Багровые реки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Багровые реки
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Багровые реки

Статья написана 8 апреля 2009 г. 14:53

Один из самых сильных фильмов за всю историю мирового кинематографа — военная трагедия Элема Климова «Иди и смотри», 1985 года.

    

                                                                »...И когда он снял четвёртую печать,

                                                                         Я услышал голос четвёртого животного:

                                                                           Иди и смотри!

                                                                           И я взглянул.

                                                                           И вот конь бледный,

                                                                           И на нём всадник,

                                                                            Имя которому смерть.

                                                                                                                                                    

Теперь я знаю, как выглядит Апокалипсис. Он гремит в ушах заезженными патефонными пластинками и чьим-то идиотским подвыпившим смехом. От него пахнет бензином и сгоревшей плотью. Сам же он состоит из пугающих мелочей:  нелепой свистульки, торчащей изо рта изнасилованной всем взводом девицы, коляски с трупом, нарезающей бессмысленные круги или безразличия в глазах немецкого офицера, который одновременно играет с ручной лаской. Апокалипсис свершился, но все были слишком заняты, чтобы его заметить.  Звезды с неба пока не падали, но реки уже покраснели.

К середине 80-х годов тема Великой Отечественной Войны считалась в советском кинематографе практически исчерпанной. Что нового можно было добавить после виртуозно прочувствованных трагедий одного человека («Летят журавли»), отдельно взятой семьи («Баллада о солдате») или целого народа («Они сражались за Родину»). Но Климов пошел дальше и его фильм гораздо глобальнее  трагедий отдельных людей и наций, ибо он подводит неутешительный итог деятельности всей человеческой цивилизации.

История пугает своей обыденностью для того времени. Жители белорусской деревни отказываются выдать немцам местоположение партизан, и захватчик принимают решение стереть ее с лица земли. Процесс стирания опробован до мелочей, все роли расписаны заранее, и каждый выполняет свою с точностью часового механизма.

Однако, заставляя зрителя встать на место крестьянина, сгорающего в амбаре, Климов прекрасно понимает одну из основных заповедей киноискусства:  главное — не то, что происходит на экране, а то, что воображение зрителя дорисует в своей голове. По сравнению с современными натуралистическими веяниями, его фильм почти аскетичен. Нынешние режиссеры для усиления эффекта понапихали бы расчлененки, реки крови, стекающей с рукавов палачей, крупные кадры сгорающей человеческой плоти. Климов обходится без этих дешевых приемов, но благодаря виртуозной работе камеры и блестящему монтажу, добивается полного эффекта присутствия на месте событий. Это и отличает его фильм от прочих на ту же тему: другие предлагали зрителю прочувствовать  трагедию, Климов же заставляет ее пережить.

И вместе с тем, фильм совсем не о войне. Здесь нет противостояния идеологий, а палачи — просто люди из плоти и крови только в немецкой форме, а иногда и без нее. Один из ключевых образов — старосты из своих, охотно отправляющие соотечественников на смерть и получающие от нее явное удовлетворение. Что это — простое желание выжить любой ценой?Или опьянение маленького человека, которому наконец дали хоть, какую-то власть над другим и теперь, он ее использует на полную катушку?

Показывая акты жестокости, Климов намеренно вызывает у зрителя полное отвращение к происходящему. И вместе с тем, это один из тех фильмов, который во время просмотра меняет своего зрителя.

К финалу,мальчик Флера полностью седеет, превращаясь в старика. Зрителя ждет та же участь, только внутренне — начиная смотреть фильм юным и несведущим в вопросах глубин человеческого падения, он заканчивает просмотр глубоким стариком, видевшим такое, что нельзя видеть. Фильм рождает отвращение не к нацизму, не к Гитлеру, не к войне, а к любым формам человеческого принуждения и насилия, которые в сознании смотревшего, в первые дни после просмотра будут неизбежно мутировать в образы догорающего крестьянского амбара.

И режиссер дает зрителю такой выход в мир, где это не повторится. Первоначально Климов хотел назвать картину «Убейте Гитлера» с подзаголовком «Убейте Гитлера везде....» Но не стоит буквально понимать финальную сцену с расстрелом портрета фюрера — уничтожение одного психопата, горстки людей или даже целой системы ничего не решит, только сами реки начнут течь в обратную сторону.

Ведь вторая часть подзаголовка картины — «Убейте Гитлера в себе», и корень решения этой проблемы находится в людских душах. Ключ к спасению лежит в милосердии, только оно сможет остановить насилие. И Флера, даже после того, что пришлось ему вынести, останавливается, не в силах пристрелить на портрете невинного ребенка, хотя и прекрасно знает о том, в кого он превратится. А мы так сможем?

