аргонавты

Статья написана 12 ноября 2012 г. 18:34
Размещена:

В 1979 году, в ходе вспыхнувшей Иранской революции, было захвачено американское посольство в Тегеране. Захватчики требовали выдать им шейха Мохаммеда Реза Пехлеви, чья внутренняя политика по национализации земли и попытке порвать со многими коренными традициями, вызвала резонанс  и возмущение в обществе. Тем временем, из посольства бежали шестеро членов дипломатического корпуса. Спасаясь от преследования, они были вынуждены скрыться в доме канадского посла. Они оказались в ловушке, выбраться из которой им самим не представлялось возможным.

“Арго” — третий режиссерский проект Бена Аффлека, берущий свое начало за несколько минут до захвата американского посольства, уже с первых минут заявляет свои права на звание хорошего триллера. Художественные кадры, открывающие фильм, с первых же минут начинают взаимодействовать с реальными записями происходящего, тем самым усиливая эффект правдоподобности демонстрируемых событий. Пока с одной стороны захватчики скандируют речи, в посольстве, обливающиеся потом люди стремятся скорее спихнуть все возможные секретные файлы в печь или в измельчитель бумаг. Кто-то из работников еще верит в возможность спасения полицией, а кто-то уже отчаялся, и, бросив все на произвол судьбы, открывает дверь – и вот уже шестеро человек, формально находившиеся на американской земле, ставят свои жизни под удар, стараясь избегнуть гнева возмущенной толпы.

Если рассматривать “Арго” с точки зрения сценария, то не возникнет никаких лишних вопросов или удивлений. Здесь нет особых сюжетных твистов – история линейна, если не сказать, что пряма. События развиваются по классическому принципу, который еще чем-то близок историям про ограбления. Сначала происходит некое событие, вызывающее ту или иную реакцию, затем герои разрабатывают план, с учетом произошедшего, и всю оставшуюся часть истории, они пытаются его реализовать. Сюжетные ходы здесь не новы, и давно уже многим знакомы. Но, как диктует киноистория, старые ходы в умелых руках могут захватывать зрителя ничуть не хуже, нежели раньше.

Дело вот в чем – несмотря на однобокий сюжет, “Арго” предлагает своему зрителю историю, полную качественного саспенса, заключающегося в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся обыденными. Все действие постоянно грозит заискриться от напряжения, царящего фактически в каждом кадре. И это напряжение развивается на всех сюжетных фронтах, не давая зрителю расслабиться. Оно везде  – в прокуренных кабинетах ЦРУ, в доме канадского посла, в глянцевых отблесках Голливуда.

Да-да. Что интересно, Аффлек в своем фильме, возможно специально, возможно и не совсем, но наделяет индустрию кино силой, которая изначально в ней заложена не была – силой спасения. План по возвращению заложников заключается в идиотской, на первый взгляд, идее создания фальшивого фильма. Главный герой, в исполнении самого Аффлека, под прикрытием продюсерства новой картины, вылетает в Иран, для оказания помощи сбежавшим беглецам. В этом деле ему способствуют не только ЦРУ, но и Голливуд, в лице продюсера Лестера Сигала, и одной из “звезд” индустрии грима – Джона Чемберса, ответственного за фильм “Планета Обезьян” и заостренные уши мистер Спока. С подачки этой компании начинается “разработка” космического эпика “Арго”, атмосфера и наработки вокруг которого, так или иначе, отдают музыкой имперского марша из прогремевшей в 1977 году первой серии “Звездных Войн”. Вкупе с определенным количеством отсылок к тем временам, Голливуд в фильме окутывает некий особый ореол, сочетающий в себе одновременно порок и в то же время, источник искренней поддержки и помощи.

Поэтому, начиная со второй половины фильма, когда герой все-таки попадает в Иран, и вместе с шестью работниками посольства начинает готовиться к побегу из страны, “Арго” становится для них не просто прикрытием, но единственной реальной возможностью спасения. Но для того чтобы ее реализовать, им придется примерить на себя личины сценаристов, операторов, продюсеров и других членов съемочной команды. А тем временем часы, в соответствии с классической концепцией триллера, будут тикать все быстрее, и кровь все сильнее будет отдавать в виски.

