Неистребимое стремление к


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Неистребимое стремление к охоте за ляпами...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Неистребимое стремление к охоте за ляпами...

Статья написана 15 января 2013 г. 14:00

Все ниженаписанное несет в себе изрядный заряд шутки, поэтому прошу всерьез и глубоко не принимать и тем паче не оскорбляться. ;-)

Все таки забавная вещь — человеческая психика. Стоит самому на время перестать выискивать ляпы в художественных произведениях, как сразу же начинаешь осуждающе посматривать на других, продолжающих заниматься этим, да еще и защищать тянет бедолаг-авторов. :-)))

В оправдание себе, как водится, начинаешь искать примеры подобного поведения у других — как стремления искать ляпы у других, так и допущения, быть недовольным такими поисками уже других.

Почитаешь таких примеров и слегка успокоишься — все-таки не только я, далекий от идеала, но и люди известные и выдающиеся позволяли себе такие слабости.

Вот, например, очень хороший и известный писатель-маринист Виктор Викторович Конецкий.

Здесь он делает замечания не кому-нибудь, а самому Бунину, лауреату Нобелевской премии по литературе!

цитата

У Бунина в «Господине из Сан-Франциско» полно чуши. От прямых школьных ошибок: он помещает пароходный вал в киль; капитан обязательно загадочная личность, «похожий на огромного идола»; за минуту до смерти господин из Сан-Франциско видит в читальне гостиницы: «стоя, шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами»… Ну, скажите вы мне, ведь видит американец, тупой миллионер, а зрит-то за него ястребиный Бунин! Знать не знает американец ни языческих идолов, ни тем более внешности Ибсена! Это Бунин нагляделся на идолов у себя в азиатских степях и в юности вечно пялился на знаменитых писателей, ибо им завидовал, но чтобы американец знал Ибсена! И чтобы американский миллионер, войдя в читальню, за считанные секунды изучил бы физиономию какого-то немца и определил бы, из чего у того очки, заметил сумасшедшие и изумленные глаза… А между прочим, и нам внешность немца до лампочки — зачем она тут? Меня воротник душит, жилетка печенку давит, через тридцать секунд у меня в сердце сосуд разорвется, и шея моя напружинится, глаза выпучатся, я дико захриплю…

Полноте, Иван Алексеевич! Ни от инфарктов, ни от инсультов так люди не умирают, ибо Бог прибирает их быстрее, и нет, увы, сил мотать головой, хрипеть, как зарезанный, закатывать глаза, как пьяный… Если это скоропостижная смерть, то она и есть в миг, если нет, тогда его еще лечить надо, а не в плохие номера гостиницы таскать. Почитайте Амосова.

Насколько же классикам легче было! Изучать-то им только историю надо было… А нам?

А здесь рассказывает уже о том, как ляпы искали у него самого:

цитата

— ...и еще я из мелкокалиберки застрелился! Тебе, как прошлому вояке, вовсе непростительно: мелкие вши бывают, а винтовки малокалиберные. Думаешь, приятно читать про себя такую чушь?

— ...за мелкий калибр я уже двадцать писем от читателей получил и стыдом умылся, хотя тут другой дядя виноват.

И еще, тут уже более развернутее:

цитата

Недавно получил письмо от старого капитана, чрезвычайно знаменитого на весь свет, мною глубоко уважаемого. В тридцати пунктах указаны (с приведением номера страницы, абзаца и строки в абзаце) мои неточности в морской терминологии.

Каждый пункт вызывал у меня бешенство.

Я пишу: «Поднимаюсь на пеленгаторный мостик и вижу, что линемет отодвинут в сторону, ракеты сложены в кучу, а на ящике лежит и загорает Эльвира — младшая буфетчица. Она лежит на животе, лифчик расстегнут. Эльвире хочется, чтобы и следа от лифчика не осталось на ее тропическом загаре».

Знаменитый капитан пишет: «Мостик этот издавна назывался капитанским. Стал называться ходовым. Но даже не в этом дело. На судне, где уважают морские порядки, он никогда не служит пляжем даже для Эльвиры. Я не знаю судов, где капитаны разрешали это. В этом уважении большой смысл. Определенные места на судне служат определенным целям, и только им. И вообще, зачем это размазывание, в каком виде загорала Эльвира и прочее…»

«Не было на море ни одного человеческого деяния, о котором все люди имели одинаковые мысли. Общему сему жребию и наше сие дело подлежит». А это написано лет двести назад при разборе обстоятельств бесследной гибели нашего фрегата.

Когда-то я относился к такой особенности морского мышления с юмором. И даже позволял себе над таким удивительным феноменом подшучивать. Но уже порядочно, как перестал. Серьезное и даже трагическое за ним стоит.

