Дело с Кижером Разоблачение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «stogsena» > Дело с Кижером. Разоблачение – 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дело с Кижером. Разоблачение – 2

Статья написана 19 апреля 2013 г. 16:52
Жанр

Продолжаю внедрение реально хардовой НФ в неокрепшие умы.

В этот раз захотелось разнообразить историю игрой с читателем. Надеялся на расширение целевой аудитории. Отсюда и присутствие книжных миров – в конце концов, отчего не отдать должное Ффорде как придумщику темы. Ну и да, не без Борхеса и Орлова (не Алекса, если кому не ясно, а создателя «Останкинских историй»).

Кроме того, казалось полезным вернуть НФ к ее истокам: предвидением завтрашних (или послезавтрашних) устройств, как это было в годы ее молодости. Где, блин, новые наутилусы и гиперболоиды? Я их хотеть!



Работа устройства

Основана на фиксации макросклейки массовым сознанием. Сначала Кижер ищет правдоподобный вариант реализации какого-нибудь чуда, пригодный для начала процесса на уровне не оформившейся идеи. Поскольку, грубо говоря, все сами находятся одной ногой в разных виртуальных вселенных, таковой может найтись. Потом Кижер начинает сообщать о наличии этой идеи подходящим людям, которые переосмысливают, дорабатывают, одновременно «заражаясь» ей. А дальше идея по-ленински овладевает массами, и в какой-то момент чудо обретает право на существование. Киже с ним.

Мне было интересно разобраться с основными ловушками-последствиями существования такой штуки и методами их обхода…



Мир

Ближайшее будущее. Ну, слегка наличествует альтернативная история. Россия чуть шире границ Российской Империи, включает часть Польши, Австрии, Словакию с частью Чехии. Фиальта (результат склейки!) – адриатический форпост между итальянским берегом и землями Великой Албании.



Сюжет

Вроде, более или менее поняли все. Лиходелов забрал Кижер, а Леша его искал. Самым простым способом: прикидывал потенциально возможные чудеса. Вспомнил про упоминание моршанского буфета в «Альтисте Данилове», потом Набоковскую Фиальту.



Добро пожаловать с вопросами.




330
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 17:56
Вечер добрый.
Сюжет понравился, литературные отсылки — нет, ну по этому поводу с моей стороны привычные топанья ногами оставим в сторонке.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

У меня был похожий рассказ, про прибор, позволяющий, скажем так, таскать идеи из соседней реальности. Но только из одной. И тоже свои «ловушки» присутствовали. Разумеется, с вашим исполнением и рядом не стояло.

В любом случае, научная фантастика попадается на конкурсах так редко, что каждый раз становится сюрпризом.
Спасибо.
(И всё равно без отсылок лучше!)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 18:04
Ффорде, я так понял, не пробовали на вкус? Он веселый, антинаучный и игровой. Попробуйте, хотя бы Дело Джен... Хотя лично мне больше нравится «Марш генератов».

ПС. А какой ваш расск?
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 18:39
Да, не приходилось. Возможно, попробую. Спасибо за рекомендацию.


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 19:32
Здравствуйте! А можно поподробнее про «эффект пьяницы». Я правильно понял что в роли «пьяницы» выступает именно кижер? И ещё поподробнее: как он заражает своей идеей людей? Через глобальную сеть? Я так понимаю в Вашем будущем люди к ней подключены через некие техно-био модули?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 21:32

Ну, на самом-то деле имелось ввиду следующее.


В любом сообществе есть человек, который, если не может придумать тот самый «затравочный» вариант идеи, то не может и никто. Это совершенно верное утверждение, которое по сути и составляет парадокс пьяницы.


Находим человека, спрашиваем, запускаем процесс, и через некоторое время цель достигнута. Другой вопрос — принцип сам по себе неконструктивен, он не дает никакого способа, КАК такого человека найти. Таким образом, принцип верен, но алгоритм неясен. Однако проф говорит о только принципе, не вникая в детали.


