Чайна Мьевиль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Чайна Мьевиль "Шрам"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чайна Мьевиль «Шрам»

Статья написана 17 ноября 2012 г. 19:32

сабж

Мне давно не было ТАК интересно :-)

Нет, я, конечно, уже по первому роману поняла, что фантазия у Мьевиля работает так, как ни у кого больше из всех, кого я могу припомнить из создателей своих миров. И при этом сами его миры получаются необычайно наполненные, живые, многообразные, но ничуть не фантастические по сути — ни в одном моменте нельзя сказать, что здесь «очень сильное колдунство», а не объективное действие неких законов реальности. То есть да, мир наполнен разной степени невероятности фантастическими существами — но при этом описаны они не как нечто волшебное, а как еще один биологический вид, со своими физическими и психическими особенностями, сильными и слабыми сторонами. Да, помимо Нью-Кробюзона есть еще множество неизведанных, полулегендарных городов и стран — но все они расположены в рамках существующей географии, связаны торговыми и политическими взаимоотношениями.

«Шрам» сюжетно — это отчасти продолжение «Вокзала». Главная героиня, Белис Хладовин — бывшая любовница и друг дер Гримнебулина, которая вынуждена уехать из Нью-Кробюзна в колонию, опасаясь преследования нью-кробюзонских властей после событий «Вокзала», для которых надо было найти виноватых. Но добраться до колонии, спокойно там поселиться и тихо-мирно сидеть несколько лет, пока все не уляжется, Беллис не суждено. Потому что на пути у нее встречается сначала странный пассажир, заявляющий от имени Нью-Кробюзонских властей права на судно, а потом и вовсе пираты. В результате Беллис оказывается пленницей-гражданкой плавучего пиратского города, который, в свою очередь, направляется по морю с вполне определенной целью.

«Вокзал», если угодно, был более детективным романом. Вся цель сюжета сводилась к тому, чтобы найти и обезвредить преступников, в данном случае — жутких мотыльков. «Шрам» по своей сути роман приключенческий. Сюжет движется небольшими рывками, очередное приключение (очередная цель путешествия) — небольшое затишье, подготовительная стадия. И так далее.

Чем ближе к концу романа, тем чаще я вспоминала, как ни странно, христианско-романтическое «Повелитель зари, или Плавание на край света» Льюиса. Пиратский плавучий город, Армада, тоже по сути движется на край света. Точнее — к загадочному разлому в реальности, оставленном столь же загадочными пришельцами из иной вселенной. Выясняется, это, конечно, не сразу, вожди проекта открывают гражданам ровно столько информации, сколько нужно, чтобы не допустить бунта. Есть в городе и ученые, готовые жизнь положить во имя удовлетворения своего любопытства, и преданные сторонники вождей, и оппозиция, b и рядовое население, которому вроде не все равно, но которое ничего не понимает. Героиня, как ни странно, относится именно к такому населению — она не глупа, не эгоистка, но не выделяется ничем настолько особенным, чтобы сыграть некую собственную роль, не случайную. При этом Мьевиль так ловко прописал ее линию, что она не вызывает никаких эмоций, кроме абсолютного приятия — ее глазами смотришь, как собственными. Ее поступки безупречно логичны из ее шкуры. При этом с точки зрения сюжета в целом она совершает иногда фатальные ошибки, но четко осознаешь, что будучи собой, она не могла бы их не совершить.

Зато перед глазами героини проходит целая плеяда великолепных характеров и образов. Увлеченный ученый, хитрый шпион, простой парень из работяг, фанатики-правители и их идеальный телохранитель, который по какой-то загадочной причине решил сделать ее своим конфидентом. Самое потрясающее в романе — что все фигуры, от главной героини до второстепенных — очень живые, очень разные и очень понятно (применительно к своему статусу и ситуации) действуют. Понятно, в смысле, логично и по-человечески естественно. При этом, как ни странно, большинство действующих лиц вызывает огромный, буквально нездоровый интерес — большинство как раз из тех, кто решает судьбы остальных армадовцев. Утер Доул, к примеру, который при первом появлении кажется бессмысленным рубакой, а в итоге оказывается чуть ли не главным специалистам по полумистическим-полунаучным тайнам, на которого персонально и завязана вся экспедиция. Корбюзонский прокуратор, сумевший похитить у враждебной расы некие секреты и не постеснявшийся устроить в Армаде войну, чтобы передать их своему городу. Любовник и Любовница, безымянные правители Армады, одержимые друг другом и сумасшедшей идеей. Мы знаем о них едва-едва больше, чем видит Беллис, а это слишком мало, чтобы понять, что это за люди и что ими движет. Все они — очень яркие и сильные характеры, и их взаимодействие производит как раз необходимый детонирующий эффект, который, собственно, и двигает сюжет. При этом каждый поворот событий, каждый их шаг с одной стороны вполне логичен, а с другой — совершенно неожиданен для читателя. Поэтому все время сидишь и гадаешь, что же будет дальше.

Никого не слушайте. Это просто невероятно интересно.



Тэги: мьевиль


329
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 ноября 2012 г. 19:59
Наиболее любимая у Мьевиля книжка. Он помимо прочего сумел редким образом использовать рассказчика с неопределенными свойствами (Белис, она определенно с характером и своей манерой, но не отнесешь к условно «хорошим» или «плохим»). Бедную героиню используют несколько раз в темную так, что она остается в дураках -без очевидной опять-таки морали. При динамизме действия роман с очевидно неоднозначным идейным посылом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2012 г. 20:28
Видела Ваш отзыв, очень позабавила идея Утера-прогрессора. Не думала в эту сторону, пока читала, но что-то есть, пожалуй)
Причем по ситуации Белис, мне кажется, очень сложно было не повестись на то, чтобы тебя использовали.


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 01:39
Замечательный роман.
К сожалению, остальные переведённые книги Мьевиля много слабее этих двух, включая третий роман про Бас-Лаг. И никогда не понимал людей, упрекавших эти романы в психологической блеклости, непроработанности персонажей. По-моему наоборот, очень убедительные образы: конечно без «микроскопности» своейственной Достоевскому или Фолкнеру, но достаточно тонко выписаные, чтобы считаться живыми.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 12:42
Согласна насчет персонажей. Вообще в фантастическом жанре настолько живые, не картонные герои крайне редко встречаются. Да и сравнивать их с классикой — все понятно, что классике в этом вопросе любой другой жанр проиграет с разгромным счетом)


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 01:47
А вообще, по-моему, главная тема романа — это патриотизм. Это весьма странно, учитывая ультралевые взгляды автора, (Мьевиль — троцкист, а лебенсраум — искони правая тема) но что есть, то есть. Отношения человека со своей родиной, в самых разных вариациях, проходят через судьбы абсолютно всех героев, находящихся в фокусе повествования: Хладовин, Фенек, Доул, Любовники, Бруколак и т.д. Впрочем, умение писателя подняться над своим утилитарно-политическим пониманием вопроса идёт только в плюс ему как профессионалу пера.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 12:44
Патриотизм — да. Причем ни одного картонного пламенного патриота нет, но все понимают как само собой разумеющееся заботу об интересах родины, даже в ущерб своим собственным. Хотя мне кажется, это очень естественно получается, если брать каждый конкретный случай в романе — ни одной моральной дилеммы нет на этот счет.


⇑ Наверх