FantLab ru

Джо Аберкромби «Прежде чем их повесят»

Прежде чем их повесят

Before They Are Hanged

Роман, год

Перевод на русский: Вл. Иванов (Прежде чем их повесят), 2010 — 2 изд.
О. Орлова, А. Андреев (Прежде, чем их повесят), 2013 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 232

 Рейтинг
Средняя оценка:8.63
Голосов:4372
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Бывший полковник, а ныне калека-инквизитор Глокта отправляется в город, который осадили войска гурков. Он должен хотя бы на время отсрочить падение анклава и найти предателя среди правителей Дагоски.

Группа северян во главе с Тридубой присоединяется к армии Союза, чтобы воевать с ней против общего врага — идущих с Севера войск Бетода. Судьба сводит их с Вестом, которого командируют в штаб бездарного принца Ладислава.

Байяз, первый из нынешних магов, вместе с разношёрстной группой своих попутчиков, пробирается к краю Земного круга в поисках легендарного могущественного артефакта.

И над всем миром висит опасность покорения мрачным пророком Кхалюлем с его ужасными едоками.

Входит в:

— цикл «Земной Круг»  >  роман-эпопею «Первый Закон»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Фэнтези года

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Переводной роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Прежде чем их повесят
2010 г.
Прежде, чем их повесят
2013 г.
Прежде чем их повесят
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Before They Are Hanged
2008 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2010 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2011 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2010 г.

Прочёл некоторые отзывы и подумал — «А ту ли книгу я читал?». Ну ту, конечно, ту.

Восторги, восторги. Некоторые дошли до того, что втискивают Джо между степенных дедушек Мартина и Толкина, возводя аберкромбианство в фэнтезийный эталон. Ну, извините...

Про неуместность дьяволов, чертей, ада в нехристианском мире и преосвященства на светской службе долго нудить я не буду. Вроде уже кем-то и где-то сказано. Просто упомяну для поклонников, чтобы не сильно эталонизировали.

Я не скажу, что процесс чтения был для меня мучительным, нет, но меня не оставлял вопрос — как писателю удаётся в море текста не сказать почти ничего? Но потом я прозрел. Этому способствовал вынужденный двухмесячный перерыв, когда мне оставалось страниц сто и книга оказалась в недосягаемости, и только потом я её дочитал в единый дух.

Вот оно (открыта глокто-содержащая глава, наобум)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Витари, чертова сука. Как раз то, что нужно посреди ночи».

Прилагая все усилия, чтобы сдержать стоны, Глокта бережно выпростал онемевшие члены из потных покрывал, покачал головой из стороны в сторону в попытке вдохнуть немного жизни в скрюченную шею, но потерпел неудачу.

Бух-бух-бух.

«Интересно, когда в последний раз женщина стучалась в дверь моей спальни?»

Глокта ухватил СВОЮ трость, КАК ВСЕГДА ПРИСЛОНЕННУЮ К МАТРАЦУ, прикусил губу и с тихими стонами стал сползать с кровати на пол, пока одна ступня не шлепнулась о доски. Он бросил СВОЕ тело вперед, зажмурившись от острой боли, пронзившей позвоночник, и в конце концов принял сидячее положение (ну надо же, смог ведь), хватая воздух РТОМ, словно пробежал десять миль.

«Бойтесь меня, бойтесь меня, все должны меня бояться! Если только мне удастся выбраться из кровати...»

Бух-бух.

— Иду, иду, черт возьми!

Оперся тростью (видимо той, СВОЕЙ тростью, да) ОБ ПОЛ (фигасе), перегнулся вперед и встал.

«Осторожно, осторожно. — мышцы искалеченной ноги сокращались, заставляя беспалую ступню...»

Этот отрывок, занимает почти страницу из последних ста. Мы ведь ещё мало прочли об увечности Глокты, не так ли? Нате вам ещё, проникнитесь, посочувствуйте — Глокта ведь такой здоровский, душечка, ругаеццо «сукой»( смех анимешной девочки-тинейджера «Кикикикики!») и, вообще, такой хулиган. На самом деле, вот этим ничем исписаны добрые две трети бумаги, потраченные на книгу.

Тончайший юмор Глокты, которым так восхищаются поклонники, заставляет меня зело удручиться — ведь Петросян и тоньше, и глыбже. Нет, правда, ведь мысли Глокты, приведенные в кавычках — это ведь и есть, та самая ирония, которая спасает «несчастного» калеку (причину увечий и смерти других людей) от суицидальной апатии? Этим ведь юмором он «радует» нас, так?

Вот примеры мыслей, которыми Аберкромби желает нас улыбнуть, дать понять какой острый и ироничный ум у Глокты (а заодно и у автора), насколько он наблюдателен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- В каком преступлении меня обвиняют? — спросил Тулкис.

«Конечно, умный преступник легко догадается задать тот же вопрос» (ага, спасибо, дружище)

...

Глокта нахмурился, ШАГНУЛ мимо всхлипывающего стражника и ШАГНУЛ через порог.

За дверью оказалась спальня(это автор).

«И (! это уже продолжает Глокта) роскошная. Здесь же дворец, в конце концов»( Вай-вай-вай! хмм... Глокта себя убеждает, в том, что роскошь дворцовой спальни вполне ожидаема?)

(И, тут же, не прерывая эпизода) Стены были обиты ярким шелком и увешаны холстами в старинных золоченых рамах...(если идеей автора было показать роскошь, то описания хватило бы...или одного удивления Глокты, хотя в последнее верится с трудом)

...

Трое совещавшихся подняли голову, когда Глокта, хромая, приблизился к ним.

«Надо же, каких людей можно встретить в дворцовом коридоре перед рассветом!» (Джо, заканчивай транслировать мне каждую мысль калеки. Это еще один кусок ваты, заполняющий пустоту в твоем романе).

...

Возле пленника он поставил бутылочку с чернилами и откинул медную крышку. Рядом лежало перо. (Он только что поставил, а перо уже лежало рядом. Наверное, он всё-таки поставил чернильницу рядом с пером, а не возле пленника. Возможно, переводчик схалтурил, но читаю что имею).

«Четко и аккуратно, любой армейский старшина был бы доволен» (Зачем это сообщено? Что особенного стряслось? Причем тут армейский старшина? Почему он должен быть доволен?).

Но! Непроизвольный, незапланированный Джо юмор застал меня врасплох в лесу(гы), когда Ищейка стал разводить костер, ожидая с минуты на минуту врага(!), желая пожарить яйца(!) на сковороде(!). Потом Ищейка обнюхивает воздух и чует шанка (по-видимому, запахи леса, костра и жареных яиц ему не мешали), правда, уже поздно.

Потом приходит гигант (классика, чо: орки отлезли, балрог пришёл). Бой с великаном. Примерно три страницы Аберкромби расписывает нам человекообразное чудище от которого писаются в штаны даже бывалые карлы и в один прекрасный момент автор пытается передать нам этот кошмар, потрясти от пят до корней волос, используя для этого весьма убедительные слова:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«НАВОДЯЩИЙ УЖАС был от него не более чем в пяти шагах, НЕВЕРОЯТНО ОГРОМНЫЙ и ЧУДОВИЩНО СТРАШНЫЙ Точка»

(читать медленно, с двухсекундными паузами :eek:) О!...МОЙ!...БОХ!

