Полтора десятка авторов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «visto» > Полтора десятка авторов советской фантастики на одной картине маслом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Полтора десятка авторов советской фантастики на одной картине маслом

Статья написана 16 февраля 2014 г. 04:22
Дело его неожиданно увенчалось даже ещё большей удачей, чем он ожидал, но это-то его и смущало.
                      Ю. Либединский. «Большие пожары» (Глава VI. «Пять героев пролетарского происхождения»)


Главный герой нашего повествования в двух частях, имеющий отношение к истории советской фантастики: Заслуженный деятель искусств Литовской ССР, лауреат Государственной премии, Народный художник РСФСР Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (1911-1983), уроженец города Благовещенска Амурской области.




Часть первая

ТОВАРИЩИ ХУДОЖНИКИ, ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ВАС!

Две сотни работ художника Яр-Кравченко сегодня находятся на его родине — в фондах Амурского областного краеведческого музея. В 2012 году музейщиками была подготовлена специальная выставка. Особое место в экспозиции занял графический эскиз к картине  «Ответственность на вас!» (картон размером 330 x 213 см). В 1960 году на его основе Яр-Кравченко совместно с А. Зарубиным создали картину, которая сейчас хранится в Москве в Государственном литературном музее.

Мгновение первой неформальной встречи советских писателей, состоявшейся 26 октября 1932 года на квартире A.M. Горького на Малой Никитской, «восстановлена» красками на огромном холсте в мельчайших деталях. Хотел сказать — документально, но воздержусь до выяснения всех обстоятельств. Начнём с замысла картины. Яр-Кравченко вспоминал о об этом моменте так: «В 1947 году я гостил у писателя Петра Андреевича Павленко в Ялте, где он тогда жил, и писал его портрет. Однажды к Павленко зашли отдыхающие в то время в Ялте Маргарита Алигер и Савва Голованевский. Завязалась дружеская беседа, во время которой Петр Андреевич рассказал о встрече писателей на квартире у А.М. Горького в 1932 году, накануне Первого съезда писателей. Блестящий рассказчик, Павленко сумел так образно нарисовать картину этой знаменательной встречи, что мне почти наяву представился этот большой разговор о судьбах советской литературы».

И так, замысел картины возник с подачи Павленко...  Несмотря на то, что Пётр Павленко с молодых лет носил очки, он всё же не мог не заметить присутствия на встрече таких людей, как Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов и Постышев. У меня нет сомнения, что они присутствовали и в его устном рассказе. Но где же они на картине? Увы, мы их не видим... Этот факт, мне думается, привносит в это полотно некую нереальность происходящего. В названии картины всё же остались отголоски фразы Сталина: «На вас лежит ответственность, чтобы люди отдавали свои силы построению самого передового строя в мире — социализма и защите его от всяких завоевателей».




Картон из Амурского областного краеведческого музея — это начальный этап работы над живописным полотном, когда, в основном, решаются композиционные задачи построения многоперсонажного полотна. Удивительно, но нём первые лица государства уже отсутствуют. Неужели художник принял решение затушевать роль партийного руководства советской литературой, или дата написания картона — «1930-е годы», указана в карточке учёта неверно? Искусствоведы музея склоняются ко второму мнению — над ним художник работал после 1956 года, когда Н.С. Хрущев уже выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», имевшим ещё и другое название — «Секретный доклад Хрущёва на XX съезде КПСС». Есть сведения о том, что большое эпическое полотно «Писатели» художник задумал написать еще до Великой Отечественной войны. Скорее всего, речь идёт о какой-то другой картине. Ведь, как признавался сам художник, замысел «Ответственности...» возник в 1947 году.

Чувствую ваше закипающее возмущение: «В конце-то концов, покажите нам полотно!»

Показываю.


«Ответственность на вас!». Встреча писателей на квартире у А.М. Горького в 1932 году.

Художники А.Н. Яр-Кравченко, А.П. Зарубин. Холст, масло. 1960 г.