В использовании всех этих “элементов” создания напряжения в кадре, Аффлек не идет по новой дороге – здесь герои, которые вроде бы преодолевают одно препятствие, сразу же натыкаются на другое. Открытые двери аэропорта еще не означают свободы – ведь впереди три пункта проверки граждан. Выдаст ли беглецов иранская гувернантка канадского посла или нет? Даст ли правительство добро на вылет, или предпочтет другой план вопреки уже действующему? Дилеммы подобного рода вряд ли способны искусить новизной проверенного зрителя, ведь в двух случаях из трех, он знает ответ на той или иной вопрос. Но когда в последние полчаса напряжение почти физически выливается с экрана,  а Аффлек внезапно дает хорошего Хичкока, рука того самого опытного зрителя непроизвольно тянется к сигарете.

По большому счету, политическая составляющая, которая, безусловно, занимает немалое место в фильме, возможно, сыграет свою роль в будущем – на “оскаровской” гонке. Потому что в настоящий момент, на первый план в картине выходит тот самый саспенс, а вовсе не политика, Голливуд или даже сами герои. Строго говоря, и роли то в фильме если не схематичны, то, во всяком случае, достаточно незатейливы. Но несмотря на это, возможность искренне потратить свои нервы и покусать губы, выжидая ответа на вопрос “спасутся или нет?” сейчас  дорогого стоит.





396
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 18:48
«Город воров» наглядно продемонстрировал, что в работах режиссера Бена Аффлека самое ужасное — это актер Бен Аффлек. И этой причине, в отношении «Арго» у меня уже выработалась определенное предубеждение. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 18:50

цитата fox_mulder

«Город воров» наглядно продемонстрировал, что в работах режиссера Бена Аффлека самое ужасное — это актер Бен Аффлек. И этой причине, в отношении «Арго» у меня уже выработалась определенное предубеждение.

Так-то да. «Город» не смотрел, но здесь можешь не сомневаться — у него главная роль, но он практически никакой. Да и по факту на него тут вообще с высокой колокольни, не он в фильме главный фактор 8:-0
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 18:55

цитата febeerovez

Так-то да. «Город» не смотрел, но здесь можешь не сомневаться — у него главная роль, но он практически никакой. Да и по факту на него тут вообще с высокой колокольни, не он в фильме главный фактор

Ну в таком случае, это уже четвертый фильм после «Атласа», «Семи психопатов» и «Газетчика», который мне необходимо посмотреть в ближайшее время. Вопрос в том, где бы мне найти столько времени. :-)))
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 19:06

цитата fox_mulder

Ну в таком случае, это уже четвертый фильм после «Атласа», «Семи психопатов» и «Газетчика», который мне необходимо посмотреть в ближайшее время. Вопрос в том, где бы мне найти столько времени.

Ох уж эта извечная проблема времени. :beer:

Пс. «Семь Психопатов» надо и мне посмотреть. А что за «Газетчик»?
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 19:09
Знойный нео-нуар от постановщика ужасного фильма «Сокровище». 8:-0 И несмотря на это отягчающее обстоятельство, из моих приятелей-синефилов всем понравилось. ;-)
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 19:11

цитата fox_mulder

Знойный нео-нуар от постановщика ужасного фильма «Сокровище». И несмотря на это отягчающее обстоятельство, из моих приятелей-синефилов всем понравилось

Какая прелестная штука, надо записать :beer:
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 19:11
За него весь фильм играет его же борода. Неважно, нужно ли сыграть мужественность, или роль примерного семьянина. :-)))
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 19:17

цитата Summer Cannibal

За него весь фильм играет его же борода. Неважно, нужно ли сыграть мужественность, или роль примерного семьянина.

Да, для таких «актеров» как Аффлек, борода — штука действительно незаменимая. :-D Может, Николас Кейдж когда-нибудь тоже догадается ее отпустить? :-)))


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 18:57
Канадцы, после премьерного просмотра у себя в Торонто на фестивале, завопили, мол, что это вы, Бен Аффлек, так снизили роль Канады. Бен подумал, да, действительно, нехорошо получилось, и вставил тот титр, типа потрясающее сотрудничество двух государств. Политика, политика((

Но саспенс реально крут. Только он всё-таки не в стиле «бомба под столом», а в стиле «ну, что ж вы тормозите-то, а?», что всё равно, конечно, круто. Вот не могу даже вспомнить какой-нибудь современный фильм с такой мастерской игрой со зрителем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 19:08

цитата Summer Cannibal

Канадцы, после премьерного просмотра у себя в Торонто на фестивале, завопили, мол, что это вы, Бен Аффлек, так снизили роль Канады. Бен подумал, да, действительно, нехорошо получилось, и вставил тот титр, типа потрясающее сотрудничество двух государств. Политика, политика((

Политиканы 8:-0

цитата Summer Cannibal

Но саспенс реально крут. Только он всё-таки не в стиле «бомба под столом», а в стиле «ну, что ж вы тормозите-то, а?», что всё равно, конечно, круто. Вот не могу даже вспомнить какой-нибудь современный фильм с такой мастерской игрой со зрителем.