Карлы почему-то назвали его дьяволом(!) из ада(!), аццкий сотона, короче, этот Наводящий Ужос.

Ну, ребенок ты, Джо, чесслово. Кто-то говорил, что Аберкромби начинает по киношному канону, а потом всех обескураживает ломкой стереотипа. Ну-ну. :rolleyes: Всё-таки термин «аберкромбианство» нужно вводить, как обозначение армадовщины английского происхождения.

А чичас я расскажу вам, что произошло во второй книге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Компашка Байаза посетила древнеимперский Аулкус и попала на остров Шабульян, по дороге было 4 интересных события: Ферро потрахалась с Логеном, случилась сеча с шанка, Джезалю попортили модельную внешность, миссия провалилась. Все остальное — пыль да туман.

Глокта был отправлен в Дагоску (неизвестно почему отправили именно его), он Дагоску почти отстоял, хотя она и пала:gigi:; вернулся в столицу, срочно отозванный Сультом, и взялся за расследование убийства принца Рейнольта. «Расследовал».

Вест и пятерка северян-предателей воюэ на северах, Вест грохнул принца Ладислава, и чё-то там ещё повоевал у крепости Дунбрек. В бою с великаном Наводящим Ужос Тридуба дал дуба. Всё.

:rolleyes: Вобчим, шо я могу сказать: я буду читать третью книгу.:gigi:

И если она не разлепит всю эту двухтомную жвачку размером больше Властелина Колец — прокляну.:silly:

Эта книга, за отсутствие сюжетного прогресса, получает меньше, чем первая, хуже написанная — 6.

Следующая получит или 8, или 5. А трилогия или 7 или 5.

PS Извиняюсь за объемность текста — пришлось много цитировать.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2010 г.

Читая Аберкромби жалеешь лишь об одном — что он пишет не по-русски и приходится ждать перевода. Радость моя была безгранична, когда я увидел в интернете, что «Прежде чем их повесят» наконец-то вышла! И еще больше была эта радость когда я ее купил, ну а когда начал читать, так тут и говорить нечего.

Как и первая книга роман построен по-простому — много сюжетных линий, каждая из которых плавно развивается. Причем возникают смутные сомнения по-поводу «А успеют ли еще встретиться эти герои?», ведь разбросало их по миру так, что ого-го, а быстрых стредств передвижения не наблюдается. В любом случае мест дислокации в романе предостаточно, так что побывать мы не успеем разве что в у зловещего Кхалюля.

Что касается собственно истории. Тут тоже ничего сверхестенственного мы не видим, но насыщенность действий несомненно радует. Тут тебе и осада крепости, и битвы на равнинах и яростные забеги по мертвому городу. Все это написано прекрасным языком, так что зевать соверешенно не приходится. А некотыре цитаты героев настолько впечатлятют, что их можно просто высекать в камне!

Чем была примечательна первая часть? Конечно героями! Логен, казалось бы заурядный варвар, но как же хорош! Нельзя не восхищаться! Джезаль — самовлюбленный кретин, но наблюдать за развитием его личности неверноятно интересно. Глокта — как раз наверное самый незаурядный персонаж и книгу вообще обзательно прочитать хотя бы разок только ради него. Плюс ко всему мы видим еще около десятка персонажей. Во второй части все они получают говоря по игровым терминам «неслабое развитие». Вот это развитие и есть главная сладость в книге! Читая всю книгу с моего лица не слезала улыбка, ибо навскидку я даже не могу припомнить были еще в какой-нибудь книге герои, которые кажутся себе как родными.

К слову сказать, «Первый закон» наверняка у многих вызывает сравнение с «Князем пустоты» Бэккера(у меня вызвало). Так вот у Бэккера герои все как один никак не могут вызвать к себе положительных эмоций, хоть ты головой об стенку бейся. У Аберкромби же наоборот — вроде как и есть все признаки считать того или иного мерзавцем, негодяеем и т.д. Но все равно каждый герой вызывает только положительные эмоции, что ты не делай. Это несомненный плюс.

В первой книге меня больше всего радовало, когда на страницах появлялись бывшая команда Логена в лице Тридуба, Ищейки, Черного Доу, Тул Дуру и Молчуна. Во второй же части их приключения занимают добронтную часть романа, а раскрытие характеров становится еще больше. Беспросветным восхищением я проникся к ним еще раньше, теперь же иной раз стал читать быстрее — лишь бы они снова появились. Причем больше всего из сей бригады нравися Хардинг Молчун. Капитан Вест также из второстепенных персонажей вышел в лидеры, герой переменился до неузнаваемости. Джезаль растет на глазах! А Логен, Ферро и Глокта верны себе!

Стоит и отметить юмор, с каким написана книга. Если с чувством юмора у вас все в порядке, то читать будет еще приятнее. Я смеялся неслабую часть романа, а пару раз просто тупо ржал в голос.

Касательно перевода ничего толком сказать к сожалению не могу. Вроде как текст очень даже читабелен, но некоторые моменты напрягали. Например насколько я помню имена Тридуба и Бетода были несклоняемыми. Здесь же над ними иной раз издеваются, что аж передергивает. С другой стороны это редкость, для шестисот с лишним страниц, так что и глаза можно закрыть.

Итог: если Вам понравилась первая книга, то будет преступлением не прочесть «Прежде чем их повесят». Минусов у нее вы практически не заметите и будете жалеть лишь о том, что «The Last Argument Of Kings» еще не переведен.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2011 г.

Начал я читать эту книгу с небольшим оптимизмом, так как первый том в общем мне представляется середнячком и мало чем интересным выделяется из собратьев по жанру, далек уж очень до лучших аналогов. Да и с жанром тут сложно определиться, обложка утверждает, что это Черное фэнтези. Как-то после прочтения уже двух томов мне это сомнительно, вспоминаю я другие книги черного фэнтези и не нахожу практически ничего общего. Вижу, что большинство читателей в классификаторе нашего сайта меня поддерживают. Первый закон скорее ближе к ПЛиО Мартина, чем авторам Черного фэнтези, но и с Мартином его как-то не хочется сравнивать, где ПЛиО и где первый закон (с начала показываю гордо пальцем вверх, потом с кислой ухмылкой показываю вниз).

Эпичность, которая вроде бы должна быть, в общем-то, что в первом, так и во втором томе отсутствует. Кажется, что такой цикл как Первый закон должен быть наполнен десятками сражений и битв, ведь такие глобальные происходят события, но на самом деле на два тома пришлось одно жалкое скучное сражение в начале 2-го тома, вялая осада одного города, да еще одно уже пободрее сражение под занавес второго романа. Так где же эпичность? А нет её. Если Мартин на страницах своих книг успевает столько, что аж дух захватывает, и сражения и интриги, и множество героев, одни умирают, новые появляются, у каждого своя судьба, но все вместе так закручиваются и переплетаются. То у Аберкромби всё ни о чём. Всё банально. Читаешь, читаешь, страниц много, а ни о чём. Ничего. Это моя главная придирка, что к первой книге, что и ко второй. Много букав, а содержание никакое.

