Новый Мир 12 2013 обзор


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sham» > Новый Мир № 12 2013 (обзор номера)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Новый Мир № 12 2013 (обзор номера)

Статья написана 12 декабря 2013 г. 16:13

«Новый Мир» №12 2013


ПРОЗА

Виктор Ремизов. Воля вольная. Роман. Окончание. Повествовательное напряжение, которого автор достигает в начальных главах романа, опубликованных в № 11, во второй части романа переходит в накал драматического противостояния людей тайги и сегодняшних органов власти (милиция, ОМОН). Из представления романа в анонсе предыдущего номера: «Виктор Ремизов, которого читатели «Нового мира» знают как мастера «таежной» лирико-философской медитативной прозы, в этой публикации выступает как романист, герои его романа — люди, живущие по законам, которые они устанавливали себе сами, подчиняясь логике собственной жизни и жизни тайги. («Он чувствовал свою правоту не только перед ссаным майором, который полез в тягач, но и перед ментами вообще. Он презирал их, думал о них, как о мышах, мешающих спать ночью в зимовье. Взять они его не могли. Никак. Что же касается государства, то тут Степанова совесть была совсем чиста. Государство действовало безнаказанно и о грехах своих никогда не помнило. Он знал за ним столько старых и новых преступлений, что не признавал его прав ни на себя, ни на природу, о которой это государство якобы заботилось. Он знал цену этой заботы»)

Олег Хафизов. Гибель цыпленка. Рассказ. Рассказ о «другом», деревенском мире, оказавшись в котором городской мальчик шестидесятых выясняет для себя кое-что и про устройство «большого мира», и про себя самого тоже.

Александр Жолковский. «Юбка» и другие виньетки. Новые миниатюры, написанные  Жолковским в его авторском жанре «виньеток» — мемуарной эссеистики очевидца и участника жизни  филологической Москвы и русской Америки с использованием лирико-исповедальной и отчасти иронической интонации; среди персонажей — Александр и Мариэтта Чудаковы, режиссер Алексей Герман, академик А. А. Микулин, Никита Толстой, Наталья Горбаневская и другие.


СТИХИ

Подборки стихотворений Алексея Дьячкова «Родительный падеж», Вальдемара Вебера «На краю заката», Сергея Золотарева «В обществе анонимных кузнечиков», Инны Лиснянской «В туфлях на медовом клею»


НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Чеслав Милош. Стихи разных лет. Переводы с польского Натальи Горбаневской, Виктора Куллэ и Александра Тимофеевского.


КОММЕНТАРИИ

Алла Латынина. «Наше счастливое детство». Людмила Улицкая собрала книгу воспоминаний тех, чье детство пришлось на послевоенную эпоху. Разбор-чтение составленной Людмилой Улицкой книги «Детство 45 – 53: а завтра будет счастье» — «В 1992 году писатель, поэт, эссеист и музыковед Феликс Розинер предложил по горящим следам уходящей эпохи создать «Энциклопедию советской цивилизации». Проект многие филологи и историки с энтузиазмом поддержали, но в России его осуществить так и не удалось. Однако хорошие идеи не исчезают бесследно. ...»


ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Николай Формозов. Возвращение Феба. О бабочках Набокова. Статья биолога о поэтике Набокова, в частности о том, что «в системе метафизики Набокова бабочки играют важную роль: с их помощью на пленке, отделяющей бытие от некой высшей реальности, создается тот видимый узор, что говорит посвященным об изначальном промысле». Ну а для того, чтобы увидеть этот узор, нужно увидеть бабочку, то есть, нужны особые отношения с миром природы, утраченные, по мнению автора, в современной русской литературе: «С точки зрения натуралиста между русской классикой и литературой советского (и постсоветского) времени непреодолимый водораздел. Если русские писатели конца XIX – начала XX века были отменными знатоками по выражению Набокова «аксаково-тургенево-толстовской дичи», в советскую эпоху входит в моду писать с легкостью Чернышевского о том, что неведомо. Нелепые ошибки в описаниях природы делают и Василий Гроссман, и Александр Солженицын, и Чингиз Айтматов, не говоря уже о беллетристах младшего поколения».

Евгений Шраговиц. Работа мозга и поэтический текст. Анализ поэтического текста на примере Булата Окуджавы. Проверка алгеброй гармонии – автор с помощью теории нобелевского лауреата Дэниэла Канемана  о двух работающих в человеческом мозгу системах «интуитивно-эмоциональной» и «логико-рациональной» анализирует стихи Окуджавы, выделив в них мотив противостояния эмоционального и рационального восприятия мира.