Увы, но  и спустя 25 лет после выхода фильма, современному человеку столь же сложно разрубить этот гордиев узел. Насилие и жестокость повсеместно маршируют нога в ногу на очередную ступень человеческой цивилизации. А это значит, что мы не смогли усвоить самый суровый урок.,и наши реки, по-прежнему красные. Апокалипсис продолжается.





452
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:02

цитата fox_mulder

Очень печально, что многие зрители слишком буквально понимают финальную сцену, в которой мальчик-старик расстреливает из винтовки портрет фюрера немецкого народа — мол, вот он — корень всего зла!

Там, помнится, Флера стрелял в меняющийся портрет. С каждым выстрелом изображение Гитлера молодело. Когда белорусский мальчик увидел, что перед ним — портрет огольца помладше его, то стрелять перестал... Наука ненависти сменилась наукой милосердия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:20

цитата etoneyava

Наука ненависти сменилась наукой милосердия.

Послание в фильме именно таково. Только до адресата оно, увы не дошло.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:29
Если вы имеете в виду широкого зрителя..., то, наверное — да. Второй слой в искусстве доступен не для всех, увы. Не устаю то же самое говорить о книгах Лазарчука. Ну, у того слоёв не два, не три, а куда больше.
А ещё был фильм Ролана Быкова «Письма мёртвого человека». Раз видел — в 80-е — до сих пор не забуду!
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:39

цитата etoneyava

ыл фильм Ролана Быкова «Письма мёртвого человека»

Извиняюсь, но фильм не Быкова, а Константина Лопушанского. Быков там просто играл главную роль.8:-0
С остальным соглашусь. Просто убило, когда читал отзыв на КП, в котором писалось, что фильм изобличает деятельность нацистов и Гитлера. Люди, одумайтесь! ведь этот фильм про всех нас, даже если мы и воротим от этого носы!
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 16:40

цитата fox_mulder

Извиняюсь, но фильм не Быкова, а Константина Лопушанского.

Точно-точно! Переклинило, однако.


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:09

цитата fox_mulder

тавить а колени и убивать, убивать, убивать скрывается внутри, отнюдь не психопатов- одиночек и отдельных политических режимов. Просто психопаты хорошо умеют вытащить всю эту низменность наружу, заставить человека не чувствовать ответственности за свои действия, но изначально она дремлет внутри каждого человека.
Во мне не дремлет ей богу.Не надо всех обобщать.Как говорили классики это дубли у нас простые.Фильм конечно посмотрю при случае.Я и раньше о нем слышал,но не думал что он такой страшный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:21

цитата alexsei111

Во мне не дремлет ей богу.Не надо всех обобщать.Как говорили классики это дубли у нас простые.Фильм конечно посмотрю при случае.Я и раньше о нем слышал,но не думал что он такой страшный.

Самое странное, что каждый про себя так думает. Обычно, вся эта гниль всплывает в самых критических обстоятельствах.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 14:29
Самое печальное, что дремлет именно во ВСЕХ и со стороны все выглядит иначе.
Когда смотришь такие сильные ленты, всегда кажется, что именно сегодня мы бы поступили иначе. Вряд ли... — Очень печально и страшно это осознавать, но сегодняшний ход событий настраивает на другие мысли — мысли, от романтики далекие :-(


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:27

цитата fox_mulder

Самое странное, что каждый про себя так думает. Обычно, вся эта гниль всплывает в самых критических обстоятельствах.
Ну дай бог не ведать таких критических обстоятельств.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 15:42

цитата alexsei111

Ну дай бог не ведать таких критических обстоятельств.

Посмотрим на политическую карту мира. Восточнее нас, такие обстоятельства встречаются повсеместно- Израиль, Ирак.... В Израиле военные сейчас носят футболки с количеством палестинских детей, которое они застрелили. Вот и все обстоятельства.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 18:59

цитата fox_mulder

В Израиле военные сейчас носят футболки с количеством палестинских детей, которое они застрелили. Вот и все обстоятельства.
Что серьезно?Это каким ненормальным надо быть чтобы такие футболки носить?Их же пересажать должны всех.Тот же Израиль.И откуда такая информация интересно?
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 19:05

цитата alexsei111

Что серьезно?Это каким ненормальным надо быть чтобы такие футболки носить?Их же пересажать должны всех.Тот же Израиль.И откуда такая информация интересно?

Кто-то выкладывал в ветке по израильско-палестинским отношениям, причем уже давненько.
А в ответ на вопрос — людям свойственно ненавидеть других людей. Когда эта ненависть перерастает свою контролируемую фазу, обычно начинается фаза, которую Вы называете критическими обстоятельствами. Да и вообще, наш мир в начале 21 века — то еще местечко.%-\


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 22:14

цитата alexsei111

Это каким ненормальным надо быть чтобы такие футболки носить?

американские солдаты во Вьетнаме носили ожерелья из ушей противников. Тоже вроде бы нормальные люди...


⇑ Наверх