С Интерпресскона Фэндом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > С "Интерпресскона": "Фэндом, которого нет"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

С «Интерпресскона»: «Фэндом, которого нет»

Статья написана 13 мая 2014 г. 14:16

На конвенте «Интерпресскон», который прошел на минувших выходных, состоялась дискуссия «Фэндом, которого нет». Дискутировали ваш покорный слуга и Владислав Гончаров (aka Ульдор). К сожалению, Слава тезисов, как я понимаю, не писал, а вот я своими нагло поделюсь.

Как не сложно заметить, я отстаивал позицию «фэндома нет». Еще раз подчеркиваю: это не статья, это чисто рабочие тезисы. Полемически заостренные, как без этого. Но, к сожалению, зерно истины в этих тезисах есть...

  1. Существует много определений фэндома. Ни одного исчерпывающего, но мне больше всего нравится давний вариант Сергея Бережного: «фэндом – сообщество людей, переизлучающих информацию о фантастике». Главный вопрос тут, на мой взгляд: с какими целями и с какими результатами идет это переизлучение?

2. Чтобы разобраться с нынешним фэндомом, обратимся к истории.

3. Российский фэндом 1980-х: тысячи КЛФ по всей стране, сотни страничек фантастики в многотиражках и региональных газетах-журналах, десятки фэнзинов, ФЛП цветет и пахнет. В условиях книжного дефицита все это мощные рычаги формирования вкуса, литературной иерархии, отличной от официозной. Удар, нанесенный по движению КЛФ в 1984 году, имел основания: неформалы-любители фантастики предлагали альтернативу существующей идеологии, общепринятой «табели о рангах», для моноидеологического государства это всегда как кость в горле.

4. Российский фэндом конца 1980-х-начала 1990-х: одно за другим появляются издательства, политику которых в той или иной степени формируют фэны. ВТО МПФ, «Terra Fantastica», «Текст», «Эридан» и далее по списку. Наработки минувшего десятилетия идут в ход, творческая энергия, накопленная под спудом, выплескивается во внешнее пространство и преобразует литературное пространство, «фэндом обретает голос».

5. А что мы имеем сегодня? Точнее, с конца 1990-х? Чем занимается «старый фэндом» и «новый фэндом» сейчас?

6. Рычаги влияния на издательский процесс утрачены. Только три человека из фэндома непосредственно определяют издательскую политику: Александр Сидорович, Лев Лобарёв и Глеб Гусаков. Но и ИП «Ленинград», и журнал «Мир фантастики» играют по общепринятым правилам, то есть вынуждены подстраиваться под запросы массового читателя, плестись в кильватере вкуса. Результат очевидный. «Снежный ком», который попытался предложить альтернативу (удачную или нет – не о том речь), тиражами похвастаться, мягко говоря, не может. Остальные представители «старого фэндома» если и работают в издательствах, то на должностях уровня «подай-принеси», в амплуа квалифицированной обслуги. Права голоса у них нет: все значимые принципиальные решения принимают совсем другие люди.

7. Единственное, что «старый фэндом» делает постоянно – конвенты. Это, пожалуй, главный наш творческий продукт. Как правило, это «конвенты-корпоративы», тусовка для своих, с однообразным репертуаром и набором почётников, с необязательной программой и вручением необязательных премий. Изобретательности, креативности во всем этом кот наплакал. Влияние конвентов на литературный процесс, на формирование предпочтений и вкусов минимально, если вообще имеет место быть. А когда народ пытается организовать «конвент-шоу», главными «звездами» становятся все те же любимые массами персонажи: Юрий Никитин, Ник Перумов, Андрей Белянин и тэдэ.

8. Разумеется, любители фантастики никуда не делись. И они по-прежнему объединяются по интересам. Но фантастическое поле слишком велико, центров притяжения масса, субкультуры и субкультурки дробятся, разбиваются на кластеры. Фанаты «Доктора Кто» и «Стар Трека» отдельно, ролевики и толкиенисты отдельно, фанаты Гарри Поттера отдельно, Макса Фрая отдельно, «сточкеровцы» отдельно, поклонники «умной» переводной НФ отдельно... У каждой такой группы есть основной объект интереса – остальное относится к необязательному чтению. Да, представители «нового фэндома» тоже занимаются вторичным творчеством и даже проводят свои коны (зачастую гораздо более массовые, чем у «традиционного фэндома»). Но зерно этой деятельности чисто консюмеристское. «Как бы нам с песнями, танцами и прибаутками потребить еще пару томиков про Тайный Город» -- вот основа целеполагания.