Картина хранится в Литературном музее (г. Москва)




Чтобы понять для чего я затеял разговор об этой картине на сайте «Лаборатория фантастики», внимательно рассмотрим каждого присутствующего на полотне и уточним его (её) причастность к НФ. Для удобства, участников встречи, изображённых на полотне, я расположил по алфавиту, а Репродукция-2 с указателями поможет вам найти их на картине.


Репродукция-2




1. Афиногенов Александр Николаевич (1904-1941) — советский драматург, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной).
Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Возможно, «Малиновое варенье» (1926 год)? О которой сказано в Вики: «...коммунистическая мелодрама с гипертрофировано негативным изображением представителей буржуазии». Более близкой к теме НФ мне показалось вот это место из дневников Афиногенова: «...Вторая тема [для пьесы, подсказанная Горьким Афиногенову. — visto] о СССР и отношении к нему... Белые в Париже организовали контрчеку, у них свои штабы, проникают в посольства, охраняют белых, нападают на граждан СССР, работают, словом. То же самое в других странах. Это можно здорово разделать, как моменты окружения нас, подготовки войны, как столкновение сил и миров. В обозрении можно противопоставить министра, выступающего с речью — долой машины, банкира, который хапнул миллионы и потому пользуется всеобщей завистью и уважением, и — с другой стороны, рабочего, ленинградского маляра, кот(орый) внёс предложение о дне индустриализации. Приходит на завод деревенский парень. Поля рождают просторы в мыслях и неопределенности их. И тут машины, воля, скованная в станках, человек и его могущество, от одной руки — тысячи лошадиных сил приходят в движение,— это сковывает, но это и двигает вперёд. Тема сатирическая, бытовая. Перед занавесом чёрт. Он в сюртуке, он извиняется за своё существование, но он существует. Он здесь будет организовывать цепь, заговор случайностей, чтобы люди через эти случайности пришли в соприкосновение и обнаружили тем самым свои внутренние качества, свои бытовые уродства. Чёрт передвигает вещи, подсовывает письма, чёрт создает внешние мотивировки для развития поступков людей в их бытовом окружении. Он порой язвительно усмехается и спрашивает в публику: «Каково, хорошо ведь работаю, вот как людишки сталкиваются, вот какая чертовщина разыгрывается»» (А. Афиногенов. Дневники и записные книжки». М., «Советский писатель», 1960, с. 108, 110-111). Существует ли пьеса с таким сюжетом у Афиногенова — не знаю. Поэтому ставлю в скобочки (?) — «сомневаюсь» значит.




2. Багрицкий Эдуард Георгиевич (настоящая фамилия — Дзюбин, Дзюбан) (1895-1934) — русский поэт, переводчик и драматург. Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Ставлю (-) «минус».




3. Бахметьев Владимир Матвеевич (1885-1963) — русский советский прозаик, публицист, литературный критик, классик социалистического реализма. В жанре НФ авторством не отметился. Зато, Владимир Бахметьев, как персонаж (не прототип!) появился в фантастическом рассказе Сергея Павловича Залыгина «Однофамильцы» (см.: http://100pudov.com.ua/library/5/769/?page=2 )

»...Вл. Бахметьев был обескуражен, обескураженный предложил:

— Перейдем к художественной литературе. Пора к художественной! Какие произведения выдающегося писателя революционной эпохи Бахметьева Владимира Матвеевича вы читали? — спросил он. — Читали «Преступление Мартына»? Поняли, что это полемика с «Преступлением и наказанием» Федора — забыл отчество — Достоевского? Знаете, что Мартын почти что получил Государственную премию эС эС эС эР? У вас захватывало дух, когда вы читали «Мартына»?

— Захватывало! — приврал Бахметьев К.Н.

— Тогда — начнём!

— Начнём. У меня цитаты из «Мартына» выписаны, и вот я читаю: «Мартын знающими глазами оглядывал чёрное небо, тонким слухом ловил призывные крики рожка и не сторонясь встречал галоп курьера». Пожалуйста, поясните — какой галоп и какого курьера не сторонясь встречал Мартын? Здесь, в тексте, больше ни о галопе, ни о курьере — ни слова?

