Крупнейший в СССР собиратель фантастики поставил перед собой поистине невыполнимую задачу: составить исчерпывающую библиографию российской фантастики, изданной за всю её историю. — Во всех губерниях и уездах Империи Российской и во всех 15 республиках и десятках областей «великого и могучего». На это не хватило жизни.
Автор «абсолютной библиографии» не занимался строгой систематизацией и классификацией, прекрасно понимая, что [/i]каждое произведение литературы — врата в особую, — альтернативную, — реальность, и зафиксировать её может только феномен автора-творца. Отсюда и настойчивое стремление Игоря Георгиевича Халымбаджи как можно точнее (и полнее) определить в пространстве-времени отечественной и мировой фантастики место каждого автора (пусть и опубликовавшего прижизненно одно-единственное произведение). Определить по изданиям и переизданиям произведений, — своеобразному текстовому «эху» в безбрежном пространстве культуры.
Тома «Фантастов и сказочников» — дело жизни собирателя и библиографа, — до сих пор не опубликованы (да и будут ли опубликованы?) Причуды современного книжного бизнеса таковы, что куда охотнее издадут сотню-другую очередных серийных поделок, нежели одну-единственную энциклопедию. Так что фундаментальные «фантастиковедческие» книги остаются величайшей редкостью и роскошью, какую только могут позволить себе истинные фэны.
Именно таким, — до последнего дня преданным любимой литературе, — собирателем, библиографом и фэном оставался Игорь Георгиевич. И только теперь стало ясно: второй такой фигуры в российском «фэндоме» нет и уже, наверное, не будет. (Сказано не в обиду ныне здравствующему и всеми уважаемому «фэну номер один» Борису Завгороднему).
Кого-то, сопоставимого с Игорем Георгиевичем по плодотворной и результативной энергии увлечённости фантастикой, можно отыскать разве что за океаном, — в США. Это, разумеется, — Г. Ф. Лавкрафт, известный у нас по преимуществу как автор произведений «тёмной» фэнтези и «чёрной» НФ — и почти не ведомый как оставивший крупнейшее эпистолярное наследие фэн. Если в «Аркхэм-Хаус» издано уже пять томов избранных писем Г. Ф. Л., — на русский не переведено ни одного его письма из отправленной им сотни тысяч...
Как не обработано до сих пор и обширнейшее эпистолярное наследие И. Г. Халымбаджи. А ведь практически каждое его письмо — шедевр эпистолярно-библиографического жанра.
В деятельности И. Г. Халымбаджи красноречивое сближение с творчествои Г. Ф. Л. произошло в начале 1990-х, когда Игорем Георгиевичем было подготовлено первое (не завершенное изданием) Полное Собр. соч. великолепного «мистика с берегов Нового Света». Сближает двух фэнов ещё и то, что память обоих увековечена фэндомом и в названиях именных литературных премий.
Книжным монументом И. Г. Халымбадже становится и серия «Фантастический раритет», начавшаяся редчайшими текстами из уникального личного собрания Игоря Георгиевича. Но подлинным памятником Рыцарю Фантастики должны стать всё же фолианты «Фантастов и сказочников»...