Эмили Бронте Грозовой


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Эмили Бронте. Грозовой перевал.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эмили Бронте. Грозовой перевал.

Статья написана 24 февраля 2013 г. 09:23

Читала в переводе Н.Д. Вольпин

В чем привлекательность этой книги? В чем ее загадка? В том ли, что она наполнена одними отрицательными героями? Или в том, что это история демонической страсти двух сильных личностей, не желающих идти на уступки друг другу? Или же в том, что из-за этого страдают и гибнут окружающие?

Хитклиф. Если бы старый Эрншо знал, чем обернется для его семьи то, что он пожалел паренька без роду и племени и ввел его в свой дом, он убежал бы за тридевять земель, едва завидев его на своем пути. Но он не знал, не знали и другие. Не знала и Кэтрин, полюбившая его сначала как друга и брата, а потом со всей пылкостью своей юной натуры. Можно много и долго говорить о Хитклифе. Что сделало его таким? Наследственность? Или же в большей мере та среда, в которой он вырос? Мне думается, скорее второе. Возможно, если бы его приняли в семье Эрншо как равного, все могло бы быть иначе. Поначалу Хитклифа сложно винить: его обижали, пинали и унижали, а он сего лишь терпеливо сносил тычки. Но после смерти старика все стало много хуже, и терпение Хитклифа лопнуло. Он решил отомстить. И надо отдать должное его самоотверженности и целеустремленности. Он скурпулезно шел к своей цели год за годом. Тем он и страшен. Да, он вероломен, коварен, жесток и  мсителен, но поистине страшно то, что он не видит в своих деяниях ничего предосудительного. Он считает, что теперь все, кто так или иначе связан с семьей Эрншо, должны страдать и страдать стократ больше, чем страдал он.  В своей мести он не пощадит никого. Обида затуманила его взор, и он не видит людей, которые к нему добры. Всех он считает лицемерами.

А его любовь к Кэтрин – была ли это истинная любовь или патологическая страсть, не оборвавшаяся даже после ее смерти? Он не видит жизни без нее и впадает в полное отчаяние. Он винит в ее смерти всех, кроме себя, не видя, что и он приложил руку к ее саморазрушению. В своем стремлении обладать Кэтрин он проявляет себя как исключительный эгоист, не желая считаться с ее стремлением жить с Линтоном. В этом Хитклиф винит Линтона, но никак не его непогрешимую Кэти. Он не видит ее недостатков, как она не видит его отрицательных черт.

Кэтрин Эрншо. Взбалмошная, избалованная, своенравная и эгоистичная девушка. Она никого не желает слушать, ни с кем не хочет считаться. Она делает, что ей вздумается, и впадает в неистовство, если кто-то осмеливается ей перечить. С годами это перерастает в нетерпимость в спорах и она очень болезненно сносит несогласие других с ее мнением. Мне видится в этом зачаток душевного расстройства. Кэтрин не вызывает у читателя ни симпатии, ни жалости, ни сочувствия. Как впрочем, и все остальные герои романа. Кэтрин презирает всех, кроме себя. Она в некотором смысле презирала и Хитклифа за то, что он неотесан и у него нет ни гроша за душой.

Эллен Дин – рассказчица. Именно с ее слов мы и узнаем эту удивительную в своей жестокости историю. Он тоже не вызывает симпатии. Читая ее высказывания и видя ее отношение к героям, я часто негодовала. Она постоянно предает их доверие и продает их тайны друг другу. Она считает себя благонравной и справедливой, видящей недостатки других, но за собой она не видит замшелости и ограниченности.

Эдгар Линтон. Без памяти влюблен в Кэтрин и готов сносить ее вздорный нрав, придирки и самодурство. Он слаб и физически, и морально. Он безволен. Он не в состоянии сказать хоть слово против и безгранично терпелив к Кэти. Пожалуй, он единственный, кто вызвал у меня хоть какое-то подобие симпатии. И мне безмерно его жаль, жаль его страданий по женщине, которая этого не стоит и не способна оценить.

Кэтрин Линтон – дочь Кэтрин Эрншо и Эдгара Линтона. Не далеко ушла от матери. Практически это ее копия, за исключением внешности. Такая же сумасбродная, своенравная и считающая, что мир вертится вокруг нее. Но есть  отличия. Она способна любить. Она нежно любит отца и старается его не огорчать. Она умеет заботиться и проявлять сочувствие и милосердие. Со временем она становится более снисходительной к слабостям других людей (вспомним, как она стала учить Гэртона читать). Но несмотря на все это, мне ни разу не стало ее жаль, хоть она и несправедливо расплачивалась за чужие грехи.

