Лоренс Стерн Жизнь и мнения


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Лоренс Стерн "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лоренс Стерн «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

Статья написана 14 июля 2014 г. 22:09

Просто феерическая штука во всех отношениях, начиная от содержания и заканчивая объемом. Честно говоря, «Улисс» на фоне Стерна даже как-то слегка бледнеет — и по безумию,  по объему, да. Так что любителям Джойса рекомендую этот текст как первоисточник. И да, он тоже оставляет ощущение «какой я молодец» по итогам прочтения.

Формально это вроде как роман-воспитание. Автор рассказывает историю своей жизни начиная с детства. Но на самом деле ничего подобного, потому что первые шесть глав герой вот-вот собирается появиться на свет, а последние три он уже вполне взрослый, чтобы совершать «большой тур» по Европе. По большому счету, мы узнаем о дяде Тоби, его слуге Триме и амурах с соседкой куда больше, чем о самом герое. Повествователь только и делает, что отвлекается — неудивительно, что с таким подходом ему едва-едва удается за тысячу добраться до собственного рождения. Я бы даже сказала, что ему удается уделать Джойса: у того герой куда-то все-таки двигается на протяжении дня, у Стерна не двигается вообще никуда. А точнее говоря, он двигается во многих столь разных направлениях, что по итогам остается на месте, хотя в промежуточных точках оказывается то в битве под Намюром, то на сельском празднике во Франции.

При всем этом в Стерне нет никакой мистики или чего-нибудь подобного — но он перескакивает с предмета на предмет с удивительной легкостью и, я бы сказала, незамутненностью. Похоже, ему все равно, доживет читатель до конца абзаца или длинного отвлеченного пассажа, или нет. Что забавно, читатель всегда доживает, надеясь, что ну вот сейчас эта вставная новеллка закончится и начнется опять основной сюжет. Ан нет, не успевает закончится одна история — literally — как ее тоже прерывают на середине, чтобы ломануться в какую-то совсем другую степь. С таким подходом то, что герой посреди всех рассуждений о носах, планах осады, характерах ближайших и дальних родственников и лошади местного священника умудрился как-то вообще родиться — уже большое достижения.

В общем, и в этом весь «Тристрам Шенди». Его нельзя описать иначе, чем как кривое зеркало, которое, будучи повернутым на банальный сюжет романа-воспитания, умудрилась выпятить и раздуть второстепенные и третьестепенные эпизоды и почти полностью спрятать то, что при стандартном развитии сюжета было бы его основой. Впрочем, роману-воспитанию как зануднейшему из жанров от этого стало только лучше. Видели мы у Диккенса его классические примеры, и Стерн мне куда милее.

Потому что при всех своих кажущихся недостатках он очень легко и весело читается, и от его историй как-то не устаешь. Хотя не могу не признать, что общий объем меня в итоге изрядно утомил — будь он вполовину меньше, он принес бы мне чуть больше радости. С другой стороны, теперь жаль, что Стерн написал всего ничего — я бы как-нибудь при случае почитала еще что-нибудь в его духе и стилистике, чтобы разбавить свое остальное чрезмерно наполненное всякими смыслами и идеями чтение.



Тэги: стерн


337
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 июля 2014 г. 01:29
О, всё ждала чтобы кто-то внятно рассказал. Все равно непонятно, обязательно ли это к чтению или можно с легкой душой пропустить. Так, наверное, и умру, не решив этого вопроса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июля 2014 г. 09:32
Слушай, это очень легкая и такая незамутненная штука. Не что-то «программное» и эпическое. Можно прочитать чисто для развлечения. Усилий не потребует никаких, кроме некоторой усидчивости.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 11:45

цитата kerigma

Не что-то «программное» и эпическое


При все загадочности этой фразы, боюсь, что вы ошибаетесь.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 11:50
Просто некоторые книги создают впечатление, будто авторы их писали для того, чтобы по ним потом писали сочинения школьники, с моралью и «как бы я поступил на месте героя А». А Стерн, слава богу, нет. И последующее придание такого статуса сам текст не портит.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 11:58

цитата kerigma

Просто некоторые книги создают впечатление, будто авторы их писали для того, чтобы по ним потом писали сочинения школьники, с моралью и «как бы я поступил на месте героя А».


Это скорее недостатки нашего образования, не книг.
А мне импонирует, что такого сложного «закомментированного», нафаршированного сложными аллюзиями и намеками автора вы прочитали и восприняли как выше живописали.
Не как «наследие», а как книгу. Это замечательно.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 12:12

цитата Kniga

Не как «наследие», а как книгу

а это уже недостаток моего образования :-D
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 12:28

цитата kerigma

уже недостаток моего образования


А вы перечитайте «Героя нешего времени» припоминая школьные лекала — когда книга трансформируется в «наследие» постоянно такие гадости происходят. Оно вам надо?
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 12:31

цитата Kniga

когда книга трансформируется в «наследие» постоянно такие гадости происходят

Смутно подозреваю, что так и есть. Вообще пора уже перечитать школьную классику «своим умом», наверное. Пушкина того же, к которому советская школа прививает стойкое отвращение.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 12:34

цитата kerigma

Пушкина того же


А с Тени Баркова попробуйте начать (лучше в реконструкции Цявловского). Но не забывайте, что мальчик совсем маленький писал.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 12:36
Ну, это при случае)


⇑ Наверх