да есть наверняка. 8-)


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 20:13
Да, фильм вышел замечательным. Я очень люблю триллеры, хотя большая часть из них снята несколько по-другому принципу. Поэтому в начале я немного приуныл из-за медленного развития события и заседания, где люди предлагали проехать 300 км по снегу на велосипедах. Но дальше меня затянуло, и до самого конца не отпускало. А последние минуты весь зал сидел подавшись вперёд, и некоторые даже шептали «ну давай, быстрее».
Единственный серьёзный минус — Аффлек-актёр. Он действительно никакой и даже борода не особо спасает. Весь фильм какой-то побитый ходит, аж почти жалко было :-) И алкоголь пьёт как-то не так :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 20:26

цитата Crashwall

Да, фильм вышел замечательным. Я очень люблю триллеры, хотя большая часть из них снята несколько по-другому принципу. Поэтому в начале я немного приуныл из-за медленного развития события и заседания, где люди предлагали проехать 300 км по снегу на велосипедах. Но дальше меня затянуло, и до самого конца не отпускало. А последние минуты весь зал сидел подавшись вперёд, и некоторые даже шептали «ну давай, быстрее».

У нас руками по подлокотникам били :-)))

цитата Crashwall

Единственный серьёзный минус — Аффлек-актёр. Он действительно никакой и даже борода не особо спасает. Весь фильм какой-то побитый ходит, аж почти жалко было И алкоголь пьёт как-то не так

Да он там и не очень важен, так что не страшно. А алкоголь он пьет аккуратно очень. Так при стрессе не пьют. 8-)
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 21:14
[q=febeerovez ]Да он там и не очень важен, так что не страшно.[/q]
Не важен. И всё же пусть лучше снимает, а не играет :-)
[q=febeerovez ]А алкоголь он пьет аккуратно очень. Так при стрессе не пьют.[/q]
А, вот оно в чём дело. Ну да, похоже на то.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 00:36

цитата Crashwall

Не важен. И всё же пусть лучше снимает, а не играет

На этом многие сходятся :beer:


Ссылка на сообщение12 ноября 2012 г. 20:55
А мне понравился «Город» и это тоже гляну. Вот «Детка» совсем не понравился.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 00:36

цитата Tibibo

А мне понравился «Город» и это тоже гляну. Вот «Детка» совсем не понравился.

Я у Аффлека, кроме «Арго», не видел ничего 8-)


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 00:21

Для меня наиболее интересной частью фильма оказался Голливуд с его обитателями. И вообще, в целом идея о том, что искусство(и даже не обязательно сильно высокое искусство, учитывая, какой фильм они снимали:-)))) может спасти людям жизнь — в прямом смысле. Не знаю, задумывалось ли это, или случайно получилось, но я такой подтекст прочёл.

Особенно в этом плане яркая сцена, когда один из из посольства, когда шестёрку задерживают в аэропорту, начинает показывать эскизы и описывать сюжет фильма. Замечательная сцена. И да, в конце, когда показывали игрушки, я расчувствовался.

P.S.Тем не менее, «Плутовство», также сочетающее жизнеописания политиков и кинодельцов, на мой взгляд, более оригинальный и в чём-то глубокий фильм. А Алан Аркин в «Арго» чем-то напоминает героя Дастина Хофмана из «Плутовства».

P.S.S.Кину ещё один камень в огород Аффлека(хотя вряд ли он у него имеется). Рожа на протяжении всего фильма не меняется. Вообще в конце этому даётся как бы объяснение — это он по жене-ребёнку весь фильм тосковал. Ну объяснили и ладно, а на пользу фильму эта антиэкспрессивность всё равно не идёт: сцена, где он бухает вроде как должна показывать всю тяжесть его дилеммы, а поскольку он с первых минут ходит такой же потерянный, должного эффекта не производит.



⇑ Наверх