Из положительных сторон я могу отметить кроме персонажа инквизитора Глокты (что было в первой книге) наверное только «сильных мира сего», а именно магов, их взаимоотношения и распри. Мир расширяется, маги мельчают, а их дрязги и споры остаются. Нет идеальных великих волшебников, которые знают, что нужно делать, они также как и обычные люди делают ошибки, только за их ошибки приходиться платить не только им, но и всем окружающим. Вообще оба тома пронизаны ноткой полного увядания, герои былого уходят, маги становятся слабее, велих людей больше не рождается и так далее.

Всё остальное в Первом законе представляется мне вторичным, всё уже было и не просто было, а было гораздо лучше у других авторов. Аберкромби идёт по проторенной дороге, выбирая вроде лучшее, но индивидуальности не хватает, хотя массовому читателю это наверное и нужно, чтобы без лишних сложностей. Я же так и не нашёл, что искал.

Нет, конечно, это не самое худшее произведение в жанре фэнтези, бывает значительно хуже, причём намного. Но я не могу понять, что же в нём особенного? Что есть в нём, чтобы его сравнивать с лучшими представителями жанра? Я не знаю, честное слово. Средненько. Даже персонаж инквизитора Дан Глокты, который на мой взгляд является удачной задумкой автора, не может вывезти на себе этот цикл. Тем более что его роль в событиях не является ключевой, он и во втором томе все ещё является только пешкой в чужой игре, которая пытается начать вести свою, хотя его мотивации так и остаются загадкой. Зачем ему это всё нужно? Власть ему не нужна. Скучно? Хочет правда и справедливости? Возможно. Будем ждать ответа.

Правда концовка вселила толику надежды, что 3-й том трилогии наконец-то обещает что-то стОящее, но это не отменяет того, что я прочитал два толстых тома практически ни о чём.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2010 г.

Более-менее.

Более. Больше крови, битв, шанка, магии и секса. Намного больше. Если хочешь сказать про Девятипалого — скажи, ему этого перепало. Весту, Ищейке, Глокте и Джезалю несколько меньше, но не отвертелся никто.

Если первая книга была дерзко ограничена выводом на сцену все новых и новых персонажей, то вторая с избытком возмещает нехватку перемещений в пространстве. Не похожих на кросс братства Кольца, которое горы, снег и дождь только притормаживали. Природа, она же Погода, здесь сразу за шиворотом. (Один-два момента вообще попахивают полемикой с Профессором.)

Менее. Меньше нетривиальных прохождений стандартных поворотов на большой скорости, которые так радовали в сюжете «Крови и железа».

Помните гордо сказанное про предшественников? «... бродить между Занвонзом и Вибвабом, по дороге, путём неторопливой беседы, сливая информацию о том, как функционирует их магическая система...» Конечно, не между Занзавоном и Вибвабом, но — да, слил Аберкромби кое-что по космогонии, не шибко нужное читателю. По крайней мере, в этом томе.

Возможно, дело в том, что автор взялся раскрывать персонажей. Как и раньше, точка зрения воина на происходящее ограничена (в битве) длиной копья, но теперь мы немножко в плюсе относительно прошлого этого воина и этого копья. Автор горазд раскрывать. Развил историю и углубил психологию, проведя выставку скелетов из шкафов мудрых, сильных и храбрых. Но это осталось открытием кладовки. Вместо Америки. Почти ничего принципиального. Почти — ведь это, всё же, Аберкромби.

В итоге — устойчивое продолжение хорошего цикла. Тем, кого зацепила первая книга — рекомендую.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2012 г.

Вторая книга цикла “The first law” стартует ровно с того места, на котором мы оставили знакомых героев в прошлом томе. Прошло совсем немного времени, а с события уже стремительно скакнули вперед. Правда, в этот раз они скакнули только единожды, прежде чем запал развития истории погас, а сам сюжет заглох где-то на полдороги.

Проблемы начинаются не сразу, но постепенно начинаешь их замечать. Первая тревожная весточка приходит тогда, когда читатель начинает понимать – какие именно из героев нужны автору в живом состоянии, а какие – в мертвом. Из-за этого, любой эффект опасности, который накручивает Аберкромби, то вокруг одной команды персонажей, то вокруг другой, теряет всякий смысл – ты все равно знаешь, что с героями ничего не случится. Во всяком случае, пока. Да, конечно, автор подготовил парочку неожиданных сюжетных поворотов и смертей, но, несмотря на то, что половина героев находится в ситуации, которую Логен метко описал, как “we`re fucked”, переживания за персонажей практически не ощущаешь – все равно их будут тянуть. По крайней мере, до третьей книги уж точно.

“Прозрачность” – это вообще главная проблема книги. Все события, которые разворачиваются на пятистах с лишним страницах, легко уместились бы в меньший объем. Структура “Прежде чем их повесят” достаточно проста, и оттого создается впечатление, будто автор просто накручивал несколько глав, дабы уложиться в определенный объем. При этом развитие некоторых персонажей происходит настолько стремительно, что поверить в их перерождение несколько сложно – можно, конечно, но с натяжкой. К примеру, изменения в душе Глоткы рождаются постепенно. Рождаются так, что он сам это не сразу замечает. А вот резкая перемена в капитане Люторе, которая происходит за всего лишь одну главу, выглядит не слишком убедительно.

За себя еще говорит тот факт, что если взять и взвесить все события, которые уместились в книге, то мы увидим, что в этом промежутке между третьей и первой частью, не произошло практически ничего того, чтобы двигало бы общий сюжет вперед. Конечно, имели место изменения характеров некоторых героев, пара битв на каждом из фронтов и путешествия Байяза на Край Света. Но на момент окончания второй книги все герои остались практически в том же самом положении, в каком они находились в “Крове и железе”, пусть и с минимальными изменениями. Поэтому искусственность, с помощью которой Аберкромби заставляет сюжетное действие повисать в воздухе, конечно, не вызывает симпатии.

Проскальзывающая в книге мысль о том, что войны разгораются только из-за банальных желаний, и маленький человек не стоит в этих войнах ничего, неплоха, но она банальна, и подана не самым лучшим образом. Свои собственные идеи аукнулись автору — ведь если усилия большинства героев не значат ровным счетом ничего, то почему они должны что-то значить для читателя? Не задаваясь вопросами в духе “почему?” и “как?”, и видимо, таким образом пытаясь раздавить презираемые Аберкромби фэнтези-клише, он, тем самым, наступает на совершенно другие грабли. Легкость, с которой героям удается преодолеть то одну проблему, то другую, лишает книгу чувства испытания, за исключением одного случая – финальной битвы. Потратив на нее чуть большее количество страниц, нежели на другие заключительные моменты, Аберкромби рисует прекрасную и достоверную картину яростного сражения. Но в остальных случаях его подход к разрешению сюжетных вопросов вызывает не восхищение, а неверие, и недоуменно вздымающуюся бровь – увы, вытаскивание причин и сюжетных ходов из воздуха, не является самым лучшим решением автора.

