Женщина в мужской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «berrgelmir» > «Женщина в мужской литературе: Анна Калинкина, «Станция-призрак» (серия Метро 2033)»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Женщина в мужской литературе: Анна Калинкина, «Станция-призрак» (серия Метро 2033)»

Статья написана 30 марта 2013 г. 15:06

Несуществующий эпиграф:

«Я не хотел бы чтоб мои дети ругались матом!

Зачем тогда пою эти песни с таким азартом?»

«15 – Х», План Ломоносова (с)

Существующий:

«Из объятий ночного кошмара – ты вернулся в кошмар наяву»

«Праздник слепоты», Черный Обелиск (с)

Спустя год после прочтения «Безымянки», зарекшись обсуждать творчество коллег, пройдя по кругу и вернувшись к собственному хвосту, прочел книгу серии «Метро 2033». Выше указано какую. И причиной послужил факт того, что автор – женщина. А не то, что я мужская шовинистическая свинья. Хотя, несомненно, и это тоже. Памятуя о Кцхтулху – приступим.

Цитируя самого себя и не смущаясь данного факта:

«Не стоит обсуждать вопросы, которые муссируются по поводу пиара книги Глуховского и финансовой поддержки в рекламе. В любом случае ни одно издательство не вложится в то, что изначально невыгодно с коммерческой точки зрения (исключая естественно 'модных' арт-хаусных и прочих непонятных авторов). Соответственно гениальный ход АСТа был просчитан наперёд, и вложения их давно окупились. Армия поклонников метродиссеи не редеет, особенно губительно и беспощадно поглощая сталкерскую и прочую постапокалиптическую братию. Секрет прост: все любят побояться, мысленно прошвырнуться там, где темно и страшно, а потом вернуться в своё любимое кресло, где рядом вдобавок стоят свежие мамины плюшки с корицей. Ну, а у кого и пиво, это уж кому как. Так вот: все любители жёсткой фантастики любят побояться и пострелять во всяких подлецов и монстров. Кто на ЖК-мониторе, а кто в голове. Всем подобным любителям Глуховский чётко и недвусмысленно предоставил и то и другое. Читая его произведение тем, кто склонен к развлечениям подобного рода, представить мир — да как два пальца об асфальт».

С момента высказанных слов прошло года два, если не меньше… или не больше. Серия растет и развивается дальше, привлекая даже как бы иностранных авторов и затрагивая пост-ядерную Европу. Следует особо отметить добротный стиль командования проектом автора, не отнять, менеджер он эффективный и качественный. Это важно в любом проекте, дабы тот не проваливался. У Глуховского получается, честь ему и хвала. Не дать скатить серии в УГ – дорогого стоит, не все умеют.

Таки прочитал «Безымянку» Палия, «Север» Буторина, «Питер» Врочека и брал в руки книги Москвина и еще кого-то. И на первое место, на данный конкретный момент, из всей серии, с удовольствием поставлю «Север» Андрея Буторина. Эта книга хороша, вкусна и самобытна. Это главное. А теперь – к «Станции-призраку». Сдается мне, к слову, что это вот мнение окажется похожим на конфету а-ля «Корабль пустыни». Т.е. вот вам, красивая обертка, копипиздящая стиль ГОСТовского и великолепного «Кара-Кум», а по факту являющая любителям сладкого не вкус детства, а просто-напросто тотальнейшее непотребство. Хотя это не так важно по отношению этой же аналогии к самой книге.

Что главное в серии «Метро»? На мой взгляд – атмосфера. Она поставлена во главу угла и это правильно. Пусть даже и атмосферность эта уже вполне себе давно потихоньку испаряется и трещит по швам по простой причине: борьба за читателя, расширение границ и малое количество авторов, умеющих писать про людей и для людей. Описать очередного страховидлоподобного ужаснаха сейчас из пишущей фант-братии не сможет только ленивый. Наплевать на то, что большинство мутантов больные существа, и априори не могут воспроизводить себе подобных – тоже, знаю, сам такой же. И сама жизнь в метро, неожиданно приютившем кучу народа. Учитывая факт собственного творчества — опустим вопрос о реалистичности вышесказанного и обратимся к аутентичности книги о девушке Нюте.