Вл. Бахметьев молча, с закрытыми глазами слушал цитату из него самого, попросил цитату повторить, потом сказал:

— Если бы я не знал, что это написал я, я бы подумал, что это написал Лев Николаевич... Еще вопросы?..»

Для причисления к НФ — маловато. Ставлю в скобочки (?).




4. Герасимова Валерия Анатольевна (1903-1970) — русский советский писатель, первая жена Александра Фадеева. Рассказ «Баба» (о будущей войне) (благодарность за информацию лаборанту ameshavkin). Ставлю (+) «плюс».




5. Гладков Фёдор Васильевич (1883-1958), русский советский писатель, классик социалистического реализма. Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю (-) «минус».




6. Горький Максим (литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург. Отношение к НФ: «Девушка и смерть» (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь»). Об этой поэме-сказке и о художнике Яр-Кравченко мы ещё сегодня поговорим (см. ниже). Ставлю твёрдый (+).




7. Ермилов Владимир Владимирович (1904-1965), литературовед, критик. Был редактором «Юношеской правды», «Молодая гвардия», главным редактор журнала «Красная новь» (1932-1938). Главный редактор «Литературной газеты» (1946-1950). Начал печататься в 1920 году. Ермилова называют одним из самых одиозных партийных и литературных функционеров 1930-х — 1950-х годов, ратовавшего за идейность литературы, выступавшего против «формалистов», в конце 1940-х — против «космополитов» и «низкопоклонничества перед Западом»). Был одним из лидеров кампании против творчества Достоевского. К НФ имеют косвенное отношения книги Ермилова: Н.В. Гоголь. М., 1952.; Гений Гоголя. М., 1959. Ставлю в скобочки (?).




8. Зелинский Корнелий Люцианович. Единственный участник изображённой на картине встречи, кто оставил подробные записи об этой встрече (См.: Зелинский К.Л. Одна встреча у М. Горького, журн. «Вопросы литературы» 1991, № 5). К НФ имеют отношения: его содействие изданию посмертного сборника новелл А.С. Грина, к которому он написал предисловие. Выражение «Гринландия» принадлежит ему (см.: Жизнь и творчество А.С. Грина. // Грин А. С. Фантастические новеллы. М., 1934). Зелинский автор статьи «Литература и человек будущего» // Вопросы литературы (М.). — 1962. — № 2. В статье есть фраза: «У всех наиболее видных и серьезных писателей-реалистов мы встретим в их произведениях высказывания о человеке будущего, о коммунизме. И это закономерно, поскольку советские писатели, изображая сегодняшнего человека, неизбежно связывают сегодняшнюю борьбу с теми общими идеями, которые положены в основу всей народной борьбы за коммунизм в советские годы». Ставлю в скобочки (+).




9. Иванов Всеволод Вячеславович (1895-1963), русский советский писатель и драматург. НФ в творчестве Иванова представлена «Фантастическим циклом» и опубликованным посмертно романом «У». Ставлю в скобочки (+).




10. Катаев Валентин Петрович (1897-1986), советский писатель, драматург и поэт. Автор авантюрно-утопических романов «Повелитель железа» (1924), «Остров Эрендорф» (1924) и многих рассказов. Ставлю в скобочки (+).




11. Либединский Юрий Натанович (1898-1959). В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». (Моё мнение — если роман «Большие пожары» относим к фантастике, то и всех, кто его написал — к фантастам). Он же — автор НФ повести «Пушка Югова». Магадан: Советская Колыма, 1946 г.; М.: Миллиорк, 2012 г. Ставлю в скобочки твёрдый (+).




12. Малышкин Александр Георгиевич (1892-1938), русский советский писатель, классик социалистического реализма. Принадлежность к НФ мною не обнаружена. Ставлю в скобочки (?).




13. Маршак Самуил Яковлевич (1887-1964), русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Великолепный сказочник. Ставлю в скобочки (+).