Сами по себе, в отдельности от общего сюжета, герои, созданные автором, представляют собой весьма интересных и колоритных личностей, которые не только развиваются, но и интересно взаимодействуют между собой. Множество ситуаций, раскрывающих их характер и темные тайны прошлого, выглядят правдоподобно и живо, тем более что за счет этого, Аберкромби больше рассказывает нам о своем созданном мире, делая его, таким образом, достовернее. Но герои неотделимы от общей канвы сюжета, и их маленькие истории и трагедии отходят на второй план, оставляя после себя горькое послевкусие, испорченное бессмысленным действием.

Зато, как я уже говорил выше, у Аберкромби по-прежнему отлично удаются описания битв, и все, что с ними связано — его слог прекрасно передает то ощущение хаоса и кровавой бани, которой и представляет собой истинное сражение. В принципе, неплохо описаны и интриги в Дагоске, хотя впрочем, вся линия Глокты выглядит достаточно интересно, если не брать в расчет финальный отрезок в книге. Но в противовес этому, у автора несколько коряво выглядит описание эмоций, особенно волнения. На протяжении книги, наверное, каждый из персонажей обязательно облизывал свои десны или полость рта. А уж сколько раз герои жевали нижнюю губу, вообще не поддается исчислению.

В целом, вообще всей книге свойственен эффект повторения – что в случае языка, который в этот раз все же усложнился, что даже в структурном случае. “Прежде чем их повесят” по строению очень похожа на первую книгу – опять присутствует три линии повествования, путешествия одновременно нескольких команд, тайные интриги в одной из веток истории, и так далее. Даже очередное пробуждение кровавой ярости в Логене происходит приблизительно на том же самом отрезке сюжета, где оно происходило и в первый раз.

“Прежде чем их повесят” весьма слабая книга, что особенно очевидно на фоне неплохого старта предыдущего тома. Возросшее качество языка автора и интересные герои не спасают книгу от общей бессмысленности сюжетной канвы. В соответствие со своим внутренним планом, Аберкромби буквально тащит всех персонажей за шкирку в следующий том, забывая при этом построить интересный сюжетный мостик между первой и последней частью истории. Я, все же, дам автору аванс на третью книгу, и буду надеяться на хорошее развитие сюжета, но если тем самым упоминаемым разрушением многих фэнтези-клише окажется огромное количество смертей среди главных героев, то я очень и очень обижусь.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2010 г.

В первом томе — всё было насквозь пронизано иронией; здесь она убрана в подтекст (но всё равно есть). Понемногу — чего в первой книге не могло быть — сливаются воедино ерническое описание событий и вполне серьезные мысли. Иначе и быть не может: книга-то на военную тематику. Грубый быт, грязь да кровь — всё будет. Только будет уже меньше подколок со стороны Доу и команды. Будет не таким уж «плохим парнем» (а наоборот, прямым и честным) раздражавший нас в первом томе Вест. Будет по-прежнему задирающий нос Луфар: «О! О! Смотрите на меня: я — воин!!»

Будут Логен и Ферро, чьи пререкания (а также полные авторской насмешки «попытки стать ближе») единственно и несут прежнюю, ничем не замутненную иронию Джо, за которую мы его и любим. Но всё-таки, в целом — он уже выше этого. Поход Лучшего из магов на Край света увенчивается более чем неожиданным открытием... и, если бы раньше Джо язвил над Байязом и пр. вовсю, то теперь он лишь констатирует: не все в жизни так, как мы привыкли. А потому — не все так, как мы ждем. И, если наши долго и тщательно проработанные планы вдруг оказываются... того... «высосаны из пальца» — то это лишь потому, что жизнь непредсказуемая штука. А не потому, что «плохая». Бояться, робеть и пр. — несолидно. Изобразить «охреневание лицом» и продолжать жить в ожидании подобных же «сюрпризов» — пожалуй, да; это — норма; ничего другого не остается.

Эпизод с извлечением стрелы из тела Катиль говорит нам о том же самом.

В 1-й книге такой центральной морали не было. Во 2-й — появилась; и похоже на то, что это будет мораль всей 3-логии.

Сравнение с Мартином? Может быть — но уж точно непрямое. У того — реализм, и у этого... «стремление понимать, что в жизни реализм есть». При этом Мартин больше делает упор на дворцовые интриги, о войне пишет мало (я про «Игру престолов»), да и, в конце концов, не один ли черт, где тебя изобьют и искалечат — на поле боя или дома, под сенью родного замка? Непринципиально...

...а Аберкромби наконец-то начал писать традиционную военную прозу. (Мужество, солдатская дружба, командный дух и пр. — это всё так же может быть прозаичным и нестОящим внимания, как и блеск мечей — не обязательно красив). И это получается у него довольно неплохо.

Итог. Книга значительно интереснее первой; поэтому я и поставлю ей оценку чуть выше. Правда, это не совсем правильно: по сути — все та же восьмерка. Просто... «восьмерка с плюсом».

Автор самобытный (НЕ «Мартин номер 2»), толковый и умный => дальше читать буду.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2016 г.

Здравствуй, Джо!

Мой отпуск давно уже подошел к концу, однако выбраться из Земного круга у меня не получается. Водоворот событий, в который меня втянули, оказался настолько мощным, что я не представляю, как отсюда сбежать Прежде Чем Их Повесят. Остается только идти вперед, шаг за шагом, шаг за шагом…

Ладно хоть компания подобралась что надо. Сейчас мы движемся куда-то на запад по Бесплодным землям, и каждый день здесь похож на предыдущий: слякоть, уныние, скудная еда и вечное угрюмое молчание. Мои спутники будто не понимают, что в сплоченном и дружеском коллективе тяготы похода переносить проще. Дружелюбие проявляет лишь Логен, что немного удивительно для варвара-северянина. Но, несмотря на сложившуюся атмосферу внутри нашего отряда, я с удивлением начал проникаться пониманием и сочувствием к своим товарищам. Все же, думаю, совместные беды и неприятности еще сплотят этот маленький отряд, а после первой серьезной схватки Логен даже побратается с Джезалем, этим напыщенным дворянином из Союза.

Временами получаю вести с юга и севера. На юге Глокта играет в великого полководца и пытается спасти Дагоску. Это конечно лучше, чем если бы он по-прежнему всех пытал, но я бы уже дал мужику отдохнуть, а то профессиональная деформация, как говорится, на лице. На севере майор (зачеркнуто) полковник Вест официально участвует в войне, неофициально играет роль няньки при наследном принце.

В общем, все местные жители страдают, и я считаю, что тебе стоило меня предупредить, что это не курорт. Я бы тогда лучше подготовился.

Ладно, времени нет писать больше, меня уже все ждут. Надеюсь вернуться, после того как услышу Последний Довод Королей, уж очень интересно, что они скажут.

Твой добрый друг, Deliann.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2013 г.