ОПЫТЫ

Михаил Эдельштейн. Недалеко от Пармы. Про книгу рассказов «Малый мир» одного из самых известных в мире и практически неизвестного в России итальянского писателя прошлого века Джованнино Гуарески (1908 – 1968) — про двух главных героев этих рассказов и про мир, в котором они живут, — мир европейский, хранящий, несмотря на всё-сокрушающие войны ХХ века, внутреннею устойчивость; в отличие от России, в которой «слишком долго – куда дольше, чем в Европе, – слишком тотально все уничтожалось и разравнивалось. Не сохранилось ни веры в здравый смысл, ни ощущения связи времен, ни даже элементарного представления о человеческом быте. Оттого, кстати, так нелеп нынешний российский консерватизм – что консервировать, если ничего не осталось? Дворяне, казаки – куда ни глянь, всюду скверный анекдот вместо исторической преемственности».


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Григорий Аросев. Избранник судьбы. К 100 – летию со дня рождения Сергея Залыгина. «Современное восприятие творчества Сергея Залыгина сильно зависит от точки зрения исследователя. Здесь главное слово – «творчество», потому что личность Залыгина сомнений у меня не вызывает: человеком он был достойным. Если брать в расчет исключительно «общую» филологию, без исторического и личностного бэкграунда, и не уделять особого внимания периодизации трудов бывшего главного редактора «Нового мира», к сожалению, придется констатировать, что Залыгин как писатель ушел глубоко под радары и очень маловероятно, что в будущем вернется оттуда. Но при этом ни в коем случае не следует подвергать сомнению талант писателя и масштаб его мысли. И это не поспешное оправдание – это факт: и по объему идей, и по литературному дарованию Залыгин действительно исключительно силен. Проблема в другом – в «смене вех»....»


ПОЛЕМИКА

Монологи о «неомодернизме». Несколько точек зрения на монографию Александра Житенева «Поэзия неомодернизма»: Анна Голубкова «Аналитика неуловимого»; Вера Котелевская «Нескончаемый модерн»; Владимир Губайловский «Плодотворная односторонность?».


РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

  1. Андрей Ранчин «Колонизация как метафора» — о книге: Там внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России.

  2. Ирина Сурат «О нашем деле. Случай Немзера» — о книге: Андрей Немзер. При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы. М., «Время», 2013;

  3. Сергей Шикарев. «Пограничные состояния» — о книге: Иван Наумов. Мальчик с саблей. М., «Астрель», 2012;

  4. Виктор Папков «От кого произошли гастроэнтерологи?» —  о книге: Максим Чертанов. Дарвин. М., «Молодая гвардия», 2013;

Non-fiction с Дмитрием Бавильским. Жизняночка и умиранка. Статья в двух частях, имеющих  соответственно их темам и материалу вот такие начала:

1. «В переписку Владимира Набокова и Эдмунда Уилсона ныряешь точно в море; читателя она накрывает теплой волной сочувствия, дружеского участия, предельного эмоционального и интеллектуального напряжения, редкостного в наши дни. Достаточно развернуть контекст чуть шире того, что есть в письмах и добавить эмпатии, то есть, перенести ситуацию, в которой оказался Набоков, на себя. ...»

2.  «Вячеслав Курицын писал свою набоковскую книжку более двух десятков лет, немногим меньше, чем сам Набоков переписывался с Уилсоном. По сути, «Набоков без Лолиты» и есть дневник чтения русских произведений Владимира Владимировича Сирина на протяжении всей сознательной жизни одного, отдельно взятого человека. ...»


Мария Галина: Фантастика/футурология. Время зимнего короля, или Немного об Артуриане. О судьбе издательской и читательской. Обзор спровоцирован появлением на русском языке книги нобелевского лауреата  (1928) Сигрид Унсет «Легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола», одного из лучших в мировой литературе переложений рыцарского эпоса о короле Артуре; автор предлагает проследить историю — достаточно запутанную и искривленную — знакомства русского читателя с этим разделом европейской мифологии, и, соответственно, –­ об отсвете ее в отечественной культуре.


Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)





245
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 18:07
Спасибо, кое-что заинтересовало!


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 20:52
О бедный «Новый мир«!
Он еще держится.
Приятно прямо из фантлаба выпадать в этот бескрайний мир литературы, где Олег Хафизов уживается рядом с Чеславом Милашем и Галиной:-)


⇑ Наверх