Сходите разок на Фонтанку в городской суд, когда судят там за аварию моряков. Сколько экспертов — столько мнений.

Такие дела. :-D



Тэги: мелочь


143
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 14:31
Конецкий вообще никого не щадил, начиная с себя. А про Бунина еще в паре мест, помнится, с потрясенным каким-то уважением отзывался.
При этом сам, если не ошибаюсь, в каком-то интервью указывал, что Пикуль в книгах безбожно перевирает флотскую сторону. Я, мол, ему на это указал как-то, а тот в ответ: ну чего вы вечно со своими придирками. Мне некогда на это отвлекаться. я книги пишу. И я, мол, отстал.
Короче, не сам ли Конецкий тем капитаном был?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 14:39
Увы, не знаю. Читал у Виктора Викторовича пару-тройку вещей только.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 14:40
Конецкий велик и могуч.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 14:51
Это уж как водится. Читал воспоминания Данелия о том, как они с Конецким мыкались по Дальнему Северу, работая над совместным фильмом. Совершеннейший угар и ад. Помню насколько поразила осведомленность Конецкого во всех реалиях флотской жизни. Особенно сцена, где Конецкий не дал Данелии напиться из титана, предугадав точно, что там было.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 17:45
Очень интересно почитать, наверное. А что за фильм?
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 17:58
Фильм — «Путь к причалу». Мемуары Данелии всячески рекомендую, кажется, назывались «Безбилетный пассажир». Помимо того, что там очень много примечательного про совместные мытарства режиссера и писателя-мариниста (Конецкому посвящена целая глава), книжка наинтереснейшая. Кстати, нашел в сети тот отрывок, про который упоминал:

цитата

На ужин в кают-компании буфетчица подала макароны по-флотски, потом налила нам чаю.
— Не пей, — шепнул мне Конецкий. И сам не стал пить.
Когда мы остались одни, Конецкий открыл титан. Там под водой на дне толстым слоем лежат вареные тараканы.
— И так на всех старых кораблях, — сказал Конецкий.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 18:36
Не помню уже, Данелия или Конецкий совершенно шикарно рассказывали, как гонорар делили. Каждый считал, что должен другому, соавтор отказывался — сошлись гордый моряк с гордым грузином. В итоге Конецкий припечатал пачку к скамейке, встал и пошел прочь. ДАнелия тоже встал и пошел в противоположную сторону.
Потом не выдержали, конечно, оглянулись. Долго ржали.
А книги у Данелии обалденные, вторая чуть похуже сделана (литредактор сменился), но в целом выше всяких.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 18:50

цитата Beksultan

Фильм — «Путь к причалу».

Ага, ясно. Не знал. Фильм для своего времени отличный

цитата Beksultan

Там под водой на дне толстым слоем лежат вареные тараканы.
— И так на всех старых кораблях, — сказал Конецкий.

Нашли чем удивить. Нормальный такой бульончик:-)))
С развитием химических технологий, когда одномоментно тараканы исчезли везде, я порядком отвык от этого. Но еще лет десять назад чувство брезгливости отсутствовало начисто.
Помимо прочего количество этих насекомых и масштабы борьбы с ними были таковы, что естественный отбор вызывал удивительные всплески даже в рамках одного отдельно взятого корабля: летающие тараканы, тараканы, способные прыгать на 50 см, кусающиеся тараканы и т.п. Кроме того, я до сих пор уверен, что эти гады совершенно четко знают, когда ты на них смотришь и хочешь ударить.

Благо, все это в прошлом.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 19:28
Не забывайте, что я из деревни и впервые с тараканами столкнулся в городе, надолго запомнив чувство отвращения от этой встречи. С тех пор стоит встретить в тексте упоминание об этих тварюшках, как за счет застарелого омерзения запоминается этот момент намертво. Например, помню до сих пор читанное когда-то:

цитата

Я знал, как это бывает. После армии там что-то прохудилось. Радиация и дерьмовая еда. В те годы моей мечтой была банка сгущенки за пятьдесят пять копеек. В солдатском ларьке кроме нее продавались лишь каменные мятные пряники. Однажды, после десятикилометрового марша по зимней тайге, ворвавшись в такую уютную после снега, снега и снега казарму, я рванул к своей тумбочке, где в углу, за книгами, стояла ополовиненная банка с голубой этикеткой. Молоко засахарилось, комки его хрустели у меня на зубах. Капрал, занимавший верхнюю койку, разматывал почерневшие портянки. После того, как основная масса вытекла, сгущенка затормозилась: дырки были слишком маленькие. Штык-ножом я открыл банку — внутри было штук двадцать утопившихся тараканов. Это они хрустели у меня на зубах. Странно, меня даже не вырвало.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 20:43
А я из города. Но тоже впервые столкнувшись с этими насекомыми в 6-7 лет испытывал рвотные позывы и просто плакал от испуга. Я вообще-то до сих пор не люблю насекомых.