По той простой причине, что в первой книге цикла «Первый закон» мы фактически не увидели развития главной сюжетной линии (непосредственного столкновения Союза и Гуркхула, а также битвы всемогущего мага Байяза с великим пророком Кхалюлем), на роман «Прежде чем их повесят» лично я возлагал определенные надежды. В первую очередь хотелось, чтобы сюжет все-таки сдвинулся с мертвой точки – расстановка фигур на шахматной доске уже и без того затянулась, поэтому я ожидал самых что ни наесть активных действий и неожиданных сюжетных поворотов. С этой точки зрения ожидания мои, в целом, оправдались, однако на поверку все вышло не так радужно и гармонично, как хотелось бы.

Итак, второй роман цикла можно смело разделить на три большие магистральные линии. Первая повествует о военной компании Союза в Инглии, о борьбе пестрой, плохо обученной союзной армии с новоявленным королем Севера Бетодом. События здесь описываются глазами офицера королевской гвардии полковника Веста, а также следопыта Ищейки – одного из опытнейших северных воинов, соратника Логена Девятипалого. Волею автора Вест и Ищейка оказываются в самом эпицентре северной кампании, участвуют в паре крупных сражений и множестве стычек. Если брать всю эту линию целиком – то она, пожалуй, самая гармоничная и интересная в романе. Здесь вам и смертельные опасности, и несколько неважно описанных, но все-таки батальных сцен, и масса мелких боестолкновений. Присутствуют также неожиданные сюжетные повороты и смерти ролей второго плана. В принципе, к событиям на севере меньше всего нареканий: все в них в достаточной степени логично и реалистично, следить за злоключениями Веста и армии союза в Инглии лично мне было интересно.

Вторая линия уводит нас из светлых стен Адуи в пыль и жару Дагоски – последнего морского порта Союза на Кантийском континенте, со всех сторон окруженному враждебной гуркской территорией. Хорошо известный нам инквизитор Глокта направлен в Дагоску в качестве наставника города, наделенного чрезвычайными полномочиями. Он должен в кратчайшие сроки организовать оборону порта от готовящегося нападения гурков, а также раскрыть заговор, в результате которого уже пропал предыдущий наставник. Эта линия поначалу вызывает очень большой интерес – действительно, Глокта, попавший, по сути, в змеиное гнездо, пытается распутать клубок противоречий и интриг, параллельно предпринимая шаги по наведению порядка в городе и организации его обороны. Естественно, наставник с присущим ему хладнокровием берет управление в свои руки и довольно ловко раскрывает заговор в городском совете. Далее начинается осада Дагоски, и положение становится безвыходным – именно таким рисует его автор: силы гурков стократно превосходят городской гарнизон, который, в свою очередь, большей частью состоит из наемников, готовых вот-вот переметнуться на сторону неприятеля. Дагоска и все ее жители оказываются на грани гибели. Однако после этого следует цепь довольно странных, на мой взгляд, ходов. Сначала безжалостный инквизитор Глокта милосердно отпускает главного заговорщика, намеревавшегося открыть ворота города супостату, а затем, когда оборона все-таки оказывается прорванной, Глокта вместе со своими помощниками спокойно уплывает из захваченной Дагоски на лодочке! Вот так поворот! В общем, ближе к концовке выясняется, что стратегически Дагоска не имела никакого значения для Союза, да и для самого сюжета, полагаю, осада города не несла никакой нагрузки – просто инквизитора Глокту нужно было занять чем-то на большую часть второй книги. К сожалению, преднамеренная затянутость повествования становится неотделимой и непреодолимой частью данного цикла. И быть может, я не стал бы утверждать это столь категорично, если бы не третья магистральная линия. Вот она-то окончательно сняла все сомнения.

Итак, третья линия уводит нас в путешествие на далекий запад – великий маг Байяз, его ученик Малахус Ки, лютый северный варвар Логен Девятипалый, демонесса Ферро, молодой офицер Джезаль дан Луфар и навигатор Длинноногий пускаются в путешествие через разоренную, полную опасностей Старую Империю, чтобы добыть некий древний артефакт, способный помочь Союзу в борьбе с нарождающейся мощью Гуркхула. Позиционируемое как чрезвычайно опасное, само путешествие состоит, в основном, из болтовни мага о древних временах, описаний дороги и странных попыток сентиментального варвара Логена подружить между собой своих спутников. Конечно, присутствует какая-никакая боевка, но тут опять два раза из трех исход столкновения решает магическая мощь Байяза – прием, изрядно поднадоевший уже в первой книге. Обращает на себя внимание, что многие персонажи в этом томе неожиданно и весьма стремительно добреют: сначала окультурился Логен, теперь же настала очередь и непокорной дикарки Ферро. Откуда это все берется – понять не могу. Обозначенные автором как злобные и безжалостные, герои совершенно неуловимым образом один за другим становятся добрыми, милосердными и сентиментальными: Логен, Ферро, Глокта… Все они меняются в лучшую сторону, хотя, особенных поводов для этого совершенно не просматривается. В общем, не удивлюсь, если в концовке следующий книги мерзавец Черный Доу будет сюсюкаться с младенцами.

Но это еще далеко не все! Главная беда, если не сказать катастрофа, данной сюжетной линии заключается в том, что все это сложнейшее и опаснейшее путешествие на край света оказалось абсолютно бессмысленным! В этом, наверное, и заключался своеобразный неожиданный поворот, который должен был поразить читателей. Что тут скажешь, действительно поразил: давно мне не приходилось читать несколько сотен страниц фактически впустую. Потому как в итоге вся кучка героев возвращается восвояси ни с чем, и герои в финале второй книги оказываются, в принципе, на тех же самых позициях, в которых они и начинали. Единственно, что в походе двое из них переспали, а одному изрядно подпортили физиономию. Блестяще!

Подводя итог, могу сказать, что две трети романа «Прежде чем их повесят» вообще не несут какого-либо сюжетного смысла, а просто заполняют объем. Конечно, кое-где довольно интересно следить за приключениями и боями, но ощущение их бессмысленности никуда не убрать. С тем же успехом можно было описывать каждодневный прием пищи каждым из героев – тоже замечательно раскрывающие характер персонажа действия. В общем, говорить что-либо определенное об этой книге достаточно сложно – она и сама еще недостаточно определенная: больше похожая на кусок некоего полотна, которое может продолжаться, кажется, просто до бесконечности. Пока что лично я не вижу никаких предпосылок к тому, что история в последующих книгах чем-то сумеет удивить. Максимум, чем автор сможет поразить мое воображение – это уместить финал истории в последнем третьем томе. В чем я, однако, сильно сомневаюсь.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2012 г.

Солидная вещь!Очень хорошее продолжение цикла,но где специалисты и критики увидели наследника Джорджа Мартина не пойму.Джо Аберкромби добротный автор,даже хороший,но до Мартина ему очень и очень далеко.Я понимаю,что он молодой и перспективный, у него в писательской деятельности все впереди,но есть такое слово Гений.Так вот: Мартин-Гений,Аберкромби-хороший писатель и только.Но-это только мое мнение,не хочу чтобы мой отзыв оттолкнул кого-нибудь от чтения этого цикла.Повторюсь,цикл хорош.

