План Утопии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > План Утопии Хайнлайна
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

План Утопии Хайнлайна

Статья написана 18 октября 2013 г. 01:30

Р.Хайнлайн «Нам, живущим» (роман) — М. Эксмо. 2013. 384 стр. Перевод М.А.Зислиса. Тираж 3 т.э.

http://www.fantlab.ru/work52596

Книга написана Хайнлайном в 1938-39 гг., отвергнута для публикации парой издателей, и при жизни автора к печати более не предлагалась, вышла на английском только в январе 2004 году. Это не «Доннерджек» Желязны или что-то еще подобное дописанное по черновикам, это реально артефакт из прошлого, всеми забытая рукопись. В тридцатых годах двадцатого века увлечение конструированием моделей будущего мироустройства имело определенную популярность в большой литературе. Олаф Стэплдон в книге «Последние и первые люди» (1930) тезисно набросал историю развития человечества на 800 млн лет вперед, причем первые главы книги достаточно подробно рассказывают о политических дорогах ведущих государств планеты — именно по этим рельсам мир двигался и движется в XX-XXI веках. Олдос Хаксли издал роман «О дивный новый мир» (1932; любопытно что первая попытка издания русского перевода была предпринята журналом «Иностранная литература» в 1935 году), Герберт Уэллс сделал сценарий к фильму «Облик грядущего» (1936, реж. Уильям Мензес), Айн Рэнд написала короткую антиутопию «Гимн» (1938). В ожидании очередной грозной войны лучшие умы мира пытались что-то там раскроить на глобальной шахматной доске, переделать воспитание, экономику, мораль и нравственность человечество так, чтобы оно не скатывалось в очередную бойню.

(первое и второе издание книги Стэплдона)

  

(первое издание 1932 года и покет 1953 года)

(афиша фильма)

    

(первое издание «Гимна») (последующее издание)

.

.

Ровно так же молодой военный инженер Хайнлайн, не состоявшийся на политическом поприще (об этом подробнее сказано в замечательном двадцатистраничном послесловии Роберта Джеймса), сделал попытку высказать свои мысли о переустройстве мира в форме трактата, лишь слегка рядившегося в одежды художественного произведения:

Сорвался на машине с крутого берега в обрыв да на камни лейтенант Перри Нельсон в 1939 году, а очнулся в 2086м. Детали межвременного переноса сознания из тела в тело опускаются автором, и Перри оказывается в утопическом прекрасном мире, где люди ходят полуодетыми, процветают науки и искусства, где газеты печатают не светские сплетни а новости техники и разъяснения последних научных открытий, где нет войн и социальной напряженности (по крайне мере в Америке — Европа-то почитай вся вымерла от голода после продолжительной Сорокалетней войны, устроенной самими же европейцами промеж себя), где религия признана антисоциальной доктриной, где распространены полигамные семьи, и каждый обеспечен неплохим прожиточным уровнем по праву рождения.  Экскурсоводом по миру будущего становится прекрасная девушка Диана, живущая в собственном коттедже и выступающая по телевизору с необычными танцевальными номерами.

Историю и экономику нового американского общества Перри изучил по видеокурсам, тонкости политики разъяснил учитель из Беркли, тогда как технические новшества в транспорте, строительстве и быте путешественнику из прошлого разъясняет его спасительница и проводник Диана.

Для танцовщицы с гуманитарным образованием Диана слишком подробно объясняет технологию передачи данных на расстоянии и записи телепередач, устройство вертолета с электродвигателем и строительные сложности возведения стеклянных куполов для оранжерей. Но это и к лучшему, такая неназидательная дидактичность как раз уместна для менторского тона книги. Вдвойне приятнее герою книги, он ведь еще и спит с этой своей   учительницей, моложе его в несколько раз. Это пикантное обстоятельство можно было бы счесть фантастикой вдвойне, если б не встречалось в жизни на самом деле.

И вот ровно на середине романа, когда действие (вернее, полное бездействие) начинает утомлять, атавизмы воспитания двадцатого века дают уголовный рецидив и утопия превращается для Перри Нельсона в дистопию, причем эдакого Пелевинского разлива:

цитата

Побуждают человека действовать очень сложные мотиваторы, обозначенные как долг, грех и так далее. Тебя самого они побуждают действовать, и при этом ты неспособен определить, что имеешь в виду, пользуясь этими словами. Ты принял соответствующие понятия более-менее бессознательно и так мало знаешь о них, что не сможешь предсказать, приведут они тебя к желаемому результату или к катастрофе. Попытайся ты пилотировать самолет, имея столь же ограниченные представления о его приборах, ты наверняка разбил бы его. Здесь (в исправительном учреждении) ты оказался потому, что вот так неумело пилотировал собственную жизнь ...

Любопытны точные предсказания Хайнлайна — например, предсказанная вторая европейская война, развязанная фашистами, оканчивается самоубийством Гитлера, а послепобедная эйфория в США закономерно скатывается к преследованиям коммунистов.