Более того, участие в опросе, или даже полное знание его алгоритма кем-то вредят результату — поскольку этот кто-то понимает, что участвует в своего рода трюке. А следовательно, не может доверять результату и будет, сознательно или нет, мешать реализации склейки, организуя что-то вроде анти-волны. Поэтому-то процесс и должен выполняться не сознательной личностью, а, к примеру, устройством.

Процесс опроса и распространения может быть осуществлен по-разному. Да, основной способ — именно через сеть, к которой подключаются имеющие биочипы люди. Но и если такого чипа нет, Кижер может устроить что-то вроде обычного спама и общаться просто по аналогу электронной почты письмами от несуществующих личностей, да просто имитировать какие-то медиатрансляции и т.п.



Понятно объяснил?
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2013 г. 10:02

цитата stogsena

человек, который, если не может придумать тот самый «затравочный» вариант идеи, то не может и никто
Все — таки не до конца понял. А почему мы запускаем процесс именно с этого человека? Что мешает просто выработать идею и распространить по респондентам? Т.е. для того, что бы идея сработала она должна быть никому неизвестна и никто кроме инициатора не может её придумать, т.е. абсолютно оригинальной ? Или дело не в этом?
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2013 г. 10:26
Возможно, сможет и кто-то еще, и даже мы, но. Помимо того, что сама парадоксальная идея может оказаться абсурдной и малоподъемной, он — наиболее предпочтительный вариант, поскольку:
1.Если он не может выработать, не сможем и мы.
2.А если сможет — проблема и так решена.
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2013 г. 10:52
Понятно. Но вот ещё такой вопрос: каким образом с помощью реализации парадоксальной идеи Лиходелову удавалось в образовавшихся склейках поместить именно свою погибшую жену? Т.е. он изначально как -то настраивал (программировал) кижер? Вроде худо-бедно с процессом реализации идеи («кижер-респонденты») разобрался, но хотелось бы поподробнее узнать, как предполагается реализация первоначального толчка («оператор-кижер»). Т.е. сама идея существования некого города может быть абсолютно отвлеченной, но как в этот город поместить интересующий субъект?
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2013 г. 12:02

Ну, поначалу-то Лиходелов с помощью Кижера организовывал просто склейки «Надежда жива». Поскольку не все знали о ее смерти (по аналогии с историей родов Есенина), запустить процесс не составляло труда. Другой вопрос, что результат был нестабилен, но это принципиальный недостаток парадоксального явления.


Вариант склейки «Надежда в Фиальте», конечно, сложнее. Но, на самом-то деле, Лиходелов организовывал вариант «Надежда в особой зоне», Фиальта появилась позже, как результат. Задача распадалась на две. «Надежда просто уехала не пойми куда» и «А у нас есть такое место...» Потом они конвергировали.


Кстати, по взаимодействию «оператор — кижер». Оператор просто задает задачу в некоей удобной ему форме, какой угодно, кижер подстраивается. Точный алгоритм первотолчка неизвестен, но он есть.

Лично я представляю реализацию «Надежда в Фиальте» так. Сердобольная мамаша говорит дочке-фанатке женского футбола: «Да жива она. Я слышала, уехала куда-то далеко». Та — своим подружкам, присочиняя. Кижер отслеживает, стимулирует. И вот она жива, но не знамо где. Потом музыкант ищет билеты не знамо куда, параллельно давая команду кижеру на создание этого не знамо. Про Фиальту слыхали многие, некоторые, одной ногой в виртмирах, считают ее существующей. И она приклеивается. Потом кто-то решает, почему бы Надежде не уехать именно в Фиальту, а может, просто шутит, но другие воспринимают как должное.


По Тынянову, да. Кижеру только остается подстегивать, находить адреса...
Как-то так.