Сюжет.Роман «Прежде чем их повесят«становится жестче,динамичнее.Есть три основных сюжетные линии на которых строится это произведение:1) Путешествие на край земли для поиска загадочного артефакта командой во главе с первым магом Байазом и его команды(Логен,Ферро,Джезаль и помощник первого мага Малахус Ки).Вот здесь меня постигло первое разочарование.В каждом сюжете должна быть логическая составляющая. .Здесь я ее не увидел.Присутствует вроде все:экшн,драйв,баталии и даже любовная линия,если ее можно так назвать(вспыхнувшие чувства между Логеном и Феро),но отсутствует результат.Зачем,почему Байаз ходил «к черту на кулички» ?-автор так до конца и не додумал.А что автор хотел показать с персонажем Джезаля и зачем он нужен был Байазу-не понятно вообще.От обезображенного в походе лица Джезаля и его постоянно перепуганного вида-воротит.Ничему его этот поход не научил,для меня он так и остался напыщенным г...ом.2)Война Союза с Северянами.Этот момент мне напомнил широко известный роман «Унесенные ветром«Митчелл,где тамошние персонажи как и персонажи Аберкромби хвастаются,что победа над северянами достанется им за пару дней.В реалии все оказывается намного плачевнее для войск Союза.Единственный персонаж,который понимал,что их ожидает в борьбе с северянами был полковник Вэст-отличный вояка,прошедший не одну войну.Примыкание к войскам Союза банды Тридуба-это второе разочарование.Нелогично,бесмысленно,неинтересно.По задумке,если автор применил этот ход в сюжете,то Тридуб со своими ребятами должен переломить ход событий в этой войне в пользу войск Союза.Но этого не происходит.Где логика?А ее нет.3)Инвизитор Глокта выступает в роли полководца и защитника Дагоски.Вот эта сюжетная линия спасает и вытягивает весь роман на приличный уровень.В Дагоске мы увидим все:интриги,хитросплетения.Глокта в этом романе становится заложником обстоятельств,он в долгу(денежном) у банкиров,которых в последние годы нещадно истреблял каленным железом.Удивило и порадовало меня,что этот человек еще может щадить людей,а не только убивать.В этом романе он «прощает» и оставляет в живых двух людей,очень опасных людей,а как это аукнется ему в будущем мы увидим.

Рекомендация: высокая!

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2010 г.

После очень впечатляющего первого романа всегда с нетерпением накидываешься на второй в надежде получить все то же, только больше, лучше и проникновеннее. И — да, я все это получил. Продолжение оказалось во всех отношениях достойным начала. Более того, сохранив достоинства, Аберкромби потихоньку начал ликвидировать недостатки. Коих и так не столь много, и не столь они существенны. Поэтому, с моей точки зрения, автор все ближе подбирается к тому, чтобы создать абсолютный канонический идеал в жанре фэнтези-боевика, на который будут впоследствии равняться и с которым будут сопоставлять все подобные произведения. Проще говоря, восторгу моему нет предела. Мир, который в первой книге был весьма схематичен, постепенно начинает обретать насыщенность и красочность. Некоторая камерность происходящего сменяется масштабными батальными сценами в самых разных уголках планеты. Классический толкиеновский квест, сохраняя романтику странствий к пределам известного и братской взаимопомощи, обрастает реализмом крови и секса. При этом, явно цитируя привычные штампы, обыгрывая и разрушая их, Аберкромби не ставит деконструкцию фэнтезийных паттернов на первый план, как это часто случается с современными авторами (уж простите за этот откровенный камень в огород уважаемого и ненавидимого Перумова). Прибавляя реализма, стараясь уйти от нарочитой сказочности и эпичности, Аберкромби тем не менее совершенно серьезно относится к повествуемой им истории. Для него это не литературный эксперимент, а реконструкция поведения обычных людей, со своими слабостями, страхами, метаниями, комплексами, в критических, пиковых условиях. И то, что при этом присутствует магия, средневековый антураж и феодальные интриги, отнюдь не отменяет того факта, что война всегда остается кровавым и бессмысленным делом, высокая политика лишена принципов, каждый человек думает прежде всего о себе, а любовь делает людей способными вынести все это. Кроме того, как историк, могу только в очередной раз восхититься тем, насколько автору удалось одновременно сохранить и жизненность персонажей, и яркость средневекового окружения. Полная и достоверная реконструкция исторического прошлого принципиально невозможна, это оксюморон. Возможно лишь показать, что люди всегда остаются людьми, пусть их интересы, заботы и вера очень отличаются. Аберкромби добился этого, за что ему почет и слава.

Вердикт: отличное продолжение. При всем желании недостатков не найти. Эталон жанра.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2013 г.

Ну что ж, приключения и испытания продолжаются. И для некоторых эти испытания довольно серьёзные, а для кого-то абсолютно привычные, но это не значит, что они не приносят боли. Все события, происходящие в книге, острее раскрывают характеры героев, подчёркивают их способности, выявляют, на что они годны в привычных, неожиданных или смертельных ситуациях. По сути, каждая сюжетная линия представляет собой квест, где каждый выполняет свою долю работы.

За сюжетными линиями героев следить интересно, в них все проявляют себя по-разному, а некоторые раскрываются с неожиданной стороны. Группа во главе с Байязом, отправившаяся на край света оказалась такой разношёрстной, что было интересно – к чему приведёт их совместное путешествие. Они сложно привыкают друг к другу и выстраивают отношения – они не сразу и не до конца стали доверять друг другу, но перемены были значительными – это неизменно должно произойти, когда долгое время привязан к своим спутникам. Оказывается Логен , в конце концов, обычный человек, хотя, без сомнения, человек дикий, разбойничьего вида и ужасно безобразный. Но в нём нет напыщенности Байяза, настороженности Ки, хвастливости Длинноногого или элементарной злобности Ферро – «если хочешь сказать про Логена Девятипалого, скажи, что он боец!» Оказывается Ферро способна немного приоткрыть дверцу своей души, насколько это возможно для дикарки, и почувствовать, что помимо мести и злобы в жизни еще может быть чуточка тепла и доверие, она почувствовала каково это, когда ей бывает просто хорошо. Но больше всего перемены коснулись высокомерного и самовлюблённого Джезаля – вот кто действительно неожиданно попал в передрягу – первый реальный страх, первая схватка, первое ранение — это заставляет его пересматривать отношение к своим поступкам, он готов принять новые ценности и расставить жизненные приоритеты, он научился испытывать элементарное чувство благодарности.

Коллем Вест и отряд названных находятся в привычной для них ситуации – война, кровь, спасение жизни, потери, долгое и утомительное путешествие – это то, чем большинство из них занимается всю жизнь. Но Весту не просто: противоречия между честью и совестью, долгом и здравым смыслом – ему пришлось сделать выбор, взять грех на душу и совершить поступок, а ещё он с оружием в руках завоевал уважение этих матёрых воинов и прозвище Свирепый. Несмотря на то, что для названных война это ремесло, каждая потеря, а особенно близкого человека и друга – не измерима ни с чем и тяжела для этих прожжённых воинов, их скорбь неподдельна.

