Как я начал читать фантастику


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergeigk» > Как я начал читать фантастику и что делать дальше
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как я начал читать фантастику и что делать дальше

Статья написана 23 апреля 2009 г. 09:32

Было время, когда я читал, практически, абсолютно все. Из фантастики разумеется. Мое позднее детство и ранняя юность, именно в тот момент я полюбил этот жанр, пришлись на конец восьмидесятых и самое начало девяностых.

Что тогда можно было достать из фантастики?

Братья Стругацкие, Г. Адамов, И. Ефремов, Г. Мартынов. Пожалуй, и все. Нет, конечно, были и другие авторы, но их книги достать было невозможно.
Еще забыл про Жюля Верна.

В тот период времени, я был клинически сдвинут на фантастике. Читал запоем. Мое имя возглавляло «топ-лист» самых читающих читателей в районной детско-юношеской библиотеке. Добрые тетеньки-библиотекари, при очередном обновлении книжного фонда, первым делом отсеивали фантастику, складывали эти книжки в хранилище и ждали пока я прибегу к ним за порцией чего-то нового. Еще в нашей библиотеке был читальный зал. Там хранились такие книги, которые даже мне, имеющему блат, не всегда удавалось взять на руки и унести домой. Приходилось читать прямо там.

После школы, а если каникулы, то прямо часов в десять утра, я бежал туда и пропадал там часа на три-четыре, иногда даже больше. Следствием чего стало ухудшающееся зрение. Тогда окулист, к которому меня привели родители, заметив, что я стал щуриться, сказал, что я должен читать не более часа в день! Странный человек, правда? Я кивнул, пообещал, что «ладно, один час и все» и пошел в библиотеку, часа на два.
Но речь, в общем-то, не об этом.

Вторым способом достать фантастику, были знакомые и друзья отца и матери. Скажу по секрету, я очень любил ходить в гости вместе с родителями. Мальчиком я был приличным, родителям стыдно за меня не было и они охотно брали меня с собой. Но я не ко всем любил ходить в гости, а только к некоторым. Как можно уже догадаться, к тем, у кого были обширные домашние библиотеки.

В то время, одним из способов показать свой достаток и приобщиться к касте избранных, были корешки редких книг, стоящих на самом видном месте польской стенки. Для тех, кто не застал это время, поясню, что под редкими книгами понималось не то, что сейчас, это не Библия Гуттенберга или труды Фомы Аквинского издания 1846 года, а действительно «редкие» книги: собрание сочинений Стругацких, Жюля Верна, Александра Дюма (не фантастика, но достать было сложновато) или какие-нибудь отдельные книги – «Тайна двух океанов», «Гианэя», «Саргассы в космосе» – это, вообще, невероятная удача. А серия «Рамочка»? Имея книги из этой серии, можно быть уверенным, что жизнь удалась.
Мне повезло, одна из подруг матери работала в местном торге. Представляете каково это? Что уж говорить, весь ее книжный шкаф был заполнен аккуратными томиками.

В гостях, я, выждав удобный момент, спрашивал у хозяев, могу ли я «порыться» в их шкафу. Кто же мог отказать смышленому карапузу, интересующемуся литературой. Естественно, домой я уходил, прижав к груди два-три романа, предварительно пообещав, что не заляпаю их едой или конфетами. Свои обещания я держал и читал книги, исключительно обернув их в старую газету.

Был еще один способ достать дефицитные книги – сдать макулатуру. Нет, не в школе (помните, как металлолом искали по округе) три кг притащить перевязанных бечевкой, а сдать в особых пунктах, этак пару десятков килограммов, и получить за  талончик. Я этим не занимался – занимался мой отец, не знаю, где он доставал столько макулатуры, но периодически эти талончики попадали ему в руки, и он обменивал их на книги, которых не было в свободной продаже, их, почему-то, выдавали на почте.

Потом появились книжные лотки. У нас в городе они первоначально размещались около книжных магазинах. Вот там было раздолье. Первой книгой, приобретенной там, бала книга Берроуза «Джон Картер – марсианин». Неизгладимое впечатление. Вскоре, несмотря на протесты родителей – цены кусались – я скупил весь цикл. Позже, для меня наступила эпоха Конана. Именно с этой вещи, я приобщился к фэнтези.

Читал я, читал. Друзей на фантастику подсадил. И вот наступил один день, я очень хорошо его помню, потому что это был мой день рождения. Мне подарили целых пять толстых книг. Среди них был Сергей Снегов, трилогия «Люди как боги». Начав читать, я не смог оторваться и весьма увесистый кирпичик тома, проглотил за несколько дней. В этой книге я нашел то, что искал с самого начала увлечения фантастической литературой: космос, иные цивилизации, тайна, приключения и галактические масштабы. Впечатлений хоть отбавляй.

Но именно с этого момента я стал разборчивым. Конечно, дело не в романах Снегова, просто они послужили катализатором. Думаю, дело в том, что я вырос, стал более требовательным.

С тех пор прошло уже много лет. Периоды увлечения космической фантастикой сменяли увлечение фэнтези-литературой, фэнтези сменялось мистикой и так далее. Я перечитал Толкина, Кинга, Гаррисона, Герберта и даже Роулинг. Да кого я только не читал. Что-то мне нравилось, что-то нет. Но в определенный момент времени мне стало трудно найти себе подходящее чтение. Проведя больше часа в книжном магазине у полок с фантастикой, я могу уйти, так и не сделав выбора. И не то, что я не доверяю рецензиям и отзывам, вполне можно вычленить из них главное и сделать выбор. Но, может, качество литературы упало, может, я слишком высоко задрал планку.