9. Итог. «Старый фэндом» закуклился и свернул пространство, утратил стремление к самосовершенствованию и развитию. «Новый фэндом» таким и появился на свет: закукленным, самоуглубленным. Из креативного механизма, порождающего новые смыслы и альтернативы, фэндом превратился в структуру, работающую на максимально комфортное потребление. Ну что ж, всех (или почти всех) это устраивает. Эпоха такая – апатии и застоя. С редкими вспышками контрпродуктивной истерической активности. Прощай, фэндом. Покойся с миром, старый товарищ. Не могу сказать, что мне будет тебя не хватать.

В оформлении использованы фото Елены Бойцовой





497
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 14:37
Тут бы, конечно, почитать, чего думает Гончаров, но в целом я с докладчиком Владимирским согласен. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 14:50
Там самое интересное было -- комментарии из зала. Например, Лин убедительно доказывал, что фэндом выполнил свои главные задачи, а потому надобность в таком инструменте отпала.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:00
%-\ Это он как-то... сгоряча, по-моему.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:44
Вот же фэндом: https://vk.com/id5472174?...
:-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:55
це не фэндом, це вкушающий плоть его ракоскорпион! )))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:09
Да нет, вполне обоснованно.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 18:21

цитата vvladimirsky

что фэндом выполнил свои главные задачи, а потому надобность в таком инструменте отпала.

О! Тут бы послушать какие именно задачи. Очень интересно.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 18:36
Вот я тоже Лина просил мне список прислать. На слух -- все очень складно.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 14:52
Самое время вступать в партию.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 14:54
Печально, но факт. Ещё бы почитать, что ответил Гончаров.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:09

цитата vvladimirsky

Влияние конвентов на литературный процесс, на формирование предпочтений и вкусов минимально, если вообще имеет место быть.

Возможно, это влияние совсем не минимально, а напротив, именно они и минерализует процесс? в смысле окаменения, конечно.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:10
ну, как я уже говорила, само существование фантлаба, на котором ты вывесил тезисы, эти тезисы и опровергает. имеем первый по значимости библиографический ресурс фантастики в России, созданный исключительно усилиями фэнов. плюс энное количество малотиражных изданий, фантлабовских или околофантлабовских, конкурсы, призеры которых публикуются в «ФиД» и других изданиях, регулярная публикация обзоров и рецензий, обсуждение творчества авторов в персональных темах, ежемесячные рекомендации ФЛ (вот тебе и формирование вкусов) и пр. наверное, с 90-ми не сравнить, но и закукленным фэндомом это назвать сложно :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:35
Фантлаб вполне себе работает на наиболее комфортное потребление :box: 8-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:45
А ты предпочитаешь не комфортное? )))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:12
Я предпочитаю потребление как ценность на фоне сверхценностей. Последних сейчас меньше. Впрочем, тут всё с точностью до конкретного человека — не обобщается фэндом так сильно. Именно поэтому масштаб и влияние меньше. Потому что меньше внутреннего единства, «все разошлись по домам».
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:54
в чем отличие всего перечисленного от старого фэндома? формирование вкусов, продвижение «своих» авторов (в случае старого фэндома — 4-я волна, сейчас цветная и примкнувшие к ней), собственные издания, переводы, конкурсы. разве что в масштабе — но тут скорее дело в общих экономических проблемах и упадке книгоиздания, а не в активности фэнов.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:06

цитата kypislona

в чем отличие всего перечисленного от старого фэндома?