На стр. 110-121 весьма подробные объяснения отчего и почему право голоса должны иметь только люди, готовые воевать — критика слева часто ёрничает над этим пунктиком Хайнлайна, но в предложенных обстоятельствах политического устройства США XXI века с ним легко соглашаешься. Обширные экономические лекции, которые читают друг другу персонажи, могут быть восприняты читателем только при условии знакомства с общей историей экономических учений, и тогда теория социальных дисконтов Дугласа будет просто одной из вариаций описания развития экономики, в противном случае пропагандируемые Хайнлайном идеи индустриальной приватизации и национализации банков могут быть восприняты частью читателей как признак социализма у РЭХа, хотя РЭХ в этой же книге грамотно критикует Маркса (собственно, экономистом Маркс никогда и не являлся, его даже современники XIX века ученым-то и не считали).

цитата

Экономические системы ничто, кодексы обычаев ничто, если они не помогают человеку следовать за своим сердцем в поисках самореализации, искать смысл вещей, создавать красоту, находить любовь.

И даже среди всего этого трёхсотстраничного антропологического, экономического, политологического и технического лектория нашлось-таки место для живого одноухого кота, путающегося там и сям на страницах книги.





881
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение18 октября 2013 г. 20:09
Спасибо, статья отличная!

(Но вот про кота непростительно мало) :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 2013 г. 20:26
В этой заметке или непосредственно в книжке?
 


Ссылка на сообщение18 октября 2013 г. 20:40
И там, и там :-))) Это все же не Пиксель и даже не Принцесса Полли Потрясающая Пенелопа Пушок Персика :-)))


Ссылка на сообщение19 октября 2013 г. 00:55
Спасибо за статью. Избавили от сомнений: брать\\не брать.
У кота такой вид, будто про людей он уже все узнал)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2013 г. 12:09
Беспризорные бывшие домашние зачастую умнее комнатных.


Ссылка на сообщение20 октября 2013 г. 06:41
Спасибо за статью.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2013 г. 11:44
Пожалуйста.


Ссылка на сообщение20 октября 2013 г. 15:54
Спасибо за рецензию. Захотелось почитать.
Однако меня удивло:

цитата

цитата
Экономические системы ничто, кодексы обычаев ничто, если они не помогают человеку следовать за своим сердцем в поисках самореализации, искать смысл вещей, создавать красоту, находить любовь.

Неужели это критика Маркса?
По мне так эта фраза нисколько не противоречит мировозрению классика коммунизма. Например, по мнению Эриха Фромма, основной идеей Карла Маркса было “освобождение человека от давления экономической нужды, с тем чтобы он мог — и это главное — развиться как человек (сформировать себя, как гармоничную личность). То есть, главная забота Маркса — освободить человеческую личность, помочь человеку преодолеть утраченную гармонию с природой и другими людьми”. Сам же Маркс также писал, что целью освобождения человека — «развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 01:41
Тут есть о чём говорить, но в первую голову надо сначала прочитать «Манифист коммунистической партии» 1848 года. Читали? Пересказы Фромма не надо — это один из сотен интерпретаторов. Первоисточник важнее. Читали его?


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 00:53
хм, я думал РЭХ к старости, стало по сексу и обнаженке пробивать
а оказывается это у него с молодости...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 01:39
Это у него всегда. Нудистские пляжи, т.п.


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 12:05
С.Соболев

цитата С.Соболев

Тут есть о чём говорить, но в первую голову надо сначала прочитать «Манифист коммунистической партии» 1848 года. Читали? Пересказы Фромма не надо — это один из сотен интерпретаторов. Первоисточник важнее. Читали его?

Манифест, увы, не читал (наверное стоит почитать). Читал, когда учился в аспирантуре, Философско-экономические рукописи 1844 года. Из этой работы я для себя уяснил, что коммунизм для Маркса не является конечной целью социальной эволюции и не является самоцелью. Это скорее создание таких условий жизни людей при которых возможны максимальная самореализация человека, формирование универсального человека, свободной и гармоничной личности.
К Хайнлайну у меня двоякое отношение (даже троякое). С одной стороны, я восхищаюсь им как писателем, и он у меня в числе любимых авторов. С другой стороны — как человек, он был пренеприятнейшая личность (об этом, кстати, пишут в автобиографиях другие мои любимые авторы — А. Азимов и Ф. Пол). И это вызывает некий диссонанс — всегда кажется, что любимый автор должен быть идеален во всём (моя знакомая, профессиональный переводчик с французского, как-то сказал, что очень долго не могла смириться с тем, что её любимейший Жюль Верн в жизни был антисемитом). Почему троякое отношение к РЭХ? Есть у него произведения, которые отторгаются моим организмом...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 12:13
«Манифест...» сейчас читается интереснее чем в годы тотального давления КПСС. Потому что свежим взглядом там открываются совсем не те вещи на которые учителя обращали наше внимание. Собственно, вся методика работы коммунистов там заложена, даже не надо дальнейшую историю знать.

Хайнлайн действительно был фигурой мощной и как человек неоднозначный. А вот Старджон и Бестер считали его хорошим человеком, так что тут массу вариаций можно найти, и за одну точку зрения, и за другую.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 16:33
Тут, возможно, зависит от того, кто у кого в долг брал. Смайл.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2013 г. 16:59
Невозможно. Хайнлайн был нудистом — как у голого что-то взять в долг?
 


Ссылка на сообщение23 октября 2013 г. 22:54
и отдать с процентами
причем с особым цинизмом
 


Ссылка на сообщение23 октября 2013 г. 23:30
Такой прибор надолго запомнит кредитор.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2013 г. 10:12
с чем бы тут кредитора срифмовать-то... о, с «мазел тов»
Страницы: 12

⇑ Наверх