Инквизитор Глокта по-прежнему на высоте – феноменальное чутьё, колоссальная выдержка, фирменное чувство юмора, блистательный ум и удача – залог его успеха. Вообще, он шикарный персонаж – он привносит в историю особый колорит. А иногда, неожиданно даже для себя, он совершает совсем неожиданные поступки.

Книга очень стремительна — здесь много запутанных тайн и интриг, кровавых сражений, яростных схваток, столкновения с кровожадными шанка, путешествия через заснеженные перевалы, леса, бесплодные равнины и разрушенные города — и всё это с чувством, кроваво, жёстко, яростно. Постепенно перед нами раскрывается история этого мира и причины, по которым разношёрстная компания Байяза движется на край света, углубляясь в развалины прошлого.

События развиваются интересно, но они не дают окончательных ответов, а ещё больше накаляют обстановку, задают множество вопросов и создают впечатление обмана – вроде как всё было зря, потому что стало ещё хуже чем было: потери, разочарования, а особенно столкновение с неожиданностью в самом конце, но тем самым Автор дал возможность проявиться персонажам и постепенно подвёл повествование к критической точке, увеличив интригу и интерес.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2011 г.

Джо по-прежнему зубаст и ухватист.

Герои откусывают носы и убивают шанка пачками, трахаются, но не позволяют себе любить, пытают и мучаются от перекошенной шрамами хари.

Первый том увлек меня, будто водоворот.

Я захлебывался страницами, несмотря на понимание, что книга:

1. попсовая

2. прицельной критики не выдерживает

Но все равно, «Кровь и железо» была для меня, как боевая лихорадка, как глоток воды для умирающего от жажды.

Второй роман нес меня, как бурлящая река.

Однако я уже не задыхался от бешеной гонки. И наружу неизбежно полезли нитки и лоскуты.

Слишком многословный и пустой на события квест на Край Света.

Слишком банальные переживания ряда персонажей.

Слишком простые ответы на некоторые сюжетные загадки.

И при все при этом:

отличный будни осажденной Дагоски

мрак и безысходность северной компании

история Свирепого

Я несомненно дочитаю эту трилогию, но, забегая вперед, мне несколько тревожно.

Сможет ли? Вытянет?

Мнения дробятся на десятки противоположных.

Некоторых третий том возвращает прямиком в грязь.

От восторга.

Других макает туда же, заставляя отплеваться в разочаровании.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2010 г.

Своим дебютным романом «Первая кровь» британский писатель Джо Аберкромби создал себе неплохой задел на будущее, а его вторая книга, «Прежде чем их повесят», созданный задел только укрепила. Снова в очередной раз обыграв привычные штампы и добавив в них неожиданные повороты, Джо заставил всех читателей в нетерпении кусать ногти в ожидании третьей книги трилогии.

Союз срединных земель трещит по швам. На севере варвары во главе с Бетодом маршем шагают по Инглии, сметая всяческое сопротивление, а на далеком юге гурки сужают кольца осады вокруг Дагоски. Город вокруг падет. Майор (впрочем, уже полковник) личной королевской охраны Коллем Вест отправляется в Инглию и попадает в штаб к наследнику престола, принцу Ладиславу, непроходимому тупице и идиоту. Инквизитор Глокта, получив повышение, направляется в Дагоску чтобы возглавить оборону города. А могучий северянин Логен Девятипалый, неистовая южанка Ферро и утонченный дворянин Джезаль дан Луфар составляют компанию магу Байязу в его странствии на край света за оружием, способным поменять ход всей войны раз и навсегда.

Казалось бы, в завязке сюжета мы имеем привычные фэнтезийные штампы. Однако Аберкромби настолько ловко обыгрывает их, что исход тех или иных событий абсолютно непредсказуем. Точнее, концовка логична по ходу вещей, однако настолько реалистичное развитие событий нечасто встретишь в книгах жанра фэнтези. Непроходимый тупица в одну ночь не научится руководить армией, военный гений не спасет обреченный город, а изнеженный аристократ не привыкнет за одну неделю к суровым условиям жизни в походных условиях.

Впрочем, как и в первой книге главным достоянием романа являются герои. И если некоторые, такие как инквизитор Глокта, блистают также ярко, как и в первой книге, то другие персонажи, например Ищейка и полковник Вест, начинают раскрываться только здесь, являя себя абсолютно с неожиданных сторон.

Итог: Говорят, что вторая часть трилогии обычно самая слабая. «Прежде чем их повесят» — абсолютно другой случай. Отличный язык, интересный сюжет и потрясающие персонажи гарантированы. Все дружно ждем третьего тома.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2012 г.

Второй том дочитал неделю назад. Удивительное дело: немало усилий требуется мне, чтобы вспомнить, а чем же там кончилось. Кстати, когда читаешь, то почему-то тяжело вспомнить на чем остановились события в прошлой главе. И дело тут не в моей памяти, с ней проблем тьфу-тьфу нет, другие книги хорошо откладываются в голове. А тут — почему-то нет. Может это из-за чрезмерного количества деталей, коими изобилует текст и которые, по крайней мере пока, не очень важны для сюжета? Или из-за отсутствия у книги некоей привлекательности для меня лично? Из-за легковесности ее в идейно-смысловом плане или шероховатости в языковом? Пока трудно ответить на этот вопрос, я жду момента, когда третий том перевернет все мое видение эпопеи...Ну как обещают некоторые мои товарищи.

Определенная атмосфера в книге есть, но насколько она «дарковая» мне трудно судить, так как это мое первое знакомство с так называемым жанром «dark fantasy». Хотя все-таки мне кажется, что над атмосферой Аберкромби следовало бы поработать потщательнее: ни один момент в книге не пробрал меня до дрожи, не возбудил и не взволновал, я не почувствовал ни ледяного дыхания Севера, ни солнечного зноя Дагоски, ни одиночества бескрайней степи (или где там ехали Байяз и Ко). Но можно ответить мне, мол, захотели бы еще почувствовать боль, которую испытывает Глокта, спускаясь по сходням или вставая с кровати... Но, господа, факт есть факт: бывают произведения, которые затягивают в свой мир настолько, что ты дышишь с героями одним воздухом. А тут этого нет, Абер стремится нагнать побольше мрачноты, но получается она у него какого-то не того оттенка, слишком тусклая и неясная, чтобы она могла хоть как-то подействовать на нас. В основном, он ограничивается констатациями типа «была мрачно, и мрачные статуи сурово глядели на них» (это не цитата, разумеется). Или «он был пугающе огромный и ужасающе страшный» (что-то близкое к тексту, цитирую по памяти). Ну еще конечно, в тексте много «боли», все делают все через силу, превозмогая себя. Причем часто герои не видят смысла в том, что они делают, но все равно делают, потому что... Таков их путь? Нет выбора? Ничего не изменишь? Или потому что герои слишком брутальны, чтобы не делать что-то?