В масштабе и влиятельности.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:08
про масштаб и влиятельность я писала выше. издательства сейчас не под то заточены. но это нормально. да и малотиражки в 200-500 экземпляров (у Фантаверсума и Шико бывают и больше) на фоне падения тиражей до 2000 уже не смотрятся особо жалкими
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:26

цитата kypislona

но это нормально


Так и я говорю -- нормально. Всех все устраивает.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:42
ты от вопроса-то не уклоняйся. мне действительно интересно, как ты себе представляешь развитие фэндома )
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:10
Я подозреваю, что старый фэндом был несколько менее назойлив в продвижении своих авторов, скажу я мягко. Ценности были другие. Это очень хорошо видно по представителям старого фэндома, в общем-то, которые сами в той песочнице, где сейчас разворачивается т.н. новый фэндом, не сражались и ничего особенного там не добились.

Но это сугубо частное наблюдение. Это просто физический закон: Мюнхгаузен переходит в Теофила.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:14

цитата angels_chinese

Я подозреваю, что старый фэндом был несколько менее назойлив в продвижении своих авторов, скажу я мягко.


да, поэтому премии вручались все той же пятерке-десятке авторов в течение 20 лет :-D Коля, все то же самое. просто тогда у некоторых фэнов появились балшие дэнги, в эпоху дикого капитализма, и ребята вышли на издательский уровень. вот и вся разница.

цитата angels_chinese

Это очень хорошо видно по представителям старого фэндома, в общем-то, которые сами в той песочнице, где сейчас разворачивается т.н. новый фэндом, не сражались и ничего особенного там не добились.


это ты о ком?

цитата angels_chinese

Мюнхгаузен переходит в Теофила.


и это о ком? давай уж конкретней :box:
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:19
Последнее — это я ваапсче. Первое — о тех, кто уважаем, но премий никогда не выпрашивал и имеет их немного или почти ничего. То бишь — мы понимаем, что где-то появился водораздел между концом 80-х, когда многое было на энтузиазме, и нынешним прекрасным времечком :box:
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:23
То есть, следуя этой логике, премии имеют лишь те, кто их выпрашивал? :-))) Что было в конце 80-х, я лично не видела. Ты, я полагаю, тоже. Самым краем зацепила середину 90-х, когда тусовалась в «Нескучнике», и ходил там по рукам Линовский «Конец эпохи». Ну так подобных изданий и сейчас хватает, и ролевых, и общефантастических, вроде «Астра Нова». КЛФ есть, а кроме КЛФ, куча сетевых формуов и клубов. Повторяю — за исключением количества осваиваемого через издательский бизнес бабла, я не вижу ни малейшей разницы.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:27
Премии — нет, но это вроде не была сверхценность в том фэндоме. В этом она как-то больше сверхценность. Как я наблюдаю, «кося желтым глазом» :-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:34
премии начали выдавать в 90-х, когда у премируемых авторов были и другие сверхценности — стотысячные тиражи, например ) в любимых тобой 80-х вообще никаких премий не было, кроме, может, Аэлиты и парочки государственных :-D

сейчас премии создают альтернативную издательской иерархию (что хорошо) плюс служат неким знаком признания в тусовке людей, которые тебе небезразличны (что тоже хорошо). есть подозрение, что и в 90-х все было точно так же, хотя важность пункта 1 была несколько меньше. а уж что для кого сверхценность — это я не в курсах. :-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:35
Зонис, все равно не поссоримса :)))))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:39
дык, я и не пытаюсь :-D мне просто интересно, каких свершений вы с Васей хотите от нынешнего фэндома. открыть независимое издательство масштаба АСТМО? начального капитала нет, а если бы и был, бабки бы не отбились. все остальное вроде присутствует, я выше перечисляла.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:43
Я — никаких. Хай живе. Живи, пэ, как говаривал О''Дивов во время оно :beer:
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:44
:beer:;-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:08

цитата kypislona

сейчас премии создают альтернативную издательской иерархию (что хорошо)
Позвольте поинтересоваться, для кого создают?
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:21
для фэндома, которого нет, естественно :-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:27
Фэндом — это сколько? 100 человек? Или 200? Относятся ли фэндому те «старые фэны», которые после каждого конвента ухмыляются «Награждают всегда не тех»?8-)
Мне, как человеку постороннему, просто интересно. Хьюго и Небьюлы всякие и продажам способствуют, и переводам, и фэндом в той же Америке раз в 10 многочисленнее...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 20:06
ориентировочно — от 300 до 500 человек, плюс их друзья, родственники и знакомые, стало быть, больше. насчет ухмыляющихся старых фэнов не знаю, желчью обычно исходит как раз молодняк.

