Гай Светоний Транквилл Жизнь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Гай Светоний Транквилл "Жизнь двенадцати цезарей", Приложения о знаменитых людях
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати цезарей», Приложения о знаменитых людях

Статья написана 28 июля 2014 г. 22:18

Что-то в последнее время (читай: последние годы) меня потянуло на римскую историю, хотя раньше она не вызывала ни малейшего интереса. И что характерно, чем больше читаешь из этой области, тем легче и интереснее становится, потому что начинаешь понимать. Древнеримские историки типа Тацита писали таки для современников или не слишком дальних потомков, им наверняка и в голову не приходило, что их сочинения переживут почти две тысячи лет и будут читаться людьми, которые знать не знают, почему мужчинам постыдно носить одежду с рукавами.

Возвращаясь к Светонию — когда я только начала самое первое жизнеописание, Юлия Цезаря, то была искренне удивлена его буквально казарменным сухим пересказом фактов, за которыми не видно ни человека, ни эпохи. Потом поняла, что это специфическая светониевская манера строить биографии, размещая сначала формальный фактаж, а после него — «лирику» типа описания характера правителя, его взаимоотношений, внешности, привычек и тд. Особенно интересно сравнивать с Тацитом, который пишет про тот же период, но совсем иначе. При этом разница все же велика, и они хорошо взаимодополняют друг друга. Тацит пишет историю в целом, Светоний пишет именно биографию человека, начиная с его рождения и заканчивая смертью. Кстати, комичная для современного восприятия часть в остальном очень разумном и взвешенном тексте Светония — длинные описания всяких примет, предсказаний и знамений, причем дважды. Одни касаются будущего возвышения соответствующего императора, другой набор — на его смерть. Можно подумать, что без набора знаков и видений никто банально от старости помереть бы не мог, пока все звезды не сойдутся.

В целом текст Светония как-то оставляет больше надежды, чем, скажем, непроходимо безнадежная и кровавая «История» Тацита. По крайней мере, у него есть три мало-мальски симпатичных персонажа из 12 — Август, Веспасиан и Тит. Тит в описании Светония — это вообще такой Марти Стью, наделенный всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами и всеобщий любимец. Август был, безусловно, очень умным человеком, и по большому счету, думаю, именно на авторитете, который лично Август придал этому посту, и продержался десяток последующих безумных садистов и извращенцев. А голосую я скорее за Веспасиана: он один производит впечатление нормального человека, очень адекватного, который действительно старается и при этом имеет свои нормальные человеческие недостатки. И при этом у него было все отлично, судя по всему, с чувством юмора — что в моих глазах является огромнейшим человеческим достоинством.

Что же до остальных 9, то это парад уродов разной степени фееричности. И если Юлий Цезарь (у Светония персонаж скорее отрицательный, если так можно выразиться) свои недостатки скорее перевешивал достоинством, то остальные отрывались, как могли. Тут и разврат, и обжорство, и вереница изощренных пыток и казней. В общем, который не садист, тот идиот в полном медицинском смысле, а некоторые и то, и другое. Странно другое: как это самоуверенные, сильные и свободолюбивые люди это все терпели? Учитывая, что личность и свободу ценили, пожалуй, больше, чем в наши дни, в том числе свободу говорить и делать, что хочется. А жизнь, в том числе свою собственную — меньше. И не было никаких сверхрелигиозных идей о том, что «всякая власть от бога суть», хоть императоры и обожествлялись, но это была всего лишь очередная игра пороков, такой античный золотой унитаз в полный рост... В целом заставляет задуматься, что то ли естественным путем так изменились нравы и это матушка природа позаботилась о сохранении человечества, то ли это все-таки огромная работа христианства, христианской морали и ценностей. Я лично голосую за второе. Можно сколько угодно говорить про религиозные войны, инквизицию и тд — потому что сейчас мы уже не в состоянии обычно оценить, как сильно изменились люди и представления о должном и допустимом. Потому что христианская мораль очень естественно стала нашей собственной — и именно с ее позиций мы и оцениваем как раз религиозные ужасы. А если встать на позицию римлян времен, к примеру, Нерона, никто бы не удивился особо, если бы какого-нибудь политического оппонента не просто казнили после долгих пыток, но также бы вырезали всю его невинную родню, включая стариков и детей. И это было бы жестковато, но в принципе в порядке вещей.

Чем больше я читаю про Древний Рим, тем больше поражаюсь, насколько они были развиты и насколько далеки от нас в части морали и ценностей. Как будто читаешь про очень похожих на людей инопланетян. И чем яснее это чувствуется в тексте (то есть чем больше там личного, а не только фактажного), тем удивительнее. Светоний этим интересен, прежде всего.

Про «Приложения о знаменитых людях» трудно сказать что-то внятное, учитывая, что это буквально несколько коротеньких отрывков. Интересно, хотя местами не совсем понятно. Общей картины, как в «Жизни», не складывается.





194
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 15:07
был очень колоритный перевод М. Ильинского, 1770-х годов
(я этим персонажем в диссертации занимался)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:03
А чем он колоритен?
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:11
«...своеобразный историзм переводчика – способность воплотить во всех этих упоминаниях о Помпеевой ратуше, сотниках с прапорщиками, шанцовых венцах и о Цезаре, отправившем «тайно наперед себя несколько баталионов» (Светоний 1776, 35, 85, 124, 125), флер своей эпохи гораздо более, нежели эпохи Цезарей» (с).
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:17
:-))) прапорщики особенно хорошо должны смотреться у Цезаря))
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:41
ии, это что!.. В.К. Тредьяковский предлагал переводить lictores как «приставы». А сам Ильинский переводит fasces как «пуки». В его переводе Клавдиана есть отличный стих «С пуками стул нести приятным чтем трудом».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:44

цитата spettro

fasces как «пуки».

:-)))
те еще тролли, в общем))
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:45
Да не то слово. Звери вопще.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:12
у меня были из него длинные выписки, не теперь не найду, конечно.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:17
а книги у нас нет нигде?
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:41
она у нас есть в Музее книги РГБ.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:44
фрр, не, это уж слишком
 


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 16:45
Дивное место. Потерянный рай, можно сказать.


Ссылка на сообщение29 июля 2014 г. 23:23
Вот, мне тоже Веспасиан больше всех нравился. Слишком уж обаятелен. Его же цитировать можно ( как и Светония в целом, наверно)
Нам в универе Светония, кстати, приводили как такой пример идеальной стези историка. Мол, пусть тираны всякие тиранствуют себе — историк тайно все запишет, и, готово, до потомков донесена правда. Порок наказан, а добродетель прославлена в веках. В общем, наверно из-за этого Светоний всегда был мне очень симпатичен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2014 г. 09:25

цитата Энкиду

Его же цитировать можно

:beer: да, и все по делу, главное)

цитата Энкиду

историк тайно все запишет, и, готово, до потомков донесена правда

ну, записывал-то он уже когда все сабжи оттиранствовали давно и ему ничего особо не угрожало...


⇑ Наверх