Но суровые реалии флотских будней постепенно, медленно притупили чувства. Человек такая скотинка, ко всему привыкает. Печально, но факт.

Не хочу углубляться в натуралистические подробности, но инсекционная обстановка на кораблях столетиями была страшная. И очень долго притцей во языцех был «Кузнецов». Лет пять на корабле не было крыс. Это само по себе уникально (представляете, какие моряки вокруг этого предположения накрутили, если даже бежать с корабля перед его гибелью некому?). Но дело в том, что в корабельных условиях крысы являются естественным противником тараканов. А их и не было. А теперь чисто теоретически, представьте, что там творилось.

Нигде и никогда (ая повидал немало кораблей и судов) даже близко я ничего подобного не видел....
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:03

цитата Крафт

Фильм — «Путь к причалу».

Ага, ясно. Не знал. Фильм для своего времени отличный

А вот я — не смотрел.Два фильма у Данелии не видел: этот и Серёжу...
А вместе с Конецким у него ещё Тридцать три.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:01

цитата Beksultan

Помню насколько поразила осведомленность Конецкого во всех реалиях флотской жизни.

Ну а чё ж — ежли он моряком был до того — да и снова стал после того...
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:04
Минуточку. Не было вроде никаких до того-после того. Конецкий всю жизнь провел на флоте. Случались не очень длинные отрывы от практики, но трактоваться как уход они не могут. А ушел уже на пенсию — зафиксировав, естественно, в книгах и затяжную рефлексию по этому поводу.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:36
Биографию его я не изучал — но в одной из первых его книг — не художественных, а художественно-автобиограф ических, по-моему в самой первой — т.е. в Солёном льду — он описывает свой затяжной творческий кризис.
Ничего не писалось, он не знал что делать — и тут то ли к нему приехал его знакомый капитан, то ли письмо прислал... Вот нашёл книгу:

цитата

Тридцать пять лет считается серединой жизни. Многие в этом возрасте попадают в кризис. Например, Данте в тридцать пять тоже затосковал:... Утратив правый путь, Данте сел и написал «Божественную комедию». Ему утрата правого пути помогла войти в бессмертие. А у меня «Божественная комедия» не получалась.</ ... Эпопея рухнула. Город давил на мозг. И я отправился в деревню, в те псковские святые места, куда наш брат писатель ездит в разные трудные моменты жизни. ... Приезжают сюда и за вдохновением, когда последнее угасло. ...садился к столу. Все тот же лист торчал из машинки, и отчаяние захлестывало душу. Работа не шла, а тут еще надвигался очередной период безденежья.
Водка принимала на себя груз моей запутанности и тоски. И я уже верил, что утром работа пойдет. Наверное, совсем не следует пить водку, если у человека не получается писание…</p>
<p>Я прожил на Псковщине больше месяца, когда получил письмо от капитана дальнего плавания Клименченко. Он писал: «Виктор, до меня дошли слухи, что твоя литература дала задний ход и отдала оба якоря. В этом году у нас намечается большой перегон на Север, и есть возможность устроить тебя старшим помощником капитана на одно из наших судов. На эту тему я уже говорил с нашим морагентом в Питере. Деньги платят приличные. Нужно вспомнить „Правила предупреждения столкновения судов в море“. Мои литературные дела пока тоже плохи – повесть обкорнали с двух концов. Жму твой плавник. Ю. Д.».</p>
<p>Я почувствовал его добрый большой плавник на своем плавнике, но не испытал оживления. «Хватит перегонов! – сказал я себе, как некогда сказал один мой герой. – Я уже стар для них. Хватит считать матросские кальсоны, и проверять свистки у спасательных жилетов, и писать бесконечные ведомости и акты. Если я пойду еще в море, то только в хороший, интересный рейс. И только на человеческом, настоящем судне, а не на речном кораблике в Арктику. Хватит Севера. Он уже стоит поперек глотки. И у меня пошаливает сердце. И давно пора для общего развития навестить какие-нибудь жаркие страны, а не остров Вайгач и остров Диксон. И потом, перегон ничем не поможет мне в писании, потому что я уже писал о перегонах, и еще двадцать человек писали, и это уже смертельно надоело всем на свете».</p>
Ох, сколько есть на море и всякой прозы, и скуки, и бумаги, и тоски. Но почему-то забываешь об этом на берегу. И, рассказывая, я уже понял, что пойду на перегон опять. Я решил, что если начну работать естественную человеческую работу, и нести ответственность за людей, и получать за это каждый месяц деньги, то, может быть, совесть моя облегчится, я потихоньку втянусь в судовые заботы, отдохну от литературы, отойду от нее вдаль.