продажам премии способствуют, хотя и странно. это зависит в основном от издателей. вот захочется им сделать рассылку «такой-то роман выиграл то-то», захочется книготорговцам после этого выставить книжку на кубик — и будет взлет продаж. решатся издатели после этого на переиздание — значит, будет переиздание. логика, думаю, понятна. с переводами у нас как-то сложней. переводят либо топов, либо межавторские из самых популярных серий, либо авторы самостоятельно договариваются с зарубежными конторами.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 21:12

цитата kypislona

продажам премии способствуют, хотя и странно.
Спасибо. В этом вопросе особенно интересно мнение автора.
PS. Думаю, фэндом из 500 человек, друзья и знакомые и так знают, что Евгений Лукин — живой классик, а Юлия Зонис — лучшая писательница из молодого поколения фантастов. Так что функцию «литературного сепаратора» российские премии давно не выполняют.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:28
когда-то, и не так давно в масштабах вселенной, о Юлии Зонис знали только участники конкурса Грелка. учитывая небогатые тиражи Юлии Зонис, эта ситуация вряд ли бы изменилась, если бы не премии. то же самое можно сказать о писателях Диме Колодане, Карине Шаинян, Владимире Данихнове, Алексее Лукьянове и пр. Сейчас появляются новые имена, в основном с Партенитовского семинара. Думаю, и о них фэндом узнает не по тиражам «Снежкома» и «Шико» (при всем уважении к, и это я серьезно), а по премиям. как-то так. :-)
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:34
Ага, а потом они уйдут в очередной Этногенез, и про них все благополучно забудут
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:40
это уже их личное дело, уходить или нет. спрашивали-то меня не об этом )
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:43
Ну это я так, горько усмехнулся.
С вашим тезисом, что выше, я полностью согласен. Повод ознакомиться с автором награждение дает. Глупо с этим спорить.
Я вот даже Слюсаренко попробовал читать. :0))
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:46
я в последнее время вообще из российской фантастики читаю либо знакомых, либо по шортлистам премий. С Анной Старобинец так ознакомилась, с Идиатуллиным (правильно? нет?:-)))), с Кузнецовым и т.д.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 14:29
Гы) Я тоже) Прочитал книгу, вышедшую в Лениздате))
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 09:56

цитата kypislona

продажам премии способствуют, хотя и странно

Если вы про наши фантастические, то проверочное слово тут «никак».
Увы. К моему великому сожалению.
Хоть на кубик их ставь, хоть на кассу.
Полагаю, тут скорее говорят отголоски авторской мифологии: вот кабы книгу поставили на кубик...
Нифига наши фантпремии не влияют на продажи. Хоть странно, хоть извращенно, хоть как.
А потому как сами виноваты.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:23
вообще-то я не с потолка эти цифры взяла, а по статистике МДК Арбат (продажи «Генома» после ИПК-2013).
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:32

цитата kypislona

МДК Арбат (продажи «Генома» после ИПК-2013).

Ну и какова статистика?
Знаете, я ведь люблю фантастику, и долгое время вставил наших призеров на промоместа. В некоторых случаях продажи росли аж в три раза!
Т.е. за месяц вместо одной книги уходило аж три! Что для промоместа — ужас и страх.
Я рад за ваши цифры, полагаю они страшно убедительны. Но мой опыт, увы, говорит обратное.
Ну вот давайте последим за динамикой Хозяина Зеркал, что ли?
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:36
С «ХЗ» дело гиблое — некоммерческий продукт, его на кубик не поставят без вливаний от издательства. А «Генома» там штук 20 продали — звучит комично, но 20 продаж в день выводят нынче в лидеры МДК-Арбат и Московского дома книги, скажем. На Озоне и в Лабиринте тоже был некоторый всплеск интереса, конкретных цифр на руках не имею.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:40
Всего 20, или 20 в день?

цитата kypislona

С «ХЗ» дело гиблое — некоммерческий продукт

Нет такого понятия в рознице как некоммерческий продукт. Если механизм работает, то он должен действовать универсально: получил роман премию — имеет фиксируемый рост продаж, не важно в данном случае какой в процентном отношении.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:43
мы уже, кажется, все это когда-то обсуждали, в дискуссии про обложки? зачем по второму кругу идти?