Два момента: женщины-фантасты пишут не хуже мужчин. Имена Нортон, Стюарт, Ле Гуин, Роулинг, Семеновой и Хаецкой тому полное подтверждение. Отечественный постап для меня состоит из «Мародера», «Молодые и сильные выживут» и «Еды и патронов». Первый из-за его реалистичности, второй из-за Дивова, третий из-за стиля Мичурина. Свое участие в проекте «Кремль 2222», равно как и «Чистильщиков пустошей» воспринимаю в стороне, т.к. хвалить проект, в котором участвуешь – некрасиво.

Анна Калинкина не девочка, если судить по имеющейся информации, что позволило предположить наличие в книге как минимум жизненного опыта и, как следствие, хорошо прописанных персонажей. И таки жизненный опыт увидел, в самом подходе к книге. Автор сделала несколько хороших ходов, позволивших ей уложиться в канву цикла, заданную Глуховским и привлечь дополнительных читателей. Т.к. книга написана для подрастающего поколения, и это заметно. Простые и прямые, аки топорище сюжетные ходы, изрядная составляющая «роялей в кустах» и неиспользованных моментов, задавших тот самый тон, при котором возникает флер загадочности.  Мне книгу читать оказалось сложно. Слишком уж просто, слишком уж очевидно и слишком уж легко.  И это хорошо, т.к. для основной аудитории книги есть все, что понравится.

Есть главная героиня, порой ведущая себя относительно умно, но чаще всего являющая собой совершеннейшую кальку со студентки курса так второго-третьего, склонную к самокопанию и проходящую замысловатый путь от состояния покоя до истерики со скоростью хорошего такого «Ламборджини Диабло». Т.е стандартный набор девушки, обучающейся на гуманитарном факультете – налицо. А это именно то, что и требуется, т.к. женщины, в отличие от мужчин, свои ошибки видят лучше и живут с ними куда как спокойнее. Заметив же подобную ГГ и узнав в ней себя – они в ГГ могут и влюбиться. Что есть лучшее для автора, чем не такая реакция?

В Нюте, идеальной современной Избранной, совместилось многое. Тут вам и приятная внешность не-красавицы, но очень интересной девушки. И связанное с этим стремление к ней разных мужчин, различного социального уровня метрограда и возраста с опытом. Т.е то, что в реальной жизни по факту невозможно, в данной вселенной оказывается верным на сто процентов. Почему? Потому что такие правила вселенной Глуховского, таково желание автора и таково желание читателей. А раз так – нормально. И именно в этом ключе спокойно можно опустить вопросы, связанные с:

— самомнением героини. Вдумаемся в завязку ее отношений с Кириллом и их развитие. Припорола на одну из станций мазель, припорола не одна, рассказала совершенно непроверяемую информацию. Местные аналоги СБ, наверняка должные быть в ограниченном пространстве станций-государств, даже не пытаются что-либо проверить.  Вместо этого девицы отправляются себе дальше, и с ними отправляется сын одного из руководителей. Он-то ладно, тот еще дурень, но папка его?  Но как бы то ни было, Иванушка-дурачок упылил следом за своей Марьей-Моревной, ведомый то ли высочайшей ответственностью за будущие поколения, то ли банальным спермотоксикозом. И все бы ничего, но тут, внезапно, подхватив звездную болезнь после убиения непонятного существа на поверхности, именуемого Зверем, Нюта начала выдавать себе в голову, Кириллу в лицо, а читателям в глаза и мозг весьма странные сентенции.