14. Никулин Лев Вениаминович (Лев Владимирович Ольконицкий) (1891–1967). Автор НФ рассказов «Долг», «Патент 78925» и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Ставлю в скобочки твёрдый (+).




15. Никитин Николай Николаевич (1895-1963), советский писатель и драматург. Начал писать с 1922 года. Был в объединении «Серапионовы братья». В ранних рассказах Никитин изображал эпизоды гражданской войны. Политическим действиям своих персонажей («Рвотный форт», «Полёт») давал сексуальную мотивировку, утверждая, что революция дала простор для повышено-эротического восприятия мира. Это убеждение автора сопровождалось подчеркнутым натурализмом, отсутствием стройной композиции, чёткого сюжета, пристрастием к заумно-«оригинальным» определениям. Показывая в своих произведениях «мелкого человека», гипертрофировал мещанский быт. В романе «Шпион» (1930), разоблачая шпиона, руководителя диверсионных актов, по словам критиков, «абстрагировался от изображения советской действительности». Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




16. Огнев Н. (иногда «Николай Огнёв»), настоящее имя Михаил Григорьевич Розанов (1888-1938), русский советский писатель. НФ в творчестве автора: рассказы: «Рассказ о необыкновенной школе», «Щи республики» и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Ставлю в скобочки (+).




17. Павленко Пётр Андреевич (1899-1951), советский писатель. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1947, 1948, 1950). НФ в творчестве автора: роман «На Востоке». Ставлю в скобочки (+).




18. Панферов Фёдор Иванович (1896–1960), русский советский писатель. Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




19. Пешкова Надежда Алексеевна (урожденная Введенская) (1901-1971). Невестка Максима Горького, жена его сына Максима Пешкова. Член союза художников СССР. Портреты Горького и его друзей кисти Пешковой находятся в нескольких музеях России. Принадлежность к НФ мною не замечена. Разве что портрет Вс. Вяч. Иванова её кисти? Ставлю в скобочки (?).




20. Погодин Николай Фёдорович Погодин (настоящая фамилия — Стукалов (1900-1962), советский сценарист и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951). Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




21. Пришвин Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954), русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Отношение к НФ: сказочные мотивы в его повестях-сказках и романах-сказках, повесть «Женьшень» (1932). Ставлю в скобочки (+).




22. Сейфуллина Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954), русская советская писательница. О её отношении к НФ? Мне известно лишь о том, что выступая на заседании Союза писателей в 1930 году, она обрушилась на А.С. Грина, назвав его идеологическим врагом, которому нельзя помогать ни при каких обстоятельствах. Каким это образом могло и повлияло ли на развитие советской НФ? Короче, ставлю в скобочки (-).




23. Серафимович Александр Серафимович (настоящая фамилия — Попов (1863-1949), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (-).




24. Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (1875-1958), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Академик АН СССР (1943). Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




25. Сурков Алексей Александрович (1899-1983) — русский поэт, общественный деятель, подполковник (1943), Герой Социалистического Труда (1969), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Ставлю в скобочки (-).




26. Тихонов Николай Семёнович Тихонов (1896-1979) — русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Международной Ленинской «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и трёх Сталинских премий первой степени (1942, 1949, 1952). В молодости поэт был последователем Гумилева, испытал также мощное влияние творчества Киплинга. Входил в литературное объединение «Серапионовы братья». Автор сказки для детей «Умный танк». Что-то ещё стихотворное... Ставлю в скобочки маленький (+).




27. Толстой Алексей Николаевич (1882-1945) — русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946, посмертно). «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» — думаю достаточно для причисления к цеху. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Ставлю в скобочки самый твёрдый (+).