 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 08:14
Спасибо за подробный ответ. Ну и хотелось бы получить ответ на ещё один вопрос: как вы видите тему? Я в этом вопросе теперь полностью согласен с bbg, что тема не в тексте, а в голове у читателя. Помню, на 4 ФЛР я немного по поводу темы повозмущался, но мне всё объяснили. Всё же, на конкурсе тема важна. Я её в некоторых рассказах вообще не вижу либо «вытягиваю за уши», но это мои проблемы. В Вашем увидел: кижер выступает в виде «бога из машины» и, когда, он создает склейки с виртуальными мирами вовсе не имеется ввиду, что они могут исправить ситуацию с Надеждой. Другой вариант: сам Лиходелов в роли создателя. Но этот вариант мне что-то меньше нравится. А какой вариант у Вас?
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 08:53

Мне не очень интересно работать однослойно, поэтому здесь слоев чуть больше одного.

1. Лиходелов на «локальном» уровне — тут все прозрачно.

2. Тут ответ близок вашему варианту, просто надо сделать еще один ход в рассуждениях. На самом деле, кижер сам не создает, он только стимулирует процесс. На самом деле, создателем чудес в рассказе является человеческое общество. И именно оно не справляется с последствиями, находится под угрозой самоуничтожения, как и локальный Лиходелов.

Собственно, я писал рассказ не о столько о трагедии Лиходеловых, сколько о зыбкости нашего мира. И пытался искать ответы, в том числе на один из центральных вопросов: можно ли в принципе, и если да, то как — выйти из круга. Получилось, нет ли — судить читателю.

А вот теперь спасибо за вопрос.:beer:
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 09:13
Спасибо и Вам за хороший рассказ:beer: Он действительно заставляет задуматься и, конечно же, имеет не один слой, да и заявленный сюжет вполне можно развернуть на целый роман. Честно говоря, для меня является странным, что рассказ не попал в финал. Дальнейших Вам творческих успехов в нелегком деле внедрения твердой НФ! :cool!:   Спасибо и за подробные ответы, которые мне было интересно читать. Ну и за одно, пользуясь случаем, хочу отметить, что Ваш отзыв на мой рассказ мне то же помог, я его обязательно учту при других попытках творчества.


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 23:10
Так как ваш рассказ был в том числе в моем топе, а ваши отзывы на мои рассказы, как правило, отличаются известной вменяемостью, считаю для себя уместным поучавствовать в обсуждении. Если не возражаете.
1. Читая рассказ лично я принимаю, что автор написал именно то, что он хотел написать. Следовательно, если автор не поясняет значение неведомых мне слов, значит так задумано, и значение этих терминов должно оставаться неизвестным сродни «Варкалось, хливкие шторьки...». Обычно, можно сказать — штампованный штамп, для пояснения сложных моментов авторы вводят в рассказ слушателя, которому более продвинутый собеседник имеет нужду объяснить о чем идет речь «простыми словами». Часть авторов использует этот штамп для создания интриги, например, в детективах, более знающий герой начинает говорить, но тем или иным способом погибает/исчезает и т.д. Некоторые авторы позволяют себе издеваться над этим штампом. Например, у Ф. Лейбера в одном из рассказов сери «Мечи против...» присутствует сцена боя стражников с чудовищами, во время которой один стражник восклицает «- что за...?!», а второй отвечает «- это же Имярек!» и тут же погибает, не успев объяснить, что это.
В случае с Кижером ученый начинает говорить страховщику, что он ищет, и в момент когда читатель ожидает либо пояснения, либо шутки, либо исчезновения старика, до этого гримасничавший оперативник переходит на жаргон младших научных сотрудников, чем со второго абзаца сваливает рассказ в треш, угар и тому подобное.

продолжение следует.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2013 г. 08:15
Если это вопрос, я попробую на него ответить.

1а. Тормоза придумали трусы. Если берешься за хард, не кошерно совсем уж уходить от объяснений. Иначе получится очередной пропахший нафталином олдскул, хотя бы и крутой, наподобие Каттнеровского Гэллегера.


1б. Я уважаю читателя, считаю его способным и желающим понимать вещи несколько выше уровня бульварного чтива. Поэтому стараюсь раскрывать основы того, о чем говорю. Не разжевывать, съедая время читателя, но объяснять тезисно. Для этого я использовал методы аналогий (салфетка, Киже), отсылок к более-менее известным терминам (эвереттика, виртуальные миры) и, собственно, сделал результаты работы устройства сюжетообразующими.

