Анти предсказания в научной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > "Анти-предсказания" в научной фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Анти-предсказания» в научной фантастике

Статья написана 2 апреля 2014 г. 09:41

Есть на ФантЛабе тема о ляпах в фантастической, и не только, литературе. Не знаю, как другим, но мне тема эта кажется важной и нужной, читаю ее с неизменным интересом. И вот, что занятно — до того, как я стал регулярно читать эту тему, мне ляпы представлялись довольно простым и однозначным делом. А, оказывается, ляпы крайне многообразны. Есть ляпы, которые допустил переводчик (но и там зачастую не все так просто). Есть ляпы, которые при проверке, оказываются вовсе не ляпами, а скорее некоей общей степенью неосведомленности у большего числа читателей. Есть намеренные несообразности, введенные автором сознательно (ну типа нарочно неправильного рецепта приготовления пироксолина у Жюля Верна в «Таинственном острове»). В-общем, если приглядеться, то выясняется, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Есть среди того, что на первый взгляд кажется ошибкой автора, такие явления, которое лично я считаю архаизмами (не знаю, насколько правильно так считать). То есть, на момент написания произведения, для того уровня знаний, что-то казалось верным и точным, но в последующем было опровергнуто. Или оказалось ошибкой. А так как большинство читателей обыкновенно помнит лишь какой-то верный научный факт, а не историю неточных гипотез, предшествующую его обоснованию, то бывает, что при чтении могут и подумать об авторе, как о невежде. Или наоборот, читатели, узнав, что-то из популярной художественной книжки, могут пребывать в заблуждении, считая это верным, и не подозревая о том, что наука уже давно доказала обратное. В любом случае, например, лично я очень хотел бы знать о таких случаях, чтобы так или иначе, вторым путем или первым не попасть впросак.

В качестве иллюстрации вышесказанному вспоминается, например, рассказ Хола Клемента «Чем вытереть пыль?». Написан он был еще до эры космических полетов, когда люди не могли точно доказать или опровергнуть наличие у Луны глобального магнитного поля. Писатель написал рассказ, сюжет которого во-многом основан на предположении, что такое поле есть. Согласно же современным данным такого поля у Луны нет.

Или, например, очень известный (вплоть до того, что название его стало нарицательным) рассказ Мюррея Лейнстера «Первый контакт». Увидевший свет аж в 1945 году. Если кто подзабыл — там корабль землян прилетает в Крабовидную туманность, чтобы исследовать центральную звезду туманности. Автор довольно подробно описывает ее, сообщая читателям, что это белый карлик, в который преобразилась сверхновая, взрыв которой и породил туманность. Это соответствовало научным знаниям того времени — до открытия нейтронных звезд было еще несколько десятков лет. Между тем, по современным представлениям, центральная звезда Крабовидной туманности является нейтронной звездой, пульсаром. А нейтронные звезды и белые карлики — это совсем разного вида сверхплотные объекты Вселенной, в частности, например, белые карлики располагаются до предела Чандрасекара, а нейтронные звезды наоборот за ним. Что делает ошибочными и некоторые другие предположения Лейнстера из его рассказа, например, размеры звезды. В рассказе Лейнстера говорится, что ее диаметр всего лишь в пять раз меньше Солнца, на самом деле диаметр нейтронной звезды из Крабовидной туманности совсем крошечный — каких-то 25 километров.

Мне, кажется, очень важным отделять такие архаизмы от настоящих ляпов. Настолько важным, что я даже подумываю открыть тему, отдельную от существующей про ляпы, и посвященную как раз таким случаям. Очень надеюсь, что совместными усилиями получится накопить солидную подборку подобных случаев.

Ну и главное, ради чего я вообще написал это все отдельным постом — стоит ли вообще открывать такую тему?





187
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:31
Стоит, стоит. Интересная тема.

А ведь наверняка есть еще произведения, в которых описывается вымысел, который оказывается верным и точным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 18:51
Спасибо за высказанное мнение.

цитата shickarev

А ведь наверняка есть еще произведения, в которых описывается вымысел, который оказывается верным и точным.
— это типа свифтовских двух марсианских спутников?
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 20:11
Точно!
А еще пресловутая поэма Тита Лукреция Кара.
Впрочем, здесь уже начинаются понятные и неизбежнные сложности с классификацией.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 08:49
Хорошая иллюстрация вашим словам — повесть Стругацких «Стажеры». Все в ней есть — и то, что кажется архаизмом, но после раздумий может быть отнесено скорее к категории фантдопущения, типа, марсианских пиявок, и предсказания (о наличии колец не только у Сатурна, что было тогда известно, но и у других планет-гигантов Солнечной системы, что было открыто уже после публикации повести). Есть в ней, наконец, и четко классифицируемые архаизмы, типа, бытуемого (и в науке) на момент написания книги мнения о том, что кольца Сатурна состоят в том числе и из крупных каменных и ледяных глыб, способных представлять угрозу для космического аппарата, опровергнутого позднее пролетом через кольца зонда «Кассини».
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 10:50
Спасибо за иллюстрацию!
Действительно, очень показательно.

Посмотрим, как там с марсианскими пиявками обернется ;)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 11:11

цитата shickarev

Посмотрим, как там с марсианскими пиявками обернется
— да, действительно, пока что вопрос открытый. Вся надежда на Любопытство и Благоприятную Возможность.


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 15:53

цитата Beksultan

стоит ли вообще открывать такую тему?
Стоит, конечно.
Вспоминается столь же хрестоматийный архаизм, как и вышеперечисленные. Вплоть до 60-х годов астрономы считали, что Меркурий всегда обращён к Солнцу одной стороной, как Луна — к Земле. На чём и строился сюжет некоторых НФ рассказов: «Ночь, которая умирает» Азимова тому пример. А уж в скольких рассказах упоминается меркурианская зона терминатора, пригодная для возведения баз, и не упомню.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 18:52
Спасибо. Пример с Меркурием очень классный, буду знать.


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 17:40
Еще как стоит! На самом деле, это не просто интересно, это очень интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 18:52
Спасибо. Тему открыл, посмотрим, что из этого выйдет.


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 20:17
Спасибо, действительно интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 06:50
Пожалуйста. :beer:


Ссылка на сообщение20 апреля 2014 г. 08:51

цитата Beksultan

Или наоборот, читатели, узнав, что-то из популярной художественной книжки, могут пребывать в заблуждении, считая это верным, и не подозревая о том, что наука уже давно доказала обратное.

По-моему, явление гораздо шире, чем фантастика и/или устаревшие научные теории. Большинство наших представлений о самых разных вопросах, к сожалению, складывается не из вдумчивого изучения (для которого нет ни времени, ни желания), а из совершенно левых источников. При этом даже то, что в школе учили, не оказываетеся сколь-нибудь доминирующим.
Ну, например:
  1. История: псевдоисторические фильмы и книги, включая фентезийные. Типа набора фильмов про Трою (да что там фильмы — Гормер тоже фенези, честно говоря).
  2. «США глазами Голливуда». Ну еще приправлено пропагандой зомбоящика, конечно.
  3. Медицина по доктору Хаусу.

Нет, явную сказку мы отсеиваем, конечно, но то, что выглядит правдоподобно, запоминаем, тут же забыв, что почерпнуто оно из...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2014 г. 18:13
Да, действительно, не всегда успеваешь перепроверить что-то узнанное. А иногда и невозможно проверить, так как порой единственный способ это сделать — задать вопрос компетентному специалисту, а где же их найдешь.


⇑ Наверх