28. Фадеев Александр Александрович (1901-1956), русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Давным-давно сделал выписку для себя из чьей-то библиографии НФ, где рассказ Александра Фадеева «Письмо», опубликованный в газете «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск. 1940. 3 нояб. № 258), был назван фантастическим. Оказалось, он вовсе и не фантастический, а про партизан Гражданской войны на Дальнем Востоке. Можно было бы поговорить о вкладе Александра Фадеева в создание фильма-поэмы Александра Довженко «Аэроград», да тоже много неясного. Начали вместе набирать материал к фильму: Довженко, его супруга Юлия Солнцева (та самая Аэлита из знаменитого немого фильма) и Фадеев. Потом бац! Дружба врозь — всё «порвато-растоптато». А ведь, как начиналось! Осип Резник, советский критик и литературовед (1904–1986), по просьбе Довженко приступает к написанию фантастического сценария «Гринландстрой», где советские самолёты посыпают полярный лёд углём... Наступает потепление... В Сибири зреют бананы... и всё такое прочее. Короче, «притянуть» Фадеева к кинофантастике не получается. Ставлю в скобочки (?).




29. Федин Константин Александрович (1892-1977), советский писатель. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Маловато будет. Но, как сам же говорил выше... Ставлю в скобочки малюсенький, но (+).




30. Форш Ольга Дмитриевна, урождённая Комарова (1873-1961), русская советская писательница. Отношение к НФ: сказки «Духовик», «Пумпин сад», «Русалочка Ротозеечка» и др. Ставлю в скобочки (+).




31. Чуковский Корней Иванович (1882-1969) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отношение к НФ: кинороман «Бородуля» (1929) и всем с детства известные сказки. Ставлю в скобочки (+).




32. Чумандрин Михаил Фёдорович (1905-1940), русский советский прозаик. Был членом редколлегии нескольких журналов, редактор журнала «Ленинград» в 1930-1931 годах. В 1935-1936 жил на Дальнем Востоке. Заведующий литературной частью Большого драматического театра в 1936-1937 годах. В 1937 году Чумандрину пришлось принести публичное покаяние за то, что в его ранних произведениях действуют левые коммунисты. Погиб на финской войне. Посмертно награждён Орденом Ленина. Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




33. Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946 — посмертно). Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Восхищает великолепное использование Шишковым аллегории, символики, легенд старообрядчества. И всё же, ставлю в скобочки (?).




34. Шолохов Михаил Александрович (1905–1984) – советский писатель, лауреат Нобелевской премии, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда. Принадлежность к НФ мною не замечена. Можно вспомнить роман «Икс» Дмитрия Быкова... И всё же — нет. Ставлю в скобочки (-).




35. Неопознанный литератор. (-).




Подведём итоги. Из 35 человек, «присутствующих» на полотне — 16 авторы фантастических или сказочных произведений. Встречали ли вы в истории мировой живописи картину, где бы на одной плоскости было бы изображено столько фантастов? Нет? Вот и я не встречал. Значит — полотно претендует на регистрацию и фиксацию рекорда в книге «Сверх-фантастическое в истории НФ». Если такая имеется. Или я не прав?




P.S. Готов исправить количество фантастов (желательно в сторону увеличения), с условием аргументированных замечаний. Буду благодарен, если кто-нибудь поправит мою идентификацию персонажей, изображённых на картине «Ответственность на вас!»





Часть вторая

ОЗВУЧКА КАРТИНЫ МАСЛОМ

Анатолий Никифорович Яр-Кравченко в 1939 году начал работу над картиной «А.М. Горький читает 11 сентября 1931 года И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть». Картина была закончена в 1941 году, и в том же году экспонировалась сразу на трёх художественных выставках. Более двух лет длился подготовительный период создания полотна. Давайте попробуем восстановить события этого периода: Яр-Кравченко узнаёт (скорее всего из газет), что Сталин похвалил юношескую поэму-сказку «Девушка и смерть», написанную Горьким ещё в 1892 году (первая публикация в июле 1917 года в газете «Новая жизнь»). И как похвалил: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете (любовь побеждает смерть)». Случилось это в октябре 1931 года.