1в. Не думаю, что, чтобы понять эти тезисы, требуется знание квантовой физики в объеме университетского физфака. Просто школьные знания и желание разобраться. Однако да, я рад и тем, кто будет воспринимать термины транцедентально, просто получая кайф от их музыки и сюжета. Я, например, чтобы послушать «Паяцев», не стану учить итальянский. Мне хватит музыки, русского либретто и действий в зале.

1г. По поводу страховщика. Он — служащий альтернативного ГосСтраха, который и расшифровывается по-другому... Конечно, в процессе сжатия до 20к, я снес ему почти весь бэкграунд, но. И пары намеков достаточно, чтобы понять, что он обладает необходимым тезаурусом для. А то, что поначалу ерничает — так его от отпуска отрывают.


Я на тот вопрос ответил?


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 15:35
Со скрипкой можно поподробнее?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 17:41
Попытаюсь широкими мазками (потом уточните, если появятся доп. вопросы).

Ну, музыканта я рисовал с орловского Данилова. Правда, вместо альтиста вышел скрипач, но все остальное как положено, а главное — браслет для перехода в демоническое состояние.

Не знаю, читали ли вы книгу, но там есть момент (правда, очень мельком), когда герой в этом самом состоянии гуляет в нескольких местах подряд, в т.ч., в Моршанске. Для создания Фиальты простого человека-оператора было маловато, и Лиходелов сделал браслет, дал человеку (скрипачу, которого занесло в Моршанск). И музыкант меняется, становится другим, приобретает на время сверхвозможности.

Ну, еще момент из книги: Данилов теряет свой альт, а потом ему возвращают обратно... Лиходелов дает музыканту скрипку и просит достать билет в (см. диалог с SAM77). Тот играет, Фиальта рождается, Лиходелов отбывает, музыкант остается с кижером-скрипкой и браслетом перехода, у которого заканчивается срок годности.

 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 18:09
Да, теперь понятно. Орлова (или Орловского?) я не читал)
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 18:29
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2013 г. 18:40

цитата stogsena

Вот

Окей, на досуге посмотрю.


Ссылка на сообщение24 апреля 2013 г. 22:46
Я ещё разок перечитала рассказ в поисках тонких мест, на которых читатель может впасть в ступор, и отметила кое-что. Попробовала отстраниться от своего восприятия, попыталась встать на место любого читателя, проанализировала вопросы. И вот к чему пришла, если вам интересно:

цитата

Ветвится не только будущее – прошлое делается вероятностным. Стоп! По–вашему, парадоксальные события финитны?

Вот на этом резком переходе от объяснения на *парадоксальные-финитны* можно споткнуться, ибо про склейки-то есть пояснение, а при чем здесь *парадоксальные явления* (но это бы ничего страшного) — — *финитны*?

цитата

— Выходит, любую штуку, против природы, сделать можно?

*Против природы* — не очень удачно, на мой взгляд, сбивает с толку.

цитата

если уж пьет, то и все пьют. Я, к примеру, завязал лет пять тому, поэтому частенько оказываюсь такой сволочью.

Здесь некоторая смысловая несостыковка: если уж сволочь пьёт – я завязал, поэтому оказываюсь такой сволочью. Не чувствуете?

цитата

Браслеты в норме, иначе касса не снимет.

Про браслеты надо бы чуть-чуть добавить, иначе сложно потом понять, при чем браслет музыканта.

цитата

Оба места – у границ.
Под ту же категорию подходило еще одно.
— Фиальта.

Не слишком убедительно: возникает мысль – под категорию *у границ* может попасть ещё много каких мест. Почему же именно Фиальта?
Там дальше описание манипуляций с салфеткой: хотелось бы мне последить за вашими руками, когда вы будете её складывать. Я, как бы, и без того поняла, что вы хотите сделать с пространством, а вот описание – не очень.
Ну, а дальше, думаю, уже всё совсем очевидно. Я не вижу препон для понимания.8-)


⇑ Наверх