с некоммерческим продуктом просто — на коммерческий издательство делает рассылку по магазинам, после чего, как я говорила, продавцы ставят или нет товар на кубик. в случае заведомо некоммерческого рассылки точно не будет, и все зависит только от энтузиазма читателей (услышал про премию — пошел — купил).
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:49

цитата kypislona

мы уже, кажется, все это когда-то обсуждали, в дискуссии про обложки? зачем по второму кругу идти?

да уж сколько раз обсуждали, это верно :0)

цитата kypislona

с некоммерческим продуктом просто

знаете, мне это слышать забавно. Ну ладно, издатель вдруг решил издать «некоммерческий» продукт, хоть это и удивительно. Но нафига рознице с таким продуктом вязаться?
Т.е. я понимаю, что ваше деление связано с промоподдержкой издания, но термин«некоммерческ ий продукт» меня ухмыляет.
Некоммерческие продукты делает Потанин. Шикарные и уникальные книги, тысяч по 20. Купить их нельзя, они идут в музеи и библиотеки. Вот это некоммерческий продукт.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:53
розница как-то не особо вычитывает, что там коммерческое, что нет. видит каталог, сеть налажена, берет продукт (если до этого продажи у автора не совсем аховые были). Потом идет дозаказ, если книга хорошо пошла, или нет, и тогда что-то остается на складе издательства. такое у меня представление о рознице. неверное?
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:58
:0))
Давайте я не буду комментировать это, ладно?
Шут уж с этой розницей, мы совсем в сторону ушли от темы, заявленной Василием
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 11:00
ок :-))):beer:
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:48
глянула интереса ради на Озон — «ХЗ» переместился в «только под заказ», хотя до этого был на складе. Значит, тоже что-то купили. В общем, есть некий незначительный рост продаж, но без инициативы издательства это будет так, капля в море.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 10:38
хотя сейчас глянула — в топ-50 выполз и держится третий день. http://mdk-arbat.ru/ca... ну то есть 2-3 книги таки продали и без кубика ))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:25

цитата kypislona

все то же самое.


Вот именно. В том-то и пичалька. Развития нет.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:28

цитата vvladimirsky

В том-то и пичалька. Развития нет.


то есть уже не мертв, а просто стагнирует? ок. первый пункт опровергли )) насчет развития — а как ты его видишь? приведи примеры. можно западские. я просто слабо представляю, о каком развитии речь, какие именно новшества ты хочешь увидеть.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:15
Группировки талантливых людей всегда распадаются или преобразовываются(реже). Просто потому, что по-настоящему талантливые люди не могут долго, да и не должны, идти строем. Интересы каждого потянут в разные стороны. Стабильны потребители и люди не слишком талантливые, а потому прикрывающие отсутствие собственных идей следованием правилам группы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:40

цитата Kobold-wizard

Группировки талантливых людей всегда распадаются или преобразовываются(реже). Просто потому, что по-настоящему талантливые люди не могут долго, да и не должны, идти строем. Интересы каждого потянут в разные стороны
Вот соглашусь. В определенный момент объединение в группу бывает полезно и просто необходимо. Но по-настоящему двигатели прогресса — это одиночки, индивидуалы. При этом не исключая,объединение таких оддиночек в сугубо формальный союз(например фантлаб)
А иногда ситуация наоборот — есть люди которые созданы работать в паре. А поодиночке, их творчество мало что из себя представляет..
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:28
Проведите в одиночку хоть один конвент. Или издательство создайте -- хотя бы масштаба «Terra Fantastica» образца 1993 года. Тогда вернемся к этому разговору.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:31
Да я и не спорю. Просто высказываю свою точку зрения Может и ошибаюсь....8:-0
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:51
Это да. Я скорее имел в виду степень консолидированности всегда меняется со временем в зависимости от задач. Есть еще один момент: в советскую эпоху фендом формировал канал специальной информации интересной людям, в него входящим. В 90е фендом в виде издательств позволил оформить расширить канал такой информации. В нулевые книжный, кино-, игровой и музыкальный рынок насытились, появился интернет, и в целом есть достаточно мало недоступной, но интересной широким массам, информации. Зачем консолидироваться, если консолидация широких масс, если это мало что дает? Или я не прав, и это может дать многое, но мне не видимое?
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 17:27
Ну вот собственно как только цели были достигнуты нужда в консолидации отпала...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:03
а нужна ли консолидация, если можно быть просто любителем фантастики или автором, пытающимся услышать критику? Будут крупные задачи — будет и консолидация.