Первых лиц государства и известных писателей Яр-Кравченко рисовал до этого многократно. Оставалось уточнить место и участников чтения сказки и, разумеется прочесть саму «эту штуку». Прочесть её вслух, с выражением, для того, чтобы правдиво изобразить реакцию слушателей и жест чтеца. Вот мы и подошли к естественному вопросу: Какие слова из сказки звучат из уст Горького в момент, изображённый на картине?



В помощь выполняющему заданию, и чтобы не искать сказку и не «стирать» глазки, — включите видео с исполнением «Девушки и смерть» и «ловите» момент, глядя на реакцию слушателей, изображенных на картине:

М. Горький. «Девушка и смерть». Читает Широков Виталий. См.: http://www.youtube.com/watch?v=9Mr27NyuXUA
М. Горький. «Девушка и смерть». Читает Виталий Кашперский. См.: http://www.youtube.com/watch?v=pb4V2p1ch18




Мои варианты:


             «...Не сердись,- ответила девица,-
              За што на меня тебе сердиться?
              Целовал меня впервые милый
              Под кустом зеленой бузины...»

Или:


             «...Час прошла и видит: в перелеске,
             Под росистой молодой орешней
             На траве атласной, в лунном блеске
             Девушка сидит богиней вешней.
                 Как земля гола весною ранней.
                 Грудь её обнажена бесстыдно.
                 И на коже шелковистой, ланьей
                 Звёзды поцелуев ярко видны».


Листавшие книгу М. Горького «Стихотворения». М., 1951 год из сталинской библиотеки, где есть страница горьковской сказки с автографом Сталина и репродукция картины Яр-Кравченко, утверждают — Сталин трижды синим карандашом перечеркнул крест-накрест их. Как это понимать? Как хотите, я лишь своё скажу: Иосиф, ты был не прав. «Фауст» всё же сильнее!




Примечание:

* Изображение картона любезно предоставила учёный секретарь Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского Васина Инна Владимировна. Она же — автор статьи «Из истории картины А.Яр-Кравченко и А.Зарубина «Ответственность на вас». В сопроводительном письме она, в частности, написала: «...К сожалению, качество только такое. Идентификация всех персонажей картона, я думаю, невозможна, т.к. лица многих изображённых литераторов (я имею в виду непосредственно картон к картине) прорисованы нечётко и их расположение не совпадает с картиной, хранящейся в Государственном литературном музее. Следовательно, соотнести их (писателей) вряд ли предоставляется возможным».




Ссылки для заинтересовавшихся темой этой страницы:

И. В. Васина. Из истории картины А. Яр-Кравченко и А. Зарубина «Ответственность на вас!». Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, г. Благовещенск См.:
http://www.museumamur.ru/otvetstvennost_na_vas.html

Видео-репортаж с открытия выставки А.Н. Яр-Кравченко, на котором сын художника рассказывает о работе отца над картиной «Ответственность на вас!». 3 Мая 2011 г. См. Boris Martynov: http://www.youtube.com/watch?v=2wiQpzTJc5g

«Девушка и Смерть»- рок-опера по одноимённой сказке М. Горького. Постановка Георгия Ковтуна. Музыка Евгения Лапейко. См.:
http://www.youtube.com/watch?v=mOnUSWaUH70




Файлы: Поцелуй.jpg (550 Кб)


1728
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 01:48

цитата Siver-Snom

Siver-Snom
Поправил «Репродукцию-2», но со списком трудится, э=эх... Утро вечера удалей... Пойду спать-почивать. Возможно, Москву потревожу. Вместе список выправим по первому разряду. Вот оно какую мне задачу задали. На том и благодарствие моё Вам превеликое!


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 01:48
Виктор Петрович, как всегда эксклюзивно!
Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 01:52
И Вам Вячеслав, спасибо!