Но почему так? Почему, если некий писатель великолепно владеет стилем и языком, то романы у него скучны и затянуты. Или наоборот, интересная задумка, динамичный сюжет, но язык как в сочинении у семиклассника. «Серьезные» фантасты ударяются в философские переосмысления, превращая свои произведения в литературу не для всех. Фантасты «легкого жанра» двигают в сторону приключений космического десанта в войне с галактической мафией и превращают свои недороманы в боевики, поражающие кошмарной тупостью и глупостью. Неужели, наши мастера жанра, не в состоянии изваять нечто удобоваримое, угождая всей публике, и взыскательному интеллектуалу и контролеру в метро.

Где та золотая середина, которая позволяет нам получать удовольствие от прочтения?
Почему я откладываю четыре книги из пяти, не дочитав до 101 страницы?



Вот, в общем-то, и все. Зайду сегодня в книжный, но не уверен, что смогу что-то приобрести.




169
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 апреля 2009 г. 11:53
Все почти как у меня, только с лотков я покупал Тарзана Берроуза. И про книжные магазины, где можно час просидеть и ничего не купить.:-)
К сожалению, книги уже не так радуют , как в детстве и юношестве.

цитата sergeigk

Где та золотая середина, которая позволяет нам получать удовольствие от прочтения?
Почему я откладываю четыре книги из пяти, не дочитав до 101 страницы?

Думаю со временем мы становимся более усталыми от жизни что-ли и уже некоторые вещи не радуют так как раньше. Будучи подростком и читая Верна и Берроуза представляешь себя на их месте, а вырос и ты уже понимаешь, что жизнь не такая радужная, героем тебе не стать, а впереди, как правило рутина.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2009 г. 19:59
Конечно, просто «ностальгия» по тем временам, где достав «Пилота Пиркса» Лема можно было прыгать до потолка.
А «Тарзана» я брал у соседа по лестничной клетке. Перечитал почти всего. :-)

P.S. Кстати, зашел в книжный магазин, но так и ничего не приобрел. Думал Пехова купить (никогда не читал), «Хроники Сиалы», но так и не решился. :-)


Ссылка на сообщение23 апреля 2009 г. 12:05
Прямо очень на меня похоже. Правда Дюма отец сам искал. И Жюля Верна. И Стивенсона. Лема читал дед, а отец фантастику не любил. Но про «Джона Картера» — это я хорошо помню. А потом Конаниада, от Говарда и прочих. А потом «Боевые роботы».

цитата sergeigk

Но почему так? Почему, если некий писатель великолепно владеет стилем и языком, то романы у него скучны и затянуты. Или наоборот, интересная задумка, динамичный сюжет, но язык как в сочинении у семиклассника. «Серьезные» фантасты ударяются в философские переосмысления, превращая свои произведения в литературу не для всех. Фантасты «легкого жанра» двигают в сторону приключений космического десанта в войне с галактической мафией и превращают свои недороманы в боевики, поражающие кошмарной тупостью и глупостью. Неужели, наши мастера жанра, не в состоянии изваять нечто удобоваримое, угождая всей публике, и взыскательному интеллектуалу и контролеру в метро.

Я вывел для себя следующую формулу: глупо гоняться за полным творчеством какого-то автора — одна-две знаковые книги и все. А вкус свой нужно воспитывать. Если бы я после фантастики не взялся бы за хорошую прозу, навроде Маркеса, Сэллинджера, Гессе, Сартра, то наверняка был бы не готов воспринимать что-то, более глубокое и сложное чем «Чужак в чужой стране». А теперь я могу назвать с десяток авторов, которых почитаю (и читаю!) с удовольствием: серия «игра в классику», серия «магический реализм», серия «современная классика: красное и белое», многое в ШФ — не все, конечно, случаются у издательств и проколы. Но главное — и сейчас пишут хорошо, и сейчас есть, что почитать

А в книжный я давно не хожу. К нам в Иваново ничего приличного не возят. Один выход — заказывать на «буксах» да на «чаконе»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2009 г. 20:10
Я тоже пытался попробовать «хорошую прозу».
Маркес хорош, «Над пропастью во ржи» — несмненно книга знаковая, но, на мой взгляд, её достоинства преувеличены. Гессе не читал, а Сартр оказался для меня в меру зануден. :-)

Люблю Кафку — «Замок» и «Процесс», люблю Булгаков почти все, Чехова и прочих хороших авторов.
Несомненно, и сейчас издаются хорошие книги, но как определить именно ту, которая зацепит. Когда читаю книгу с удовольствием, то могу ночь не спать. Помню, «Мастери и Маргариту» начал читать в пять часов вечера, а закончил в шесть утра. Сидел на кухне, чтобы не разбудить родственников, и читал.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 10:03
попробуй почитать Кристофа Рансмайра «Последний мир» и «Болезнь Китахары». для ознакомления можно скачать на альдебаране. я уже купил и себе, и родственникам жены :)
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 10:06
Спасибо. Обязательно воспользуюсь советом. Если не сложно, в двух словах, о чем там?
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 10:51
напоминает Маркеса, но по-европейки. О чем? Нет. Как и что. Погружение в детально проработанный, полный реальных деталей (автор несколько лет занимается исследованиями истории, географии, мифологии и пр.) фантастический мир. Каждый абзац текста как отдельное блюдо, наполненное тысячей вкусов, послевкусий и запахов. Если замечаете какие-то нестыковки — значит они обоснованны. Например, в «Последнем мире» география вызывает удивление (как может эта страна находиться рядом с этой?) — на самом деле, автор опирался на римские источники, была в этом какая-то цель


⇑ Наверх