P.S.: Другое дело, что не стоит придумывать задачи только для того, чтобы сконсолидироваться, чай не в тундре мерзнем.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 15:19
В общем, похоже, это какая-то сугубо российская специфика :-) Почему-то в той же Польше, где и менталитет похож на наш, и стартовые условия 80-90-х практически не отличались, ситуация с фэндомом совсем другая...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:05

цитата kpleshkov

ситуация с фэндомом совсем другая...


А какая?
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:35
Множество до сих пор действующих с 80-90-х годов клубов, отлично организованные этими клубами конвенты, куда приезжают авторы и издатели пообщаться именно с фэнами, а не между собой. И, в общем-то, нет никакого разделения на «старый» и «новый» фэндом, просто идет естественная смена поколений...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:40
э. и чем это отличается от российской ситуации, кроме того, что клубы в основном переползли в сеть? :-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 17:19
Конвенты тоже? ;-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 17:26
конвентов тут хоть ж... афедроном ешь :-D
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:21
А что с конвентами не так? Их у нас много. Конвенты, согласно тезисов, не есть жизнь фэндома. Это привычные междусобойчики-корпоративч ики с минимальным влиянием на литературный процесс.
И конвентов этих у нас столько, что все посетить времени н е хватит.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:36
Так вот о том и речь, что почему-то именно на постсоветском пространстве конвенты превратились в междусобойчики-корпоратив чики, в отличие даже от других бывших соцстран...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 20:11
это процесс обратимый, и обращается он прямо сейчас. фантассамблея обычно приглашает почетного гостя из иностранщины. Роскон в этом году провел выездную сессию в Москве. как это выглядит на польских конвентах, не знаю.

и, кстати, мне милей междусобойчик — работаю я за компом у себя дома, а на конвенте предпочитаю отдыхать в кругу друзей. но это на мой вкус. а сейчас в России есть конвенты практически на любой вкус, включая ролевые, игровые, косплейные и пр.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 21:03
Иностранные гости и у поляков есть -- в этом году, к примеру, были Чарльз Стросс и Тэд Уильямс. А выездные сессии им не нужны, поскольку и так все проводится в городе.
Ну, а что получится у нас — увидим в следующем году на «Евроконе» :-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 21:13
увидим. а в городе не прикольно ) сосенки, залив и орды китайцев — вот наше все! :-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 22:08
Конвенты там масштабов несколько иных, посещаемость -- примерно от тысячи, среднее количество -- 2-3, а крупные собирают от десяти. И

КЛФ-ы выпускают не только фэнзины, но и -- к примеру, гданьский, -- серии научных исследований о фантастике. Вот что-то вроде того, чем во времена оны занимался липецкий «Крот», но чуть потолще и полиграфия получше (так и времена другие, ага). Вот я держу в руках один такой томик -- это 17-й, блин, выпуск.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 22:10
то есть по типу еврокона. не мой формат, хотя любители найдутся. Роскон развивается в этом направлении )
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 22:13
Смотря с каким «Евроконом» сравнивать. Второй киевский был... нехарактерным, скажем так.

Да, это не твой формат, однозначно. Но для популяризации фантастики такие коны делают в разы больше, чем тусовки на пару сотен человек в пансионатах. Хотя тусовки по-своему тоже милы и душевны, конечно.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 22:21
спасибо, Кэп :-D
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 22:24
Обращатесь.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 23:20

цитата Vladimir Puziy

КЛФ-ы выпускают не только фэнзины, но и -- к примеру, гданьский, -- серии научных исследований о фантастике.