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 22:00

цитата

    В.Я. Кирпотин, рассказывая об одной из встреч Сталина с писателями (в доме у Горького, 26 октября 1932 года), вспоминает, что одним из самых ярких и впечатливших его моментов этой встречи был брудершафт между Сталиным и Горьким: «Под громко выражаемое желание присутствующих Горький и Сталин расцеловались».
   И далее он приводит отрывок из воспоминаний другого участника той же встречи Ф. Березовского:
   ► В этот вечер на квартире у Горького писатели очень много пели. После песни «Вниз по матушке по Волге» кто-то крикнул:
   Пусть выпьют на брудершафт Сталин и Горький!
   Просим! — закричали со всех сторон и захлопали в ладоши. — Просим! Просим!
   Сталин и Горький поднялись. Протянули друг к другу рюмки — через стол. Выпили, обнялись и крепко расцеловались.
   Мы долго и оглушительно аплодировали...
   В эти минуты, вероятно, не одному из нас хотелось подойти к Сталину, обнять его и расцеловать как самого близкого, родного человека. За всех нас это сделал Петр Андреевич Павленко. Он порывисто поднялся, быстро обошел край стола и, обращаясь к Сталину, взмахнул руки вверх и взволнованно произнес:
   Дорогой Иосиф Виссарионович! Разрешите вас расцеловать?!
   Улыбаясь, Сталин ответил:
   Если это нужно, пожалуйста...
   Они обнялись и крепко расцеловались.
   Мы опять долго и оглушительно аплодировали.
(Валерий Яковлевич Кирпотин. Ровесник железного века. М., 2005. Стр. 206)


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 22:02

цитата

26 октября. На квартире A.M. Горького состоялась вторая встреча ведущих советских писателей с руководством страны. Присутствовали: А. Афиногенов, Э. Багрицкий, В. Бахметьев, Ф. Березовский, Е. Габрилович, B. Герасимов, Ю. Герман, Ф. Гладков, В. Ермилов, К. Зелинский, Вс. Иванов, Вал. Катаев, Г. Кац, В. Кирпотин, М. Колосов, Л. Леонов, Ю. Лебединский, В. Луговской, А. Малышкин, C. Маршак, Н. Накоряков, Н. Никитин, Л. Никулин, Н. Огнев, П. Павленко, Ф. Панферов, Л. Сейфуллина, А. Сурков, М. Чумандрин, А. Фадеев, М. Шолохов. Со стороны правительства присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович и Постышев.

цитата

Виталий Шенталинский: Коротко ответить трудно, потому что на первой встрече собрали только писателей-коммунистов, партактив. Это была репетиция. А вот 26 октября 32-го в доме на Малой Никитской у Горького состоялась знаменитая встреча вождей и писателей. И она вошла в историю, потому что заложила основы будущей организации литературы и определила политику литературы на много лет вперед.

Вот тут интересно, кого не позвали, кого не было на этой встрече. Вот здесь нет Ахматовой, ни Мандельштама, ни Пастернака, ни Платонова, нет Булгакова, Бабеля, Андрея Белого, Николая Клюева, Бориса Пильняка. Всех, кого мы сегодня считаем гордостью, славой нашей литературы. Зато было много просто талантливых, хороших и разных, но только своих. Отбор был по этому принципу. Еще больше было функционеров и деятелей от литературы, у которого талант не требовался. И все они с обожанием смотрят на кремлевских вождей.

Там сначала решали организационный вопрос, кому и как руководить литературой, мирили раповцев и оргкомитетчиков.- Как нам собрать лучше писателей в один колхоз и, главное, задать им направление, руководящую идею. ..

