100 лет отечественной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > 100 лет отечественной анимации. Анимационные музыкальные видеоклипы: часть первая.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

100 лет отечественной анимации. Анимационные музыкальные видеоклипы: часть первая.

Статья написана 10 февраля 2013 г. 17:47

В 2012 году отечественной анимации исполнилось сто лет — 26 марта 1912 года (8 апреля по новому стилю) состоялась премьера  первого российского анимационного фильма – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» гениального российского ( а потом, по понятным причинам, к сожалению — французского) аниматора Владислава Старевича. Решил я опубликовать в своей колонке несколько заметок о российской анимации.

И начну с заказной анимации, с анимационных музыкальных видео.

Пожалуй, самым интересным отечественным аниматором-клипмейкером является Дмитрий («Дим») Резчиков (1962 г.р.), также много работающий и в области рекламы. Анимацией Резчиков начал заниматься с 1989 года. Учился и работал на студии «Пилот» художником-аниматором. С 1994 работает на студии «ДЕВОН» режиссером и художественным руководителем. Ведёт ЖЖ-блог —  devon9. Клипы Резчикова неоднократно отмечались различными призами. Вот, к примеру, мощный клип группы «Настя» «Голоса» 1995 года, признанный «Лучшим клипом года» на фестивале «Поколение», 1996; и получивший  Премию Ассоциации молодых кинематографистов России «Зелёное яблоко – золотой листок» в 1997 г.. Впрочем, для меня гораздо важным обстоятельством является то, что даркеровцы посчитали этот клип одним из самым «хорроровых» по духу российских клипов.

Очень интересен клип «Тишина и волшебство» Tequilajazz совместная работа Резчикова и Владимира Сакова. 1998 год. (приз за лучшую работу художника постановщика на фестивале «Поколение», 1998)

Нестареющий хит «Элис» Михаила Башакова

«Кислое вино» группы «Ва-банкъ», совместная работа Резчикова и Александра Ратновского. 1994 год. На фестивале «Поколение»-95 клип признан «самым скандальным клипом года«! Первый известный музыкальный клип Резчикова.

Клипы Резчикова разнообразны и никогда не скучны, ведь нет зрелища более печального, чем банальная и скучная анимация. Вот ещё несколько шедевров, найти их в сети не составит труда: «Комета» для панк группы «Огненная муха» (1999), каверы  от «Приключений электроников»  — «Трава у дома» (2003) и «Мой адрес Советский Союз» (2011) , «Звери» Tequilajazz (1996 — лучшее музыкальное видео года по версии  «Fuzz»), «Ждите солнца» «Пилота» (2006).

В 1996 году в России появился первый пластилиновый музыкальный клип — «Веди себя хорошо» на песню группы «Адо». Его снял молодой аниматор Максим Свиридов 1975 г.р.).

. После успеха клипа он сделал на «Пластилиновой студии Макса Свиридова»  ещё несколько музыкальных видео в похожем стиле, в том числе — «Завтра выходной» для  поп-группы «Заплатки», «Базар-вокзал» («Поезд чух-чух-чух») для Виктора Королёва , «Бьёт по глазам» (группа Тотал) и «Осень» («Бахыт-компот»).

Мэтры отечественной анимации тоже пробовали свои силы в жанре музыкального видео. Великий Александр Татарский, создатель Пластилиновой вороны и братьев Пилотов,  в соавторстве с Андреем Кузнецовым сделал клип «Я дам тебе знать» для «Машины времени». Кузнецов прославился потом в интернете роликом «Арам-зам-зам» с зайцами.

Культовый армянский мультипликатор Роберт Саакянц, поразивший в 80-х своими армянскими сказками весь Советский Союз, снимал клипы для Лолиты и Агутина.

Обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля гениальный Иван Максимов («Болеро», «Ветер вдоль берега») был режиссёром и художником «эротического» музыкального клипа «Люба» («Французская любовь») для Е. Балакина и М. Супруненко. Заказчики от клипа в итоге отказались. Честно говоря, это не лучшая работа мастера. Это признаёт и сам режиссёр:  

цитата

— Суть в том, что успешные музыкальные продюсеры, работающие с разными музыкальными коллективами, как правило, любят попеть. Вот двое таких господ решили, что поют не хуже подопечных — неплохо бы и самим записать чего-нибудь. Люди небедные, они наняли себе сессионных музыкантов. Взяли у Виктора Чайки песню «Французская любовь» и записали ее. Когда зашла речь об анимационном клипе, они захотели более изысканную, модерновую стилистику. Но такая воздушность не позволяла делать прикольный жанровый сюжет. Для анимационной жанровости нужны более пластические, гротесковые персонажи. Ими вымечталась стилистика в духе Дон Кихота Пикассо. Можно бы сделать и такой клип. Но это не совмещалось с их же требованиями по прикольности сюжета. Даже для того чтобы выяснить строго: чего же им надо? — требовалось время, которого не было. Задача — успеть ко дню рождения композитора, то есть сделать клип за месяц. И в результате — масса ошибок, халтуры. Мы не спали по ночам. А вышло так себе. Стилистика более или менее традиционная, какую любят все эти музыканты в своих глянцевых клипах. Получился микс: мои персонажи в пластике Рината Газизова. Потом долгое время шли доделки-переделки, перемонтаж. Один из упреков заказчиков — получился мультфильм, а не клип. То есть, понимаешь, акцентирование не музыкального, а типично мультипликационного мышления.