По какой-то, так и не проясненной мне самому лично причине – Кирилл оказался в положении должника Нюты. Т.е., ни много ни мало, а обязанным пройти весь путь, начертанный странноватым внутренним GPS-навигатором этой малахольной и получить взамен только спасибо. Вот прочитав именно этот кусок, где Избранная Нюта начала зло коситься на Кирилла, завязывающего  отношения с одной из жительниц очередной по пути станции, сразу вспомнил про собаку на сене. Благо, что Кирилл-то не особо рвался до комиссарского тела, пардон, до Нютиного, и куда больше хотел чего-то высокого и духовного. Т.е – почему он вообще ей чего-то должен?!! Да потому, что жизненный опыт у автора. Именно так и случается здесь и сейчас, пусть и должны мальчонки девочкам не жизнь или прогулку по выжженным улицам Мск, а вовсе даже какую-то хрень. Должны, и все тут, хоть кол ты им на голове теши, причем обоим. Одним про то, что уважения со стороны кого-то надо добиться поступками, а не мордашкой или грудью … размера, а другим о том, что взаимоотношения двух взрослых особей разного пола зиждятся на доверии и взаимоуважении. А не на том, что кто-то и кому-то должен. Отдельный плюс автору за этот момент.

— таки монстро-мутантами. Совершенно отдельный вопрос не только русскоязычных авторов жанра, но и зарубежных. Понятно, что корни, надежно закрепившиеся в «Фоллауте», боевиках 80-х и первой половины 90-х, выкорчевать не получится. Но ведь и живем мы во втором десятке 21-го века, и мыслим чуть по-другому. Нас не удивишь самым красивым «слоу-мо» после царя Леонида и этонебезумиеэтоСпартаблжджад!!! Наш теперешний Бонд больше всего смахивает на элитного бойца САС, скрещенного с Бэтменом, чем на рафинированного, пусть и в апгрейде, английского Штирлица. А виной тому Джейсон Борн. А еще мы восхищаемся синими владельцами живых USB-конечностей из «Аватара», но признаем факт того, что кино это – переделка «Покахонтас» и прочих Виннету, друзей индейцев.

То есть мы с вами переросли даже спецэффекты трилогии Джексона, а реалистичность нам нужна во всем. И по этой причине Лео Ди Каприо в «Джанго» куда лучше обожаемого Вальца. Потому что Лео там – конченный рабовладелец, и каждый его жест, каждое слово, говорят об одном: да он рабов вместо зарядки порет. Самолично. Так вот тогда, вопрошаю я и авторов, и даже себя, почему мы целые биологические виды, схожие по всем характеристикам, выводим как «мутировавших» животных, игнорируя эволюцию?

Ясен пень, что в случае со «Станцией-призраком» придираться к автору глупо, как минимум. Анна Калинкина писала книгу в серию с заданными рамками. И в рамки вписалась, сотворив минимум непонятно как появившихся существ. Сам для хотя бы какого-то относительно логичного объяснения очень похожих странных существ в «Чистильщиках пустошей» создал военные эксперименты, креаторов и Прорывы. Полагаю, что именно идея «порталов» в некое –инное измерение является куда лучшим объяснением, чем радиация. Ибо от радиации живые организмы дохнут. В смысле той радиации, что рукотворна и создана человеком для уничтожения себе подобных.

Плюсом же в описании автором Зверя является интуитивная догадка о любви автора к оригинальному «Люди в черном». Во всяком случае, и в описании странной особи, и в моменте с ее отпрысками – явно сформировалась картинка, в которой молодой Уилл Смит помогал при родах и любовался на инопланетёнка, вылупившегося черными глазами.  Разве что мысли Нюты о жалости к этим существам показались (субъективно) неоформленными до конца. Чуть штрихов, связанных с упоминанием детей в метро и все, дело сделано. Но что есть, то есть.

— прото- и антагонистами книги. Тут момент совершенно отдельный. И женского в нем – хоть отбавляй. Что плохиши, что мальчиши-кибальчиши здесь поданы именно так, как оно надо для юных, хоть и не обязательно, читательниц. Женские персонажи в книге вообще незначительны. И они носят либо отрицательный оттенок в случае соприкосновения их интереса с интересом Нюты по отношению к мужчинам, либо в возрасте и наделены качествами пифий и оракулов. Тут автор опять же смогла сделать то, что надо. Т.к. юные читателя якобы «сильного» пола воспримут эти отношения через призму собственного, весьма небольшого любовного опыта, а девушки именно так, как им хочется видеть себя в роли героини.