И вот там прозвучала устами мудрого Сталина, самая передовая и невиданная теория была предложена – соцреализм. Существуют почти протокольные записи этой встречи критика Корнелия Зелинского. Она сейчас нам очень помогает восстановить события. И вот дословно, как простенько и как лукаво сформулировал новый творческий метод Сталин. Он сказал так: «Если художник будет правдиво изображать жизнь, он покажет то, что ведет ее к социализму. Вот это и будет социалистический реализм». Так до сих пор никто и не выяснил, что это за овощ и с чем его едят.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 22:08
Шикарно! Было ДВЕ встречи? Работы прибавляется :-( А вы, коллега ameshavkin, какую встречу видите на картине («третья воображаемая» :-D) или всё же — первая!
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 22:19
По списку видно, что вторая. Но очищенная. Прежде всего от руководства (1960 год — пик десталинизации, изображения вождя отовсюду убирают, а остальные, кроме Постышева, состоят в антипартийной группе).
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 22:33
Спасибо! Ещё какие-нибудь замечания есть? Может пожелания — всё равно буду править. Так уж одним махом 8-)
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 23:07
Герасимова — рассказ «Баба» о будущей войне
Фадеев — разгромная внутренняя рецензия на сборник рассказов Сигизмунда Кржижановского, в результате книга так и не вышла. В письме Л. П. Колесникову (дальневосточному писателю;-)) дает определение: «Научная фантастика есть смелое задание науке и технике».
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 01:08
Герасимова — рассказ «Баба» о будущей войне :cool!: Можно ставить + ?
Фадеев — для + всё же маловато :-(

цитата visto

цитата Siver-Snom стенограмма Зелинского Корнелия Люциановича о встреча Сталина с писателями у Горького ?
Переадресую цитировавшему ameshavkin


   
     
     Герасимова — рассказ «Баба» о будущей войне[/q]


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 22:39

цитата ameshavkin

B. Герасимов,

Видимо опечатка в списке второй встречи — В. Герасимова
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 23:07
Лебединский тоже.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 01:03
Либединского часто путают, даже пригляделся %-\ Всё равно — спасибо!


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 00:57
Ну, вот. Согласно данным товарищЧа ameshavkin''а, на встрече еще и Кирпотин был. Кстати, неопубликованная стенограмма Зелинского Корнелия Люциановича о встреча Сталина с писателями у Горького это не она (оно, полотно то есть)?


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 01:06

цитата Siver-Snom

стенограмма Зелинского Корнелия Люциановича о встреча Сталина с писателями у Горького

Переадресую цитировавшему ameshavkin


Ссылка на сообщение21 февраля 2014 г. 22:39
Неизвестный возле Бахметьева — м. б. Скиталец?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 01:40

цитата WSG

м. б. Скиталец?

Спасибо, но НЕТ!: «В 1921 эмигрировал в Китай. С 1922 по 1934 год жил в Харбине.»
Ваши аргументы — его в списках нет... Да темненький, да с усиками... А ещё доказательные факты?
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 12:01
На 1-м съезде писателей Скиталец был, а искажения истории на таких картинах допускаются.
Нужен фрагмент крупно:

цитата

Как буденовка на голове революционного китайца
в пьесе «Бронепоезд 14–69»,
выглядела театральным реквизитом
черная поддевка Скитальца,
который ее носил и в тридцатых,
не зная, что с нею делать.


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 12:26

цитата WSG

Нужен фрагмент крупно:

Надо быть в Москве, чтобы приблизится к картине :-D

цитата WSG

На 1-м съезде писателей Скиталец был
А был ли он на этой неформальной встрече? Все равно — спасибо. Поиски буду продолжать. Первое дело — найти список тех, кто был у Горького. Сравнить с известными лицами... Насчет «искажения истории» — вряд ли пошел бы Яр-Кравченко на «добавление персонажа» — скрыть, упустить, не включить... — это да. А вот добавить... Это как с портретом одноногого короля: нарисуешь без ноги — головы лишишься, нарисуешь с двумя ногами — обезглавят за ложь... Сади короля на коня, и рисуй с той стороны, где есть нога :-[
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2014 г. 23:31
Разумеется, на встрече в 32-м году он мог присутствовать только мысленно.
И должен предупредить: у реального Скитальца усы, борода и одежда «подмаксимовика» исчезают еще до его эмиграции. А вот образ, как видно из стихотворения, — остается.


Ссылка на сообщение28 февраля 2014 г. 14:33
Классная идея.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2014 г. 16:25

цитата Oleg83tt

Классная идея.

С этого места 8-) поподробнее... Если Вы про тему странички, там идей-то много. Что именно?
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2014 г. 16:42
Идея создания репродукции с авторами.
Страницы: 123

⇑ Наверх