Книга насыщена брутальными героями, брутальными эпизодами и описаниями. Весь мир делится на брутальный и небрутальный, как и герои, причем брутальные герои (Берр, Вест, северяне и тп) априори правы, потому что видят мир таким, какой он есть (то есть брутальный), а глупые дивы с закрученными локонами (Ладислав и его штаб, Джезаль) — нет, они живут в плену иллюзий и ничего не знают об истинном порядке вещей. Такое разделение на черное/белое приводит к значительному упрощению характеров, которые начинают смотрется как не очень-то живые (особенно разнообразные военные). Никто не спорит, что вполне себе мог существовать такой недалекий, распущенный принц как Ладислав, но, боже мой, не делайте его окружение настолько тупым и идиотским! Были моменты в истории, когда целые народы чересчур зарывались и шли на заведомую гибель, полагая, что в два счета разобьют противника (те же пруссаки в 1806). Но в романе эпизод показан гротескно до невероятности.

От истории про магов древностью не веет, загадкою не пахнет. Величия и размаха в ней не чувствуется — а именно этим и притягательны легенды.

Вообще, пока что для себя я понял одно — у Абера проблемы с чувством прекрасного, в созданный им мир не веришь уже хотя бы потому, что в нем напрочь отсутствует эстетика (хотя тут мой оппонент возразит мне: «А как же эстетика крови, боли и грязи?» Смиренно опускаю очи долу). Плюс еще один фактор неверия в мир — в нем отсутствуют интеллектуалы. Бывают произведения, в которых магия заменила собой науку, но в Земной Круге с магами как-то негусто, Байяза с трудом-то признали...Это минус проистекает из того, что «под» миром не стоит никакой стройной системы, то есть взят некий общий антураж из разных исторических эпох, скомпонован кое-как и все. Легко показать это на примере имен: смешение славянских (Ладислав), французских (Сульт, Давуст), английских (?) или норвежских (Логен), псевдо-арабских и придуманных просто так, путем переставления буковок.

Пройдусь по персонажам немного. Логен: узнаем немного про его прошлое, несколько пугаемся непредсказуемости и опасности этого персонажа, наблюдаем попытки сдружиться с группой со-путешественников и love affairs внезапно...Лично я пока воспринимаю его как сильное, опасное животное, не более. Про Джезаля коротко и просто: превращается постепенно в брутального (еще не до конца, но у него все шансы дойти до финишной прямой), совсем чуть-чуть и станет Арагорном Земного Круга. Много вздыхает, страдает и думает о ней. Развитие персонажа есть. Байяз: узнаем всякие нехорошие истории про него и войну Иувина с Канедиасом. Особых эмоций не вызывает, есть и есть какой-то неприятный старикашка. Арди: еще раз доказала свою брутальность, избив ногами одного ростовщика. Пока нет развития персонажа. Вест: честный (правда под конец можно сказать это про него с трудом), вспыльчивый вояка, за одно с Берром знает что как надо. Правда, в бою с северянами кажется зеленым юнцом-дебютантом.Северяне: очень круты, иногда пускают скупую мужскую слезу. Глокта: гнев один да и только, поднадоел своим нытьем и скулежом (как болит, когда меня убьют), причем мысли о собственном убожестве или смерти он как-то по особому смакует. Вдруг мы начинаем видеть аж целых три раза некие благие стороны его безжалостного характера, ах вот оно развитие, казалось бы, да только сострадание проявляется исключительно к особам женского пола, что как бы штамп-перештамп. Вообще удобно всю мотивацию персонажа объяснять простым «зачем я это делаю?»

Второй том, надо признать, держится исключительно на нем, сцены в Дагоске самые яркие и интересные. Линия войны с Севером конкуренцию выдержать не может, тот же Вест совсем неяркая фигура. Линия «Байяз и Ко» вообще статичная, шли-шли-шли, подрались раз, подрались два, опять шли, потом посидели, поплыли и все.

Еще со второго тома персонажи стали мутить, ладно бы благие какие (не припомню таковых пока в книге), так нет, самые что ни на есть уродливейшие. И описания даны омерзительные. Одни мутят, другие мучаются, что им не с кем. Такие дела.

Заметил одну особенность: Джо куда лучше удаются герои, показанные со стороны (Никомо Коска, Малахус Ки, Трясучка). А когда он начинает копаться в них изнутри, все портится, из каждого героя выглядывает наружу сам автор, управляющий их сознанием так, как ему нужно.

Хочется еще, чтобы магия раскрыта поглубже, а то пока она на уровне прокаченных файерболлов (взорвись изнутри, гад!).

Скоро возьмусь за третий том, весь цикл наскоком взять не могу, устаю от него. Хочу знать как меня удивит автор.

П.С. Чуть не забыл про самое главное! Книгу стоит прочитать хотя бы потому, что в ней есть замечательный эпизод, где герои пытаются вытащить стрелу из раненного товарища. Стрела застряла между ребер (sic!). Вытянуть ее почему-то не смогли, и один из героев предложил гениальное решение: вытолкнуть ее так, чтобы наконечник прошел насквозь и вышел из спины. (И не боятся же повредить органы, задеть нервы и тд) Неужели автор думает, что в какой-то эпохе люди были настолько тупы, чтобы так делать? Отчего этот эпизод: от незнания истории медицины и биологии автора или специальный ход, раскрывающий нам уровень просвещения в том мире?

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2011 г.

Достойное продолжение достойного цикла. И снова я немогу отнести эту книгу к темной фэнтези. Ну не могу и все. Прежде всего хотелось бы отметить, что эта книга разительно отличается от предыдущей. Ну во-первых, события начинают происходить быстрее чем в первой книге. Надо сказать если бы события происходили также неторопливо как в первом романе, то тогда это было бы огромным минусом для книги и для автора, тогда как для первого это является плюсом. А так получилось очень даже ничего. Во-вторых сдесь безусловно больше батальных сцен. И я не только сражения имею ввиду, но также и драки, погони, поединки и.т.д. В-третьих расширяется место действия романа. Ну это естенственно. Герои разехались кто в Инглию, кто в Дагоску кто к черту на рога и.т.д.

Несколько слов о самом романе. Роман обладает на мой взгляд несколькими достоинствами. Первое. Наличие в романе невидимого и загадочного врага (Кхалюля и его Тысячи слов), придает на мой взгляд атмосферу некой загадочности и увлекательности романа.Так как я например сразу и не понял кто этот Кхалюль и кто такие тысяча слов. Что заставляло меня читать все дальше и дальше, не останавливаясь. Второе. Ну конечно оборона Дагоски и сам великий и ужасный Глокта. Здесь мы видим нашего дорогого и любимого инквизитра в роли полководца. Опять же я думаю что автор это сделал для того чтобы показать кем Глокта мог бы стать и чего он мог бы достичь. Он словно говорит нам что жизнь несправедлива. Третье. Ну это конечно ирония, которая здесь присутствоет в изобилии. Особенно в этом плане мне понравилась сцена когда Глокта спускается по трапу и идет по мостовой. Ну просто супер. Или например когда Ищейка после принятия решения уйти от армии союза, сказал что не все так плохо, зато я раздобыл рыбку. Потрясающе. Четвертое. Детальное описание мира, происходящих в нем событий как мирных так и военных. Оценка 10.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу