Маятник Фуко У Эко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Энкиду» > "Маятник Фуко" У. Эко
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Маятник Фуко» У. Эко

Статья написана 22 августа 2013 г. 19:45

Что есть истина?

(некто П.Пилат)

Широко известно, что Господь Бог создал все из ничего. Однако же исходный материал постоянно дает о себе знать. В мире, сотворенном одним лишь словом, всегда проблемы с реальным и физическим. Ложки нет, покуда не будет твердо заявлено об ее существовании. Земля плоская, как противень, пока не напишут об обратном. А по словесам иных читеров расступаются моря, двигаются горы и мертвые встают из могил.

Говорят, Демиург в самом начале чего-то напортачил. Если вы гностик, или зороастриец, или каббалист, или, упаси Святой Павел, манихей – вы даже знаете, в чем именно. Но – тсс! Полюбуйтесь лучше, как занятно крутится-вертится человеческая история. Как крутится она вокруг идей, важных и пустяковых, серьезных и не очень. Слова – вот вечные двигатели нашего бытия.

А вот теперь представьте, какова в подобном мире роль лжи.

В каждом своем романе Умберто Эко препарирует какую либо Идею – да-да, из таких, прописных и с большой буквы. В конце концов, он сам – видный филолог и историк, кому как не ему.

Так, «Пражское кладбище» определенно о Ненависти; «Баудалино» — о Фантазии; «Таинственное пламя царицы Лоаны» — о Памяти.

А «Маятник Фуко» — о Лжи.

Казалось бы, чего здесь страшного. Люди лгут на каждом шагу. И себе, и близким, и встречным-поперечным. Лгут политики, лжет интеллигенция, привирает религия. Ложь – такая свойская и необходимая часть нашей жизни, что без нее и неудобно как-то. Она вросла в плоть и кровь, прижилась на уровне инстинктов.

И за многовековыми наслоениями обманов, больших и мелких, личных и общественных, правду – ровно по пословице – только и остается искать, что на дне морском.

Но вспомним, как один венский доктор настойчиво предупреждал нас о гибельности обмана. Да и не только он. Ибо как известно, отец лжи – сам Дьявол.

И все же. Чего здесь опасного?

Три скучающих интеллектуала, каждый со своими тараканами, решают сочинить всемирный заговор. И не абы какой. А идеальный заговор, охватывающий всю историю человечества, все сферы жизни. Он должен поглотить всевозможные эзотерические штучки – от Атлантиды до Алстера Кроули. Он должен отобразить оборотную сторону любого факта, любой закономерности.

Он должен стать самой грандиозной Ложью из существующих.

Роман вообще выстроен так, что правду читатель не знает до самого конца. Мистификация громоздится на мистификацию. Два друга сочиняют названия несуществующих наук, вроде «цыганской урбанистики». Кокетливая Лоренца Пеллегрини водит за нос добрую половину мужских персонажей. Издатель Гарамон дурит головы толпам самовлюбленных графоманов. Марксистка Ампаро в угоду идеологии обманывает саму себя. И это не считая тьмы тьмущей «одержимцев», всех этих охотников за тамплиерами, розенкрейцерами, ассасинами, иллюминатами, масонами, мировым сионизмом и черте чем еще. Даже законы физики – и те привирают.

Обман обрастает обманом, превращаясь в эдакую метафизическую луковицу, где правды не существует вовсе.

Единственная истина – это неподвижная точка пространства, к которой крепится маятник Фуко. Это слово «нет», это смерть и абсолютный ноль.

Умберто Эко не останавливается на полпути. Он не только выстраивает перед читателем фотографически яркую картину завравшегося мира. Он прослеживает, как растет это деревце – от невинного росточка, от шутки и притворства, до чудовищного баобаба, до Лжи, способной раздавить жизнь, счастье и саму Историю.

И начинается все с сущей мелочи – с привычки лгать самому себе.

Недаром в романе одну из ключевых позиций занимает психиатр доктор Вагнер, последователь, со всей очевидностью, системы того самого Фрейда.

Согласно теории, психические проблемы происходят от неумения принимать себя и принимать реальность. Человек сбегает в иллюзии, отгораживаясь самообманом от травмирующей действительности.

Это отнюдь не частная проблема. Как говаривал Эрих Фромм, массы точно также не жаждут истины. И вот уже сплетается ложь, словно гигантская трансцендентная паутина – и в ней запутываются целые народы.

И недаром этот роман нарочито сложен и нарочито многоголос.

Читателя оглушает обилие фактов, имен, дат, теорий, мистических трактовок и эзотерических знаний. Читатель не знает, кому верить – насмешнику Казобону, умнице Диоталлеви, компьютеру «Абулафии», подпольным сочинениям отчаявшегося Якопо Бельбо.

«Маятник Фуко» неспроста щеголяет постмодернизмом, пряча тексты в подтекстах, прыгая по аллюзиям, прикидываясь то учебником, то детективчиком в духе Брауна.

Умберто Эко, уподобившись Вергилию, проводит читателя сквозь всевозможные уровни лжи и бессмыслицы.

Проводит, само собой, не просто так. Ведь болезнь требует, чтобы ее изучили изнутри и снаружи, во всех мелочах. Болезнь требует преодоления, и прежде всего – в себе самом.

А Истина и настоящий Смысл никогда не даются даром.





319
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 21:06
надо почитать. а то после блестящего Имени Розы я уснул на Баудолино и решил повременить с Эко. спасибо!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 21:11
:beer: на самом деле, Баудалино, по мне, не так динамичен как Маятник или, тем более, Имя Розы. Обязательно попробуйте)


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 00:14
Окей, «Пражское кладбище» о ненависти и так далее — а «Имя розы» о чем? 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 00:27
8:-0 Имя Розы я читала в сильно бессознательном возрасте, и только ради детективу. Потому ничего умного сейчас не скажу. Воот перечитаю, тогда выявлю:-)))
 


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 01:56
Чё-то я как-то тоже сомневаюсь. Видимо, проблема опять в формулировках. Я понимаю ложь как умышленное искажение истины с выгодой для себя. А здесь ничего похожего нет.
Более того, я здесь усматриваю антитезу к знаменитой фразе про сон разума — излишне бодрствующий разум рождает ничуть не менее страшных чудовищ. И за примерами далеко ходить не нужно.
Впрочем, не буду настаивать на том, что это единственно возможная трактовка книги. Там столько пластов, что всего не раскопаешь.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 12:21
Ну, на то он и постмодерн, что каждому видится свое. Я, если что, никак не претендую — моя рецензия суть мой персональный размышлизм.
Для меня ложь это просто «не истина». Собственно, заостриться на этой теме меня подтолкнула финальная часть романа, особенно споры Казобона с Лией и его же разговор с умирающим Диоталлеви. Вот8:-0
 


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 05:15
«Имя Розы» — это настолько счастье, насколько для литературы возможно, и в этом смысле роман ни о чем. Жанрово — детектив на средневековом историческом материале.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 12:31
Имя розы — первый детектив Эко в средневековом антураже. Стиль, соответственно, основан У.Эко, а не Дэном Брауном :)

14 век. Монах в виде эдакого Шерлока Холмса и молодой послушник ведут расследование таинственных смертей монахов в монастыре. Что интересно, по ходу действия Эко выдает огромное количество информации о средневековой жизни, политике, архитектуре, религии. Я торчок от этого, мне понравилось.
Динамики по сегодняшним меркам немного, но неожиданные повороты, помнится, на каждом шагу. Был фильм с Шоном Коннери и молодым Кристианом Слейтером, 1986
 


Ссылка на сообщение23 августа 2013 г. 13:14
Вы подозреваете, что я не читал «Имени розы»? :-))):-))):-)))

Мой вопрос Энкиду был о другом: можно ли приписать этому роману некое «он о Том-То».

А так — я и цитировать могу перевод Елены Костюкович, если что.


Ссылка на сообщение1 сентября 2013 г. 20:15
Как там у Высоцкого:

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,-
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась и осталась довольна вполне.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2013 г. 13:27
Высоцкий!
Да, в общем-то, так оно и случается.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2013 г. 15:14
Забыл вчера написать что рецензия — очень хорошая.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2013 г. 22:35
Спасибо! Эко всячески вдохновляет)


⇑ Наверх