Дело полезное. Если посиделки на ИПК будут иметь какой-то реальный результат, может, и у нас что-то получится. Правда, без КЛФ и участия фэндома.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2014 г. 00:12
Ну так и что ж, что без? Удачи вам, посидевшим! ;)))


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:15
Вась, а вот, к примеру, футбольный фэндом очень даже жив. И активен — дальше некуда. Формирует, организует и влияет. Вопрос в том, идёт ли его активность на пользу футболу? Или хотя бы остальным любителям футбола.
Должны ли вообще любители организованно и целенаправленно вмешиваться в работу профессионалов? Насколько эти профессионалы профессиональны — обсуждать пока не будем (как и в случае с футболом).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:24
Ложная аналогия. Футбольные фанаты никогда не поставляли игроков, да и исход матчей, мне кажется, до сих пор определяется как-то без их участия. В основном.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:32
Передёргиваешь, Вася. Фэндом никогда не поставлял писателей. Если кто-то из активистов и становился известным автором — это его личная заслуга, а вовсе не фэндома.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:36

цитата

Фэндом никогда не поставлял писателей.


Шутка дня.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:41
Когда объясните, в чём тут шутка, я тоже с вами посмеюсь.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:43
ну вот есть такой писатель Перумов, к примеру ) А также писатель Чигиринская, не к ночи будь помянута. И много других интересных личностей. Не говоря уже о Старой Малеевке и пр.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:47
Писатель Лукьяненка прежде всего.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:48
нащщет того, кто поставил писателя Лукьяненко, я не в курсах )
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:49
Ну, я тебя просветил.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:50
аве, осанна, слава тебе, проповедующий с кафедры китайцам! ;-):-D будем считать, что и Удалина тоже :-)))
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 17:12
Механизм смеха описан достаточно подробно физиологами, но шутку не могут объяснить филологи.

Вот Лазарчук — жил в Красноярске, КЛФ там какой-то у них был, был в комиссии фэновской премии «Великое кольцо», стал писать, продолжал писать, писатель же, разе нет?

Вот Синякин, печатался в фэнзинах в Ленинграде, в Волгограде в КЛФ участвовал с незапамятных времен, писатель, сейчас кажется даже руководит СП Волгограда.

Кого ни возьми — из фэндома, их поставил во внешний мир фэндом.

Так что это вы тут поражаете меня незнанием биографий писателей.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 18:58
Вы опять будете смеяться, но практически все, кого ни возьми, сначала учились в школе и только потом начали писать фантастику. Отсюда вывод: школа — поставщик писателей-фантастов (про роддом я тактично умолчу).
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:03

цитата Нил Аду

Отсюда вывод: школа — поставщик писателей-фантастов


А так же сварщиков, сталеваров, госчиновников и серийных убийц. Из фэндома всех перечисленных вышло гораздо меньше, чем писателей.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:40
Стиморол короче.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2014 г. 23:45
Кир Булычов писал о том, что верить в то, что лучшие писатели получаются из читателей, как верить в то, что лучшие повара получаются из едоков..:cool!:
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:46
Еще раз: издательства создавались и затачивались под задачи, сформулированные в эпоху андеграунда, когда КЛФ пребывали в полуразрешенном состоянии. Взгляды и предпочтения людей, двигавших фантастику, от Пищенко до Черткова, формировались под влиянием фэндома. Где тут аналогия с футбольными фанатами?
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:30
Ладно, с этим спорить не буду: не создавал и не затачивал. А аналогия с футбольными фанатами очень простая: они тоже уверены, что Вселенная крутится вокруг них.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 23:19

цитата Нил Аду

А аналогия с футбольными фанатами очень простая: они тоже уверены, что Вселенная крутится вокруг них.


Ну, это есть, как без этого. Как раз признак вырождения, я бы сказал.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 16:37
Мне более всего понравился девятый тезис. Такой он уважительный и пиететный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 18:52
Помойму, самое то для острой дискуссии.


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 17:32
А из какого фендома появился Никитин?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 17:33
Да из того же.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:23
Нет! Никитин и создал фэндом! Он создал все! :cool!:
 


Ссылка на сообщение13 мая 2014 г. 19:41
Неа, Никитин молодым юношей посещал харьковский КЛФ, так что фэндом создан задолго до него.
Страницы: 12

⇑ Наверх