Повествуя о российской прикладной анимации нельзя не упомянуть о Ринате Газизове (1962 г. р.). Уроженец Кирова, Ринат начал свой творческий путь в Ленинграде, в цехе мультипликации «Леннаучфильма». Работал художником-карикатуристом в газетах «Смена» и «Вечерний Ленинград». Сотрудничал со  знаменитой анимационной студией «Пилот» Александра Татарского и снимал поначалу странные сюрреалистические фильмы. Цикл мини-мультфильмов Газизова «Происхождение видов» (ироничные зарисовки на тему эволюции) удостоился высшей российской кинопремии «Ника» в 1994 году. С 1994 года Ринат полностью ушёл в шоу-бизнес, создавал рекламные ролики и музыкальные видеоклипы и вскоре стал самым известным российским клипмейкером 90-х — 00-х гг., работающим в области рисованной анимации. Он снимал клипы для Филиппа Киркорова («Зайка моя», «Милая», «Медсестра») , Наташи Королёвой («Маленькая страна», «Прощайте детские мечты», «Пидманула»), Ирины Салтыковой, Михаила Шуфутинского («Пацаны»), Дмитрия Маликова, Анжелики Варум, Валерия Меладзе, Александра Буйнова, Николая Фоменко, Профессора Лебединского.  В общем, сотрудничал практически со всей элитой российского «шоу-биза». Все эти работы вам наверняка знакомы: их постоянно крутили по «ящику». Клипы сделаны, безусловно, профессионально, с юмором и самоиронией, но всё же излишне академичны и слащавы. «Поп-музыка» не тяготеет к экспериментам и это сказалось на стилистике клипов, а «ми-ми-ми-образы» мне не слишком интересны, да и «попсу» в целом я не слишком жалую. Из наиболее заметных музыкальных работ Газизова назову ролик И. Салтыковой «Бай-бай», выполненный в достаточно новаторской на то время для российской анимации  форме комикса, «Малосольный огурец» Лебединского, «Не сегодня» Варум, «Мерзость» группы AVTO! и, конечно, анимационные составляющие клипов  Киркорова, продюсером и художественным руководителем, которых был Олег Гусев. «Зайка моя», кстати, признана лучшим российским клипом 1996 года и награждена премией «Овация». Хотя, на мой взгляд, «Зайка» с гламурными ангелочками весьма пошловата, а вот другой киркоровский клип Газизова «Милая» — лучшая работа Рината, отличается сложным сценарием, достаточно неплохой анимацией и выглядит поинтереснее.

С 2003 г. Газизов живёт и работает в Лос-Анджелесе.

Популярнейшей российской группе «Крематорий» долгое время не слишком везло на хорошие музыкальные видео. Но вот в 2000 году уфимский режиссёр  Виталий «Муха» Мухамедзянов сделал для «Крема» анимационный клип на песню «Убежище».

Эта работа стала лучшим, наравне с «Мусорным ветром», клипом группы.

Давным-давно Олег Куваев, будущий создатель сериала «Масяня», играл в одной рок-группе с Александром Васильевым, будущим лидером группы «Сплин». И когда в 2003 году Куваев создал вместе с Катей Гореловой хороший мультипликационный сериал «Магазинчик Бо», то одна из серий стала клипом на песню «сплинов» «Мы сидели и курили». В клипе обыгрывается сюжет «Алисы в Стране чудес». Участвуют герои «Магазинчика Бо» — Чувырла, Охламон, Выпендрёжник, Лапкин, заяц Бо и мультяшные музыканты группы «Сплин».

(Если интересно, то — продолжение следует)





1135
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 22:28
Очень интересно, конечно же. Тебе вообще огромное спасибо за мультпросвет:)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 22:37
Спасибо. Тогда продолжу, пожалуй.


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 23:42
Спасибо, дорогой, всё это — совершенно замечательно. Вагон радости :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 23:44
У меня ещё клипов как минимум на один выпуск.


Ссылка на сообщение12 февраля 2013 г. 10:07
Хорошие потборки, понрравилось..:-)

Ещще











⇑ Наверх