Т.е. он таки ушёл в Большую Литературу и Кинематограф — но не пошла ни литература, ни сценарии — он же ещё описывал попытку создания коллективного сценария с Данелией, Ежовым, Аксёновым и Казаковым... И — вернулся на флот.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:41
Вы правы.
«В марте 1955 года Виктор Конецкий демобилизовался, а уже в мае в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатског о. Капитану Конецкому было тогда 26 лет... В этом же году Виктор Конецкий вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР...
С мая 1964 года Виктор Конецкий совмещал морские плавания и литературную деятельность.»
http://www.baltkon.ru/...

А я эту тонкость прощелкал совсем.
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:45
Мы ж же ж вроде — уже на ты перебралися...
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:48
Ты прав!
А я лев.
Пардон, более никогда.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 17:44

цитата ismagil

не сам ли Конецкий тем капитаном был?

ЕМНИП, выше помощника капитана не поднимался. В частности, когда назначили вторым помощником (помощник по снабжению), добровольно поменялся местами с третьим (вахтенный штурман) — дабы не связываться с впалютно-финансовой отчетностью и ведомостями получения всяческих грузов и запасов.

Кстати, в экипаже на такое решение только пальцем у виска крутили: мужик сам от такого блатного места отказался.
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 18:33
Дублером капитана пару раз ходил, если не путаю.
А вообще — это шутка была. Извенити (с).
 


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 18:52
Фигня-с, замнем для ясности (с)
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:07

цитата ismagil

Дублером капитана пару раз ходил, если не путаю.

Таки да — тоже такое припоминаю — или капитаном-наставником — ежли это не одно и то же...
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 17:53
Капитаном-наставником и я в море ходил :-D
Это сильно-пресильно не одно и то же.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 18:02
Ежли это меньше — нежели чем просто капитан — так почему ж он наставник...
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 18:21
см. ниже
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 18:07

цитата Крафт

Капитаном-наставником и я в море ходил
— о! Уважаю! Впервые в жизни общаюсь с живым капитаном.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 18:25
Не-не-не. Еще раз — капитан-наставник это не совсем то, что и капитан.
В море судно может пойти с двумя капитанами, один из которых — капитан-наставник. Более опытный, приписанный на первый рейс к вновь назначенному капитану.

Но в пароходствах есть и другие капитаны-наставники — наставники по специальности. Просто должность такая без собственно капитанского звания и опыта.

Я ходил капитаном-наставником по военно-морской подготовке.
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 16:59

цитата ismagil

При этом сам, если не ошибаюсь, в каком-то интервью указывал, что Пикуль в книгах безбожно перевирает флотскую сторону

А в книгах где-то — писал о флотском прошлом Пикуля...


Ссылка на сообщение15 января 2013 г. 23:50
У Конецкого много таких, критических, моментов.
Полный угар — это, конечно, его комментарий к письму Аксенова. Но и разъяснение, что такое «тепло добра», врезается в память. А по поводу его отношения к поиску ляпов...

цитата

Увы, часто приходится убеждаться в том, что фронтовики не знают элементарных вещей из военного дела, когда пытаются писать о войне. Или подводит память, или их опыт узкий.
   Помню профессора-литературоведа, который дал мне трясущимися от волнения и волнительных воспоминаний руками свои фронтовые рассказы. «Карабин с оптическим прицелом» или «градуированная сетка прицела» у снайперского карабина – это цветочки…
   Попадаешь в нелепое положение, когда рукопись ветерана, израненного, проведшего под смертными крылами четыре года, оказывается битком набита элементарными ошибками. И тебе, военному мальчишке, приходится на это указывать.
Но — указывать!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 08:40
Интересно, спасибо за сведения.
Мне кажется своеобразный дуализм по поводу отношения к поискам ошибок у ближнего своего свойственен каждому человеку, кто может искать такие ошибки у других и сам оказаться на месте оспариваемого. :-)
 


Ссылка на сообщение16 января 2013 г. 20:44
Никто не совершенен. Встречал да и сам выдавал самую разную реакцию при обнаружении очевидных (со стороны) дефектов.
И тут очень сильную роль играет то, что для критикующего ошибка.
«Это ошибка» или «это ошибка ближнего твоего»?
«Здесь неправильно» или «ты тут наврал»?


⇑ Наверх