Гэртон Эрншо. Финал романа дает надежду на то, что у этого молодого человека есть будущее. Он, как и младшая Кэтрин, расплачивался за грехи своего отца. Хитклиф решил сделать из него подобие молодого себя – погрязшего в рутине и быте неотесанного неграмотного деревенщину. И возможно благодаря этому, Гэртона не удалось сломить, он сохранил светлые чувства и положительные качества в себе.

Немного о композиции романа. Повествование от первого лица дает нам субъективную характеристику героев, показанных через призму восприятия рассказчика. Но здесь композиция сложнее. Это так называемый «роман в романе». Рассказчик Локвуд поведал нам историю Хитклифа со слов очевидицы событий Эллен Дин. Таким образом, эта история пропущена через сознание сразу двух рассказчиков. И это интересный прием.

Я так и не разгадала загадку этого романа. Несмотря на обилие отвратительных сцен, удручающих описаний, отрицательных персонажей, я продолжала его читать и прочту еще. Что в нем привлекает читателя? Почему заставляет задуматься и вернуться к прочтению? Что так трогает за душу, если практически все герои вызывают отвращение? А может, в этом и весь смысл? Может, автор хотел показать нам оборотную сторону страсти? Предостеречь от ее пагубного влияния? Сказать, что слепо следовать своим эгоистичным помыслам, неправильно и ведет к саморазрушению?

Портрет Эмили Бронте





194
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 10:08
Календула, спасибо за подробную проработку героев. Я читала в таком стремление скорее узнать, что же станет с этой чудовищной парой, а затем — с их детьми, что не вдавалась в такие подробности. Если честно, я не задумывалась над ролью и поведением рассказчицы, Эллен, и не увидела того, что увидели вы. Возможно, это выявится при повторном прочтении.
Загадка романа... Возможно, её стоит искать не только в людях, но и во времени, когда всё это происходило. Возможно ли было Кэтрин, такой взбалмошной и эгоистичной, соединиться с Хитклифом, не обладая богатством, какое ей давал Линтон? Крайняя степень любви Хитклифа, очень странная, конечно, степень, но всё же я склонна думать, что это была именно любовь, а не помешательство — эта любовь никогда не будет понята, если не встать хотя бы на секундочку на его сторону.
Рада, что вы присоединились к поклонницам этого романа:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 10:19
Любовь — да, но любовь патологическая, любовь-страсть, но такой силы, что не могла не оказать влияния на их личности.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 10:24
В какой-то мере в этом виновато воспитание. Если бы девочке побольше запрещали, а мальчику побольше разрешали... ну, как-то так. Нельзя совершенно винить в их эгоизме только их одних.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 10:54
Думается мне, касательно Хитклифа, дело не только в воспитании или его отсутствии. Дело еще и в среде, в его положении «на птичьих правах», а также во всей его натуре.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 10:55
Частично соглашусь. Но что развивает натуру, как не воспитание или его отсутствие?8:-0
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:16
Воспитание развивает то, что уже в зачатках есть.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:21
То есть Хитклиф с детства был безумен?
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:23
о нет, он далеко не безумен. Он кто угодно, только не безумец. В своей мести он действует не импульсивно, а методично и расчетливо.
Я говорю о мстительности, доведенной до патологии. Вот это, пожалуй, было ему присуще изначально, но гипертрофировалось условиями его жизни.


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:28
Я, наверно, всегда была слишком склонна оправдывать людей, но как бы не страшен бал Хитклиф и его поступки, он мне гораздо ближе, чем Кэтрин.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:33
Мне порой бывает его жаль. Кэтрин (ни одну, ни вторую) мне не жаль.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:37

цитата Календула

Кэтрин (ни одну, ни вторую) мне не жаль.

:beer: Нашли точку соприкосновения, что называется.

Вместе с тем я ещё не нашла в себе сил перечитать «ГП». Вероятно, недостаточно времени прошло.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:38
Я думаю, что вернусь к нему лет через 5
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2013 г. 11:43
Нда, чтобы переварить это кушанье, нужно не только время, но и БАДы: досмотры экранизаций, отзывы других рецензентов, критические, хвалебные статьи — чтобы отыскать понимание этого необычного романа.


⇑ Наверх