Ведь, если вдуматься, все путешествие Нюты прошло без сучка и без задоринки. А почему? Потому что она Избранная, и очаровывает многих, если не всё и вся. Даже странноватый аналог жреца Уичтлипотли в самом начале, совершенно четко понимая ее странность и грозящие неприятности, так и не нанес превентивного удара. А вот ближайшую и давнюю коллегу – таки укотропил, пусть и чужими руками. И дальше сработал эффект снежного кома. Где бы не оказывалась «звереуничтожительница», этот амазоноподобный аналог св. Георгия, Беовульфа или Сигурда-Зигфрида-Добрыни, всюду ей рады. Никакие карантины, никакие головомойки, никакие ИВЗ, где стоит держать незнакомых людей со станции, официально считающейся несуществующей, ничего. Хотя тут, несомненно, могу и ошибаться. Возможно, что у меня в голове просто четко засела «теория заговора» и потому мои собственные персонажи так легко ни с чем не справляются.

Совершенно зряшный на мой, субъективно мужской взгляд, неосуществленный любовный треугольник, да еще и с отсылками, пусть и незначительными, к творчеству Майер. Хотя тут автор совершенно верно и честно дает понять – «Сумерки» порой для молоденьких девушек само то, ибо это простейшая подростковая сублимация и нормальная девичья романтика. Учитывая отсутствие поцелуев-обнимашек-любований – это нормально.

Но вот злодеи в книге таки вышли блеклыми. Алекс настолько явственно намекал на «загадочности», что его попытка убиения Нюты оказалась ожидаемой, предсказуемой и скучноватой. Равно как и его мотивы. Равно как и странное поведение его папки. Не говоря уже о странноватом убийце-профи, который, периодически возникая в тексте, играл роль ружья на стене. Что так и не выстрелило, если разобраться, если не учитывать аннигиляцию априори злодейских злодеев со «Спартака».

Не буду размышлять о Кирилле, так как данный персонаж вписан неплохо и четко показывает то, кем не должен быть юноша после хотя бы 22-х лет. До этого возраста – так и пусть будет, ибо учиться можно только на своих собственных ошибках. Раз уж так мила и приятна ему оказалась Нюта, что за-ради нее весьма неглупый парняга двинулся в самоубийственный рейд, так и ладно.

А вот кто меня искренне опечалил, так это анархисты. При всей моей саркастической точке зрения к исходной книге проекта «Метро», не могу не отметить факт того, что троица революсьнеров Глуховскому удалась. Здесь же, кроме имени атамана станции, не было ничего, что напомнило бы пусть и штампованно киношных, но таки лихих анархистов. Да так, чтобы «козырь – наш мандат!», «я весь, братцы, наскрозь пропитан революцией, и есть верный ее сын, клянущийся сложить голову!», «а пароход плывет да мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами», «Эх, яблочко, да с голубикою, а подходи буржуй, глазик выколю! Глазик выколю, другой останется, чтобы знал, говно, кому кланяться!» и так далее. Мелькни хотя бы отдаленно напоминающий Ваську Галагана из «России, кровью умытой» Артема Веселого персонаж, и картинка оказалась бы полной и цветной. Вот тут мой личный автору минус.

— ну очень женского взгляда на ряд моментов. Хотя, опять же, в некоторых главах он оказался только в плюс. Скажем, момент с красивыми цветными шарфами – восхитителен. Красота нужна миру, даже если это клубок синтетических и дешевых китайских цветных ниток. Особенно когда мир серый, а это Анна показала хорошо. Таков ли был ее замысел или нет, но даже при отсутствии явной пыли в переходах и тоннелях, черноты проемов, плесени и мириадов мокриц, «Станция-призрак» не балует палитрой.

Да, есть много замечаний по разности в одежде обитателей тех, или иных станций. Есть отдельные описания особей, испытывающих к героине чувства со шкалой про/контра. Но нет, к сожалению, того, что дало бы ощущение трагедии. Ведь постядерный мир – трагичен. Да-да, это же правда. Он трагичен по многим моментам, и тут читатель сам себе выбирает, как к этому относиться. Авторы, соответственно, тоже.  Анна Калинкина выбрала декорации хорошей оперы, навроде «Аиды». Т.е я мир увидел, но не увидеть его было бы искренне странновато. Но вот почувствовать я его не смог. Женщины все-таки милосерднее и чувствительнее мужчин, так и есть. И это вновь показало позицию автора как женщины, и женщины с опытом жизни.

