Проза «Иван Купала»
Стоял знойный июльский день. На календаре было 5 июля. Уже месяц мы торчали на этой практике в заказнике. Жили в двухкомнатных маленьких домишках. По неделе изучали почвоведение, зоологию, гидрологию, биогеоценологию, ботанику.
Природа, конечно, была изумительная – перед домиками равнина упиралась в реку, за рекой поднимались ввысь горные стены, позади за домиками был непроходимый лес. Воздух наполнен ароматами трав, терпкостью леса и свежестью реки. Посторонних людей нет, так как в заказнике – особый режим.
Глядя на горы, многие часто ошибаются, думая, что это настоящие Уральские горы. А это отложения лагунного дна Великого Пермского моря, которое плескалось здесь двести миллионов лет назад. Эти отложения – окаменевшие остатки растений, панцирных организмов и рыб. Поковырявшись на такой горе, можно найти немало кусков с отпечатками древнейших организмов, сросшимися панцирями брахиоподов.
Я стояла на поляне, взирая на это великолепие, пыталась представить, какие толщи воды были бы надо мной в этом месте в те далекие времена. Тогда еще ящуры по земле бродили, а людей не существовало.
Сегодня нас гоняли на сенокос на луг, как назло, в самое жаркое время. Пауты и мухи остались в полном восторге, а мы еле доползли до домиков. Сейчас, переводя дух, не в силах шевельнуть ни одной конечностью, я поняла, что хочу вернуться к природным корням человечества, почувствовать единение и гармонию с природой. И вдруг я поняла – завтра же будет день накануне Ивана Купалы! Мысли завертелись во мне с огромной хаотичностью. Силы сразу вернулись. Я кинулась по домикам, чтобы найти добровольцев на мою великую затею.
Добровольцев нашлось не так много – всего шесть человек, остальные предпочли, как и каждый вечер, прожечь алкоголем. Мои добровольцы – Елена, Мария, Ольга, Татьяна, Катюша и Надя – были несведущими в славянских праздниках и обрядах, так что воля моей фантазии могла быть безграничной.
Итак, с утра 6 июля мы пошли заготавливать травы и цветы – полынь, зверобой, крапиву, веронику дубравную, Иван-да-Марью и другие. Эти травы-обереги в этот день считались священными, необходимыми в обрядах, а также целебными, служили защитой от бед и напастей.
Договорились встретиться в восемь часов вечера на луговой поляне у реки, чтобы начать торжество. А пока мы с группой отправились на зоологическую практику на отлов бурозубок и полевок…
До восьми часов нужно было еще осуществить некоторые подготовительные мероприятия. Дерево-Купалу рубить не хотелось, поэтому я приглядела тут же на полянке березку, которую украсила цветными лоскутками и цветами, которые к вечеру немного завянут. Под дерево нужно было посадить куклу – Ярило. Как я намучалась, плетя из веток и травы это чучело! Все руки исцарапала. Но игра стоила свеч – Ярило был водружен на почетное место, деревянного гоя я ему приделывать не стала, мы же чисто символически гулять собрались, крышей-то еще не тронулись. Да и девчонки, такое увидев, в обморок попадали бы и сбежали… Приготовила место и дрова для двух костров: первый побольше называется «Купалец», вокруг него проходили основные гуляния, второй – для сжигания Ярилы.
Наконец, в восемь часов мы собрались на поляне у Купалы. Девушки еще умудрились раздобыть где-то сарафаны и платья, на практику в поля притащили. Да, женщина всегда остается женщиной. Все уже сплели для себя венки из трав и цветов и нахлобучили на голову. На пояс, как я велела, повесили священные травы и замерли в предвкушении.
Я тихо посмеялась: «Вот рай для комаров настанет! Зато больше плясать будут!»
Ну, чтоб не замерзли, как почти и по обряду, я пустила по кругу плошку с красным вином (типа ковш с хмельным напитком). Передавая, нужно было говорить слова прославления Ярилы. Я постаралась, чтоб это читалось посерьезней, со всякими каверзными необычными словечками, чтоб было похоже на правду. Потом уже стали комары подъедать, стали водить хоровод вокруг Купалы и горланить русские народные песни. Кстати, песня «Во поле береза стояла» имеет как раз прототип купаловской обрядовой песни.
Потом мы торжественно сожгли Ярилу на погребальном костре, с проводами до следующей весны. И стали потреблять приготовленную снедь – сухую лапшу доширак, сухарики, конфеты (а что у бедных студентов еще может быть на практике).
Пошли кидать в реку венки. В сгущающихся сумерках ничего уже не было видно — куда они уплыли, затонули ли, прибились ли к берегу. Хотя мне показалось, что венок Татьяны прибило к берегу. Мы на этом посмеялись и пошли в 12 часов искать цветок папоротника. Комары нас уже почти доели. В этой темноте мы пять минут побродили по кустарникам и счастливые пошли в домик гадать на картах.
На ночь со спокойной душой, хоть и в тайне ухохатываясь над девчонками, положила под подушку подорожник, чтоб суженный приснился. Кто-то приснился, но утром уже забыла.
Кстати, Татьяна в декабре вышла замуж…