Рецензия на Анну


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AKZolotko» > Рецензия на "Анну Каренину-2". Польщен и тронут.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на «Анну Каренину-2». Польщен и тронут.

Статья написана 19 июня 2013 г. 13:22

Самой большой наградой для себя полагаю оценки(положительные или ОЧЕНЬ отрицательные) от неизвестных мне людей. Скажем, был куда более счастлив номинацией моего романа «Игры богов» на Интрепресс без моего участия, чем само получение награды в результате голосования. Если учесть, что «Анна Каренина-2» вышла пока тиражом менее тысячи экземпляров, и даже я не знаю, как именно книга будет продаваться (технически), то отзыв просто согрел душу.

Александр Золотько. Анна Каренина-2

Погибшая под колесами поезда Анна Каренина оставила после себя не только роман графа Льва Николаевича Толстого. У жертвы несчастной любви и общественных предрассудков был законный сын Сергей, а также дочь от Вронского — Анна Карснина-младшая. Жизнь девочки, воспитанной отчимом Карениным, изменилась в день, когда она прочла тот самый роман о трагической судьбе своей матери и загорелась желанием отомстить за неё.

Создавать «авторские вселенные» было модно не всегда. В эпоху расцвета старого доброго классического реализма иногда создавалось впечатление, что все герои этих толстых романов живут чуть ли не на одной улице и вполне могли бы если не ходить друг к другу в гости, то хотя бы переписываться. Петербург Толстого и Достоевского — это один и тот же город, разница только в восприятии. Париж Мопассана и Лондон Конана Дойла находятся с ними в одном измерении. Нетрудно вообразить, например, переписку Анны Карениной и Эммы Бовари, сплетничающих о любовницах Жоржа Дюруа. При должной эрудиции, приправленной творческим воображением, можно представить ситуацию, в которой их встреча окажется возможной без катастрофических последствий для художественного мира любого из романов.

Александр Золотько пишет историю жизни самого незаметного и в перспективе самого несчастного персонажа толстовского романа, Анны Карениной-младшей. Девочка рождена в «грязной» внебрачной связи, мать покончила с собой, биологический отец, так и не давший дочери свою фамилию, в отчаянии уехал на войну с турками, малышку приютили в семье законного мужа матери непонятно на каких правах — в общем, Фрейд бы плакал. Но это не просто сиквел вроде «Скарлетт», а постмодернистский пастиш, в котором Алексей Вронский, выживший на войне, спивается в уездном городке Симбирске и уводит Катюшу Маслову у Родиона Раскольникова. Дальше — больше. В романе появляются другие классические персонажи, от Сергея Паратова из «Бесприданницы» до Остапа Бендера и мельком упомянутого Григория Мелехова из «Тихого Дона». География книги ширится — и вот в неё входят Шерлок Холмс, профессор Челленджер, буссенаровский Капитан Сорви-голова... Но и этого автору показалось мало — он вплетает в перенасыщенный сюжет, украшенный закрученными шпионскими интригами и фантастическими домыслами (вроде марсиан в Британии и «лучей смерти») вполне исторических персонажей, от Ленина до Гитлера, а также самих писателей. Причём вплетает искуснейшим образом, почти ничего не выдумывая. Отец Александра Керенского действительно был директором гимназии, где учился Володя Ульянов, а Фанни Каплан на самом деле жила в одном доме с «нехорошей квартирой» Булгакова. Правда, авторская фантазия, сталкивающая исторических лиц с литературными персонажами буквально на каждой странице, временами превращает пространство книги чуть ли не в мыльную оперу наподобие пресловутой «Санта-Барбары»: например, вы ни за что не догадаетесь, какая связь, по задумке Александра Золотько, между Лениным и Гитлером и что у них обоих общего с нашей Анной Карениной-младшей.

Отношения автора и персонажей и ответственность первых перед вторыми — главная тема романа. Анна жестоко мстит Льву Толстому за свои злоключения, а всех прочих писателей, которых она встречает, умоляет не коверкать судьбу персонажей: ведь творцы — боги своих миров, как они напишут, так и будет. А потом на их героев всё время будут пальцем показывать, и придётся им жить как во сне, пытаясь понять, сами ли они делают свой выбор или только волей автора.

А если провести параллель между беллетристикой и нашей реальной жизнью, то можно задаться и другими вопросами. Что правит человеческими судьбами — свобода или предопределённость? Кто есть бог — режиссёр с диктаторскими замашками или мастер ролевой игры со свободным сюжетом? Ни главная героиня, ни автор ответов не находят — финал романа, вроде и с объяснениями законов этого странного реально-вымышленного мира, оставляет ещё больше новых вопросов.

Увы, перенасыщенность текста аллюзиями сослужила ему дурную службу: роман, по сути, состоит из одних гиперссылок, большинство героев лишь мелькают в эпизодах, не успев толком раскрыться. Единственный полноценный, объёмный и живой персонаж в «Анне Карениной-2» только сама Анна.

А так как её биография приходится на самый бурный период российской истории, героиня превращается в символ, собирательный образ «женщины, перемолотой жерновами времени». От одной страницы к другой Анна становится всё циничнее, жёстче, грубее и несчастнее. Но не её в том вина; будучи разлучена с любимым человеком и единственным ребёнком, она ищет смысл жизни — и не находит его, упорно отказываясь признать таковым свою второстепенную роль совсем в другом романе, куда она попадёт в отдалённой перспективе своей одинокой старости. Что это за роль — догадаться при желании нетрудно.

Толстый по объёму, но тонкий по смыслу фанфик-кроссовер на всю русскую классику и историю разом. Судя по мизерному тиражу, рассчитан на очень узкую аудиторию, которую, несомненно, найдёт.

Автор: Максим Митькин на 7:22

http://read-this-text.blogspot.com/2013/06/2_19.html





246
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 19:37

цитата AKZolotko

перенасыщенность текста аллюзиями сослужила ему дурную службу: роман, по сути, состоит из одних гиперссылок, большинство героев лишь мелькают в эпизодах, не успев толком раскрыться.


Вот, кстати, да. Роман требует утолщения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 19:40
До объема «Войны и мира». И далее.А потом будем спрашивать, отчего роман назван «Анна Каренина», если о самой Анне, в процентах, так мало? Кстати, а ведь в первоисточнике об Анне Карениной не так, чтобы очень много. Она погибла, а жизнь-роман продолжается и продолжается и продолжается...


⇑ Наверх