Ведь напиши она, пардоньте за французский, о подмывании ледяной водой, об отсутствии гигиенических прокладок, об грибке из-за грязи плохой обуви, об… об тысячах веселых мелочей, набросившихся на героев сразу же после погружения во мрак метрополитена – понравилось бы это юным читателям? Вряд ли. Плюс в копилку автора.

— роялями, рассуждениями, не выстрелившими ружьями, ТТХ. Этого добра в книге хватает. Пусть и не так, как в некоторых других произведениях, прочитанных за год, но, тем не менее – достаточно.

Единственный негативный момент на протяжении всей книги вызвало рассуждение: дескать, мужики воюют, а чем женщины разве нет? Надо – точно также на курок жать будут, много ума не надо. Да, не надо, если знать,  на что жать. Но потом, дочитав до конца, даже порадовался. Потому как женщинам на войне все-таки не место, и хорошо, что они у нас в России не служат так, как израильтянки.

Иначе бы даже студентки гуманитарных ВУЗов знали бы, что стрелять методом нажимания на курок можно только аки Джанго в исполнении Франко Неро в оригинальном спагетти вестерне 60-х годов. Когда палил ГГ из револьвера, привязав его к перекладине могильного креста и лупя изувеченной ладонью по курку, отводя его, одновременно прокручивая барабан, и отпуская, дабы боек ударил по капсюли патрона. Еще курки есть в охотничьем оружии, и там их взводят.

А вот у боевого оружия есть спусковой крючок, сказали бы военнослужащие израильской армии женского пола. Но, то не так и страшно, на самом деле. А вот гранаты, даже РГД, следует кидать из очень надежного укрытия, и тут же прятаться. А, да, против больших монстров неизвестного характера регенерации, лучше использовать что-то мощнее.

Главными же непонятными моментами стал дед в тулупе со своей животиной и готы. Причем если первый своим бездействием и явной загадочностью, возможно, используемой в дальнейших книгах, то вот вторые…

Казалось бы – ляд с ними, но вот какая штука: как-то не поверил. Развести сажу в вытопленном жире и намазаться – можно, но вот откуда брать что-то белое, вязкое и долго  держащееся?  Белой глины в Мск вроде как нет, да и радиацию она кушает и впитывает так, что мама не горюй. Да-да, возьмите счетчик Гейгера и поводите рядом с санузлом дома, дамы и господа. На таможенных постах между Казахстаном и Россией грузовики с сантехникой порой вызывали очень веселую трескотню. Так стали бы готы, живущие на поверхности и не только, дружащие с монстрами или договаривающиеся с ними, мазаться ею? Не знаю. Равно как мне так и непонятна осталась их основная функция.

Вообще, резюмируя книгу, можно сказать следующее: книга проектная, добротная и хорошо склеенная. Привлекшая, полагаю, новых читателей. Показавшая точку зрения женщины на постап-миры. Так что – спасибо Самарской областной библиотеке, познакомившей меня с данным текстом и автору за то, что книгу прочел до конца без мысли отложить.

Да, в очередной раз в погибшем мире, созданном Глуховским, не увидел настоящей гибели. Да, «Север» так и останется любимой книгой проекта. Но, тем не менее, не признать умения Анны как автора – не смогу. И отговаривать от прочтения, либо советовать – даже и не собираюсь. Тут каждый выбирает сам: читать или нет.

Напоследок скажу, что во время создания мнения были использованы композиции ВИА «План Ломоносова» и «Черный Обелиск», и полностью прослушаны альбомы «Left Hand Path» и «Wolverine Blues» шведского коллектива «Entombed». И последние оказались, как не странно, само-то для атмосферы при создании мнения на книгу Анны Калинкиной про милую обаяшку Нюту.

Удачи автору не желаю, т.к. она нужна ленивым, пожелаю успеха. И да пребудет с нами Сила, например)))





183
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх